Ii. экскурсия в городской парк.
– Мы пришли в парк. Рассмотрите все вокруг.
– Какие изображения предстали перед вами, что вы видите?
– Какой мастер здесь потрудился?
– Какие постройки видите в парке? Опишите их.
– Какой мастер постарался в изготовлении скульптуры, фонтана? (Мастер Постройки.)
– Как оформлен фонтан? (Орнамент по краю фонтана.)
– А какой мастер расписал детскую площадку, «сказочный городок»? (Мастер Украшения.)
– Какими элементами изобилует орнамент? (Изображением листьев, цветов, узоров.)
– Как называется такой орнамент? (Это орнамент растительный.)
– Как работали мастера? (Три брата неразлучны и трудятся вместе.)
– У кого учатся братья? (У природы.)
Вопросы для беседы на экскурсии.
– Посмотрите, как красиво вокруг! Назовите и опишите деревья, кустарники, цветы.
– Какие краски у весны, лета, осени?
– Обратите внимание на отдельно стоящее дерево. Что напоминает вам ее ветви?
– Как расположены елочки? (Они будто встали в хоровод.)
– Какие звуки мы слышим в природе?
– Назовите птиц, которых заметили в парке.
– Обратите внимание на небо, облака, воздух.
– Прочитайте известные вам стихотворения о природе и ее явлениях.
III. Итог урока.
– Что интересного увидели сегодня на экскурсии?
– Расскажите, что запомнилось больше всего.
– Какие картины захотелось вам нарисовать?
– Какие краски вы бы подобрали для картины? Почему?
– Как повлияла экскурсия на ваше настроение?
– Вспомните сказку о трех Братьях-Мастерах. Где вы увидели их работу?
– Чему вы учились сегодня? (Вглядываться в природу, видеть в обычном что-то особенное.)
– Нарисуйте дома рисунки о ваших впечатлениях об экскурсии.
Уроки 33–34
«Здравствуй, лето!»
образ лета в творчестве художников
Цели: ознакомить с творчеством отечественных художников, изобразивших лето; развивать художественно-эстетический вкус.
Оборудование: акварель, кисти; произведения художников и поэтов о лете; записи песен о летней природе, летнем отдыхе.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
Рада, рада детвора,
На урок идти пора.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
3. Смачивание красок.
II. Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня на уроке мы рассмотрим с вами картины художников, изобразивших лето, а потом вы сами попробуете создать композицию на тему «Здравствуй, лето!».
III. Введение в тему урока.
1. Вступительная беседа.
– На прошлом уроке мы с вами были на экскурсии. Вы встречались с природой. Какое впечатление произвела на вас экскурсия?
– Послушайте стихотворение:
Зарумянилась вишня и слива,
Налилась золотистая рожь,
И, как море, волнуется нива,
И в траве на лугах не пройдешь.
Солнце ходит высоко над сводом
Раскаленных от зноя небес,
Пахнет липа душистая медом,
И шумит полный сумрака лес.
Н. Греков
– О каком времени года говорится в стихотворении? (О лете.)
– Какие картины лета можно нарисовать к этому стихотворению?
2. Работа по учебнику.
– Рассмотрите на с. 102–103 учебника картины лета, нарисованные российскими художниками.
– Что вы видите на картине А. Пластова «Сенокос»?
– Какое время года изображено? (Лето, пора сенокоса.)
– Какие краски выбрал художник для изображения растений: трав, цветов, деревьев?
– Летом человек особенно становится ближе к природе. Всем нравится находиться в лесу, на лугу и т. д.
– Посмотрите картины И. Шишкина «Рожь» и А. Венецианова «Жнецы» на с. 104–105.
– Что видите на картине «Рожь»?
– В этой картине художник показывает бескрайние просторы земли русской, море ржи, расстилающейся до самого горизонта. Дорога, уходящая вдаль, подчеркивает безграничность просторов ржи, грандиозность труда человека, вырастившего это огромное море хлеба. На переднем плане – спелые, сочные колосья, гнущиеся под тяжестью созревших зерен. Вдалеке мощные ели, зелень которых удивительно гармонирует, сочетается с золотисто-желтым цветом ржи и пыльно-голубым небом летнего дня. Художник точно передает характер, особенности русского пейзажа, настроение летнего дня.
– Что объединяет эти две картины? Какая общая тема? (Лето, пора сбора урожая прослеживается в обеих картинах.)
– Кого видим на руке у девушки? (Бабочку.)
– Рассмотрите скульптуру П. Клодта «Кобыла с жеребенком».
– Какие чувства возникают у вас при просмотре?
– Люди восхищаются летней порой. Мастера Изображения, Постройки, Украшения заинтересовывают нас, и мы видим их работу в картинах и скульптурах.
– Опишите картину Б. Неменского «Лето» на с. 106.
– Художник изобразил лето. Картина смотрится очень нежно, хочется долго любоваться ею. В комнате открыто окно, дует легкий ветерок, на столе ваза, а в ней полевые цветы. Из чуть приоткрытого окна виден уголок природы: деревья, трава, вдали лес.
– Какие краски выбрал художник для изображения лета?
– Послушайте стихотворение-загадку. Как вы думаете, о каких четырех художниках идет речь?
Четверо художников, Столько же картин. Белой краской выкрасил Все подряд один. Лес и поле белые, Белые луга. У осин заснеженных Ветки, как рога. | На картинке третьего Красок и не счесть: Желтая, зеленая, Голубая есть… Лес и поле в зелени, Синяя река. Белые, пушистые В небе облака. |
У второго – синие Небо и ручьи. В синих лужах плещутся Стайкой воробьи. На снегу прозрачные Льдинки-кружева. Первые проталинки, Первая трава. | А четвертый золотом Расписал сады, Нивы урожайные, Спелые плоды… Всюду бусы-ягоды Зреют по лесам. Кто же те художники? Догадайся сам! |
– А вы догадались, о каких художниках идет речь? (Зима, весна, лето, осень.)
– Вспомните, как в стихотворении описан художник-лето.
– Какие краски преобладают летом?
3. Прослушивание песни о лете.
– Какое впечатление произвела на вас песня?
– Какие картины вы бы нарисовали, иллюстрируя эту песенку?
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели –
Сразу всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети,
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем, ногами топаем!
Хорошо мы погуляли и немножечко устали!
IV. Педагогический рисунок.
1. Показ на уроке 33.
– Я располагаю лист по вертикали. Провожу линию горизонта. Намечаю место, где будут нарисованы деревья, и их высоту.
Изображаю небольшой старинный домик (или часовню) вдали.
Теперь рисую дорожку, которая при удалении будет сужаться.
Прорисую детали всех предметов, оставляю место впереди – здесь будет трава, цветы.
2. Показ на уроке 34.
– Изобразим пейзаж в цвете.
Начну выполнение работы с заливки голубым цветом неба. Чем ближе к земле, тем она будет светлее. Чтобы небо было равномерно закрашено, надо выполнять его горизонтальными мазками. Оставляйте незакрашенными стволы деревьев и самые толстые ветки, а также домик. Помните, что нельзя оставлять белую полоску между небом и землей.
Чтобы окрасить землю, я беру зеленый цвет. Трава не везде одинакова по цвету, добавлю в зеленый цвет немного коричневого.
Теперь выполняю окраску стволов деревьев и толстых веток. Затем раскрашу старинный домик.
Прописываю тонкой кистью мелкие детали.