Приготовление яичной эмульсии

У Ираклия читаем: «Возьми желток, положи на ладонь, проколи его острием стило и, нажав пальцем, выпусти в сосуд. Добавь воды и сбивай палочкой или прутиком».

Для приготовления красок желток разбавляют водой или слабыми органическими кислотами в соотношении 1:1. С этой целью русские художники обычно использовали квас; итальянские – слабые растворы виноградного уксуса, сок фигового дерева или молодое вино, разбавленное водой; немецкие художники использовали разбавленное водой пиво.

В России в качестве консерванта в эмульсию иногда добавляли поваренную соль, а в ярь-медянку – немного мёда.

Итак, чтобы получить эмульсию, нужно:

1. Сделать отверстие в скорлупе свежего куриного яйца, чтобы в него мог пройти желток, осторожно выпустить его на ладонь, не повреждая плёнки.

2.Освободить желток от белка, перекладывая его из руки в руку и вытирая поочередно свободную ладонь о чистую ткань.

§ даже ничтожное количество белка мешает в работе!

3.Когда желток очистится от белка, прорвать тонкую пленку и, придерживая ее, выпустить желток в стеклянную емкость, а пленку выбросить.

4.Промыть пустую скорлупу теплой водой от остатков белка. Она послужит меркой для разбавителя эмульсии.

5.Не спеша тщательно размешать желток с родниковой или кипячёной водой в пропорции 1желток на 1-1,5 скорлупы воды. Размешивать кистью, не допуская пузырьков и пены. Получится смесь светло-желтого цвета.

§ В такой же пропорции вместо воды можно добавить винный уксус с водой (на 1 желток 1 чайную ложку уксуса, 1 скорлупу воды) или сухое белое вино (его можно не разбавлять водой или разбавлять в разных пропорциях, сохраняя при этом объём скорлупы).

§ Эмульсия на вине дольше хранится и по причине быстрого высыхания ускоряет процесс работы. При условии хранения в прохладном месте эмульсия может использоваться в течение нескольких дней.

§ Для приготовления эмульсии лучше использовать родниковую воду.

§ Раньше существовал обычай молодые лики писать на эмульсии из городского яйца, а лики старцев – на деревенских яйцах, т.к. городские желтки более светлые, чем деревенские. К тому же деревенские имеют более насыщенный жёлтый цвет, близкий к оранжевому.

§ Ченино Ченини пишет, что если лазурит слабо насыщенный, то его лучше приготовлять на деревенском желтке, который обогатит цвет.

Желтково-эмульсионные краски обладают следующими превосходными качествами: они богаты колоритом, а после покрытия олифой становятся прозрачными. Мало того, эти краски хорошо противостоят воздействию света. При высыхании они не дают трещин и, наконец, они прочно соединяются с левкасной основой, составляя с ним почти одно целое.

Недостатки: быстро высыхают, изменяя свой цвет при высыхании.

Гуммиарабик И ДРУГИЕ

Вторым после желтка связующим в станковой живописи была камедь – растворимая в воде смола акации (гуммиарабик) и некоторых фруктовых деревьев (вишни, сливы, алычи и т. д.).

Гуммиарабик почти без примесей содержится в соке, добываемом из коры аравийской и африканской акаций. Основное вещество смолы – это арабин, который состоит из кальциевых и калиевых солей арабиновой кислоты. Гуммиарабик медленно распускается в холодной воде, растворяясь в ней полностью. Высыхая, он образует бесцветную блестящую стекловидную твердую пленку. Повторно легко растворяется в воде. Раствор гуммиарабика быстро закисает и плесневеет; легко и прочно смешивается с эмульсией из желтка куриного яйца.

Вишневую или сливовую камедь добывают из наплывов загустевшего сока, вытекшего из-под пораженной коры вишни и сливы. Это вещество представляет собой стекловидно-прозрачные кусочки различной формы, бесцветные или коричневых оттенков. Кроме арабина оно содержит вещества, набухающие в воде, но не растворимые. Из свежей, еще не высохшей вишневой камеди арабин легче переходит в водный раствор.

В России были известны два способа получения раствора камеди. Первый состоял в том, что в стеклянном сосуде в чистой воде распускали кусочки камеди, помешивая ее. Затем процеживали через ткань, чтобы отделить нерастворимые вещества и загрязнения. При втором способе камедь заливали дождевой водой и выдерживали 4-6 дней. Затем его подвергали бродильному процессу сроком до 20 дней. После этого раствор процеживали через ткань.

В живописи иногда применялись те же клеи, что и для левкаса (осетровый, мездровый и другие).

Тонкодисперсионные порошки органических красок типа бакана красного или ярко-зеленой ярь-медянки перетирали либо с бальзамами, либо с высыхающими маслами (олифой) для получения красок, дающих прозрачный (лессировочный) слой. Такими красками писали по серебру или золоту.

Бальзамы(или терпентины) получали из живицы – смолистого сока сосны или пихты. Сок состоит, главным образом, из терпенов – непредельных углеводородов с примесью различных других соединений. На воздухе терпены окисляются и одновременно полимеризуются, причем часть их испаряется, в результате чего образуется прозрачная твердая блестящая пленка.

Творение краски

Обыкновенно подготовка краски к работе начинается с дробления минералов. Затем их растирают в ступке, а после перетирают с водой на стекле или на мраморной доске при помощи «куранта». Курант – это специальный каменный или стеклянный предмет с ровной, хорошо «притертой» поверхностью.

В старину пигменты перетирали со связующим в неглубоких широких сосудах, чтобы затирку можно было сделать пальцем. В качестве сосудов использовали раковины моллюсков, керамические плошки и круглые некрашеные деревянные ложки без черенка (ложку предварительно пропитывали олифой, чтобы она не набухала от воды). Перед затиркой сухие пигменты заливали водой на несколько часов, чтобы они вобрали в себя влагу. Излишки воды сливали, добавляли связующее и растирали.

Итак, на стекло насыпается пигмент или выкладывается паста, наливается немного родниковой или кипячёной воды. Затем всё вместе начинают растирать курантом, причём его нужно водить вкруговую и восьмёркой, а иногда слегка приподнимть за краешек, чтобы поверхности не присасывались.

§ Можно проверить, насколько хорошо растёрт пигмент: если приподнять стекло, то на просвет хорошо будут видны нерастертые крупинки краски, также по мере растирания будет утихать первоначально сильный хруст.

Когда полученная паста будет хорошо стерта, оставить ее для просыхания, затем после просушки с помощью мастихина или шпателя снять сухой красочный порошок и пересыпать его в стеклянную баночку с плотной крышкой, надписать.

§ Для перетирания белил должно быть отдельное стекло и курант, чтобы белизна краски не загрязнялась. Все остальные краски можно перетирать на одном стекле и одним курантом, лишь хорошо промывая их.

§ Некоторые пигменты, например, хлорит, теряют интенсивность цвета при длительной растирке.

§ Киноварь же чем больше растираешь, тем она ярче.

В старое время краску творили очень долго. В трактате 12 века Ченнино-Ченнини говорит об этом так: «если ты будешь тереть ее целый год, то она будет только лучше». Ныне же тонко-тертые специальными машинами краски значительно облегчают их творение.

Перед началом работы растертые пигменты разводятся с эмульсией в плошках, ложках, тигельках, ракушках или на палитре с лунками.

Натуральная яичная темпера годна для работы в течение нескольких суток, после чего она начинает быстро разлагаться, теряет силу цвета и не сцепляется с грунтом. Беречь створенные краски, конечно, следует в прохладном месте, не давая, однако, им замерзать. Подмерзшие краски не годятся для работы.

§ Если краска замешана на слишком крепкой эмульсии, то при высыхании красочный слой сначала будет лосниться, а позже могут появиться кракелюры /трещинки/. В свою очередь, если эмульсия недостаточно крепка, то краска будет слабой и неустойчивой, так как будет стираться /даже от проведения ладонью по поверхности красочного слоя/.

На вопрос, сколько же требуется вводить эмульсии в замес, ответить весьма трудно, ибо это зависит от крепости эмульсии, от краски, от поставленной цели. Так, например, земли /охры, сиены и умбры/ требуют более крепкую эмульсию, чем кристаллические краски. Однако, как правило, можно руководствоваться следующими положениями: разведенная на эмульсии краска должна быть жидкой, как акварель, а поверхность красочного слоя после высыхания должна быть матовой и устойчивой.

Глава 4

Наши рекомендации