Проблема «дистанции», границы между сценой и зрительным залом

Сознательно сформировался в Германии. (НЕМЕЦКИЙ).

В РОССИИ и АМЕРИКЕ – акцент на условности образа, на выразительности.
Впервые возник в живописи и скульптуре.

1905 – группа «Мост» в Дрездене. Близки к франц.фобизму (полная свобода поисков, эмоц.сила цвета очень возрастает; плоские картины, декоративные, замена линейной перспективы на цветовую). Цвет = свет мозга; непосредственное выражение переживания. %Геккель, Мюллер, Кирхнер.

Стремление передать субъективные переживания, выразить себя. Возрастает импрессионистичность цвета линии. Очень эмоциональная напряжённая картина. Цветовая гамма необычна. Красная листва, синие лица. Попытка соед-ся с природой, вчуствоваться. Очень большая степень интенсивности, вчувствования. Проявл-ся в абстагировании. Тяготение к архетипической структуре – мифу.

С 1911 – экспрессионизм в лит-ре. К нему присоед-сь все школы и течения. Никто не сомневается, что истина – это не то, что мы видим как истинную реальность. Реальность мы должны создавать (постигнуть смысл). Нельзя удовлетвориться внешними факторами. Д.б. чистота картина мира. Она в нас самих. Всё пространство худ-ка-экспрессиониста = видение. Он не видит, а смотрит, не изображает, а переживает, не передаёт, а творит, не берёт, а ищет. Есть только видение фактов (внутренние переживания, постижение сути, т.е. абстрагивароние).

Установка на духовное начало в иск-ве. Дух события д.открыть дух действ-ти.

Хайнекки. Стихотворение «Образ»: эмоц.взрывы, выкрики. Нет конкретных деталей. Мир, крик, армия. «Я хочу умереть!». Хаос + грация. Потрясение в связи с утратой гармонии. Поэт ощущает себя чужим в этом мире. Мир обесчеловечен (заводы, нищета, рабочие массы, уродства, калеки, войны). Уродство жизни. Диссонанс. Особая экспрессивность. Ломается грамматика. Номинативный стиль. Стремление к неологизмам. Передать некрасоту мира.

Специфика лирики экспрессионизма – несоединимые традиции отн-ия к предмету соед-сь. Глумление над святынями. Нежное, проникновение слово о любви религиозной, вселенской. Всеобщее объятие. Патетика. Религиозный экстаз.

Первый сборник экспр.лирики – «Сумерки человечества». Закат и рассвет одновременно. Пр-ся собраны по тематическим разделам: «Падение и вопль», «Пробуждение и смерть», «Призыв, гнев», «Люби чел-ка».

Иоганнесс Беххер. «Распад и торж-во». Рвёт с традиционным синтаксисом, поэтическим языком. Задушевность, музыкальность стиха.

Годфрит Бэн. 1-й сб. – «Морг» (1912). «Плоть», «Мусор». Глумится над ценностями. Изображает самые отталкивающие картины: труп на скале и цветок.

Георг Тракль, Георг Гэйм, Шулер, Франц Верфель.

Тракль создал кубистические формы. Субъективные переживания экспрессивны, но интонация совершенно спокойна. Нет эмоц.лексики. Есть динамика смысла.

ГЕЙМ: ранний экспр-зм. Погиб в 1912. Сб.стихов «Вечный день» (1911). Показательная фигура. Конкретность, пластичность деталей совр.мира, урбанизованного, безобразного; мир раб.массы, готовой принять свой удел, на коленях перед машиной. Предметный ряд дат интенсивно, ярко. Страшные маски. Отчасти как апокалиптическое видение, но есть надежда на обновление. Нужен перелом, пусть даже грозящий гибелью. Образы гротескны. Мрачные, даны с необыкновенной красотой стиха («опасная красота»). Покой не радует. От вечности не уйти. Находился под влиянием Рембо. Но у того стии и жизнь прекрасны, не зависят от нашего отношения к ним. Гейм перерабатывает мотивы Рембо. %Ст-ие «Спящие в лесу»: убийственный дождь в мертвом лесу. Смерть = сон = покой. Рана – сияющий бокал крови, пышная роза. «Смерть влюблённых»: тема затаилась во всём, везде. «Слепой», «Город муки», «Проклятие городам»: путешествие в ночь, движение в смерть, мотив души любви. Построение образа: интенсивная метафоризация, сравнения, цепочки образов (%днища облаков, горизонт дрожит как полёт орла). Семантические сдвиги значительны: %«Злобный полёт тёмных небес», «Вороны как чёрные мысли» - дематериализация деталей. Комплекс образов, связанных только грамматически – не семантически, очень драматизирован.

14.Тракль. В мелодичной, насыщенной метафорами лирике — трагизм и тоска существования в хаосе бытия (сборник «Стихотворения», 1913). Оказал влияние на европейских поэтов второй половины XX в., тяготеющих к импрессионистским и экспрессионистским поискам. Покончил жизнь самоубийством, потрясённый ужасами Первой мировой войны. Verwesung (разложение), одно из предпочтительных слов Тракля, стало его стилистическим принципом. «В поэзии Тракля проступает умирание формы, сути человеческого рода»1. Действительно, ­весьма часто встречаются следующие определения: «раса умирающая», «раса дегенеративная», Онтологический кризис обусловлен прекращением божественного влияния на этот мир или, говоря осторожней, на человеческое бытие. Geistliche Dämmerung. Это часто встречается у Тракля. Мир погрузился в «духовные сумерки». Разорвалась нить времени, на которую когда-то нанизывались, подобно драгоценностям, интенсивные переживания и события. В этих сумерках обостренно подозрительно слышится всякий дружеский голос и за всякой нежной лаской ощущаются расчетливые когти, люди рассыпаются на статистические единицы, а единицы, затем, на серии комплексов и синдромов. Тракль создал кубистические формы. Субъективные переживания экспрессивны, но интонация совершенно спокойна. Нет эмоц.лексики. Есть динамика смысла.

Творчеством поэт занимается с юных лет. Еще в гимназии он начинает писать стихи, посещает зальцбургский литературный кружок. Пишет несколько одноактных пьес; две из них – «День поминовения» и «Фата Моргана», тексты которых были впоследствии утрачены, в 1906 году даже ставятся в городском театре – правда, успеха не имеют.

Стихотворное наследие Тракля, небольшое по объему, оказало значительное влияние на развитие немецкоязычной поэзии.Он – знаковая фигура в европейском литературном процессе, однако его поэтический мир до сих пор является малоизученной в отечественном литературоведении областью.

Наши рекомендации