Общая характеристика французской лит-ры 17 в. об архитектуре (клод перро и франсуа бландей)
Господство классицизма, основание академии, ширококе распространение рационалист теории декарта – борьба с идеями контрреформаци. Программа классицизма у Буало «Поэтическое искуство». И Флибьена «беседы о наиболее знаменитых живописцах, старых и новых» НО начинают возникть оппозиционные течения: дискуссии в академии. Перро – превосходство совр иск-ва над античным.
В конце XVII века во французских кругах возникнет (и будет выражена устами Фенелона) даже мысль о том, что искусство может быть заключено в чистой Идее', вне зависимости от материального воплощения, и что заня- тия искусством менее благородны, чем теоретические изыскания. Понят- но, что, прдрбная «концепция», направленная на разрыв каких бы то ни бы- ло уз с реальностью, могла повлечь за собой расцвет риторики, красноре- чия и пафоса. •
Клодт Перро - (1613–1688), французский ученый, архитектор и теоретик искусства, один из лидеров барочного классицизма.
Родился в Париже 25 сентября 1613. Брат теоретика искусства и писателя Ш.Перро Получив ученую степень доктора медицины (1642), работал как врач и преподавал физиологию и анатомию в Парижском университете (1650-е годы). Занимался также математикой, физикой, механикой и археологией. С 1675 работал надТрактатом о механике (Traite de méchanique; издан в 1700), своеобразной технической энциклопедией, куда он включил немало различных военных, хронометрических, гидравлических и весовых устройств собственного изобретения, а в 1680–1688 опубликовал свои Физические опыты (Essais de physique). Был членом Академии наук (с 1666) и Академии архитектуры (с 1672).
В первую очередь ученый-теоретик, продвинулся в архитектурной практике благодаря родственным связям (Ш.Перро был секретарем Ж.-Б.Кольбера, занимавшего с 1664 пост главного инспектора королевских строений). После того как по инициативе Кольбера (с 1667) начались работы по расширению Лувра, К.Перро фактически возглавил эти работы, оттеснив на второй план других членов комиссии – Л.Лево и Ш.Лебрена. Из первоначальных, более масштабных проектов (предусматривавших объединение Лувра с Тюильри в единый комплекс) были осуществлены (к 1678) лишь главный (восточный) фасад и более скромный, выходящий на Сену южный. В условиях тогдашней напряженной академической полемики о путях развития национального искусства восточный фасад Лувра явился подлинным зданием-манифестом, противопоставившим вычурности римского барокко кристальную стилистическую чистоту своих открытых галерей из парных коринфских колонн над гладким цоколем; впрочем, динамический пространственный размах этой структуры все равно остался чисто барочной чертой. Среди других архитектурных произведений Перро – столь же стилистически строгое здание парижской Обсерватории (1667–1672).
Издал аннотированный перевод Десяти книг об архитектуре Витрувия (1673), долгое время считавшийся лучшим, а также Систему пяти видов колонн согласно методу древних (Ordonnance des cinq espиces de colonnes selon la méthode des anciens, 1683).
Жак Франсуа Блондель (1705-1774). Он продолжил внедрение теории Кордемуа и великого главного дела Суффлов академические французские традиции.
Блондель открыл в 1743 г. собственную художественную школу, где обучали архитектуре, которая была первым заведением подобного рода. Учениками Блонделя в 1743—1754 годах были: шотландский архитектор Уильям Чеймберс, спроектировавший Сомерсет-хаус для Королевской академии искусств в Лондоне, французский архитектор Ришар Мик, автор проектов многих зданий в Версале, голландец Питер де Сварт, немец Критиан Вайнлинг. Он стал наставником так называемого «мечтательного» поколения архитекторов, к которому относятся Этьен Луи Булле, Жак Гондуэн, Пьер Патт, Мари Жозеф Пейр, Жан Батист Рондель и, возможно, наиболее фантастически настроенный Клод Никола Леду.
‑
В начале своей карьеры он увлекся стилем рококо, но впоследствии полностью от него отказался. В 1737-1738 годах вышла его работа «О проектировании имений и внутренней отделке зданий в целом», в которой Блондель провозглашал стиль, остававшийся идеалом на протяжении всего века Просвещения.
Блондель изложил основные принципы, касающиеся композиции, типа и характера, в «Курсе архитектуры», публиковавшемся с 1750 по 1770 гг. Его представления об идеально спроектированной церкви, высказанные во втором томе «Курса», были связаны с церковью Св. Женевьевы: репрезентативный фасад и артикуляция каждого внутреннего элемента как части пространственной системы, бесконечные перспективы которой внушали чувство возвышенного. Этот проект отражал простоту и великолепие, которыми отличались позже работы многих учеников Блонделя, в частности, наиболее знаменитого из них Булле. Среди зданий, спроектированных Блонделем в 1730 годы известны: оранжерея около Флоренции, террасы замка под Бретанью, его собственный дом в Безансоне.