Межрегиональная общественная организация

Межрегиональная общественная организация

«Содружество педагогов вальдорфских детских садов»

ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕРЁЗКА»

разработана на основе вальдорфской педагогики

II. Содержательный раздел

Художественно-эстетическое развитие

Художественная деятельность детей

1) Живопись

2) Рисование

3) Лепка

4) Рукоделие и художественные ремесла

5) Музыка: пение и игра на музыкальных инструментах

Эвритмия

«Эвритмия» дословно переводится с греческого как «красивые движения», «красивый ритм». Данный вид искусства основан на закономерностях речи и музыки и является одним из способов выражения поэтического и музыкального через движение в пространстве.

Эвритимия является «синтетическим» искусством, объединяющим движение (художественная гимнастика), слово и музыку. Поэтому ее можно отнести также к областям речевого и физического развития.

Душевные процессы, скрытые за поэтическим словом или музыкальной интонацией, эвритмия трансформирует в жест: поэтическое слово преобразуется в «зримую речь», а музыка — в «зримое пение». По своим выразительным возможностям эвритмические жесты и движение подобны звучащему слову и пению, и этому зримому для глаз языку доступно передать всю полноту существа человека.

Основное педагогическое значение эвритмии основывается на положении, что переживание, речь и движение у маленького ребенка тесно связаны между собой, и для него важно дать всему этому выражение в движении. Эвритмия как художественное средство выражения работает с элементами речи, ритма, пространственного движения и переживания - т.е. со всеми теми элементами, которые требуют особого воспитательного ухода для гармоничного развития ребенка.

Эвритмия обладает также гармонизующим действием на психологическом и телесном уровне, приводя душевное состояние ребенка в гармонию с телом. Эта телесно-душевная гармония часто нарушается у детей в связи с односторонним развитием нашей «информационной» цивилизации, когда речь понимается и употребляется сугубо для передачи информации и отделяется от переживания, а в окружении ребенка отсутствует культура движения, выражающего переживания и чувства. Это приводит к тому, что в жизни ребенка отсутствуют элементы, которые в состоянии привести к гармонии разные стороны существа человека, связать правильным и гармоничным образом тело и душу.

Занятия эвритмией в детском саду основаны, как и вся другая деятельность, на принципе подражания. Преподаватель эвритмии (эвритмист) через движение, жесты проигрывает перед детьми истории, дети повторяют за ним, переживая стоящие за данными жестами образы. Ребенок испытывает сильнейшую потребность выразить вовне то, что он переживает внутренне, и эвритмия является тем педагогическим средством, при помощи которого ребенок может это сделать.

В своих сюжетах эвритмист использует огромный материал из художественной литературы, широко опирается на фольклор. Во время эвритмического занятия дети, в зависимости от содержания истории, могут переживать времена года и их смену, знакомиться с миром людей, животных, растений. Они учатся ритмично и красиво двигаться в различном характере и динамике, приобретают навыки выразительных жестов, с помощью эвритмического движения учатся переводить слышимое в видимое. На таких занятиях хорошо развиваются музыкальные способности человека. Эвритмия корректирующим образом действует на речь ребенка. Занятия эвритмией способствуют здоровому волевому развитию личности, благотворно гармонизируют весь детский организм.

Эвритмическое занятие проводится один раз в неделю и длится от 10 до 20 минут. В проигрывании истории участвует вся группа, а каждая такая история проживается от 5 до 8 раз в течение нескольких недель.

Проводить занятия по эвритмии может только специалист, получивший профессиональное образование в данной области искусства.

III. Организационно-педагогические условия реализации программы

Ритм жизни детской группы

Общие положения – ритм и повторение как факторы развития

Ритм дня

2) Вторая фаза - “вдох”: утренний круг и музыкально-ритмическая игра

ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕРЕЗКА»

Москва, 2014

(pdf-файл)

Программа разработана на основе вальдорфской педагогики

Под редакцией

ü Загвоздкина В.К., Трубицыной С.А.

Авторы:

ü Трубицына С.А.,

ü Загвоздкин В.К.,

ü Вылегжанина О.Ю.,

ü Фишер Т.В.,

ü Бабич К.И.

Авторы выражают благодарность вальдорфским педагогам, опыт которых был использован при написании программы:

1. Е.Абрамовой,

2. О.Матвеевой,

3. С.Ефремовой,

4. Т.Иконниковой,

5. Е.Грамоткиной,

6. С.Лисицыной,

7. А.Поповой,

8. Т.Носовой,

9. Н.Цой,

10. Н.Цыгановой,

11. Е.Чайке,

12. Е.Гладышевой,

13. М.Муратовой,

14. Е.Лутченкова,

15. М.Творогова,

16. А.Селедчик,

17. Л.Давидчук,

18. А.Чернова,

19. Ю.Матюшкина.

http://setilab.ru/ms/evr/ped-1/

Эвритмия в детском саду

Марина Меличева, к.п.н.

«Солнцеворот» - аторская программа дошкольного образования дошкольников средствами искусства художественного движения

Целительная сила кругооборота года - ритмические игры для здоровья детей [Текст] : методическое пособие / Марина Меличева ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. - 134 с. : нот. ил.; 20 см.; ISBN 978-5-8064-208302

ДС «Светлячок». Эвритмия

Эвритмия использует как инструмент само человеческое тело.

Оно же является выражением всех космических тайн.

Это истинный микрокосмос…

Р. Штайнер

Эвритмия (в переводе с греческого – гармоничное движение, ритм) появилась в начале ХХ в Европе (в Швеции, Швейцарии, Голландии, Германии) и на протяжении многих лет органично входит в программы школы и детского сада. Она представляет собой искусство движения, выражающее закономерности поэтического и музыкального в движении и пространстве. Эвритмия соединяет само движение и образ, созданный на основании музыкальных тонов, звуков речи или более сложных форм – музыкальных произведений, стихов, и других явлений окружающего мира.

Эвритмия - сравнительно молодое искусство, возникшее в начале 20-ого века в Швейцарии.

Основная идея эвритмии, а именно, соответствие движений человеческого тела звукам речи и музыкальным тонам, была сформулирована основателем Вальдорфской педагогики, австрийским мыслителем и философом Рудольфом Штайнером.


В эвритмии существует три направления: сценическая, педагогическая, терапевтическая.

Эвритмические занятия в детском саду проходят в форме увлекательной истории, которая рассказывается педагогом и сопровождается движениями всех участников. Подражая движениям педагога, дети перевоплощаются в образы различных растений и животных, проживают явления природы, имитируют деятельность людей.

Межрегиональная общественная организация

«Содружество педагогов вальдорфских детских садов»

ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕРЁЗКА»

разработана на основе вальдорфской педагогики

II. Содержательный раздел

Наши рекомендации