Психологический портрет учащихся среднего школьного возраста

Основы формирования колорита изображения средствами пейзажа на уроках изобразительного искусства в школе, через непосредственные действия по освоению на практике закономерностей живописи, её средств и материалов, а также через сопоставление своего опыта с опытом мастеров изобразительного искусства позволяют осуществлять приобщение детей к сокровищнице мировой культуры и искусства. Всё это в целом можно назвать организованной творческой деятельностью учащихся на уроках рисования в школе.

Формирование основ колористического изображения средствами пейзажа осуществляются на разных этапах возрастного развития, а также в студиях и кружках, и носят в основном развивающую направленность. В некоторых современных семьях родители также, уделяют внимание художественным занятиям с детьми, используя специальную литературу. В современной школе курс уроков рисования занимает весь период обучения с первого по одиннадцатый класс [19,c.16].

Существенное значение в формировании основ колорита изображения средствами пейзажа на уроках изобразительного искусства играет организация рабочего места - чистоты, порядка, удобства, красоты. Важно, так же, качество и разнообразие художественных материалов. Неоценимую значимость имеет современность и исправность оборудования, тщательным образом подобранный дидактический материал. Не менее важно типологическое разнообразие уроков, при условии чёткого понимания педагогом реализуемой концепции.

Сформированные в начальный период воспитания и обучения умения, знания, эмоционально-смысловые ориентации, оставаясь исходной базой, получают в последующем свое углубление и обогащение, включаясь в систему личностных ценностей ребёнка. В школьные годы этот процесс направляется целенаправленным воздействием учителя и находит выражение в овладении сенсорно-чувственными приемами постижения художественных и эстетических явлений, то есть приобретения умений и навыков работы с материалом. Идёт накопление знаний о художественных и эстетических явлениях, овладение ценностными ориентирами, развитие личностных мотивов в процессе творческого созидания. Формируется эмоционально- психологические установки, оценочно-вкусовые представления. Осваиваются многообразные технологические способы, способствующие творческой самореализации в художественной сфере. Методика преподавания опирается на природные возможности развития человека. Однако эти потенциальные возможности превращаются в реальные умения, только благодаря компетентной помощи педагога, опирающегося на научно обоснованные методические принципы формирования основ колорита изображения средствами пейзажа [20,c.236].

Средний школьный возраст – аналитический этап развития. Ребенок относится к своей работе более требовательно, исходя из сформировавшихся знаний об окружающем мире. Этот возраст характеризуется противоречиями между развитием, обучением, перестройка мышления, восприятия. Обучающиеся видят, что их работы не соответствуют их желаниям, на основании чего рождаются споры в творчестве. Именно на этом этапе, формирование основ колорита изображения пейзажа имеет для ученика чрезвычайно важное психологическое значение. Руководя учебной деятельностью ребенка необходимо улавливать то новое, что еще не сформировалось окончательно. Учебно-воспитательная работа должна немного опережать развитие, предвидеть зону ближайшего развития. Процесс развития художественных умений у учащихся протекает по-разному, в связи с чем, необходимо давать коллективные и индивидуальные задания, искать неординарные формы проведения занятий.

Методическими основами формирования колорита изображения средствами пейзажа на уроках рисования являются: упражнения в искусстве, решение учебных и творческих задач, разъяснение, анализ произведений искусства, предметов и явлений, собственное творчество преподавателя [21,c.58].

Формы, определяющие формирование основ колорита изображения средствами пейзажа на уроках рисования - собственно преподавание – проведение уроков разных типов и видов, демонстрация приёмов и способов рисования, практическая и проектная деятельность, беседы и лекции на тему изобразительного искусства, посещение и обсуждение выставок. Все сказанное выше, подводит нас к мысли о чрезвычайной важности целенаправленного применения формирующих методов на уроках рисования, для обеспечения наибольшей эффективности учебного процесса, направленного на формирование и развитие художественных умений, а вместе с ними и положительных личностных качеств учащихся.

Наши рекомендации