Тема 4. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА СТЕКЛА
Стекло – вещество, отличающееся светопроницаемостью, блеском, светопреломляемостью, значительной твердостью, но и хрупкостью. Просвечиваемость и сильный блеск делают его материалом, служащим художественным целям.
Стекло получается сплавлением кварца с различными окислами металлов. В нем содержатся стекловидные части (кварц, окись бора), щелочные плавни (окись натрия или калия), а также стабилизаторы (окись кальция или свинца), способствующие нерастворимости силикатов.
Главной составляющей частью стекла (70-75%) двуокись кремния (SiO2), получаемого из кварцевого песка при условии соответствующей грануляции и свободы от всякого загрязнения. Венецианцы для этого применяли чистый песок из реки; богемские стеклоделы получали песок из чистого кварца.
Второй компонент – окись кальция (CaO) делает стекло химически стойким и усиливает его блеск. На стекло она идет в виде извести. Др. египтяне получали окись кальция из щебня морских раковин; в Ср. века – изготавливалась из золы деревьев или морских водорослей. Первыми подмешивать к стекловидной массе мел, как тогда назывался известняк, стали богемские мастера в 17в.
Третий компонент – щелочи (окись натрия или калия) идут в виде соды (Na2CO2) или поташа (K2CO2), которые при нагревании легко разлагаются на окиси. (Соду получали выщелачиванием золы морских водорослей, а где нет моря, применяли содержащий калий поташ, получаемый выщелачиванием золы буковых или хвойных деревьев).
Ранние сведения о стекле относятся к 5 тыс.до н.э. (Др. Египет и Месопотамия) Легенда.
В Египте плавили на открытых очагах в глиняных мисках Спекшиеся куски расплавленного стекла опускали в воду, где они растрескивались и эти обломки- фритты- растирали в пыль жерновами и снова плавили. Фриттование продолжалось долго, включая Средние века, поэтому на старинных гравюрах или раскопках – 2 печи: для предварительного плавления и плавки фритт. Температура проплавления = 1450 С, а рабочая – 1100-1200 С.
В Ср. века – плавильная печь – это низкий, топящийся дровами свод, где в глиняных горшках плавилось стекло Эта печь наз. Гута (чешск. плавильная печь; нем. «гуть»- хижина, шалаш, печь; лат gutta - капля) так называлась в Западной Европе и на Украине небольшие стекольные производства. В современном значении гута – часть стекольного предприятия, где расположены стекловаренные печи и происходит варка стекла и выработка стеклянных изделий. Тута была выложена из камней и глинозема. Надолго ее не хватало, т.к. лес в округе вырубали на дрова и тогда гуту переводили на новое место в лес.
Наряду с плавильной была еще и обжигательная печь, где готовое изделие нагревалось до точки размягчение стекла. Такие конструкции стеклоплавильных печей были до 18 в. Но из-за недостатка дров в Англии, например, уже в 17 в. перешли на уголь, а т.к. из угля улетучивалась двуокись серы и окрашивала стекло в желтый цвет, в Англии начали плавить стекло в замкнутых, т.н. крытых горшках.
В современном понимании гутная работа – метод формирования изделий специфическим ручным приемом обработки горячего стекла: выдувание в форму, лепки различных деталей, рифления – все это производится непосредственно при стекловаренной печи. Гутная техника возникла почти 5 тыс. лет назад. Инструменты: стеклодувная трубка, ножницы для резания горячего стекла, деревянная ложка (скалка, долок в форме коклюшки) для разравнивания набранной стекломассы, длинные пинцетообразные клещи из металла для вытягивания и формирования стекломассы, сечка для отсекания всего изделия от трубки. Температура во время формирования почти 1 тыс. градусов.
Важным рабочим инструментом стеклодува является выдувальная трубка – полая металлическая палка длиной 1-1,5 м на 3/3 обшитая деревом и снабженная на конце латунным маштуком. Метод выдувания трубкой был изобретен между 27 г. до н.э. и 14 г. н.э. сирийскими мастерами. Трубкой набирают из печи расплавленное стекло, выдувают «баночку», которую мастер вкладывает в форму из дерева или железа, формируют изделие. Готовое изделие отшибают от трубки на вилы и несут в обжигальную печь.
Т.О. стекло, отформированное и отделанное непосредственно на самом заводе – гутное стеклоделие. Это самый древнейший способ, когда окончательный вид – форму, цвет и декор – стекло получает непосредственно у плавильной печи на стекольном заводе, а результат зависит от опыта мастера, от его сноровки и художественного чутья. Форма стекла образуется либо выдуванием, либо вложением стекломассы на конце трубки в форму. Декорирование поверхности происходит с помощью трубки – горячая стекломасса наплавляется в виде разных полосок или пластичных фигур. Гутное стеклоделие является основным рабочим методом производства стекла , особого развития оно достигает в Др. Риме и Ср. века.
Гутные техники стеклоделия
К числу самых древних техник гутного стеклоделия относится стеклянная нить (филигрань)илистеклянная пряжа – наматывание на стеклянную «баночку» толстой спирали-нити того же стекла или иначе окрашенного стекла. Другие рабочие методы гутного стекла – наплавление на сосуд «капель», «горошинок», «слезок».
Аналогичным способом приготавливают сосуды с декором в технике причесанных нитей , которая была в применении еще в Др. Египте (египетские бальзамарии): на выдутый стеклянный пузырь навивается спирально белая нить и причесыванием ее образуются узоры, похожие на птичья перья или листья папоротника.
Похожим способом на стекле нитью выполняется сетчатое стекло: заплавленные внутрь стекломассы белые нити впоследствии перекрещиваются, для чего требуются два стеклянных пузыря с нитями, накрученными в противоположенные стороны – эта техника была изобретена в 17 в. в Венеции.
Льдистое стекло (кракле) – быстроохлажденное стекло. Техника, известная с 16 в., применяемая в Венеции: раскаленная стеклянная «баночка» погружается в холодную воду, отчего на поверхности стекла образуется сеть беспорядочных трещин (кракелюр) и стекло мутнеет. Чтобы устранить острые края у трещин, стекло еще раз нагревают и выдувают. Похожа техника «пулегозо» - образование пузырьков воздуха внутри раскаленной стекломассы путем погружения в холодную воду, а затем немедленного прогревания в горячей печи.Кажется, что застывшее стекло «закипело».
Последний вид гутной техники, которая служит только подготовкой к дальнейшей обработки – это техника многослойного или внутринакладного стекла : дутое стекло окунают в один или несколько цветных стекломасс, а иногда слой цветного стекла наносят и на внутреннюю поверхность сосуда. Эти слои затем прошлифовываются, протравляются или делаются ажурными, т.о. создаются цветные узоры (Др. Рим, Китай, Зап. Европа до 19 в.)