Храм Рамсеса II в Абу-Симбеле

(ок. 1260 г. до н.э.)

Храм был начат в первые годы правления Рамсеса и завершен через 20 лет. У фасада храма доминируют 20-метровые колоссы царя. Собственно храм врезан в скалу на 60 м и состоит из двух залов со столбами, складских помещений и святилища. В 1964 - 68 гг. в связи со строительством новой Асуанской плотины храм был перенесен вместе с соседним, Малым, храмом царицы Нефертари на более высокое место.

По периметру двор окружала колоннада, между колоннами которой стояли колоссальные статуи. Среди новых статуй были и принадлежавшие еще первому строителю храма и узурпированные Рамсесом. За фасадом Большого храма следует зал со столбами (17,7х16,5 м) с восемью опорами в виде статуй царя.

В святилище храма в одну группу объединены изваяния Рамсеса II и трех великих государственных богов - Птаха, Амона-Ра, Ра-Хорахти. Лишь два раза в году - в дни весеннего и осеннего равноденствия - вся группа целиком освещалась лучами восходящего солнца.

Анализ произведений

Писец Каи (ок. 3000 до н.э.)
Жанр Портрет
Образ Уверенно очерченное лицо с характерными тонкими, плотно сжатыми губами большого рта, выступающими скулами, слегка плоским носом. Подчеркнуты особенности внешности, вызванные родом деятельности.
Композиция В композиции отражена основная деятельность писца. Следование иконографическому канону изображения сидящей фигуры.  
Материал, техника Скульптура выполнена из природного камня, глаза инкрустированы, что придает жизненность и выразительность портрету
Художественная манера Точное соблюдение канонов. Правдивость в изображении портрета, особенностей фигуры; тонкая моделировка объемов рук, спины.
Стела вельможи Хенену (Ок. 1995 - 1983 до н.э., правление Ментухотепа, III,ГМИИ им. А. С. Пушкина) храм Рамсеса II в Абу-Симбеле - student2.ru
Жанр портрет, ритуальные изображения и тексты.
Образы Изображены вельможа Хенену и его жена
Композиция Изображение умершего с женой перед жертвенным столом занимает значительно меньшую часть стелы. Все остальное - текст жертвенной формулы, в которой умерший обращается к богам с просьбой даровать ему в загробном мире все самое необходимое для благополучного существования.  
Материал, техника Известняк 119х78 см  
Колорит  
Художественная манера Декоративизм подчеркивается сочетанием изображений фигур и надписей.
       


«Сельский староста» (Портрет принца Каапера, середина 3тыс. до н.э.)
Жанр Портрет
Образ Индивидуальное лицо с мягкими, незаметно переходящими одна в другую линиями, с круглым подбородком, сравнительно некрупным носом, пухлым ртом и небольшими, мастерски изображенными глазами. «Жизненная правдивость этой статуи такова, что не случайно работавшие на раскопках у Мариэтта феллахи, обнаружив статую Каапера в его гробнице, закричали «Да ведь то наш сельский староста!»…Отсюда происходит прозвище «сельский староста», под которым эта статуя известна в науке».[6]
Композиция Следование иконографическому канону изображения стоящей фигуры. Торжественная монументальная поза, свидетельствующая о высоком происхождении изображенного.
Материал, техника Дерево, возможно подкрашенное.
Художественная манера Реализм в изображении немолодого человека. Отсутствие идеализации образа царевича. Тщательная проработка портрета и пластики тела: большой живот, полные руки и плечи.
Большой сфинкс пирамиды Хафра в Гизэ
Жанр Мистический портрет с элементами анималистики
Образ фантастическое существо с туловищем льва и портретной головой фараона Хафра, символизирующее сверхчеловеческую божественную сущности фараона. В образе присутствуют символы власти фараона - на голове сфинкса надет царский полосатый платок, на лбу высечен урей, под подбородком искусственная борода.
Композиция Является частью комплекса пирамид в Гизэ. «Сфинкс расположен на западном берегу Нила (запад, страна заката солнца – область мертвых), но обращен лицом к восходу солнца, символизирующему начало нового цикла жизни».[7] Композиция монументальная, статичная. Высота сфинкса составляет 20 м, длина — 57 м, лицо имеет 5 м в высоту, нос — 1,70 м. Между передними лапами помещалась молельня, где на гранитной плите был изображен сфинкс с надписью "Гор в блеске".
Материал, техника Основу составляет естественная известняковая скала, которая по всей форме напоминала фигуру лежащего льва и была обработана в виде колоссального сфинкса, недостающие части были добавлены и соответственно обтесанных известняковых плит. В настоящее время имеет серьезные утраты: левый глаз, щека, нос и часть волос повреждены (голова сфинкса служила мишенью для стрельбы ядрами и сильно пострадала).
Колорит Еще в начале 20 в. на поверхности камня, из которого был выполнен сфинкс, обнаружены следы красок, что свидетельствует о его возможном раскрашивании. Лицо было окрашено в кирпично-красный цвет, полосы платка были синие и красные.
Художественная манера Лицо Сфинкса передает основные портретные черты фараона Хафра, несмотря на высокую степень обобщения.  


Палетка царя Нармера (ок. 3100 г. до н.э., 0 династия) Полностью сохранившаяся плита является кульминацией развития монументальных рельефных палеток Додинастического периода.
Жанр Исторический жанр с элементами мистических изображений. Сделана в память победе южного Египта над северным и объединения долины Нила в единое государство.
Образы Верхнюю часть украшают головы коровы - небесной богини Хатхор, - между которыми вписано царское имя. В остальной части палетки, разделенной на регистры, представлено завоевание Нижнего Египта царем Нармером. Царь в короне южного Египта убивает северянина, внизу – убегающие северяне, на другой стороне наверху – торжество по случаю победы: царь в короне побежденного Севера идет с приближенными смотреть на обезглавленные трупы врагов, средний ярус – ритуальная сцена, внизу – царь в образе быка, разрушающий вражескую крепость и топчущий врага.
Композиция Новые черты – каждая сцена является законченным целым и в то же время частью общего замысла памятника. Помимо регистрового построения, которое будет принято в дальнейшем как каноническое правило, здесь впервые встречается комбинация в одной человеческой фигуре двух точек зрения - профильной и фронтальной - основополагающего принципа египетской изобразительности.
Материал, техника Шиферная плита размером 64 х 42 см, покрытая с двух сторон рельефом
Художественная манера Сочетание приемов, характерных для нового искусства (реализм в пропорционировании фигур, точная передача мышечной массы, изображение атрибутов власти) и традиционных для додинастического периода.
«Зодчий Хесира» (Около 2680 г. до н.э., Каир. Египетский музей) В мастабе сановника Джосера Хесира находилось 11 ниш с деревянными панелями, из которых сохранилось только 6. Ныне они все хранятся в Каире. На всех панелях умерший изображен с прибором писца; по-видимому, этот титул был важнейшим в его титулатуре.
Жанр Портрет
Образы Изображен сановник Джосера Хесира. В лице Хесира явно подчеркнуто портретное сходство. Иероглифы представляют собой маленькие шедевры - для древних египтян фигурное изображение и письменный знак были равнозначны.
Композиция Фигура изображена в полный рост в соответствии с иконографическим каноном - развернутые широкие плечи, узкие бедра в профиль, густая шапка волос, лицо в профиль, глаз в фас.
Материал, техника Рельеф из дерева, плоский, почти не выступает над поверхностью стены. Силуэт фигуры ясен и графичен.
Художественная манера  
Рельеф «Плакальщики» (14 в. до н.э.)   храм Рамсеса II в Абу-Симбеле - student2.ru  
Жанр, сюжет Ритуальная сцена
Образ Мастерство передачи человеческого чувства: вся группа плакальщиков объединена общим настроением, выраженным в позах, жестах и мимике. Ни одна фигура не повторяет другую: в горе руки то воздеты к небу, то простерты по земле, то заломлены над головой.
Композиция «Плакальщики» расположены по фризу, как в более ранних рельефах, но нет параллелизма фигур, равномерности интервалов. Теперь это не процессия, а толпа; фигуры теснятся, смешиваются, их ритм усложнился – одни согнулись, другие падают наземь, третьи запрокинулись назад. Основа композиционного построения – беспокойный ритм, выраженный в гибких движениях рук, то простертых вперед, то вскинутых кверху.
Материал, техника Углубленный рельеф. Движение резца – нервное и порывистое - передает экспрессию и напряжение. сочетаются линии очень сильно углубленные, подчеркнутые и легко проведенные, благодаря чему достигается беспокойная игра теней и усиливается ощущение пространственной сложности композиции.
Художественная манера Отмечается отступление от иконографического канона. Выразительность фигурам придает разнообразные движения рук, повороты фигур.
Бюст Нефертити (Ок. 1340 года до н.э., мастерская скульптора Тутмоса, из Амарны, ныне - Берлин. Египетский музей)     Портрет Нефертити в из раскрашенного известняка стал своего рода олицетворением современного Египта. Незавершенным остался портрет из кристаллического золотистого песчаника, овеянный дыханием жизни, юной красоты и гармонии. Бархатистая поверхность камня придает этому портрету особую мягкость. храм Рамсеса II в Абу-Симбеле - student2.ru
Жанр портрет
Образ Изображена царица Нефертити, супруга Эхнатона в высокой короне. Гордая голова царицы на тонкой шее отличается совершенством черт лица, гармонией. Отмечается не только портретное сходство, но и стремление к точной детализации.
     

[1] Искусство Древнего Египта – М.: Директмедиа Паблишинг, 2004 – с. 66

[2] Искусство Древнего Египта – М.: Директмедиа Паблишинг, 2004 – с. 67

[3] Искусство Древнего Египта – М.: Директмедиа Паблишинг, 2004 – с. 252

[4] Всеобщая история искусств. (под. ред. Чегодаева А.Д.) , Т.1- М.: Искусство, 1956. - с.98

[5] Всеобщая история искусств. (под. ред. Чегодаева А.Д.) , Т.1- М.: Искусство, 1956. - с.117

[6] Всеобщая история искусств. (под. ред. Чегодаева А.Д.) , Т.1- М.: Искусство, 1956. - с.86

[7] Современный словарь-справочник по искусству/Научн. Ред. И сост. А.А. Мелик-Пашаев – М.: Олимп: ООО «Фирма «Издательство АСТ»», 1999 – с.638

Наши рекомендации