Русский ампир в архитектуре России первой трети XIX в.: общая характеристика; творчество одного из мастеров.

Ампир стиль в архитектуре первой трети XIX в., завершающий эволюцию классицизма. Использовал те же мотивы античного зодчества, что и классицизм XVIII в. (ордерная система, портик с колоннами, увенчанный фронтоном или аттиком и выделяющий центральную часть здания, рустовка нижнего яруса), но отличался стремлением к большей строгости и простоте, а в ряде случаев — к суровой массивности форм. В архитектурном декоре ампира преобладает военная эмблематика (ликторские связки, лавровые венки, факелы, гении славы и т.д.), в окраске зданий — нейтральные цвета (преимущественно жёлтый). В московской архитектуре ампир получил широкое распространение в процессе восстановления и реконструкции города после пожара 1812 (главным образом под руководством О.И. Бове). В Москве появились величественные общественные здания (Большой театр, Вдовий дом, Манеж, Провиантские склады). Однако в основном облик «ампирной» Москвы определили уютные особняки и городские усадьбы (дом Луниных, усадьба Усачёвых—Найдёновых; постройки А.Г. Григорьева — дом Лопухина — Станицкой, ныне Музей Л.Н. Толстого на Пречистенке, 11, 1817—22,

68. Религиозно-философская тема в русской живописи середины XIX – начала ХХ вв.: общая характеристика; творчество одного из мастеров.

Религиозно-национальное направление в русской живописи относится к узкому периоду конца XIX - начала ХХ вв. Оно сформировалось на основе переосмысленных и творчески переработанных традиций византийской и древнерусской иконописи, приемов классической академической школы, с учетом современных условий развития искусства.Становление религиозно-национального направления предопределил процесс возрождения русской культуры, начавшийся при императоре Николае I. Начало его царствования совпало с последним этапом эпохи романтизма, характерным признаком которого стало обращение к русской истории, ведущую роль в которой играли духовные подвиги русских святых подвижников. В обществе начинает пробуждаться понимание великих духовных ценностей Святой Руси и Православного Русского Царства.Император Николай Павлович верил в идеалы Святой Руси и видел основу Русской государственности в укреплении 3-х начал: «самодержавия, православия и народности», известных под именованием «триада Уварова». Основные положения «триады» были изложены в докладе «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения», графа С.С. Уварова при его вступлении в должность министра народного просвещения. Согласно докладу, русский народ глубоко религиозен, предан царю и верен своим традициям, а православная вера, монархия и культурная самобытность - непременные условия процветания России. Поэтому укрепление веры и забота о возрождении традиций стало первостепенными задачами государственной политики. Наряду с историко-археологическими исследованиями по всей стране велось строительство храмов, нуждавшихся в оформлении.В 1843 г. архиепископ Могилевский и Мстиславский, иконописец Анатолий (Мартыновский) обозначил требования Православной церкви к церковной живописи: «соблюдение «исторической верности», идеализация образов, запрет на такие своеволия, как «обнажение без очевидной нужды человеческого тела, изысканное положение лиц,...страстные взгляды,...атлетические формы...» и заявил о необходимости разграничения понятий икона и картина на религиозную тему, но сам не выявил догматических и эстетических различий между ними.69. Историзм в архитектуре России XIX в.: общая характеристика; творчество одного из мастеров. единство стилевой и народной архитектуры присуще лишь одному этапу развития стилевой архитектуры — историзму второй половины XIX в. Уже в первые десятилетия XX в. обнаруживается тенденция к их расхождению.Отсутствие стилевого единства долгое время вызывало критические оценки искусства середины — 2-й половины XIX века как «эклектичного». Действительно, со 2-й трети XIX века в России (а в некоторых странах намного раньше) в архитектуре был стиль, который лишь недавно был реабилитирован, сейчас называемый историзмом. Главным достижением историзма стал отказ от обязательности ордерной архитектуры, от «надоевшей классики греков и римлян» и появившаяся таким образом огромная творческая свобода как архитекторов, так и заказчиков. В 30-е годы XIX века классицизм с его обязательным ордером и однообразным обликом построек постепенно вытесняется в России более гибким и демократичным стилем — историзмом или эклектикой. Термин «историзм» для определения архитектурного стиля был принят у нас недавно. Он не несет в себе оттенка оценочного, осуждающего, как это было с термином «эклектика», гораздо более принятым для определения стиля архитектуры и декоративно-прикладного искусства в 1830-1880 гг. Историзм «говорит» лишь о том, что искусство этого периода обратилось за темами и образами к истории. Любой исторический период или стиль могли отныне стать прообразом для будущей постройки, в том числе и классика, но наравне со всеми. В этом и заключалось историческое значение этого стиля и его «революционная» сила. Ордер перестает быть единственным и обязательным инструментом архитектора. Различные художественные (а иногда антихудожественные) вкусы заказчика начинают играть определяющую роль в сложении архитектурного образа здания.

Самым признанным и продуктивным архитектором этого направления был К. Тон. Именно по его проекту был построен храм, имевший столь скандальную и трагическую судьбу — храм Христа Спасителя в Москве (1839-1883). Он строился недалеко от Кремля как памятник героической победе русского народа над Наполеоном, которая сейчас оценивается как победа православия. Для выражения общей идеи были выбраны формы, напоминавшие византийскую архитектуру.А как же классика, неужели удалось надолго избавиться от столь привычных архитектурных форм? Этого и не потребовалось. Классические формы стали использоваться наравне с другими, архитекторы обращались к ним, как к историческим архитектурным формам классических эпох. Примером такого обращения к архитектурным образам ренессанса и французского классицизма стал Исаакиевский собор в Петербурге (1817), построенный по проекту Огюста Монферрана, первоначально созданному вполне в ампирном духе. Однако в процессе 40-летнего строительства (собор был закончен в 1857 г.) и его стиль, и отдельные архитектурные детали, и внутренняя отделка претерпели определенные изменения в соответствии с изменившимися вкусами и стилем эпохи.

Наши рекомендации