Попроси твоих родных рассказать об их самых любимых ёлочных украшениях.
1. Давно ли в домах на новый год начали появляться искусственные ёлки? (Около 100 лет назад.) Для чего их начали выпускать? (Чтобы не губить живую природу, прекрасные еловые леса.)
2.Из чего делают искусственные ёлки?(Из лёгкого металла и пластмассы) Где их производят? (На специальных фабриках.)
3. Почему ёлку и настоящую, и искусственную нельзя украшать горящими свечами? (Может произойти пожар.)
4.Какими по материалу могут быть ёлочные игрушки? (Пластмассовыми, деревянными, картонными, соломенными, восковыми, стеклянными, ватными, бумажными, сделанными из металлической фольги и пр.) 10. Какие из них самые безопасные? (Те, что не бьются и не горят.) Чем опасны стеклянные игрушки? (Они сделаны из тонкого и очень хрупкого стекла, легко бьются, разлетаясь на множество маленьких острых осколков.) В чём особенность бумажных и ватных игрушек? (Они не бьются, но легко воспламеняются, загораются.)
5.Принято ли вешать на ёлку такие украшения, которые изображены на картине? (В наше время не принято. Но в давние времена, когда в России только начали отмечать Новый год, богатые люди вешали на елку серьги, кольца, браслеты.)
6.Если в новогоднем наборе ёлочные шары разные по величине, как их следует повесить на ёлку, чтобы она выглядела красивее? (Большие шары следует вешать на верхние ветки, а маленькие на нижние.)
ФАНТАЗИРУЕМ, СОЧИНЯЕМ
К новому году множество ёлок срубается, чтобы украсить наши дома всего на несколько дней. Потом эти ёлки выбрасываются или сжигаются. Может быть, тебе удастся придумать способ, помогающий спасти живые елки от гибели?
(В некоторых странах к новогоднему празднику уже можно купить маленькие ёлочки в горшках. Причём ёлку в горшок сажают вместе с корнями. После праздника заботливые люди не выбрасывают и не сжигают ёлочку, они высаживают её около своего дома. Такая ёлочка много лет может радовать своих хозяев!)
1.Где может быть мама изображённых на картине детей?
2.Кем эти дети приходятся друг другу?
3.Сколько человек живёт в этой квартире?
4.Почему не видно на ёлке настоящих ёлочных игрушек?
5.Придумай разговор между мамой и детьми.
6.Что по-твоему произойдёт потом? Останутся ли на елке необычные игрушки?
7.Чем их заменят?
8.Откуда возьмутся настоящие игрушки?
СОСТАВЛЯЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОПОРНЫМ СЛОВАМ
Дети - играть - комната. Папа - принести - ёлка - дом. Мама - отправиться - магазин - продукты. Бабушка - печь - пирог - капуста. Дедушка - чинить - санки. Мальчик вешать - ёлка - шары. Девочка - делать - бумага - гирлянда. Мальчик - зажигать - бенгальский огонь. Дети - готовить - подарки - родственники. Мама - шить - костюмы карнавал. Дети - любить - Новый год.
УЧИМ ШУТЛИВЫЕ СТИХИ
Наступает Новый год У ребят полно хлопот: Надо маски выбирать, Надо ёлку наряжать, В старую запрятать сумку Всем знакомым по рисунку, Чтоб остался в Новый год Без подарка только кот!
СЛУШАЕМ И ПЕРЕСКАЗЫВАЕМ
До Нового года оставалось совсем немного времени. Сестрички Оля и Юля и их старший брат Кирилл с нетерпением ждали своего любимого праздника. В доме, посреди детской комнаты уже стояла живая, настоящая ёлка. Она пахла лесом, смолой, хвоей и этими волнующими запахами была наполнена вся городская квартира.
Детям не терпелось нарядить ёлку, но игрушки остались на даче, а мама с папой не спешили привозить их в город. Вдруг Кирилл увидел на туалетном столике блестящие, красивые предметы: мамины часы, браслеты, серьги, клипсы, бусы. «Ура! — радостно закричал мальчик, — я знаю, чем мы украсим ёлку!» Кирюша встал на стул около ёлки и громким командным голосом воскликнул: «Оля, готовь нитки! Юля, подавай украшения!» Девочкам ничего не оставалось, как подчиниться старшему брату.
Скоро новогодняя ёлка в детской комнате была украшена ярко, весело и, главное, необычно!
СОСТАВЛЯЕМ РАССКАЗ ПО ВОПРОСАМ
1.Кто принёс в дом ёлку?
2.Почему на ней оказались необычные игрушки?
3.О чём разговаривали дети?
III. КАРТИНА «КОНФЕТА С СЮРПРИЗОМ»
АНАЛИЗИРУЕМ, РАССУЖДАЕМ
1. Где живут мальчик и девочка, изображённые на картине: в городе или деревне? Из чего это видно?
2.Если они живут в соседних квартирах одного и того же дома, то как их можно назвать?
3.Кто из детей живёт на верхнем этаже, а кто на нижнем?
4.Где стоит девочка?
5.Где находится мальчик?
6.Что мальчик привязал к нитке шара? Для чего?
7.Чем надут шар? Будет ли он подниматься, если мальчик надует его сам с помощью выдыхаемого воздуха?
8.Как ты думаешь: поймает ли девочка шарик с конфетой? Почему?
9.Как назвать детей, которые обмениваются подарками?
10. Как мы можем догадаться о настроении детей? Какое у них настроение? Почему ты так думаешь?
ПОПОЛНЯЕМ ЗАПАС ЗНАНИЙ
1.Какие предметы, если их наполнить лёгким газом, могут подняться в воздух? (Шары, резиновые и пластиковые игрушки; предметы, сделанные из плотного и лёгкого материала, не пропускающего воздух.)
2.На каком предмете без мотора можно поднять над Землёй груз или даже человека? (На воздушном шаре больших размеров, аэростате, дирижабле, планере, водных лыжах с парашютом, дельтаплане и пр. Подробнее об этом можно узнать из специальных книг.)
3.Когда впервые воздушный шар поднялся в воздух? (Это было примерно 200 лет назад.) Где это произошло? (Во Франции.). Кого поднял первый в мире воздушный шар?(Петуха и барана.)
4.Когда человек впервые поднялся в воздух? (Вскоре после полёта животных, примерно 200 лет назад.) На чем? (На воздушном шаре.) Где это произошло? (Тоже во Франции.)
5. Для чего, кроме полётов человека, применяли в давние времена воздушные шары? (Для научных целей: исследований поверхности Земли, наблюдений за солнцем, облаками и пр., для военных целей: наблюдений за военным противником.)
6.В чем состоял недостаток воздушных шаров? (Они были неуправляемыми; летели туда, куда подует ветер.)
7. Через какое время после изобретения воздушных шаров они стали управляемыми? (Это случилось примерно через 70лет.) Где они были созданы? (Во Франции.) Как назывался такой шар? (Воздушный шар — аэростат овальной формы — назывался дирижаблем.) Как он управлялся? (На дирижабле действовал винт, похожий на пропеллер самолёта, а в движение он приводился небольшой паровой машиной. Подробнее об этом можно узнать из специальных книг.)
8. Как называется газ, который легче воздуха и помогает некоторым предметам подняться над Землёй? (Один из таких газов называется водород, другой — гелий.)
9. Может ли шар полететь вверх, если его наполнить обычным воздухом? (Может, но для этого воздух должен быть тёплым. Нагретый воздух легче обычного. Шар, наполненный таким воздухом, полетит вверх.)
10. Как воздушные шары наполняют тёплым воздухом? (В нижней части аэростата имеется отверстие, под ним прикреплена специальная горелка. Тёплый воздух от зажжённой горелки поступает в шар. Воздухоплаватели, которые находятся рядом с горелкой в большой корзине, регулируют величину пламени и таким образом заставляют шар подниматься быстрее или медленнее. При выключении горелки воздух остывает и шар опускается.)
ФАНТАЗИРУЕМ, СОЧИНЯЕМ
1.Где познакомились мальчик и девочка, изображённые на картине?
2.Как это случилось?
3.Эти дети ходят в школу или в детский сад? Как можно догадаться об этом?
4.Что крикнул мальчик девочке, отправляя шар?
5.Что ответила ему девочка?
6.Почему мальчик отправил девочке конфету, может быть у неё какой-то праздник?
7.Где находятся родители детей? Они тоже дружат между собой?
8.Если представить, что мальчик живёт этажом выше, чем девочка, то как в таком случае изменится ситуация, изображённая на картине?