МИНЕРАЛЬНые ИКОНОПИСНЫЕ краски
МИНЕРАЛЬНАЯ ЖЕЛТКОВАЯ ТЕМПЕРА
Краски – это вещества натурального или искусственного происхождения, которые способны окрашивать тот или иной материал, не соединяясь с ним химически.
Для изготовления пигментов используют химические соединения, обладающие повышенными цветовыми качествами. По химическому составу пигменты и изготовленные из них краски разделяются на 2 вида: минеральные (неорганические соли или окислы металлов) и органические (сложные соединения растительного или животного происхождения).
И те, и другие пигменты могут быть естественными (природными) и искусственными.
По своим качествам краски подразделяются тоже на 2 вида: кроющие, или корпусные, дающие малопросвечивающий плотный слой, и на лессировочные, дающие прозрачный слой.
Природные минеральные краски получают из сырья, встречаемого в окружающей среде. В готовом виде и их можно подразделить на две большие группы:
1. Большая группа природных железо-окисных красок – глины и руды (мягкие землистые, иногда рыхлые наносные, глинистые породы и твердые горные породы; также минералы, образующие самостоятельные геологические тела).
Это пигменты желто-коричневых и красно-коричневых цветов – охры, сиены и умбры, а также мумии и сурики – пигменты красных, оранжевых и коричневых цветов, а также кремнеземистые краски – волконскоит, глауконит зелёных оттенков. Цвет железо-окисного сырья может быть очень разнообразным: от желтого, светло-коричневого до темно-коричневого и даже черного. Кроме этого, существуют разнообразные красные, зеленые, зелено-голубые, голубые и даже синие цвета минералов.
2. Различные цветные минералы.
Термин «минерал» происходит от среднелатинского слова minera, «кусок руды», «камень, из которого получают металл». Его возникновение теряется в глубине средних веков. Согласно другой версии, слово «минерал» произошло от латинского слова mina – «подземный ход», «штольня».
Русское слово «руда»» является производным от старинного славянского слова «рудой» или «рудый», означающий рыжий, жарко-красный цвет. В ряде западно-славянских языков слово «руда» означает «кровь». Под этим можно понимать глубинный смысл горняцкого термина «руда» как «кровь горных (рудных) жил».
Как правило, в древнерусской иконописи применялись минеральные пигменты, в основном натуральные, в редких случаях некоторые из них изготовлялись искусственным путем.
Палитра древнерусских мастеров состояла из небольшого количества красок, и из этого малого количества создавалось благолепное колористическое построение иконы Это подобно тому, как в музыке всего из 7 нот происходит всё многообразие музыкальных произведений. Иконописцы были людьми высокой художественной культуры, о чем говорят те тончайшие цветовые нюансы в тонах, которых они достигали.
Как показали химические и оптические исследования древней живописи, в процессе работы художники редко пользовались чистыми красками, почти всегда составлялись цветовые нюансы, так называемые замесы. При составлении тона к основной краске добавляли небольшое количество других пигментов. Промежуточные тона, как и основные, готовили в сосудах, тщательно перемешивая краски, иначе после высыхания на живописи могли появиться пятна. Краски различных тонов накладывались послойно, каждый слой обязательно просушивался.
Краски для живописи состоят из твердого пигмента – цветовой основы красок и жидкого связующего, которое со временем твердеет, образуя единую с красочным порошком твердую массу. Краски приготовляются иконописцем перед началом работы: их затирают на эмульсии.
Цветовой тон, или колер, замес составлялся главным мастером и замешивался на связующем, то есть на эмульсии. О ней и пойдёт речь в следующем разделе.
Эмульсия
В качестве связующего для иконописных красок русские мастера употребляли, в основном, желток куриного яйца, разбавленный хлебным квасом. Итальянские мастера использовали слабые растворы виноградного уксуса, сок фигового дерева, молодое вино, разбавленное водой. Немецкие художники предпочитали разбавленное водой пиво. В России в качестве консервирующего вещества иногда добавляли поваренную соль, а в краску ярь-медянку – небольшое количество мёда.
Что такое эмульсия? «Если взболтать масло с водой, получится мутная жидкость, легко распадающаяся на составные части. Если же в эту мутню ввести клеющее вещество, то такое химическое соединение масла называется эмульсией. Желток соединяет в себе 51,5% воды, 15% альбумина и витамина, 22% яичного масла и ~11,5% других веществ. Если его вынуть из белка и смешать механически с водой, мы получим естественную желтковую эмульсию. Но т.к. подобная эмульсия способна к быстому загниванию, в неё вводят кислое, слегка клеющее вещество, обеспечивающее её стойкость.»* (* Шнейдер, Фёдоров. По другому источнику, состав желтка:20-25%яичного масла, 15-16%альбумина и вителлина, 7-9%лецитина и ~50%воды.)
Яичное масло относится к полувысыхающим маслам. Оно состоит, в основном, из олеиновой кислоты и небольшого количества пальмитиновой и стеариновой кислот. Оно имеет насыщенный жёлтый цвет, густую консистенцию, легко делается прогорклым. Высыхают очень медленно – в течение несколких месяцев. Высыхание, вернее, отвердение яичного масла, происходит в результате окисления и полимеризации. После отвердения масла краски, затёртые на желтке, не размываемы водой.
Содержащиеся в желтке альбумин и вителлин – это энергичные эмульгаторы масел, поэтому желток не расслаивается и обладает способностью дополнительно эмульгировать растительные масла в 1,5 раза больше собственного объёма. Это свойство используется для получения красок на жирных эмульсиях.
Лецитин – жирное гигроскопическое вещество, имеющее воскообразную консистенцию, которая замедляет высыхание (отвердение) яичных и других масел.
Прозрачная часть яйца – “glarea ovi” – представляет собой белок, применявшийся в ранней средневековой живописи в качестве основного связующего вещества темперных красок. Применялись белковые краски для миниатюр и живописи на бумаге.
Так как желтковая эмульсия способна к быстрому загниванию, в нее вводят консервант – кислое вещество, замедляющее этот процесс.