I)общая характеристика великой французской буржуазной революции

Билет1

1)Но́вое вре́мя (или новая история) — период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем.

Понятие «новая история» появилось в европейской историко-философской мысли в эпоху Возрождения как элемент предложенного гуманистами трехчленного деления истории на древнюю, среднюю и новую. Критерием определения «нового времени», его «новизны» по сравнению с предшествующей эпохой был, с точки зрения гуманистов, расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры, то есть не социально-экономический, а духовно-культурный фактор. Однако этот период довольно противоречив по своему содержанию: Высокое Возрождение, Реформация и гуманизм соседствовали с массовым всплеском иррационализма, развитием демонологии, явлением, получившим в литературе наименование «охота на ведьм».

Периодизация

Как правило, в советской историографии, в рамках формационной теории, её начало связывали с английской революциейсередины XVII века, начавшейся в 1640 году. Среди других событий, которые принимаются в качестве исходного рубежа Нового времени, называют события, связанные с Реформацией (1517), открытие испанцами в 1492 году Нового Света,падение Константинополя (1453) или даже начало Великой Французской революции (1789).

Ещё сложнее обстоят дела с определением времени окончания данного периода. В советской историографии безраздельно господствовала точка зрения, согласно которой период новой истории закончился в 1917 году, когда в России произошла социалистическая революция. Согласно наиболее распространенной современной точке зрения, рассмотрение событий, связанных с Новым временем, следует завершать Первой мировой войной (1914—1918)

Дискуссия по вопросу о периодизации новой истории продолжается и сегодня.

При этом внутри эпохи Нового времени обычно выделяются два подэтапа, их границей служат Наполеоновские войны — от Великой французской революции до Венского конгресса.

2)В послевоенной истории Франции выделяют три периода: временный режим (1944-1946 г.), Четвертая республика (1946-1958 г.) и Пятая республика (с 1958 г.).
Временный резким. Вторая мировая война нанесла огромный ущерб Франции. В 1945 г. объем промышленного производства составлял 38%, а сельского хозяйства - 50% от уровня 1938 г. Была расстроена финансовая система. Материальное положение основной массы населения резко ухудшилось. После освобождения Франции от фашистской оккупации власть перешла в руки Временного правительства. Его возглавил герой Сопротивления генерал Шарль де Голь, сыгравший важную роль в борьбе за освобождение страны. В состав правительства вошли представители партий, активно участвовавших в движении Сопротивления. Был восстановлен демократический строй. К суду привлечены деятели фашистского режима. Две тысячи из них были казнены.
В октябре 1945 г. проведены выборы в Учредительное собрание. Левые силы получили большинство мест.
Наиболее влиятельными стали Французская коммунистическая партия (ФКП), социалистическая партия (СФИО) и партия Народно-республиканское движение (НРП).
Правительство, основанное на сотрудничестве этих партий, вновь возглавил де Голь. Было восстановлено социальное и трудовое законодательства, принятые в период Народного фронта. Проведена национализация банков и страховых компаний.
Острая борьба развернулась в ходе выработки новой конституции. Учредительное собрание разработало проект, выражавший взгляды левых партий, что противоречило подходу де Голя, желавшего значительного расширения полномочий президента. Не встретив понимания у большинства членов Учредительного собрания, он ушел в отставку. Четвертая республика. В 1946 г. были проведены выборы в парламент. Они закрепили ведущее положение социалистов, коммунистов и НРП. Коммунисты предложили социалистам создать двухпартийное правительство, однако, те сформировали однопартийный кабинет. Его возглавил Л.Блюм. 16 января 1947 г. прошли выборы Президента Франции. Им стал правый социалист В.Ориоль. Новое правительство также возглавил правый социалист Рамадье.
Как и другие западные страны, Франция присоединилась к “плану Маршалла”. Быстро восстанавливалось хозяйство. В 50-е годы начался экономический подъем. Темпы его были ниже, чем в ФРГ и Италии, но выше, чем в Великобритании. В 1958 г. выпуск промышленной продукции вырос в два с лишним раза по сравнению с довоенным уровнем. Происходил ускоренный рост государственно-монополистического капитализма. Выросла концентрация производства. Государство активно вмешивалось в дела экономики, проводя ее программирование, способствовало ее модернизации. Это ускорило экономическое развитие Франции. В годы Четвертой республики возникли современные отрасли промышленности (газо- и нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая, химическая, атомная, электронная). Значительное внимание уделялось фундаментальной и прикладной науке.
В апреле 1956 г. во Франции возник очередной политический кризис, который продолжался 5 недель. Выход из создавшегося положения правящие круги видели в генерале де Голе, который, по их мнению, мог бы устроить всех. Де Голь согласился взять власть при условии, что он получит чрезвычайные полномочия. 1 июня 1958 г. парламент предоставил ему все, чего он добивался. Де Голь распустил Национальное собрание. Четвертая республика перестала существовать.
Пятая республика. В сентябре 1958 г. был проведен референдум, на котором французы одобрили конституцию, разработанную де Голем. В ней содержались кардинальные изменения формы государственного правления. В соответствии с конституцией Франция становилась президентской республикой. Президент, избираемый на 7 лет всеобщим голосованием, наделялся широкими полномочиями. Он являлся главой государства, главой исполнительной власти и главнокомандующим вооруженными силами. Власть президента и правительства была значительно расширена, парламента - урезана. В ноябре 1958 г. были проведены выборы в парламент. Ведущей политической партией стал деголевский Союз за новую республику (ЮНР). 21 декабря 1958 г. де Голь был избран Президентом Франции.
Внутренняя и внешняя политика де Голя. Стремясь восстановить величие Франции, де Голь хотел создать сильное в экономическом отношении государство с независимой внешней политикой. Понимая, что колониализм уходит в прошлое, он предоставил в 1960 г. независимость почти всем африканским колониям. С Алжиром дело обстояло гораздо сложнее. Продолжение войны обостряло экономические проблемы, отрицательно сказывалось на уровне жизни большинства французов. Трудящиеся требовали покончить с грязной войной. Несмотря на начавшийся террор “Организации тайной армии” (ОАС), Франция в 1960 г. подписала соглашение с Временным правительством Алжира о предоставлении Алжиру независимости. Это означало окончательный распад колониальной империи Франции.
В 60-е годы продолжалась модернизация французской экономики. Существенно изменилась ее структура. Проходила реконструкция традиционных отраслей хозяйства. Особенно быстрыми темпами развивались современные отрасли, определяющие НТП. В целом за десятилетие (1956 - 1966 г.) объем промышленного производства вырос более чем на 60%.
Завершилась модернизация сельского хозяйства. Франция превращалась в крупного экспортера промышленной и сельскохозяйственной продукции.
Под воздействием НТР изменялась социальная структура французского общества. Материальное положение французских трудящихся значительно улучшилось.
Изменения наблюдались и во внешней политике страны. Франция создала собственное ядерное оружие. Она вышла из военной организации НАТО. Значительно расширились всесторонние связи с ЕАР и странами Восточной Европы. Франция осудила действия США в Индокитае.
В конце 60-х годов Пятую республику постиг кризис. Жесткая регламентация государства вызвала недовольство многих слоев французского общества. В мае 1968 г. в Париже начались студенческие демонстрации. После жестокой расправы над студентами трудящиеся провели забастовку солидарности, в которой участвовали около 10 млн. человек.
Эти события резко ослабили режим и личный престиж президента. В апреле 1969 г. проходил референдум по двум непопулярным законопроектам. Большинство избирателей не поддержали президента. Де Голь вынужден был уйти в отставку. Через полтора года он умер.
В конце 1969 г. президентом республики был избран Жорж Помпиду. Началась эволюция голлизма. Была ослаблена государственная регламентация социально-экономической жизни, расширилось социальное законодательство. Укрепились отношения с США. Франция больше не стала препятствовать вступлению Англии в “Общий рынок”. Англия, Дания и Ирландия вступили в ЕЭС в 1973 г.
В 1974 г. после смерти Ж.Помпиду президентом был избран Валери Жискар д'Эстен. Голлисты создали свое Объединение в поддержку республики (ОПР), независимые - Союз за французскую демократию (СФД), социалистические группировки объединились в рамках Французской социалистической партии (ФСП). Завершилась перегруппировка политических сил.
70-е годы были очень сложными для экономики Франции. В 1974-1975 г. Францию, как и другие развивающиеся страны, охватил экономический кризис. Падение производства сопровождалось инфляцией и ростом безработицы, снижением жизненного уровня населения. В конце 1979 г. Францию поразил кризис перепроизводства. Обострились внутриполитические и социальные противоречия. В 70-е годы трудящиеся вели активную борьбу за улучшение своего положения. 1 декабря 1977 г. в общественной забастовке рабочих и служащих приняли участие 5 млн. человек.
В международных отношениях Франция проводила внешнеэкономический курс, определившийся при де Голе. Много позитивного было в советско-французских отношениях. Заметную роль играла Франция в подготовке и проведении Общеевропейского совещания в Хельсинки, в укреплении разрядки международной напряженности. Активно сотрудничала с западно-европейскими странами в рамках ЕЭС. Большое внимание она уделяла и африканским делам.
Франция в 80 - 90-е годы. С конца 1979 до середины 1981 г. во Франции наблюдался кризис перепроизводства. Выход из него и дальнейшее экономическое развитие были непродолжительными. Произошло обострение внутриэкономической обстановки. Усилилась забастовочная борьба трудящихся, охватившая в 1980 г. целые районы. В связи с предстоящими президентскими и парламентскими выборами обострились все социально-экономические противоречия. В сложной политической борьбе на президентских, а затем и парламентских выборах в 1981 г. победу одержали левые силы. Президентом стал социалист Франсуа Миттеран, предложивший коммунистам войти в состав правительства. ФКП получила 4 министерских портфеля из 44.
Совместная программа левых сил предусматривала значительные социально-экономические реформы в интересах большинства французов. Была осуществлена национализация 36 банков и 9 промышленных групп. Осуществилось повышение зарплаты, пособий по безработице, многодетности. Увеличились пенсии и стипендии, усиливалось налогообложение крупного капитала. Рабочая неделя была сокращена до 39 часов, а оплачиваемый отпуск продлен до 5 недель. Однако остановить инфляцию не удалось. Продолжала расти и безработица.
С 1983 г. правительство социалистов проводило политику “жесткой экономии”. Она была сохранена с небольшими изменениями консерваторами в 1985-1988 г. и правительством социалистов, сформированным после выборов 1988 г. Политика “жесткой экономии” включала в себя сдерживание доходов населения, государственных расходов и регулирования кредитно-денежной сферы - сначала путем административных запретительных мер, а затем за счет поддержки конкуренции на рынках труда, товаров и денег.
В конце 80-х годов французское правительство объявило о массовой приватизации предприятий, банков и страховых компаний. Один из путей приватизации - выкуп предприятий его работниками. За 1989 - 1992 г. было выкуплено около четверти всех предприятий с числом занятых от 500 до 1 тыс. человек.
Десятый план экономического развития на 1989 - 1992 г. наметил дальнейшее достижение стабильности денежного обращения, снижения инфляции и поддержку конкурентоспособности экономики.
Во внешней политике усилились проатлантические тенденции. Значительно активизировались ее связи с США. Франция наращивала свои вооруженные силы, особенно ядерные, отказалась от полного прекращения ядерных испытаний. Первостепенное внимание Франция уделяла европейским делам, укрепляя отношения с ФРГ, Англией. Сложными и непоследовательными были отношения с СССР.
В 1993 г. на выборах в Национальное собрание правые получили абсолютное большинство мест в парламенте. Никогда еще в послевоенной истории Франции левые силы не терпели такого поражения. Премьер-министром был назначен представитель ОПР Эдуар Балладюр. Левые силы после такого крупного поражения не смогли выйти из затяжного кризиса. На президентских выборах в мае 1995 г. победу одержал Ж.Ширак, который заявил, что основными приоритетами внутренней политики будут: борьба с безработицей, преодоление раскола общества на благополучных и обездоленных. Во внешней политике главной целью его деятельности будет вернуть Франции роль “мотора” в Европейском Союзе и “маяка свободы” для всего мира. Новое правительство выразило намерение сокращать дефицит государственного бюджета до уровня, предусмотренного Маахстрихстским соглашением. Одновременно было запланировано увеличить расходы на повышение занятости. В 1996 г. принят долгосрочный план занятости и начато его осуществление в оговоренных зонах. Наряду с мероприятиями правительства парламент принял ряд законов о поощрительных выплатах частным предпринимателям за наем молодежи на работу и за возвращение на работу сокращенного персонала. В 1996 г. увеличились темпы роста ВВП, капиталовложений, личного потребления.
На рубеже XX и XXI в. Франция входит в группу наиболее развитых государств по всем важнейшим показателям. Она занимает 5-е место в мире по душевому ВВП, 5-е - по удельному весу в мировом промышленном производстве. Франция находится на 4-м месте по доле в мировом экспорте, сделав ставку на наукоемкое производство. Франция обладает многими передовыми технологиями (робототехника, новейшие средства связи, производство новых материалов, биотехнологии, атомная энергетика, микроэлектроника и др.).

Билет2

Соединенные Штаты Америки

Положение США после Первой мировой войны.

В отличии от стран Европы США после первой мировой войны не переживали экономического кризиса, связанного с масштабными затратами и потерями. Статус США в мире изменился.

Положение США в первые годы после Первой мировой войны можно охарактеризовать следующими чертами:
- США сыграли решающую роль в окончании войны;
- Получили благоприятные условия для быстрого экономического развития (по сравнению со странами Европы);
- Расширение рынков сбыта, источников сырья, сфер приложения капитала;
- Увеличение объема внешней торговли;
- Создание мощного государственного сектора в экономике;
- Увеличение объема накопления капитала в стране (к 1919 г. в стране находилось 50% мирового запаса золота)
- Из страны-должника США превратились в страну-кредитора; - - Заработная плата среднестатистического рабочего увеличилась на 25 %.; Уровень безработицы не превышал 5 %, а в некоторые периоды даже 3 %
- Усиление интеллектуального потенциала страны за счет эмиграции из Европы (1900 – 1920 гг – 14 млн. чел.)
- Человеческие потери составили 50 тыс. человек погибшими и 250 тыс. человек ранеными;
- Высокий уровень концентрации производства и капитала (3,6% предприятий в стране производили 68% промышленной продукции, 1% населения владел 50% национального богатства страны);
- Формирование монополистического капитала в стране;
1919 г. принята XVIII поправка к Конституции, согласно которой был введен «сухой закон» в стране;
- 1919 г. принята XIX поправка к Конституции, которая предоставляла избирательные права женщинам;
- США отказались от вступления в Лигу Наций, тем самым страна осталась лишь региональным политическим лидером (район Тихого океана – Вашингтонская конференция 1921-22 гг.)

Период «процветания». После окончания второго президентского срока Вудро Вильсона, к власти на 12 лет пришли республиканцы. Население США устало от прогрессистских реформ, и поэтому переход к консерватизму был как никогда кстати.
Прийдя к власти, правительство республиканцев строило свою экономическую политику на принципах: - граждане сами должны заботиться о своем благосостоянии и своей семьи; - предоставление преимуществ частному капиталу; - ограничение государственного вмешательства в экономику; - сокращение затрат на социальные программы; - защита американского производителя (политика протекционизма); - уменьшение налогов на прибыль.
Данная политика привела: К росту промышленного производства и торговли
Тотальному перевооружению предприятий, внедрению новых технологий (конвейер)
Развитию новых отраслей американской индустрии: электротехническая, химическая, автомобильная, авиационная;
Повышению производительности труда;
США производили 44% мировой промышленной продукции, т. е. больше, чем вместе взятые Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония.
Росту конкурентоспособности американских товаров на мировом рынке;
Повышению жизненного уровня населения и повышению спроса на товары народного потребления (автомобили, холодильники, радиоприемники и т. д.);
Развитию банковской сферы (выделению потребительских кредитов);
Росту фондового рынка;

Вообще 1920-е годы — это время формирования общества потребления. Рядовой американец подвергался массированному воздействию со стороны производителей товаров: его постоянно осаждали призывами покупать и покупать ещё больше. В связи с этим начала развиваться современная реклама. Производители делали всё, чтоб заставить покупателя не откладывать деньги в долгий ящик, а немедленно их потратить. Тем, у кого не было при себе необходимой суммы, предлагалась покупка в рассрочку. Появилось понятие — жизнь в кредит, когда подобным образом приобреталась большая часть машин, холодильников, радиоприёмников. Однако проблема неравномерности распределения доходов не была учтена: две трети американских семей были не в состоянии приобрести даже предметы первой необходимости.

«Великая депрессия» в 1929 году в конце октября началась Великая депрессия и через 4 года США лежали в экономических руинах. На CША обрушился экономический кризис, по масштабам не имевший себе равных в истории.
Причины:
- Основные капиталы вкладывали в тяжелую промышленность, а другие отрасли несли убытки.
- Стихийный рост объемов производства превышал рост доходов большинства американцев, что привело к кризису перепроизводства.
- Необоснованные льготы, которыми пользовались крупные монополии, привели к тому, что они диктовали цены на рынке товаров.
- Выделение «дешевых кредитов» привело к кризису в банковской сфере.
- Союзники, и особенно Германия задолжали США значительные суммы, полученные в качестве кредитов.
- Европейские страны стали активно проводить протекционистскую политику, ограничивая доступ американских товаров на свой рынок.
Первым признаком начавшегося кризиса стали события 24 октября 1929 г. – 12 млн. акций сменили своих владельцев. Через пять дней кризис стал общенациональным.
Разорялись предприятия: объем производства сократился на 63%. Объем внешней торговли сократился втрое. Обанкротилось примерно 5 тыс. банков (20%). производство товаров стало невыгодным. В результате производство сокращалось, а одновременно резко увеличивалась безработица, с 3 % в 1929 г. она поднялась до 25 %. к 1932 г. 17 млн. человек. У тех, кто сохранил работу, заработная плата упала в два раза. Резко обострилась социальная напряженность: «голодные походы», демонстрации, рост преступности. Президенту Гуверу приходилось задействовать американскую армию для наведения порядка.
Программа Нового Курса предусматривала следующие направления:
1. Стабилизация денежной системы - запрещен вывоз золота за границу, - проведен конфискационный обмен золота на бумажные деньги, - укрупнена банковская система, в результате крупнейшие банки получили из казны значительные кредиты и субсидии. 2. Оздоровление промышленности - создано специальное учреждение — Национальная администрация восстановления промышленности; - вся промышленность была разделена на 17 групп, деятельность каждой из которых регулировалась составленными нормативными актами - принят кодекс честной конкуренции, определявшими квоты выпускаемой продукции, распределение рынков сбыта, цены, условия кредита, продолжительность рабочего времени, уровень зарплаты и т. д. Предприниматель не мог получать конкурентные преимущества за счет ухудшения положения работников (снижать зарплату, увеличивать нормы выработки, удлинять рабочий день). - осуществлялась практика введения коллективных договоров. - отмена сухого закона, которая положила начало легализации изготовления и продажи алкогольных напитков; В результате бюджет получил доходы от новой отрасли законного бизнеса, а президент — дополнительную поддержку избирателей; - принят закон о трудовых отношениях («акт Вагнера»), расширивший права профсоюзов.
3. Реформы в сельском хозяйстве - учреждалась Администрация регулирования сельского хозяйства (Agricultural Adjustment Administration - ААА), которая наделялась правом регулирования цен на продукцию сельского хозяйства; - оплачивалось сокращение посевных площадей и поголовья скота (уменьшение товарной массы должно было поднять цены на продукцию) Правительственные программы помогали также строительству школ, дорог, лесопосадкам и расширению лесных угодий, находящихся в федеральной собственности. В частности, в штате Теннесси в 1933 г. администрация Рузвельта организовала финансирование программы строительства дамб с целью предотвращения наводнений, использования водных источников для производства электроэнергии и модернизации беднейших ферм. 4. Борьба с безработицей. Безработных направляли в создаваемые специальные организации («трудовые лагеря»), занимавшиеся строительством и ремонтом дорог, мостов, аэродромов и т. д. В результате принятых правительством мер, за первый год «Нового курса» совокупный объем производства в США увеличился на 45 %.Хотя многие меры его администрации были впоследствии признаны спорными, целый ряд нововведений этого периода, например, программа социального страхования, Федеральная корпорация по страхованию вкладов и Комиссия по ценным бумагам и биржам действуют в США до сих пор. Наиболее успешной инициативой президента Рузвельта считается помощь безработным, которых по заказу федерального правительства привлекали к работе в Гражданском корпусе охраны окружающей среды и ряде других правительственных служб.

2) В 1848-1849 гг. в раде стран Западной и Центральной Европы вспыхнули новые революции. Они охватили Францию, Германию, Австрийскую империю, итальянские государства. Никогда еще Европа не знала такого обострения борьбы, подобного размаха народных выступлений и мощного подъема национально-освободительных движений. Хотя в различных странах накал борьбы был не одинаков, по-разному развивались события, несомненным было одно: революция приобрела общеевропейский масштаб. К середине XIX в. на всем континенте еще господствовали феодально-абсолютистские порядки, причем в некоторых государствах социальное угнетение переплеталось с национальным. Начало революционного взрыва приблизили неурожаи 1845-1847 гг., «картофельная болезнь», лишившая беднейшие слои населения основного продукта питания, и разразившийся в 1847 г. сразу в нескольких странах экономический кризис. Революционные события 1848-1849 гг. представляют собой один из важнейших этапов в развитии классовой борьбы в Европе в XIX в. Наряду с общей для многих стран Европы задачей - уничтожением феодально-абсолютистских порядков, тормозивших развитие капитализма, - революционное ттвижение 1848-1849 гг. в отдельных странах имело и свои особые цели. Революция протекала по-разному в зависимости от своеобразия обстановки, от исторических условий и соотношения классовых сил. Во Франции, где с феодализмом и абсолютизмом было покончено еще во время революции 1789-1794 гг., объективной задачей революции 1848-1849 гг. было свержение исключительного господства финансовой аристократии и установление господства класса буржуазии в целом. В Германии центральной задачей революции 1848-1849 гг. была ликвидация политической раздробленности, создание государственного единства. В Италии такая же задача дополнялась задачей освобождения северной части страны от австрийского владычества. В Австрии революция 1848-1849 гг. должна была покончить с реакционным режимом монархии Габсбургов и освободить угнетенные народы от национального порабощения. Большое место в революционной борьбе 1848-1849 гг. занимало национально-освободительное движение угнетённых народов. Всюду решающую роль в событиях играли народные массы. По своим объективным задачам эти революции были буржуазными. Ведущая роль рабочего класса особенно отчетливо проявилась во Франции. Среди причин поражения революций 1848—1849 гг. важнейшей было предательство либеральной буржуазии, которая примкнула к революции лишь для того, чтобы использовать народное движение в своих узкоклассовых целях. В ходе классовой борьбы умеренные буржуазные либералы, напуганные революционной активностью рабочего класса, пошли на соглашение с монархической властью, с реакционной военщиной, со всеми силами старого режима, изменили народу. Так было во Франции, где крупная буржуазия ради сохранения своего классового господства поддержала клику бонапартистских авантюристов. В Пруссии буржуазные либералы смиренно подчинились военщине и дворянству. Так было и в других германских государствах. Умеренные либералы предали дело итальянской буржуазной революции, отказавшись от борьбы революционными методами за освобождение страны от австрийского гнета. Разоблачение предательской сущности буржуазного либерализма явилось важнейшим уроком революций 1848—1849 гг. С другой стороны, в революциях и революционных движениях 1848—1849 гг. потерпели банкротство мелкобуржуазные демократы, выявилась их ограниченность и неспособность сплотить вокруг себя эксплуатируемые массы на более или менее длительный срок. Своей непоследовательностью и половинчатостью, в частности в решении аграрно-крестьянского вопроса, они содействовали поражению революционных движений. В непоследовательности и половинчатости мелкобуржуазных демократов сказалась двойственная природа мелкой буржуазииНедостаточная зрелость рабочего класса, его полуремесленный состав в ряде европейских стран, обусловленный незавершенностью промышленного переворота, затруднили тогда переход гегемонии в руки рабочего класса и доведение буржуазно-демократической революции до конца в интересах широких народных масс. Огромное значение для последующего развития рабочего и социалистического движения имела борьба революционного авангарда пролетариата за свержение господства буржуазии, за «социальную республику», вылившаяся во Франции в такое крупнейшее событие этой эпохи, как июньское восстание парижских рабочих. Опыт революционной борьбы 1848—1849 гг. обогатил идейно-политический арсенал пролетариата — великое учение Маркса и Энгельса. Изучение этого опыта позволило основоположникам марксизма формулировать ряд новых теоретических положений и тактических выводов. На опыте революций 1848—1849 гг. Маркс и Энгельс развили далее учение о борьбе пролетариата и об условиях его победы. В частности, марксизм обогатился гениальным выводом о необходимости слома буржуазной государственной машины. Подчеркивая громадное историческое значение событий 1848—1849 гг. в развитии марксизма, В. И. Ленин писал: «В деятельности самого Маркса и Энгельса период их участия в массовой революционной борьбе 1848—1849 года выделяется, как центральный пункт. Из этого пункта исходят они в определении судеб рабочего движения и демократии разных стран. К этому пункту возвращаются они всегда для определения внутренней природы разных классов и их тенденций в самом ярком и чистом виде. С точки зрения тогдашней, революционной эпохи оценивают они всегда позднейшие, более мелкие, политические образования, организации, политические задачи и политические конфликты К опыту революций 1848—1849 гг. неоднократно обращался и В. И. Ленин при выработке тактики рабочего класса и партии коммунистов в России во время буржуазно-демократической революции 1905—1907 гг. и в феврале 1917 г.

Билет3

I)ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Основной причиной революции явился конфликт производительных сил, приобретавших все более выраженный капиталистический характер, и консервативных феодальных производственных отношений, в основе которых лежала монопольная собственность феодалов на землю, сословно-корпоративные ограничения в торгово-предпринимательской деятельности, цеховой строй, торговые монополии и т. д. Главным противником прогрессивных социальных преобразований являлся абсолютизм, окончательно исчерпавший все свои исходные прогрессивные возможности и превратившийся в оплот феодальной реакции. Особенно антинародной и реакционной являлась финансовая политика правительства, вследствие которой налоговый гнет на третье сословие постоянно усиливался. Собираемые с населения денежные средства расходовались крайне нерационально — они шли на содержание роскошного двора, на пенсии придворным, на дотации аристократии, на громадную армию. Вследствие этого казна была все время пуста, в то время как государственный долг достигал астрономических размеров — он равнялся национальному доходу за 50 лет.
Приближающаяся революция имела своими основными задачами ликвидацию абсолютной монархии, уничтожение политического господства феодального дворянства и обеспечение перехода государственной власти в руки буржуазии. Только при этих условиях могли быть приведены в соответствие производительные силы и производственные отношения и тем самым обеспечено прогрессивное движение французского общества по пути капиталистического развития.
Важной особенностью Французской революции являлась ее идеологическая подготовленность. Трудами выдающихся мыслителей-просветителей Ф. А. Вольтера, Ш. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо и др. была дана уничтожающая критика “старого режима”, основанного на клерикально-абсолютистском произволе, сословных привилегиях, суеверии и мракобесии, убедительно обоснована его историческая несостоятельность. Одновременно были сформулированы некоторые основополагающие принципы новых общественных порядков, основанных на принципах “естественного права”, на разуме и справедливости. Самым внимательным образом изучался опыт практического революционного творчества, накопленный в Нидерландах, Англии и США. Опираясь на эти факторы, руководители Французской революции оказались способными не только разработать достаточно четкую программу борьбы, направленную на коренное преобразование всего общественно-политического строя своего отечества, но и мобилизовать здоровые силы нации на последовательную и радикальную реализацию этой программы. По всем этим причинам во Франции конфронтация буржуазии с феодальной реакцией приобрела гораздо более острый характер, чем это имело место во всех предшествующих европейских революциях, включая английскую; массовая поддержка, которая была оказана французской буржуазии со стороны трудящихся масс, придала революционным действиям в этой стране широкий размах, определила их радикализм и быстрые темпы развития. Главой контрреволюционного лагеря был король, духовенство и дворянство являлись опорами королевского абсолютизма. В революционном лагере было представлено подавляющее большинство населения Франции. Важнейшей составной частью, авангардом этого лагеря, осуществляющим политическое руководство революцией, являлась буржуазия; массовость революционному лагерю придавали широкие слои народа — крестьянство (ок. 23 млн чел.) и зарождающийся пролетариат, составлявшие главную движущую силу революции. Выдвигая лозунги свободы, равенства и братства, буржуазия смогла поднять и повести за собой все третье сословие. По справедливому замечанию А. Собуля, хотя революция была выгодна в первую очередь буржуазии, она не была делом одной только буржуазии, но приобрела поистине общенациональный характер. Важно при этом иметь в виду, что народные массы еще не имели и не могли иметь в то время собственных политических программ, поскольку тогда они не были способны к самостоятельному общественно-политическому творчеству. В период революции они решали не свои собственные задачи, а те задачи, которые ставила перед ними буржуазия, объективно отражавшая насущные требования тогдашней эпохи.
Французская буржуазная революция прошла в своем развитии три этапа:
1. Июль 1789 г. — август 1792 г. (период господства так называемых конституционалистов (фейянов) — блока крупной финансовой буржуазии и либерального дворянства);
2. Август 1792 г. — июнь 1793 г. (период господства жирондистов — более радикальных слоев крупной и средней торгово-промышленной буржуазии, преимущественно провинциальной);
3. Июнь 1793 г. — июль 1794 г. (период господства широкого блока революционно-емократических сил, так называемых якобинцев, объективно отражавших интересы мелкой, отчасти средней буржуазии, ремесленников, крестьянства).
Таким образом, на каждом последующем этапе революции ее руководство осуществлялось все более радикальной группировкой. Это дает основание утверждать, что общая тенденция революции заключается в ее развитии по восходящей линии.
Падение якобинцев, исчерпавших к лету 1794 г. свои революционные потенции и утративших поддержку широких народных масс, возвратило к власти крупную буржуазию. Однако ни это событие, ни последовавшие за ним многочисленные перевороты, воплощавшиеся в частые смены государственных форм и политических режимов, не смогли возвратить Францию в дореволюционное состояние — настолько радикальными и необратимыми оказались изменения, произошедшие за столь краткий исторический срок, каковыми оказалось революционное пятилетие.

Наши рекомендации