Современные информационно-просветительные технологии
Отечественные технологии образовательно-развивающего досуга наряду с традиционными подходами используют новые идеи.
Развивающаяся инфраструктура молодежного досуга (Центры досуга молодежи, Дома молодежи, хобби-центры, Центры технического и художественного творчества, учреждения внешкольного образования и воспитания) позволяет осуществлять образовательные и информационно-познавательные программы . в них освещаются следующие аспекты:
• культура политической информации, обсуждение, комментарии, оценка политической жизни в обществе, в мире;
• речевая коммуникация - культура речи, дебатирование, искусство полемики, публичной речи, журналистские навыки;
• политменеджмент - развитие навыков управления, организаторской деятельности в политике;
• подготовка молодежи к активной общественно-политической жизни, к грамотным общественным действиям: защита прав, участие в митингах, манифестациях, маршах протеста.
Мы все активнее интегрируемся в международные социально-культурные проекты. Создаются досуговые центры, которые компетентны, прежде всего, в пропаганде искусства, литературы, организации творчества, используя индивидуальные, групповые, массовые формы информационно-просветительной деятельности. В художественное просвещение сегодня включаются миллионы людей, многие через культурно-просветительские общества: Всероссийское музыкальное (ему исполнилось; 125 лет и год был насыщен разно-жанровыми музыкальными событиями); Всероссийское театральное общество; общество Рахманинова, Гете, Гейне, Рерихов и др. Большинство из них вышли за рамки локальных, стали международными. Возникают творческие союзы, гильдии, ассоциации. По их инициативе проходят такие разноплановые фестивали, как: Пасхальный, Рождественский, джазовый, духовного песнопения, колокольных звонов; классической, камерной, вокальной, хоровой, электронной музыки; «Театральная весна», студенческих театральных капустников, фолк-фестивали, рок-фестивали; правозащитный кинофестиваль; детского и юношеского литературного творчества, юных композиторов; авторской песни .
На стыке традиционных направлений информационно-просветительной деятельности жизнь подсказывает новые:
• социально-досуговая терапия для детей, инвалидов, пожилых людей;
• последовательное развитие навыков самоорганизации рационального досуга;
• создание эксклюзивных культурно-просветительских центров типа: «Высоцкий», «Маяковский», «Тарковский»; Центр мотоциклетной культуры, байкер-клубы; Центры национальной, этнической, фольклорной культуры и тому подобное;
• строительство мультиплексов - кинотеатров будущего.
Одним из ключевых понятий в культурно-просветительной деятельности является общественное мнениекак состояние массового сознания. Влияние на него, формирование объективных суждений, оценок, правил, норм - важная социально-культурная задача. На формирование общественного мнения направлены сегодня конференции, пресс-конференции, презентации, аукционы идеи, интеллектуальные шоу.
Организация массовых форм культурно-просветительской работы
Под методами культурно-просветительской работы понимают способы передачи и усвоение знаний, которые действуют на сознание, чувство и поведение людей, привлечение их в сферу общественно-полезной деятельности в интересах решения просветительских, дидактических и воспитательных задач.
В культурно-просветительской работе широко применяются методы пропаганды и агитации, методы идейно-рационального влияния, методы коллективного творчества.
Под формой культурно-просветительской работы необходимо понимать определенные способы организации людей и совокупность разных средств и методов влияния, т.е. способы отбора и изложение материала, который составляет основу содержания, идейно-тематический замысел мероприятия.
Формы культурно-просветительской работы делятся на индивидуальные, групповые и массовые.
К массовым формам культурно-просветительской работы относятся: митинги, публичные лекции, тематические вечера, устные журналы, манифестации, фестивале, спортивные праздника, ритуальные парады и т.п.
Формы представлений и досуговых программ.
Театрализованный тематический концерт. Эстрадное шоу и концертно-развлекательные программы. Рекламно-концертное шоу. Эстрадное шоу и концертно-развлекательные программы. Рекламно-концертное шоу. Театрализованный тематические вечера, вечера-юбилеи, вечера социально-гражданской тематики, вечера отдыха детские утренники. Театрализованное тематическое обрядовое действо.
При организации мероприятия следует учитывать:
Режиссуру зрелища.
Бюджет зрелища.
Организационно-правовое обеспечение зрелища.
Проблема безопасности.
Перед тем как приступить к подготовке мероприятия
Нужно чётко определить:
1. тему и возраст аудитории;
2. цели мероприятия.
Очень важно учесть соответствие тематики и формы предстоящего мероприятия. Выбор формы очень важен. Что вы хотите вложить в данную программу, как вы его назовёте? Иногда именно здесь случаются казусы (Литературный праздник «Детство, опалённое войной», поэтический аукцион «Читая пушкинские строки.).
Следующий этап - написание сценария мероприятия и подбор конкурсов и заданий для него. При подготовке и проведении мероприятий, нужно помнить, что существуют определенные требования, которые необходимо соблюдать, чтобы достичь поставленных целей.
1.Мероприятие не самоцель, а средство воспитания, т.е. должно создавать цельность настроения, вызывать переживания, направленные на формирование определенных установок.
2. Следует стремиться к вовлечению в действие широкого круга участников, чтобы каждый мог быть активен, проявить свои знания, способности и дарования. Идеальный вариант, когда все присутствующие могут принять участие.
3. Мероприятие не должно быть перегружено и затянуто.
4. При проведении мероприятий нельзя ориентироваться на уже достигнутый уровень развития участников. Необходимо предусматривать и перспективу развития. Вместе с тем, нельзя ориентироваться и на завышенный уровень развития. Мы знаем, что когда что-то слишком просто – это неинтересно, когда очень сложно – тоже неинтересно. Излишняя простота и излишняя сложность ведут к отсутствию внимания и интереса, а значит, проведенная работа будет бесцельной.
5. Мероприятие должно быть захватывающим, что зависит от форм подачи материала, активности участников.. Чем красочнее и ярче подаваемый материал, тем сильнее будет его влияние. Не последнюю роль играет и принцип наглядности.
6. Мероприятие не должно быть “мероприятием“. Активное применение игровых и занимательных форм работы должно отличать . Новые формы способствуют развитию творческой активности, интеллектуальных способностей.
7. При подготовке массовых мероприятий необходимо учитывать возрастные и психологические особенности пользователей. Например, для младших школьников характерными особенностями являются стремление познавать мир в игре, быстрая утомляемость, неумение долго концентрировать внимание, повышенная эмоциональная возбудимость, желание соревноваться со сверстниками. Это должно определять и формы работы. Здесь же можно отметить, что работа с этой возрастной категорией является, пожалуй, наиболее важной и актуальной сегодня
Интересные вопросы и интеллектуальные задания имеют большое значение для развития интереса к теме (проблеме). Правильно подобранные вопросы помогают сконцентрировать внимание на главном, важном, развивают мыслительные способности, повышают активность.. Практика показывает, что этот этап очень индивидуален. В некоторых случаях действительно необходимо сначала разработать задания и конкурсы, а потом уже выстраивать на их основе сценарий (при подготовке таких форм, как викторины, турниры и т.п.). В других случаях сюжет сценария сам продиктует форму и содержание заданий (сюжетные литературные и познавательные игры. Вопросы и задания мероприятий критико-аналитического направления также определятся сценарием). В любом случае, нужно помнить, и умело пользоваться тем, что участники любят конкурсы, турниры, викторины, соревнования. К выбору типа вопросов надо отнестись серьёзно и подойти творчески.
…
Кроме того, исходя из цели каждого этапа мероприятия, можно использовать вопросы:
Ø вызывающие интерес,
Ø привлекающие внимание,
Ø переключающие внимание,
Ø помогающие оценить знания,
Ø возвращающие к основной теме,
Ø
Ø помогающие углубиться в тему,
Ø апеллирующие к эмоциям, открывающие (закрывающие) обсуждения,
Ø позволяющие сделать вывод, определение,
Ø влияющие на ход обсуждения,
Ø подводящие итог обсуждения