Новая деловитость» в литературе и искусстве

Характерным и ярким проявлением литературной жизни Германии конца 20-х годов была складывавшаяся в то время литература "новой деловитости", представленная прежде всего романом А.Дёблина "Берлин. Александерплац", и не только им, а многими другими произведениями, например, романами Л.Франка "Оксенфуртский мужской квартет" (1927), "Из трех миллионов трое" (1931), романами Г.Кестена "Йозеф ищет свободу" (1927), "Развратник" (1929), романом Э.Кестнера "Фабиан" (1931) и его поэзией этих лет. К литературе "новой деловитости" можно отнести также роман Г.Фаллады "Маленький человек, что же дальше?" (1932), романы Б.Келлермана "Братья Шелленберг" (1925) и "Город Анатоль" (1932), драматургию М.-Л.Фляйсер, романы Э.М.Ремарка "На западном фронте без перемен" (1929), "Три товарища" (1937 )Х.

Деятели новой деловитости стремились ясно и твёрдо выражать свои мысли; рациональность, никакой тёмной метафизики. Полемика с пафосом. Трезвый взгляд, противопоставленный тёмным размышлениям. Возникает техника монтажа. Новая деловитость стремится очистить реальность от вымысла. На человека нужно смотреть трезво – он ни хороший, ни плохой. «сначала жратва, а нравственность потом» - человек не может быть моральным, пока он голоден.

Произведения названных писателей по-разному соотносятся с "новой деловитостью" - одни больше к ней тяготеют, другие меньше. Например, роман Э.М.Ремарка "На западном фронте без перемен" явно связан с экспрессионизмом, но и черты возникающего нового явления - "новой деловитости" - в нем также можно отметить.

В произведениях писателей, которых в целом трудно отнести к "новой деловитости", можно тоже увидеть особенности, характерные для этой литературы

Важным стержнем'развития "новой деловитости" была полемика с экспрессионизмом и поиски реалистических путей в искусстве.

Проблемы личности и действительности, ставшие центральными для литературы "новой деловитости", вбирают в себя многие другие вопросы, разрешение которых с ними непосредственно связано и часто прямо от них зависит. К таковым, например, относится проблема большого города, места жизни современного человека. Большой индустриальный город определенным образом повлиял на человека, изменил не только условия его жизни, но и в новом свете представил человеческую личность. Непосредственно с темой города в литературе "новой деловитости" связана проблема техники, ее роли и воздействия на жизнь человека и многое другое.

Кубистический принцип

≠ кубизму.

Способ построения худ. образа, характерный для всей культуры ХХ в. Стилевая черта худ. культуры ХХ в.

Тенденция к соединению несовместимых вещей: вчувствование + абстрагирование. Субъективность часто представляется единственным способом познания мира. Но искусство старается абстрагировать субъективный опыт от реальности.

- проблема языка

- проблема аутентичности

-деперсонализация

- дегуманизация

- нетрадиционные формы (Хазарский словарь)

- метод точки зрения.

- кризисе аутентичности художественного высказывания в культуре ХХ века, что приводит к радикальному обновлению художественной формы и возникновению “немиметических” форм в искусстве.

- проблемой понимания человека, который не укладывается в клишированные модели представлений о нем.

Характерной особенностью этого образа становится текучесть, неустойчивость границ, полицентризм – невозможность привести все его аспекты к единому центру, одному началу, одной точке зрения, одной версии. Оказывается, сам человек внутри себя лишен целостности, он находится в противоречии со своим сознанием, разные стороны его существа живут в разном времени, он никогда не находится полностью “здесь и сейчас”.

- лирика сочетает в себе крайнюю эмоциональность и холодноватую объективность, что свойственно очень многим явлениям лирики ХХ века начиная с имажизма.

- смысл целого произведения остается не назван, - он предстает, как и в кубистической живописи, как нечто незавершенное, неготовое, формирующееся в системе соотношения изолированных словесных образов, изолированное положение каждого словесного образа позволяет ему вступать в отношения с любым другим образом.

- Текст раздроблен, распластован, жестко организован: основные образы связаны между собой неочевидной внутренней связью – через семантику сумрачного, бледного, темного, тихого, осеннего и – прошлого, молчания, смерти. Различные высказывания, так поставленные рядом друг с другом, указывают на некоторый смысл, который является и общим для них всех, что обусловливает очень высокий уровень абстрагирования, и вместе с тем включает в себя смысл каждого отдельного высказывания, а также те смыслы, которые рождаются в многообразных отношениях между этими высказываниями

От кубизма в живописи ХХ в. идет это понятие. Кубизм возник в 1908 г. в творчестве Пикассо и Жорж Бракх. Независимо друг от другого пришли к одному и тому же (была общая мастерская, не подписывали полотна, одно время).

% Ван Гог, Поль Сезанн, кубизм – одна линия.

Натуралистическое объяснение: отказ от принципа линейной перспективы.

Кубистический способ: менять точку зрения, видеть предмет с разных позиций. Развертка куба. «Пишу не как вижу, а как знаю», - Пикассо. => Совершенно новый образ объекта. Мы узнаем его черты. Автономный живописный объект. Из разных аспектов монтируется худ. целое. Отказ от мимесиса.

Прямая перспектива предполагает принцип центрации. Он подвергается критике со всех сторон. Нет одной (единой) истины. Реальность многомерна. Невозможно редуцировать ее к одному объекту.

Павел Флоренский подверг принцип прямой перспективы в пользу обратной перспективы. Эвклидово пространство: выбор господствующей, центральной точки. Художник не может менять свою позицию, точку зрения. Весь мир подчинен одной точке зрения. Нет абсолютной точки зрения. Художник должен смотреть с разных точек зрения, они более или менее равны.

Критика индивидуализма (отказ от прямой перспективы, освобождение от своей колокольни).

Децентрация. Впервые реализуется в кубизме.

Выделение разных пластов, аспектов. Вычленение полиперспективности. Аналитический кубизм. Цвет меркнет. Картина стремится к монохронности. Композиция точек восприятия. Разные ракурсы совмещены в одном образе.

% Голубой период, розовый, и вдруг – «Виньонские девушки» (с них начинается кубизм). Под влиянием африканского искусства (% маски). Кубизм: нет цвета, т. форма, линии, композиция, т.е. работа с языком. Возвращение цвета (другая красота % «Арлекин»).

Материал преобразуется. Динамичность картины: она постоянно становится. Здесь проявляется и принцип дегуманизации. Статья Малларме: 2 этапа творца:

- транспозиция (перевод реальности в медиум, культуру % в камень);

- конструкция (перевод на язык, автономная работа с элементами языка).

Поэзия Аполинóра. Распластование образа.

% «Есть» (стихотворение). Отдельные элементы действительности (или языка) смонтированы, без связи, с обнаженными стыками. Некое свойство сознания. Становление целого. Рефлексия над языком.

% «Рыжекудрая красавица», муза. Все расщеплено, но не найдем гармонии. Хотим постигнуть мир как целое. Необходим новый язык.

Кубистический принцип в лирике. Стихи Аполлинера. Дробность изображения. Последовательность нарушена.

Понятие пространственности.

Джозеф Френк. Дегуманизация искусства: на первом плане – пространство форм. Образ воспринимаем во времени. А теперь в пространстве. Отношения между стилистическими аспектами текста, повествовательными формами. Материал начинает обосабливаться под предмет изображения. => Новая выразительность слова; изобразительность.

Кубистический принцип => самоценность слова в произведении. Орнаментальный стиль в русской литературе 20-х гг. ХХ в. (разложение: предмет и материал).

Образ обладает своей логикой. Дробность образа.

% «Зона». Маленькая поэма. Указывает на пространство (пригород Парижа, но и архив в сознании Аполлингера) пространство всего его жизненного опыта. Калейдоскоп картин, представлений. Хаос переживаний объединяется верой, надеждой, любовью. Расшатывание религиозного мировоззрения.

Кубистический принцип позволяет соединять слова не по событийной логике, порождать семантические поля. Увязывание отдельных сем => новая логика.

% «Узы». Разные формы восприятия реальности. Но об одном и том же. Разное, раздробленное позволяет по-новому воспринять реальность.

Словно случайный набор мотивов. «Канат из криков», «звон колоколов над Европой», «повешенные века» (мотив вечной связи). Нити дождя, вавилонские башни – радио-мачты.

% «Вандельер» из сборника «Алкоголи». Мотив непроизвольного развертывания образа. «Виноградники ночи» - метафора Парижа. 2 пьяные птицы, клюющие виноград (фонари на заре). Мотив сбора винограда хмельным Парижем (т.е. жителей). Кубистическое развертывание мотива. Нет заданного события. Стихотворение рождается из словесной метафоры.Бесконечная смена точек зрения, форм опыта, переживания; смена речевых форм («я» обращается к себе на «ты»; «я» «он»). Смена аспектов образа. Смех заменяет молитву, ведет меня к аду. Все это – краски адских огней на холсте моей жизни.

Процесс разрушения линейного мышления, нарушение законов грамматики, пунктуации. Каллиграммы – текст стихотворения становится выразительным; стихи – наследники барочных форм; автономизация языка. Комплекс самостоятельных мотивов. Пространство текста организует новое целое.

У Малларме:

транспозиция (перевод предмета в материал)

конструкция (свободная работа с материалом)

трансфигурация реальности (из элементов языка создается автономное словесное целое).

Аполлинер близок авангарду. Экспериментатор в области форм.

Классическая поэзия ХХ в. Рильке.

% «Пантера», в клетке мечется. Мелькают прутья, а взгляд все растерял, полет отдельно от поступи. «Танец сил», мелькнул зрачок.

ПРОЗА ХХ В.: внутренняя фрагментация, монтаж форм, фрагментирование аспектов, деление на части.

% Гессе «Степной волк». Предисловие издателя, записки героя, трактат о степном волке (неизвестно, откуда этот взгляд). Появляются Моцарт и Гете.

Материальные аспекты сигнализируют о смыслах.

12.2 Кубизм (Cubism), модернистское течение в живописи (и в меньшей степени в скульптуре) 1-й четверти 20 века. Его возникновение относят к 1907 г. и связывают с творчеством Пикассо и Брака, в частности с картиной Пикассо "Авиньонские девицы", на которой изображены деформированные, огрубленные фигуры, а перспектива и светотень отсутствуют.

Кубизм означал полный разрыв с реалистическим изображением натуры, преобладавшим в европейской живописи со времён Ренессанса. Цель Пикассо и Брака - конструирование объёмной формы на плоскости, расчленение её на геометрические элементы. Оба художника тяготели к простым, осязаемым формам, незамысловатым сюжетам, что особенно характерно для раннего периода Кубизма, так называемого "сезанновского" (1907-1909 гг.), сложившегося под влиянием африканской скульптуры и работ Сезанна. Мощные объёмы как бы укладываются на холст, цвет усиливает объём (Пикассо "Три женщины", 1909 г.).

Следующий период (1910-1912 гг.) называют "аналитическим": предмет дробится на мелкие грани, которые чётко отделяются друг от друга, предметная форма как бы расплывается на холсте, цвета как такового практически нет (Брак "В честь И.С. Баха", 1912 г.). В последнем, известном как "синтетический" Кубизм, картины превращаются в красочные, плоскостные панно (Пикассо "Харчевня", 1913-1914 гг.), формы становятся более декоративными, в рисунок вводятся буквенные трафареты и различные наклейки, образующие коллажи. В этой манере вместе с Браком и Пикассо пишет Хуан Грис. 1-я мировая война положила конец сотрудничеству Брака и Пикассо, однако их творчество оказало большое влияние на другие течения, в том числе на футуризм, орфизм, пуризм и вортицизм.

Художники кубизма: Пикассо, Брак, Хуан Грис

Экспрессионизм

Немецкий экспрессионизм – одно из самых ярких театральных движений 20 в., взлет которого приходится на 1910е – первую половину 1920х гг. Экспрессионисты заявили о себе в драме, режиссуре, актерском искусстве, искусстве сценографии, в сфере музыкального театра.

Рейнхард Зорге, Вальтер Хазенклевер, Эрнст Толлер, Кайзер

Драматургию экспрессионизма можно разделить на 2 направления.

1- пьесы социально-философского содержания, в которых человек подан как представитель определенного класса, как социальная маска.

2 – драмы на философско-мистические темы, в которых одинокий, отчаявшийся персонаж приближается к абстрактному человеку, представителю не народа и класса, а всего рода человеческого. Наиболее известные экспрессионистские пьесы сочетают в себе оба содержательных пласта.

Экспрессиониста интересует не столько предмет изображения, сколько высвобождение собственных творческих энергий, то, что к пьесе можно добавить «от себя». С этим связан феномен «я-драмы», «драмы-крика» - пьесы, построенной вокруг одного центрального персонажа, стремящегося к максимальному самовыражению, которое всячески подавляет цивилизация городов, банков, фабрик. Его задача – деформировать рамки обыденности, прорваться сквозь стереотипы и подготовить «восхождение» человека (этот мотив был часто продублирован на сцене лестницей).

Прочие действующие лица «я-драмы» и сама сюжетная канва играют лишь служебную роль. Все подчинено раскрытию одного сознания и подается сквозь его призму. Место действия, персонажи спектакля существуют исключительно в восприятии центрального действующего лица. Пространство лишается каких-либо конкретных социальных примет.

Слово преобладает над действием. Монолог – единственный способ самораскрытия. Собеседники фактически ведут два параллельно развивающихся монолога, они слушают только себя. Драматическое лицо говорит не для того, чтобы быть услышанным, а чтобы преодолеть страх одиночества.

Экспрессионистский персонаж лишен индивидуальных черт, сопоставим с марионеткой, приводимой в действие некими таинственными силами.

Наши рекомендации