Серебряный век в литературе и искусстве. поэтические течения модернизма

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК В ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ. ПОЭТИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ МОДЕРНИЗМА

ДОМ В.Я. БРЮСОВА (МУЗЕЙ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА)

Сегодня мы совершим виртуальную экскурсию по единственному в своем роде, уникальному музею, который разместился в доме, где с 1910 по 1924 годы жил поэт, писатель, критик и переводчик Валерий Яковлевич Брюсов. Фасад здания был оформлен в 1910 году по проекту архитектора В.И.Чагина.

серебряный век в литературе и искусстве. поэтические течения модернизма - student2.ru серебряный век в литературе и искусстве. поэтические течения модернизма - student2.ru

1. Завершите предложения, выбрав нужный термин:

Культурная ситуация концаXIX-начала XX века складывалась под знаком____________________

Архитектурный облик и интерьеры дома-музея Брюсова выдержаны в стиле___________________

Укажите известное Вам лексическое значение слова «авангард»:_____________________________

_____________________________________________________________________________

Материал для справки:

В широком смысле модернизм (авангардизм) – это общее обозначение всех художественных течений, школ и направлений началаXX века, выразивших отход от прежних культурных ценностейипровозгласивших новые ценности. Для модернизма характерно: -отход культуры от реализма, пересмотр прежних представлений о красоте, цвете и пространстве; -эстетический бунт против установившихся традиций и канонов в искусстве; -провозглашение независимости искусства от действительности; - эксперименты с художественным материалом, создание новых, ни на что не похожих стиля, языка, живописи и архитектуры.   В узком смысле «модерн»(фр. moderne — новейший, современный, ар нуво, югендстиль) обозначает только одно направление в искусстве конца XIX — начала XX века., в первую очередь затрагивающее архитектуру и декоративное искусство. (Название стиля пишется в кавычках.) Для модерна характерно: -отрицательное отношение кбезжизненному копированию исторических стилей прошлого. -использование новых технико-конструктивных средств, свободной планировки, своеобразного архитектурного декора для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий  

2. Внимательно посмотрите на здание и запишите особенности архитектуры, которые бросаются в глаза:

Особенности фасада (форма, отделка)  
Особенности оконных проемов  
Характер линий фасада и кровли  
Особенности цветового решения  
Стандартны ли решения архитектора?  
Ваше впечатление о здании и стиле «модерн»  

3.В начале XX века в этом особняке бывали самые яркие представители своего времени: А.Блок, М.Волошин, М.Горький, А.Толстой, К. Д. Бальмонт, А. Белый, А. Н. Бенуа, Ю. К. Балтрушайтис, С. А. Есенин, Е. Е. Лансере, И. Северянин, В. Ф. Ходасевич, В. В. Маяковский.

Какие фамилии Вам уже знакомы? Чем известны эти гости В.Я.Брюсова? (желателен подробный ответ) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Какие средства использовал художник, чтобы подчеркнуть необычность этого здания? (цвет, освещение, композиция, детали, персонажи и т.д.)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ЗАЛ

серебряный век в литературе и искусстве. поэтические течения модернизма - student2.ru Конец XIX–начало XX века – это бурный период в истории России, когда радикально обновлялись все стороны жизни общества: экономика, политика, наука, техника и технология, культура, искусство. Серебряный век - это период расцвета духовной культуры: литературы, философии, музыки, театра и изобразительного искусства. Он протекал с 90-х гг. XIX в. вплоть до конца 20-х гг. XX в. В сфере литературы и искусства на смену классической эпохе – получившему всемирную славу русскому реализму – приходила эпоха эстетического многообразия.

7.Напишите, что означает понятие «реализм»? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Подсказка: если Вы затрудняетесь с ответом, необходимую информацию можно найти тут: http://gramma.ru/LIT/?id=3.0&page=1&wrd=РЕАЛИЗМ&bukv=Р

Перейдите по ссылке http://goslitmuz.ru/museums/muzey-serebryanogo-veka/virtualnaya-ekskursiya/1273/ , и мы начнем виртуальную экскурсию по музею Серебряного века.

Справа сверху нажмите: «Показать план этажа». Слева сверху, рядом с надписью «Уровни», выберите «второй этаж». Вы увидите на левой панели план этажа. > серебряный век в литературе и искусстве. поэтические течения модернизма - student2.ru Наведите курсор на «Центральный зал» так, как показано на рисунке справа.


Итак, Вы оказались в центральном зале музея: серебряный век в литературе и искусстве. поэтические течения модернизма - student2.ru

ПУШКИНСКИЙ ЗАЛ

серебряный век в литературе и искусстве. поэтические течения модернизма - student2.ru

Наведите курсор на «Пушкинский зал» так, как показано на рисунке:

серебряный век в литературе и искусстве. поэтические течения модернизма - student2.ru 11.Посмотрите на экспозицию. Перед Вами изображение известного писателя и поэта. Рассмотрите внимательно это изображение. Справа на стене Вы видите факсимильные листы его рукописей. В чем особенность оформления этих рукописей?

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

12. Прочитайте выдержки из статьи Николая Оцупа «Серебряный век русской поэзии»(1933). Завершите фразу:

«Золотой век русской поэзии прошлого столетия, «первая любовь» России—жизнь и стихи___________________» (чьи?)

«Есть золотой и есть серебряный век искусства. И в тот, и в другой - люди друг друга стоят. Вряд ли первые другой природы, чем вторые».

13. Что означает выражение «поэзия серебряного века»? Творчество поэтов какой эпохи подразумевалось под понятием «Золотой век»?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________

14. Можно ли утверждать, что, по мнению Николая Оцупа, золотой век поэзии лучше серебряного? Аргументируйте ответ. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

серебряный век в литературе и искусстве. поэтические течения модернизма - student2.ru Наведите курсор на «Зал символизма» так, как показано на рисунке:  

Зал символизма Выполните задания, ориентируясь на материалы экспозиции и данные информационного листа:

серебряный век в литературе и искусстве. поэтические течения модернизма - student2.ru

15.Символизм (от греч. symbolon – «знак», «символ») – явление в литературном мире интернациональное, получившее распространение во многих странах Европы. Основы эстетики символизма сложились в 1860–70-х годах ХIХ века в творчестве французских поэтов-символистов.

К какому времени относится расцвет символизма в России? ________________годы.

16. Один известный на всю Россию поэт, чей авторитет в литературных кругах и Москвы, и Петербурга был непререкаемым, поэт, выпустивший более десяти своих поэтических сборников, прославился и как переводчик: он первый перевел на русский язык «Фауста» Гёте, «Энеиду» Вергилия; он переводил не только с европейских языков, но и, например, с армянского. Также он первый перевел на русский язык сборник стихотворений знаменитого французского символиста.

О каком русском поэте идет речь? ___________________________________________________

17.Стихотворения какого знаменитого французского символиста он перевел? __________________________________________

Подсказка: если Вы затрудняетесь с ответом, необходимую информацию можно найти тут: https://um.mos.ru/houses/dom_bryusova/

серебряный век в литературе и искусстве. поэтические течения модернизма - student2.ru

18.Перед окном вы видите интерьер редакции журнала, который издавал тот русский поэт, о котором идет речь.

Как назывался этот журнал – ежемесячник литературы и искусства? ________________

19.Прочитайте высказывания поэтов-символистов:

Д.Мережковский: «Куда бы мы ни уходили, куда бы мы ни прятались за плотину научной критики, всем существом мы чувствуем близость тайны, океана».

В. Брюсов: «Где нет тайности в чувстве, нет искусства. Для кого все в мире просто, понятно, постижимо, тот не может быть художником»; «...создания искусства – это приотворенные двери в вечность»; «Цель символизма – рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем известное настроение».

К. Бальмонт: «Реалисты всегда являются простыми наблюдателями, символисты – всегда мыслители».

Вяч. Иванов: символы – это «знаки иной действительности», символ «многолик и многозначен».

Это графика или живопись?

_______________________________________

ЗАЛ АКМЕИЗМА

серебряный век в литературе и искусстве. поэтические течения модернизма - student2.ru Наведите курсор на «Зал акмеизма» так, как показано на рисунке.

Выполните задания, ориентируясь на материалы экспозиции и данные информационного листа.

серебряный век в литературе и искусстве. поэтические течения модернизма - student2.ru

35. Акмеизм (от греч. аcme – "высшая степень чего-либо, расцвет, вершина, острие") – течение русского модернизма, в своих поэтических установках отталкивающееся от своего учителя – русского символизма. Название, которое выбрали себе акмеисты, должно было указывать на стремление к вершинам поэтического мастерства.

К какому времени относится расцвет акмеизма в России?________________годы.

36.Литературным манифестам акмеистов предшествовала статья М.А. Кузмина «О прекрасной ясности»(1910).Прочитайте выдержки из нее:

«Пусть <ваше> миропостижение будет мистическим, реалистическим, скептическим или даже идеалистическим, <… > пусть будет настроение, впечатление - что хотите, но, умоляю, будьте логичны, - да простится мне этот крик сердца! - логичны в замысле, в постройке произведения, в синтаксисе».   «…отсутствие контуров, ненужный туман и акробатский синтаксис могут быть названы …безвкусием» «Любите слово … будьте экономны в средствах и скупы в словах, точны и подлинны, – и вы найдете секрет дивной вещи – прекрасной ясности…»  
В чем, по мнению М.Кузьмина, состоит главное достоинство литературного произведения? _________________________________ _________________________________ _________________________________ __________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ __________________________________ Каким, с точки зрения Михаила Кузьмина, должен быть язык литературного произведения? _________________________________ _________________________________ _________________________________ __________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ __________________________________

37.Прочитайте фрагмент статьи С.Городецкого "Некоторые течения в современной русской поэзии" (1913):

«Борьба между акмеизмом и символизмом... есть прежде всего борьба за этот мир, звучащий, красочный, имеющий формы, вес и время...Символизм, в конце концов, заполнив мир «соответствиями», обратил его в фантом, важный лишь постольку, поскольку он сквозит и просвечивает иными мирами, и умалил его высокую самоценность. У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь еще». После всяких «неприятий мир бесповоротно принят акмеизмом, во всей совокупности красот и безобразий».

В чем принципы акмеистов отличались от принципов символистов? Какой мир, с точки зрения С.Городецкого, нужно изображать в стихотворениях? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

38.Завершите текст, восстановив пропущенные фамилии представителей акмеизма(используя информационный лист, элементы экспозиции):

Становление акмеизма связано с литературной группой "Цех поэтов", которая была основана в октябре 1911 года в Петербурге в противовес символистам. Возглавляли группу Николай__________и Сергей_________ . В состав группы входили также Анна ___________, Осип____________, Владимир____________ и другие поэты. "Цех" издавал ежемесячник стихов и критики "Гиперборей" . Также печатным изданием акмеистов был журнал_________________, выходивший в Санкт-Петербурге в 1909-1917 годах.

серебряный век в литературе и искусстве. поэтические течения модернизма - student2.ru 39.Посмотрите на оформление журнала акмеистов

«Апполон». Можно ли архитектуру, изображенную

К другому стилю? Какому?

Аргументируйте свой ответ.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

________________________________________________

серебряный век в литературе и искусстве. поэтические течения модернизма - student2.ru 40. Внимательно рассмотрите бюст в центре зала.

В противоположность символизму, проникнутому "духом

музыки", акмеизм был ориентирован на пространственные

искусства: живопись, архитектуру, скульптуру.

ЗАЛ ФУТУРИЗМА

Выполните задания, ориентируясь на материалы экспозиции и данные информационного листа.

серебряный век в литературе и искусстве. поэтические течения модернизма - student2.ru

46.Слово «футуризм»(от лат. futurum – «будущее») впервые появилось в названии «Манифеста...» (1909г.) итальянского поэта Филиппо Томмазо Маринетти. Футуристы заявили о себе как о создателях нового искусства – искусства технического века.

К какому времени относится расцвет футуризма в России? ________________годы.

47.Футуристы были убеждены, что весь мир пронизан искусством, и сам мир представлялся им как аналог грандиозной сценической площадки. С какими общественно-политическими тенденциями и историческими событиями связано возникновение футуризма в России? ___________________________________________________________________

________________________________________________________________

48. Серебряный век – эпоха творческих экспериментов. В это время возникало много футуристических групп, представители каждой излагали свои взгляды в эстетических манифестах и теоретических трудах. Укажите фамилии футуристов, которые относились к той или иной группе:

«Гилея», Москва  
«Центрифуга», Москва  
Эго-футуристы, Петербург  
Имажинисты, Москва  

49.В России футуризм на первых порах заявил о себе в живописи, затем – в поэзии. Кто из поэтов-футуристов был по образованию художником?

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

50. Художники-футуристы многое заимствовали у кубистов. Кубисты – художники, которые отказались от передачи атмосферы и света, трехмерной перспективы; подчеркивали изначальное сходство всех изображаемых предметов, состоящих из одних и тех же первоэлементов. 1)Посмотрите на картину кубиста Натана Альтмана, написанную в 1914г. Какая известная поэтесса изображена на картине (ее творчество представлено в Зале акмеизма)? _________________________________________________________ 2)Какие геометрические фигуры явственно проглядывают сквозь изображение? ______________________ 3)В чем особенности этой картины? (цвета, линий, прорисовки деталей) ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________   серебряный век в литературе и искусстве. поэтические течения модернизма - student2.ru

51.Изучите экспозицию зала. Футуристы были сторонниками синтеза различных искусств, «визуальной поэзии». Как вы понимаете, что это означает?

серебряный век в литературе и искусстве. поэтические течения модернизма - student2.ru серебряный век в литературе и искусстве. поэтические течения модернизма - student2.ru серебряный век в литературе и искусстве. поэтические течения модернизма - student2.ru серебряный век в литературе и искусстве. поэтические течения модернизма - student2.ru

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

52.Какие особенности оформления книг и афиш футуристов вы можете назвать (особенности цвета, шрифта, изображений, форм и линий)? ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ серебряный век в литературе и искусстве. поэтические течения модернизма - student2.ru

53. Как назывался манифест футуристов, выпущенный в 1912 году? __________________________________________________________________

Прочитайте его.

Читающим наше Новое Первое Неожиданное. Только мы — лицо нашего времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве. Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности. Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней. <…> Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с черного фрака воина Брюсова? Или на них зори невиданных красот? <…> Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Соллогубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузьминым (Соллогуб, Кузьмин вместо Сологуба и Кузмина — это так называемые «опечатки неуважения», сознательно сделанные авторами манифеста), Буниным и проч. и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным. С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!.. Мы приказываем чтить права поэтов: 1. На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Слово-новшество). 2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку. 3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы. 4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования. И если пока еще и в наших строках остались грязные клейма ваших «здравого смысла» и «хорошего вкуса», то все же на них уже трепещут впервые Зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова. Москва, 1912. Декабрь. Д. Бурлюк, Александр Крученых, В. Маяковский, Виктор Хлебников.

54.Как относились футуристы к традициям и культуре, существующей до них? ______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

55.Проявляли ли футуристы уважение к современникам, не разделявшим их взгляды?Почему?_____________________________________________________________________________________________________________________________

56.С какими положениями манифеста вы можете согласиться, а с какими – нет? (свой ответ аргументируйте) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

57. Как, по вашему мнению, реагировала общественность на манифест футуристов и названия их сборников («Дохлая луна», «Доители изнуренных жаб», «Танго с коровами»)? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

58.Как вы считаете, предвидели ли футуристы такую реакцию? ______________________________________________________________________

59. Для чего они эпатировали публику? ______________________________________________________________________

60. В чем состоит различие в отношении к культурному наследию акмеистов и футуристов? ______________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

61. Прочитайте стихотворение А.Крученых и ответьте на вопросы.

1)Сам Алексей Крученых утверждал: "...в этом пятистишии больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина".Согласны ли вы с А.Крученых? ____________________________________________________ ____________________________________________________   2)Есть ли какой-то определенный смысл в этом стихотворении? _____________________________________ 3)Давид Бурлюк: «..Мы стали придавать содержание словам по их начертательной и фонической характеристике».Как вы понимаете это высказывание? ________________________________________________________________________________________________________ 4)Что было главным для А.Крученых – содержание стихотворения или его форма? ________________________________________________________________________________________________________   В 1913г. скандальную известность получило "стихотворение" А. Крученых "Дыр – бул – щыл...": Дыр – бул – щыл Убещур Скум Вы – со – бу Р – л – эз

62. Прочитайте стихотворение И.Северянина и ответьте на вопросы.

1)Каким техническим достижениям нового века отдает дань Игорь Северянин в своем стихотворении? _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ 2)Каким настроением проникнуто это стихотворение? _____________________________________ _____________________________________ 3)Какое впечатление о скорости развития современного футуристам мира возникает после прочтения стихотворения? ________________________________________________________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________   Увертюра Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Удивительно вкусно, искристо, остро! Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском! Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо! Стрекот аэропланов! Бега автомобилей! Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров! Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили! Ананасы в шампанском – это пульс вечеров! В группе девушек нервных, в остром обществе дамском, Я трагедию жизни претворю в грезо-фарс... Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Из Москвы – в Нагасаки! Из Нью-Йорка – на Марс! Январь 1915Петроград  

63.Как называются слова, появившиеся в языке недавно и обладающие ощутимой свежестью для носителей языка? ______________________________________________________________________

64.Выпишите такие слова из прочитанных стихотворений И.Северянина (3 слова) и А.Крученых(5 слов): __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

65.Внимательно посмотрите на картины, висящие на стенах. Какая из них могла бы послужить иллюстрацией к стихотворению «Увертюра» Игоря Северянина? Сделайте скриншот этой картины и разместите его чуть ниже:

___________________________________________________________________

66.Почему вы выбрали именно эту картину? Какие образы связывают ее со стихотворением И.Северянина? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

67. Сравните «Увертюру» Игоря Северянина и стихотворение «Дыр-бул-щыл» А.Крученых. В чем состоит главное различие между ними?____________________________________________________________________________________________________________________________________________68. Сделайте вывод: можно ли сказать, что для всех футуристов было свойственно полное отрицание традиций и создание принципиально нового в поэзии? Или же каждый поэт в разной степени воплощал в творчестве эти установки?(аргументируйте свой ответ)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК В ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ. ПОЭТИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ МОДЕРНИЗМА

ДОМ В.Я. БРЮСОВА (МУЗЕЙ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА)

Сегодня мы совершим виртуальную экскурсию по единственному в своем роде, уникальному музею, который разместился в доме, где с 1910 по 1924 годы жил поэт, писатель, критик и переводчик Валерий Яковлевич Брюсов. Фасад здания был оформлен в 1910 году по проекту архитектора В.И.Чагина.

серебряный век в литературе и искусстве. поэтические течения модернизма - student2.ru серебряный век в литературе и искусстве. поэтические течения модернизма - student2.ru

1. Завершите предложения, выбрав нужный термин:

Культурная ситуация концаXIX-начала XX века складывалась под знаком____________________

Архитектурный облик и интерьеры дома-музея Брюсова выдержаны в стиле___________________

Укажите известное Вам лексическое значение слова «авангард»:_____________________________

_____________________________________________________________________________

Материал для справки:

В широком смысле модернизм (авангардизм) – это общее обозначение всех художественных течений, школ и направлений началаXX века, выразивших отход от прежних культурных ценностейипровозгласивших новые ценности. Для модернизма характерно: -отход культуры от реализма, пересмотр прежних представлений о красоте, цвете и пространстве; -эстетический бунт против установившихся традиций и канонов в искусстве; -провозглашение независимости искусства от действительности; - эксперименты с художественным материалом, создание новых, ни на что не похожих стиля, языка, живописи и архитектуры.   В узком смысле «модерн»(фр. moderne — новейший, современный, ар нуво, югендстиль) обозначает только одно направление в искусстве конца XIX — начала XX века., в первую очередь затрагивающее архитектуру и декоративное искусство. (Название стиля пишется в кавычках.) Для модерна характерно: -отрицательное отношение кбезжизненному копированию исторических стилей прошлого. -использование новых технико-конструктивных средств, свободной планировки, своеобразного архитектурного декора для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий  

2. Внимательно посмотрите на здание и запишите особенности архитектуры, которые бросаются в глаза:

Особенности фасада (форма, отделка)  
Особенности оконных проемов  
Характер линий фасада и кровли  
Особенности цветового решения  
Стандартны ли решения архитектора?  
Ваше впечатление о здании и стиле «модерн»  

3.В начале XX века в этом особняке бывали самые яркие представители своего времени: А.Блок, М.Волошин, М.Горький, А.Толстой, К. Д. Бальмонт, А. Белый, А. Н. Бенуа, Ю. К. Балтрушайтис, С. А. Есенин, Е. Е. Лансере, И. Северянин, В. Ф. Ходасевич, В. В. Маяковский.

Какие фамилии Вам уже знакомы? Чем известны эти гости В.Я.Брюсова? (желателен подробный ответ) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Наши рекомендации