Краски растительного происхождения.

Краски растительного происхождения. - student2.ru 25. КРАПЛАК.

Название от нем. «корень».

В Европе большая проблема добыть этот цвет. Здесь для приготовления краски используют корни растения Rubia finktovum, в Турции – Rubia perigina, в Индонезии – Rubia cordifolia, в Индии – Rubia memogista. Из Rubia cordifolia получают экстракт, называемый Alizarin, другое название – Turkish-Red. Rubia finforium – это растение должно находиться в земле с глиной 3 года, после этого корни готовы к употреблению. Корни имеют длину около 60 см, толщину 1 см. в начале осени растение выкапывают, моют, сушат на улице. Корни должны быть очень сухие, со сладким запахом, их нужно поломать и выдерживать потом еще 1-2 года. Для испытания готовности корней нужно опустить маленький кусочек в кипящую воду и посмотреть, насколько густой будет цвет воды.

Краплак – краска неустойчивая, очень чувствительна к железу /не допускать использование железных инструментов/. Это такая же старинная краска, как и индиго, она приготавливается из корней различных растений.

Синие растительные краски.

Краски растительного происхождения. - student2.ru 26. ИНДИГО.

Растительная краска, получаемая из растений indigofera tinctoria, которые произрастают преимущественно в Индии. Применялась с древних времен. В Европе синие красители извлекали из разных растений, чаще из вайды. Индиго – краска не очень прочная.

Краски растительного происхождения. - student2.ru Черные растительные краски.

27. УГОЛЬ. (Березовый уголь, Лоза – ВИНОГРАДНЫЙ УГОЛЬ, Персиковая черная – УГОЛЬ ИЗ ПЕРСИКОВЫХ КОСТОЧЕК).

28. Копоть. Сажа.

Все эти краски стойки к воздуху и к свету.

Начало применения углеродосодержащих пигментов относится к глубокой древности. Сажи на Руси называли копчеными чернилами. В зависимости от сырья и способа получения сажи в Х1Х-ХХ веках появилось много названий – газовая, голландская, ламповая копоть и т.д.

Получают при сжигании органических природных веществ (березовых прутиков, персиковых косточек, виноградной лозы, отжимок) в закрытых сосудах без доступа воздуха. Обугленные остатки растирают в порошок.

Из неорганических пигментов сажи имеют самый малый размер пигментных частиц.

КЛАССИФИКАЦИЯ МИНЕРАЛОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ИКОНОПИСИ.

Табл.

Цвета минералов Минеральные краски Органические краски
Кристаллические Земляные Растительные Животные
Хроматические   Красные   Киноварь Гематит /кровавик/   Охры – красная, розовая, мумия и т.д.   Краплак   Кошениль (червец, кармин) Пурпур
  Жёлтые оранжевые коричневые Аурипигмент Реальгар Вульфинит Ваат Крон /иск./ Сурик /иск./   Охры жёлтые Сиена Ярозит Умбра   Крушина Шафран     Сепия  
  Синие Лазурит Азурит Вивианит   Вивианит     Индиго    
    Зелёные Малахит Хризоколла Диаптаз Хлорит Ярь /иск./   Глауконит Волконскоит      
  Фиолетовые Гематит: сметана, мафорный, фиолетовый       Червец  
Ахроматические     Чёрные Шунгит     Чёрные земли (напр., звенигородская) Уголь -берёза, лоза, персик Сажа, копоть Кость жжёная  
    Белые Церуссит Белила свинцовые, Титановые, Сурьмяные /иск./      
  Прозрачные Хрусталь, Кварц Гранат      


О НЕСОВМЕСТИМОСТИ МИНЕРАЛЬНЫХ КРАСОК.

Следует избегать некоторых сочетаний минералов из-за их несовместимости, так как в водной среде между ними возникает химическая реакция, которая приводит к изменению цвета замеса. Так, мышьяковые краски, медные и свинцовые несовместимы между собой /см. табл./.

Мышьяковые краски Свинцовые краски Медные краски
Аурипигмент Реальгар   Свинцовые белила Сурик Крон Церуссит Вульфинит Малахит Азурит Лазурит Хризоколла Ярь-медянка

СОВЕТЫ.

§ Необходимо соблюдать осторожность при растирании ядовитых пигментов, таких как свинцовые и мышьяковые /аурипигмент и реальгар/ из-за их сильной летучести.

§ Не хранить минералы рядом с батареей, огнём.

§ Не хранить ядовитые краски в жилом помещении.

§ Ярь-медянка очень активна. Использовать лучше в замесе с нейтральными красками.

§ На цвет всех красок яичной темперы весьма вредно действуют глицерин и мёд.

Глава 3

Наши рекомендации