Тема: «ТАРТЮФ» МОЛЬЕРА КАК КОМЕДИЯ ФРАНЦУЗСКОГО КЛАССИЦИЗМА

Задания

1. Охарактеризуйте пьесу «Тартюф» как комедию классицизма по следующим параметрам: сюжет, конфликт, герой.

2. Найдите в тексте цитаты, характеризующие Тартюфа. Каким образом автор с самого начала комедии дает понять, что Тартюф – персонаж отрицательный?

3. Кого в комедии можно назвать героем-резонером? Почему?

Вопросы

1. Мольер как новатор французского театра. Понятие «высокая комедия».

2. История создания «Тартюфа»: путь комедии к сцене.

3. Особенности конфликта в комедии, его развитие.

4. Образ Тартюфа. Характер ханжи и лицемера – образец классицистической типизации. Динамика образа.

5. Идейная нагрузка финала комедии.

6. Комическое в «Тартюфе». Способы конструирования комических ситуаций.

Литература

Текст: Мольер «Тартюф» (перевод М. Лозинского или В. Лихачева)

Обязательная

1. История зарубежной литературы XVII в. / под ред. Н.Т. Пахсарьян. – Москва, 2007. – С. 296-303.

2. Андреев, Л. Г. История французской литературы / Л. Г. Андреев. – Москва, 1987. – С. 179-190.

3. История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – Т. 4. – Москва, 1987. – С. 146-152. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://feb-web.ru

4. Дживелегов, А. К. История западноевропейского театра от возникновения до 1789 года: учебник для студентов театральных вузов / А. К. Дживелегов, Г. Н. Бояджиев. – Москва: Российский университет театрального искусства – ГИТИС, 2013. – 528 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://svr-lit.niv.ru (гл. «Французский театр»)

Дополнительная

5. Аникст, А. А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга / А. А. Аникст. – Москва: Наука, 1967. – 458 с.

6. Бордонов, Ж. Мольер: пер. с франц. / Ж. Бордонов – Москва: Искусство, 1983. – 440 с.

7. Бояджиев, Г. Н. Мольер: Исторические пути формирования жанра высокой комедии / Г. Н. Бояджиев. – Москва: Искусство, 1967. – 555 с.

8. Булгаков, М. А. Жизнь господина де Мольера М, А. Булгаков. – Москва: Молодая гвардия, 1991. – 220 с.

9. Гликман, И. Д. Мольер: Критико-биографический очерк / И. Д. Гликман. – М.; Ленинград: Худ. лит., 1966. – 279 с.

10. Сигал, Н. А. Мольер / Н. А. Сигал. – Ленинград: Худ. лит., 1958. – 40 с.

Занятие № 5

Тема: ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В РОМАНЕ ДАНИЭЛЯ ДЕФО «РОБИНЗОН КРУЗО»

Задания

1. Найдите в тексте романа примеры разных способов создания эффекта достоверности (к вопросу 2).

2. Познакомьтесь со статьей «Утопия» в «Литературной энциклопедии терминов и понятий». Найдите черты утопии в романе.

3. Для желающих: составьте карту острова Робинзона (разместите на ней все построенные им объекты с указанием года жизни героя на острове, обозначьте ключевые места действия).

Вопросы

1. История создания романа. Художественная трансформация реального случая, обусловленная просветительской концепцией мира и человека: Александр Селькирк и Робинзон. Место романа в английской литературе путешествий и в мировой литературе.

2. Своеобразие повествовательной манеры Дефо: мистификация документальности. Стиль романа.

3. Жанр романа. Робинзонада как жанр.

4. Робинзон Крузо как персонаж Дефо и как вечный образ.

5. Две модели «естественного человека» - Робинзон и Пятница. Тема воспитания в романе.

6. Идеи Просвещения в романе (обобщение)

Литература

Текст: Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (перевод М.А. Шишмаревой)

Обязательная

1. История зарубежной литературы XVIII века: учеб. для вузов / под ред. Л. В. Сидорченко. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Высшая школа, 2001. – 335 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.infoliolib.info (раздел I, гл. 2)

2. Михальская, Н.П. История английской литературы: учеб. для вузов/ Н. П. Михальская, Г. В. Аникин – Москва, 1998. – С. 97-102.

3. Елистратова, А. А. Просветительский роман: Дефо. Ричардсон. Филдинг. Смоллет // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – Т. 5. – Москва, 1988. – С. 46-63. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://feb-web.ru

4. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Н. Николюкина. – Москва: Интелвак, 2001. – 1600 с. (статьи «Робинзонада», «Утопия»)

Дополнительная

5. Агибалов, А. Ю. Особенности композиции «первоисточника всех робинзонад» («Робинзон Крузо» Даниэля Дефо) / А. Ю. Агибалов // Вестн. Кабардино-Балкар. гос. ун-та. Сер. Филол. науки. – Нальчик, 2005. – Вып. 7. – C. 55-57.

6. Алексеев, М. П. Даниэль Дефо и его роман «Робинзон Крузо» / М. П. Алексеев // Дефо Д. Робинзон Крузо: Роман. – Москва, 1988. – С. 5-18.

7. Аникст, А. А. Даниэль Дефо. Очерк жизни и творчества / А. А. Аникст. – Москва: Учпедгиз, 1957. – 136 с.

8. Артамонов, С. Д. Д. Дефо «Робинзон Крузо» // Артамонов С. Д. Сорок веков мировой литературы: в 4 кн. Кн. 4 / С. Д. Артамонов. – Москва, 1998. – С. 41-46.

9. Винтерих, Д. Д. Дефо и «Робинзон Крузо» // Винтерих Д. Приключения знаменитых книг / Д. Винтерих. – Москва, 1979. – С. 15-25.

10. Елистратова, А.А. Английский роман эпохи Просвещения. – Москва: Наука, 1966. – 476 с.

11. Лабутина, Т. Л. Даниэль Дефо, автор «Робинзона Крузо» / Т. Л. Лабутина // Новая и новейшая история. – 1986. – № 1. – С. 158-167.

12. Мирский, Д. П. «Робинзон Крузо» // Мирский Д. П. Статьи о литературе / Д. П. Мирский. – Москва, 1987. – С. 90-98.

13. Папсуев, В. В. Идейно-художественное своеобразие романа-истории Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» / В. В. Папсуев // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. – Москва: МГПИ, 1984. – Вып. 9. – С. 15-35.

14. Соколянский, М. Г. Западноевропейский роман эпохи Просвещения. Проблемы типологии / М. Г. Соколянский. – Киев, Одесса, 1983.– 140 с.

15. Урнов, Д. М. Дефо / Д. М. Урнов. – Москва: Молодая гвардия, 1990. – 256 с. (серия ЖЗЛ).

16. Урнов, Д. М. Робинзон и Гулливер. Судьба двух литературных героев / Д. М. Урнов. – Москва: Наука, 1973. – 91 с.

Занятие № 6

Наши рекомендации