Искусство французского классицизма
Расцвет французского искусства отделен от эпохи Возрождения мрачной и трагической эпохой. Это было время гражданской войны 1562-1594 годов. В области изобразительного искусства классицизм
развернулся в сильное и яркое явление, связанное в первую очередь с
именем Пуссена.
Никола Пуссен(1594-1665 гг.) в 1624 году оказался в Риме,
прожив там 40 лет. Чуждый импульсивности и неуравновешенности
барокко, Пуссен видел в живописи возможность выразить мысль и искал путей для создания стиля большого общественного звучания, искусства,
затрагивающего общечеловеческие проблемы и философские вопросы.
Стиль этот должен быть глубоко продуманным, последовательно
логичным. Пуссен ограничил себя исторической живописью, поскольку искал
идеалы гражданственности. Он придавал создаваемым
образом обобщенный характер, черпал сюжеты из античной мифологии,
исторических легенд. Античные сюжеты и образы станут признаками
классицизма, а затем академизма в живописи.
Рисунок Пуссена чеканен, как в античном рельефе, Колорит обычно
основан на чистых локальных цветах, среди которых главную роль
играют неразложимые простые цвета — синий, красный, желтый. Свет
всегда рассеянный, ровный. Нюансировка скупая. В конце 20-х годов он
пишет «Смерть Германика», а вскоре «Царство Флоры», где оказались
соединены в сложной композиции фигуры и группы из «Метаморфоз» Овидия.
Классицизм с середины стал ведущим стилем французской Академии. В своем
официальном варианте он утратил философскую глубину, лишился
эмоциональной силы, сохранив рассудочность и пренебрежение к
конкретной реальности. Уравновешенность композиции, четкость р
исунка, скульптурная лепка форм, локальность цвета стали штампами
академической живописи. Только историческая
живопись признается высоким искусством, усиливается помпезность.
Ш
арль Лебрен(1619-1690 гг.) – один из основателей Академии.
Четыре года обучаясь у Пуссена, он в 1662 году получил звание первого
живописца короля, в 1664 году стал президентом Академии и взял в свои р
уки строительство Версаля.. Эклектизм Лебрена заключается в подмене человеческих идеалов официальными штампами
из придворного арсенала, в банальностях и чрезмерности
аллегорий.
Архитектура классицизма
Идея триумфа централизованного государства находит выражением в монументальных образах архитектуры, которая впервые решает проблему архитектурного ансамбля. Новые художественные особенности архитектуры проявляются в применении ордерной системы, в целостном построении объемов и композиций зданий, в утверждении строгой закономерности, порядка и симметрии, сочетающейся с тягой к огромным пространственным решениям, включающим парадные парковые ансамбли. Первый крупный ансамбль такого типа – дворец Во-ле-Виконт, принадлежавший главному интенданту Фуке был создан архитекторами Луи Лево и Андре Ленотром.
Вторая половина XVII века – время наивысшего расцвета архитекутры французского классицизма. В это время особенно ярко проявилась социальная роль архитектуры. Большое значение имело образование Академии архитектуры, задачей которой сатал выработка основных эстетических норм и критериев архитектуры классицизма.
Для классицизма в архитектуре характерно: преобладаение горизонтальных членений над вертикальными, единая кровля, нередко скрытая баллюстрадой, более простая композиция. Зрелые черты классицизма проявляются в загородном ансамбле дворца и парка Во- ле –Виконт близ Мелена (1655-1661 гг.). Его создатели – архитектор Луи Лево и мастер садово-парковых ансамблей Андре Ленотр, живописец Шарль Лебрен. Композиционным центром не только дворца, но и всего ансамбля, стал большой овальный зал, расположенный на пересечении основных планировочных осей ансамбля. Большой ордер пилястр охватывает два этажа.
Крупнейший архитектор XVII столетия – Жюль Ардуэн-Мансар (1646- 1708), по проектам которого были сооружены плащади Людовика Великого (впоследствии Вандомская) и площадь Побед. Самым грандионым стало проектирование и осуществление Луи Лево и Ардуэн-Мансаром ансамбля Версаля, начатое в 1668 году и длившееся 20 лет. К Версальскому дворцу, расположенному на высокой террасе, сходятся три широких прямых лучевых проспекта города, образующих трезубец, средний проспект которого ведет в Париж, два других в королевские дворцы.
Скульптура Франсуа Жирардон является автором памятника Людовику XIV, дстановленному в на Вандомской площади.
Антуан Куазевокс (1640- 1720 гг.)- младший современник Жирардона с 1666 года стал королевским скульптором и работал над декорировкой Весальского дворца и парка вместе с Мансаром. Для дворца Марли он изготовил знаменитые конные статуи «Меркурий на Пегасе» и «Виктория на Пегасе». Ему принадлжеит огромная стауя короля, портреты Лебрена, Мольера и покровителей Кольбера, Мазарини.
Пьер Пюже (1620- 1694 гг.) работал в Тулоне, Марселе, Париже. Величайшая работа Пюже – проект перестройки Марселя остался незавершенным. Полное признание творчества Пюже пришло только после его смерти.
Барокко и классицизм не исчерпывали все многообразие и сложности творческих устремлений эпохи. Важное, а во многих случаях решающее значение в художественной культуре XVII века приобрели тенденции, связанные преимущественно со станковыми формами искусства, особенно живописи, на непосредственном контакте с жизнью, с натурой, с изображением действительности такой, как она реально видится человека.
XVII веке – время обособления различных жанров живописи. В каждой из национальных школ были свои предпочтительные жанры.
12. Голландское искусствоXVII
Голландское искусство XVII века дало прекрасные образцы в таких жанрах, как натюрморт, пейзаж и бытовой жанр. Во многом это было связано с тем, что Голландия – страна, в которой протестантская церковь не нуждается в украшении, поэтому церковных заказов практически нет. Хотя библейские, исторические сюжеты не исчезли из живописи, но бюргеров привлекали виды городов, верфей, природы, которые могли быть помещены в частном доме. В буржуазной Голландии художник был лишен покровительства двора или церкви, но должен был учитывать вкус тех, кто соглашался платить за написанную им картину деньги. Судьба одного из величайших художников Европы Рембрандта – пример того, как дорого приходится платить отныне творцу за свободу творчества.
Рембрандт ван Рейн (1606-1669 гг.) работает в технике офорта, которая позволяла сопоставить энергичные штрихи с тончайшими, еле уловимыми, работать темными поверхностями, достигать постепенности в градациях тонов. В офортах Рембрандт создает жанровые сцены, пейзажи, а также портреты и сцены из Библии и Евангелий.
В 40-х и 50-х годах Рембрандт создвает тип портрета-биографии. В «Портрете жены брата», «Читающем юноше» атрибуты сведены к минимуму. В 60-е годы Рембрандт, пережив смерть своей второй жены Хендрикье и сына Титуса, остается один, создавая свои последние шедевры. В 1660-м году он пишет картину «Ассур, Аман и Эсфирь», изображающий момент, когда Эсфирь раскрывает царю Ассуру коварство Амана. В 1655 году он пишет «Давида и Урию», в 1668/69 годах «Возвращение блудного сына».
Мастером натюрморта был Виллем Клас Хеда (1594 – 1680). Ему были свойственны точность наблюдения, тонкие градации тонов. Особое место в искусстве Голландии принадлежит творчеству Франса Хальса (1580 – 1666), в творчестве которого естественно сплелись жанр и портрет. Одним из распространенных видов портрета был в Голландии того времени групповой портрет. Главной задачей художника при этом было объединение участников каким либо действием. Франсу хальсу принадлежат такие групповые портреты, как «Праздник офицеров стрелковой роты св. Георгия». В 20 и 30 е- годы художник создает произведения жанрового характера, а также ориганиальные по замыслу картины «Мулат», «Цыганка», «Малле Баббе, гарлемская колдунья». Для Хальса периода творчесткой зрелости характерна «широкая манера» живописи, при которой свбодно положеные крупные мазки не смешиваются и сохраняют стремительность руки художника.
В жанровой живописи голландцы тяготели к камерной, интимной передачи событий. Так, Адриан ван Остаде ввел крестьянсую тему, создавая идиллические, наполненные легким юмором картины. В серии жанровых картин на тему «Пять чувств» он вместо изящных красавиц показывал крестьян, то зажимающих нос от вони, то нестройно распевающих песни. Питер де Хоох опоэтизировал обыденную жизнь голландских бюргеров. Вермер Делфтский (1632 – 1675 гг.) – художник высших слоев голландской буржуазии. Работал медленно, сюжеты его карти те же, что у Хооха и Терборха, но в его картинах много воздуха, света, в них все гармонично и уравновешенно. Якоб Рейсдаль (1628/ 29 – 1682 гг.) в коне 50- х -60-х годах содает призведения, в которых преобладает эмоциональное начало, зигзаобразные очертания деревьев, преувеличения («Еврейское кладбище», «Речкая в лесу», «Болото»). В последние годы своей жизни художник пишет фантастические виды водопадов и гор, называя их видами Новегии, в которой он никогда не бывал.