Особенности обучения колористическому изображению средствами пейзажа на уроках изобразительного искусства
Основным средством выразительности живописного пейзажа является цвет, точнее — колорит (от лат. color) — гармоничная живописная согласованность в картине, ее цветовой строй. Колорит помогает художнику передать перспективу, пространство, состояние погоды, сезон, время дня, настроение автора, его чувства, отношение к изображаемому. Каждый предмет обладает основным, локальным цветом (без учета внешних влияний). Но в жизни цвет предмета: травы, дерева, неба, озера — постоянно меняется в зависимости от освещения. Поэтому художник пишет не основным, а постоянно меняющимся цветом. Он видит, как воздействует цвет одного предмета на другой, как взаимосвязаны цвета в природе. Видеть и писать в «цветовых отношениях» — основной способ живописного изображения. При написании пейзажей художники учитывают цветовую палитру каждого времени года. Так, палитру начала и середины осени составляют краски с теплым основным тоном. Очень нарядны картины, построенные на контрастах синего и оранжевого, красного, желтого; темные красно-коричневые, бордовые и фиолетовые цвета ярче и заметнее в сочетании со светлыми охристыми тонами. Основную цветовую гамму дополняют различные буро-зеленые оттенки [14, c.76].
Для зимней палитры характерны светлые оттенки голубого, фиолетового, синевато-холодные, сверкающие тона льда, контрасты белого и черного. Розовато-лимонно-желтые холодные нежные цвета сочетаются с нейтральными серыми оттенками.
Весной природа одевается в нежные и не слишком яркие наряды. Поэтому весенняя палитра состоит из мягких пастельных тонов: розового, абрикосового, кремового, голубого, светло-желтого, охристого.
Краски лета - сочные, яркие и радостные. В палитру лета входят травянисто-зеленые, алые, малиновые, синие, темно-желтые и оранжевые цвета с разнообразными сложными оттенками. Кроме сезонных особенностей палитры, художники знают закономерности цветосочетаний времени суток: в утреннем пейзаже много светлых холодных и голубоватых оттенков, в полуденном - контрастных, насыщенных светлых теплых и темных холодных, в вечернем — темных теплых, в ночном — очень темных холодных синеватых и зеленоватых тонов. В пасмурную погоду господствуют серые, малонасыщенные цветосочетания. Владея цветовой культурой, художники учитывают воздействие цвета на человека. Цвет может радовать, вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски, грусти, т. е. оказывать на нас эмоциональное воздействие. Успокаивают голубые, синие, зеленые тона, возбуждают — красные, пурпурные, оранжевые, желтые. Но воздействие цвета обуславливается и теми ассоциациями, которые он приобрел в практической жизни. В живописи колорит играет существенную роль. Выражение главной идеи зависит от выбора художником доминирующего цвета и подчинения ему всех остальных. Именно тогда цвет несет особую эмоциональную нагрузку, передает настроение, состояние природы, вызывает различного рода ассоциации [7,c.106].
Художники пишут свои картины большими и мелкими, жесткими и мягкими кистями. Эти разные способы и приемы живописной техники присущи тому или другому мастеру, а иногда характерны и для целой эпохи.
Таким образом, для формирования колорита изображения пейзажа характерны свои средства выразительности, свой язык, и мы, чтобы помочь детям глубже понять тот или иной художественный образ, смысл произведения, его настроение, постараемся обратить внимание на некоторые из них.
Критерии отбора картин для обучающихся среднего звена
№ п/п | Критерии отбора |
Произведения должны быть высокохудожественными по содержанию, и по форме выражения с характерным колоритом («согреты теплотой чувств и ознаменованы большею или меньшею степенью истинного таланта»). | |
Учет возрастных особенностей учащихся среднего школьного возраста. | |
Художественные образы картин должны быть понятны учащимся 12 лет, соответствовать особенностям их художественного восприятия, опыта и интересов, оказывать эмоциональное воздействие, вызывать живой отклик, ассоциации и интерес. | |
Картины должны быть разнообразны по содержанию и по средствам выразительности. | |
Учет принципа сезонности и краеведения (ребенок сначала работает, затем рассматривает). |
Основы формирования колорита изображения в случае изобразительной деятельности, связанной с пейзажной живописью, данную способность можно связать с заданиями, которые предусматривают рисование по памяти и представлению. Поэтому, на занятиях по изобразительному искусству также целесообразно использовать средства выразительности поэзии и музыки: образные сравнения; слова, обозначающие нравственные качества с композиционным построением картины и её колоритом, дающим эмоциональный настрой на творчество [18,c.127]. Гибкость мышления он связывает со способностью легко усваивать новые подходы. Спонтанная гибкость – выдача нескольких идей, имеющих прикладное значение. Адаптивная гибкость – способность выходить за рамки, преодолевать инерционность мышления. Возникновение неординарных нетривиальных идей связывается с оригинальностью в мышлении. Способность личности к созданию нового связывается с такими личностными особенностями как смелость - готовность идти на риск в решении творческих задач; любознательностью – стремление к приобретению всё новых знаний, живой интерес ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления; упорство - физическое и моральное проявление уверенности в собственных силах. Раскрытие творческого потенциала учащихся средствами живописи (акварельной или гуашевой) в период среднего школьного возраста представляется наиболее благоприятным. В этом возрасте уже накоплен достаточный опыт информации об окружающей действительности, умение создавать художественные образы, наблюдение и мышление. К примеру, акварель является уникальным материалом, способным открыть ребенку путь в особое творчество, развить его художественные способности, обогатить эстетически. Основы формирования колорита изображения пейзажа непосредственно связаны с художественно-творческой способностью детей и остаются актуальными вплоть до старшего школьного возраста. Исследованием творческих способностей занимались и занимаются многие психологи и педагоги. Особо выделим работы Б.Г. Ананьева А.В. Бакушинского, Л.С. Выготского, С.Е. Игнатьева, В.С. Кузина, А.Н. Леонтьева, Р.С. Немова [1; 2; 8; 11; 12; 15].
Психологи определяют способности как индивидуально-психологические особенности обучающегося, являющиеся условием успешного выполнения им той или иной продуктивной деятельности для формирования основ колорита изображения средствами пейзажа. Таким образом, творчество – процесс динамичный, зависящий не только от природных задатков человека. Основы формирования колорита изображения пейзажа и творчество развиваются и обогащаются по мере расширения сферы предметного мира, преобразуемого человеком, объема его знаний и умений. Изобразительное, художественное творчество невозможно без овладения материалом как средством творческого выражения в формировании основ составления колорита в изображении пейзажа.