Урок по изобразительному искусству

Урок по изобразительному искусству

В 5 классе

Тема: « Конструкция и декор предметов народного быта ».

Тема: « Конструкция и декор предметов народного быта ».

Цель: Формировать навыки передачи единства формы и декора предметов народного

быта.

Задачи:1. Познакомить учащихся с предметами народного быта.

2. Развивать эстетический и художественный вкус, ассоциативно - образное

мышление, творческую и познавательную активность, трудолюбие.

3. Воспитывать любовь к национальному искусству, уважительное отношение к

своим древним корням и памяти предков.

Ход урока:

I.Орг. момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Ребята, давайте представим, что мы с вами, путешественники и устав в дороге мы заглянули в крестьянскую избу конца 19 века.

Здесь все как в природе – гармонично и совершенно.

-Вспомните, ребята, как называется передний угол избы?

(Красный)

- Почему он так называется?

(Красный - значит красивый. В углу на полочке стояли иконы, это считалось главным местом в доме. Это духовный центр дома. Самых почетных, дорогих гостей сажали в красный угол, на лавку за стол).

-Правильно, а еще красный угол в крестьянской избе олицетворял что? … (зарю)

-Потолок был подобен чему? … (небесному своду). Пол подобен … (земле).

-А своеобразным материальным центром крестьянского жилища, символом тепла, главным оберегом семьи была… конечно же печь.

- Какую роль играла печь в жизни крестьянской семьи?

Печь кормила, спасала от холода, избавляла от хвори. Печь считали семейным очагом. На ней сушили варежки и валенки. Ребятишки, забравшись на печь, слушали сказки.

-Видим ли мы шкафы для посуды?

Нет. Всю посуду, крестьянскую утварь хозяйка расставляла на верхнюю полку под потолком – половошник.

-Что еще из мебели мы здесь видим?

Широкие лавки, которые прибивались к стенам и полу, на них и сидели и спали.

Детская колыбель, подвешенная к потолку.

-А чем изба украшалась? (Вышитыми полотенцами, скатертью, занавесками, самоткаными половиками.)

-Что еще привлекает ваше внимание в интерьере избы?

(Хозяйка в русской народной одежде прядет пряжу, посуда необычная.)

-Чем она необычная?

(Непохожа на современную, необычная форма посуды, узоры.)

III. Сообщение темы.

Сегодня мы подробнее познакомимся с различными предметами крестьянского быта. Тема нашего урока « Конструкция и декор предметов народного быта ».

IV. Вводная беседа.

Если мы посмотрим на предметы, которые лежат перед вами, то мы видим, что они удобны для пользования и когда - то, были красивы.

- Для кого же создавал эти предметы русский человек?

Конечно для себя, для своих нужд. Значит, невольно он как бы примеривал их к себе, чтобы они соответствовали пропорциям его тела, размеру руки. Так вот размеры и пропорции человеческого тела и служат тем началом, той величиной, которая связывала все творения народного искусства от детской люльки до ковша.

Весло, например, воспроизводит форму, и движение какой части тела? … Конечно руки.

Чаша … Как вы будете пить воду, если у вас нет сосуда? Конечно, вам ничего не останется, как сложить ладони в пригоршню. Таким образом, происходит как бы очеловечивание тех вещей, которые создает крестьянин для себя.

На протяжении всей истории человек создавал предметы, которые обеспечивали его жизнь и его быт. При этом он не просто их создавал, но и стремился к тому, чтобы они были удобными для пользования и красивы, т.е. совершенствовал их конструкцию и декор.

Итак, давайте сейчас смотреть и любоваться предметами быта, о которых мы, современные люди, уже давно забыли.

Смотрите внимательно, потому что - то, что вы увидите, вам пригодится при выполнении задания.

V. Формирование новых знаний.

Презентация.

1. Особое место в доме занимала прялка. Долгими зимними вечерами сидели крестьянки и пряли. Напрясть нитей надо было много, на всю семью.

Прялка состоит из лопасти, ножки, донца, городков и сережек. К лопасти привязывали кудель (пушистый комок шерсти).

2. Прялки украшались резными узорами и росписью с уже знакомыми нам знаками солнца, чудными коньками, диковинными цветами, зверями и птицами.

3. Обратите внимание, что мотив солнца присутствует не только в декоре (украшении), но и в самой конструкции прялки. Сверху это различные выступы- «городки», обозначающие путь солнца по небосводу. Снизу декоративные «серьги» и круглые розетки на ножке означают «ночное, подземное солнце».

4. Вот перед вами сказочно нарядные прялки-красавицы с резными узорами.

Прялка была особенным предметом. Добрый молодец дарил ее в подарок невесте, муж - на память жене, отец - дочери. Прялку-подарок хранили всю жизнь.

5. А вот вырезанные из дерева вальки, которыми выколачивали при стирке белье на реке. Они тоже украшены резными узорами.

6. Это рубель. С помощью этого предмета крестьянки разглаживали льняную ткань. Резные узоры и фигура коня изображают солнце, поднимающееся над землей.

7. Посмотрите, какие прекрасные туеса! В них ягоды могут храниться целый год.

VI. Физ.минутка

Отгадайте загадку.

«Стригли, щипали, а после чесали,

Чисто, пушисто к доске привязали».

(Прялка)

-Что это чистое, пушистое к доске привязали? Конечно кудель.

Давайте покажем как девушка – пряха, сидя за прялкой, перебирала пальцами шерсть и скручивала ее в нить. Выше руки поднимаем, нить должна быть длинная, ровная. Работаем пальчиками. Нить тянется сверху – вниз.

Отгадайте еще загадки.

« Утка в реке, хвост в кулаке».

(Ковш)

«Сама не ем, а людей кормлю».

(Ложка)

А теперь все встаньте, мысленно возьмите ковш и ложки и, встав на цыпочки, потянитесь и поставьте на верхнюю полку под потолком избы.

VII. Постановка художественной задачи.

Теперь послушайте задание, которое будете выполнять.

У вас на столах лежат трафареты старинных предметов.

Обратите внимание, что у ковшей нет ручек, вы должны придумать их форму и расписать. Вспомните, какие ковши вы видели в презентации… в виде коня , в виде птицы.

У прялок тоже не хватает некоторых деталей. Дорисуйте сверху городки, серьги или ожерелье и украсьте прялку узорами.

Ребята, которые будут работать с ложками, тоже должны придумать форму ручки, она должна быть выразительной, необычной. Она может быть гладкой, волнистой, заостренной, утолщенной, загнутой на конце.

- Скажите, какими узорами, символами вы будете украшать предметы?

Символами солнца, земли, воды, т.е. солярными знаками. Можно изобразить птицу счастья или коня.

- А что означают эти символы? ( Счастье, радость, богатство.)

VIII. Практическая работа.

Возьмите трафареты, приложите к листу и простым карандашом обведите их. Продумайте и сконструируйте недостающие элементы предметам, а затем нанесите простым карандашом солярные знаки и узоры, потом обведите их фломастерами, маркерами.

Фломастеры, каких цветов вам понадобятся? Какие цвета предпочитали народные умельцы?

(Красный, желтый, коричневый, изредка зеленый, синий, черный.)

Красота росписи достигается вовсе не обилием цвета, а согласованностью ограниченных цветов.

На выполнение задания даю вам 20 минут. Работаем быстро и качественно.

(Звучит русская народная музыка.)

X. Подведение итогов.

Вот и закончилось наше путешествие в прошлое.

Вы сегодня выступили в роли народных умельцев, раскрашивая предметы народного быта. Вы поняли, что конструировать и создавать декор сложная, но творческая и радостная работа.

Вы, как старые мастера, постарались вложить в свою работу частичку своей души. Но вам надо ваши работы завершить.

Дома вам надо вырезать и приклеить предметы на картон.

Постарайтесь, что бы фон картона сочетался, гармонировал с вашей работой. Это ваше домашнее задание.

На следующем уроке мы еще раз посмотрим ваши завершенные работы и организуем выставку.

На уроке мы не только пытались создавать единство конструкции и декора предметов народного быта, но и прикоснулись к нашим древним корням, к памяти предков.

Надеюсь, что сегодняшний урок способствовал формированию любви и понимания к национальному русскому искусству. А это и была главная цель нашего урока.

Наведите порядок на своем рабочем месте. Всем спасибо. Урок окончен.

Урок по изобразительному искусству

В 5 классе

Тема: « Конструкция и декор предметов народного быта ».

Тема: « Конструкция и декор предметов народного быта ».

Цель: Формировать навыки передачи единства формы и декора предметов народного

быта.

Задачи:1. Познакомить учащихся с предметами народного быта.

2. Развивать эстетический и художественный вкус, ассоциативно - образное

мышление, творческую и познавательную активность, трудолюбие.

3. Воспитывать любовь к национальному искусству, уважительное отношение к

своим древним корням и памяти предков.

Ход урока:

I.Орг. момент.

Наши рекомендации