Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир дая им, прииди к нам, и спаси нас.

+ Но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир дая им, прииди к нам, и спаси нас. Слова молитвы отсылают нас к Евангелию от Луки, в котором описано, как, когда ученики обсуждали поразительное свидетельство Луки и Клеопы о встрече с Воскресшим Господом, Сам Иисусе стал посреди них и сказал им: мир вам, а затем, чтобы убедить их в подлинности Своего Воскресения, взял поданные учениками рыбу и соты с медом и ел пред ними (см.: Лк.24:36-43).

Итак, в этой молитве мы благодарим Господа за то, что Он насытил нас пищею и питьем, и просим, чтобы Он не лишил нас и Небесного Своего Царства.

^Приготовление ко Святому Причащению

Желающий причаститься должен достойно приготовиться к этому Святому Таинству. Приготовление это называется говением. Накануне причащения надо быть на вечернем богослужении и желательно прочитать, кроме обычных молитв на сон грядущим, канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, каноны ко Пресвятой Богородице и Ангелу хранителю.

^Каноны

Здесь по возможности кратко объясняются некоторые выражения и слова канонов, которые обычай предписывает читать, готовясь ко Святому Причащению.

Накануне причащения надо прочитать дома, кроме обычных молитв на сон грядущим, канон покаянный, каноны Богородице и Ангелу хранителю. Каноны читают или один за другим полностью, или соединяя их наподобие того, как соединяются каноны за богослужением, при чтении в храме на утрене: читается или поется ирмос первой песни покаянного канона «Яко по суху…» и тропари (с припевами), затем — тропари первой песни канона Богородице «Многими содержим напастьми…», опуская ирмос «Воду прошед…», и тропари канона Ангелу хранителю, тоже без ирмоса «Поим Господеви…». Так же читают и следующие песни. Тропари перед канонами Богородице и Ангелу хранителю, а также стихиры после канона Богородице в таком случае опускаются.

Здесь помещены те три канона, которые приводятся в большинстве молитвословов, но существуют и другие покаянные каноны и каноны Пресвятой Богородице. Готовясь к причащению накануне великих праздников (после праздничного всенощного бдения), можно, а иногда и желательно заменить эти каноны каноном праздника из Праздничной Минеи (хорошо, если удастся не просто опустить нижеприведенные каноны, но перенести их чтение на предыдущие дни говения). Читая каноны и акафисты, не забывайте об обычном начале и завершении всякого молитвенного чина.

Несколько слов о каноне — сложной и духовно насыщенной форме церковной поэзии. Канон всегда сопоставляет ветхозаветные прообразы и пророчества с соответствующими событиями Нового Завета. Полный канон состоит из девяти песней (а каждая песнь — из ирмоса и следующих за ним подобных ему тропарей); в самой этой девятичастности — сугубая похвала Пресвятой Троице: трижды по три песни. Предпоследний тропарь каждой песни канона восхвалял Пресвятую Троицу и назывался Троичным (Троичны мы встречаем в наиболее древних канонах и составленных по их образцам; в более позднее время они перестали быть обязательными), а последний посвящен прославлению Пресвятой Богородицы.

Исторически сложилось так, что в подавляющем большинстве канонов 2-я песнь отсутствует, так что за 1-й песнью следует сразу 3-я.

Ирмос — образец, по которому составлены остальные тропари данной песни; именно ирмос указывает на ветхозаветные прообразы, причем содержание ирмоса каждой песни канона основано на определенных местах Священного Писания — так называемых библейских песнях (какие именно тексты Священного Писания положены в основу библейских песней, а вслед за ними и ирмосов, указано ниже). Тропари, следующие за ирмосом, сообразуются с ним по содержанию, стихотворной форме, ритму; в древности тропари канона пелись, как и ирмос, на ту же мелодию. Теперь же ирмос поется, а прочие тропари читаются (впрочем, сохранилась и традиция целиком петь приведенный ниже канон молебный ко Пресвятой Богородице). В келейном употреблении, конечно же, можно читать и ирмосы (руководствоваться следует тем, какое исполнение для вас будет более молитвеннным, сосредоточенным).

В поэтической форме канона особенно ярко запечатлелось православное восприятие мира: Ветхий Завет воспринимается через призму Нового Завета, и в двойном этом свете, Ветхого и Нового Заветов, предстает все мироздание. Переход Израиля через Чермное море, вопль Ионы из чрева китова, торжествующая песнь отроков, брошенных в огненную печь и неопаленных огнем, — все это благодаря канону становится важнейшим фактом жизни каждого православного христианина, глубоко лично пережитым и связанным с его мировосприятием и всей внутренней жизнью.

Мелодия канона подчиняется одному из восьми гласов. Запомнить напев распространенных ирмосов нетрудно, если часто посещать богослужение утрени (например, в составе всенощного бдения): именно исполнение канона является богослужебным центром утрени.

Чтение каждого тропаря канона предваряется припевом — кратким молитвенным воззванием. Обычно припев читается, а не поется.

^Песни_Священного_Писания, положенные в основу ирмосов канона

1-я песнь канона приводит на память благодарственную песнь пророка Моисея: «Поим Господеви, славно бо прославися», после перехода евреев через Чермное (Красное) море. Именно это событие — основа ветхозаветной Пасхи и прообраз новозаветной.

Вот как описывает события библейская книга Исход (слова собственно библейской песни, издревле входившей в богослужение, выделены шрифтом). Приводим отрывок из русского Синодального перевода Библии. Некоторые фразы и выражения даются в квадратных скобках по церковнославянской Библии: те, что чаще всего используются в ирмосах канонов, а также те, которые заметно отличаются в церковнославянской Библии от русского Синодального перевода (напомним, что церковнославянская Библия переведена с греческой, а русская — в основном с еврейского текста, поэтому некоторые выражения в них различаются).

«И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону. Погнались Египтяне, и вошли за ними в средину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его.

И в утреннюю стражу воззрел Господь на стан Египтян из столпа огненного и облачного и привел в замешательство стан Египтян; и отнял колеса у колесниц их, так что они влекли их с трудом. И сказали Египтяне: побежим от Израильтян, потому что Господь поборает за них против Египтян.

И сказал Господь Моисею: простри руку твою на море, и да обратятся воды на Египтян, на колесницы их и на всадников их. И простер Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась в свое место; а Египтяне бежали навстречу [воде]. Так потопил Господь Египтян среди моря. И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них. А сыны Израилевы прошли по суше среди моря: воды были им стеною по правую и по левую сторону. И избавил Господь в день тот Израильтян из рук Египтян, и увидели сыны Израилевы Египтян мертвыми на берегу моря.

И увидели Израильтяне руку великую, которую явил Господь над Египтянами, и убоялся народ Господа и поверил Господу и Моисею, рабу Его. Тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь сию и говорили:

Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море. [Поим Господеви, славно бо прославися: коня и всадника вверже в море.

Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его. [Помощник и покровитель бысть мне во спасение: сей мой Бог, и прославлю Его, Бог отца моего и вознесу Его.] Господь муж брани, Иегова имя Ему. [Господь сокрушаяй брани, Господь имя Ему.] Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море, и избранные военачальники его потонули в Чермном море. [Колесницы фараоновы и силу его вверже в море, избранныя всадники тристаты потопи в Чермнем мори.] Пучины покрыли их: они пошли в глубину, как камень.

Десница Твоя, Господи, прославилась силою; десница Твоя, Господи, сразила врага. Величием славы Твоей Ты низложил восставших против Тебя. Ты послал гнев Твой, и он попалил их, как солому. От дуновения Твоего расступились воды, влага стала, как стена, огустели пучины в сердце моря.

Враг сказал: погонюсь, настигну, разделю добычу; насытится ими душа моя, обнажу меч мой, истребит их рука моя. Ты дунул духом Твоим, и покрыло их море: они погрузились, как свинец, в великих водах.

Кто, как Ты, Господи, между богами? Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес? Ты простер десницу Твою: поглотила их земля. Ты ведешь милостью Твоею народ сей, который Ты избавил, — сопровождаешь силою Твоею в жилище святыни Твоей. Услышали народы и трепещут: ужас объял жителей Филистимских; тогда смутились князья Едомовы, трепет объял вождей Моавитских, уныли все жители Ханаана. Да нападет на них страх и ужас; от величия мышцы Твоей да онемеют они, как камень, доколе проходит народ Твой, Господи, доколе проходит сей народ, который Ты приобрел. Введи его и насади его на горе достояния Твоего, на месте, которое Ты соделал жилищем Себе, Господи, во святилище, которое создали руки Твои, Владыка! Господь будет царствовать во веки и в вечность. Когда вошли кони фараона с колесницами его и с всадниками его в море, то Господь обратил на них воды морские, а сыны Израилевы прошли по суше среди моря.

И взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием. И воспела Мариам пред ними: пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море». (Исх. 14, 21-15, 21)

Под царством фараона в первой песни Церковь новозаветная разумеет царство диавола и греха, под Израилем — христиан, которых Господь Иисус Христос Своим воскресением перевел от смерти к жизни, от земли на небо. Таким образом, любой, даже самый сокрушенный и покаянный, канон своим первым ирмосом и первой песнью утверждает нас в пасхгільном торжестве победы Христа над смертью и диаволом, напоминает нам о том, что мы изведены из рабства греха и искуплены Христовой Кровью, — то есть возводит нас к основам духовной жизни христианина, к тому фундаменту, на котором она строится.

2-я песнь канона составлена по образцу другой песни пророка Моисея (Втор. 32,1-43), которую он воспел по повелению Божию, чтобы обличить неблагодарный свой народ и пробудить в нем раскаяние: «Вонми, небо, и возглаголю…». Эта песнь в болынинстве канонов опускается; она есть в Великом покаянном каноне святителя Андрея Критского, который исполняется на первой и пятой седмицах Великого поста. Так как ни в одном из канонов, объясняемых в этой книге, второй песни нет, мы не приводим текст библейской песни.

3-я песнь канона (которая поется вслед за первой) составлена под влиянием благодарственной песни святой Анны, матери пророкаСамуила: «Сердце мое в Господе, вознесеся рог мой в Бозе моем… несть свят яко Господь, и несть праведен яко Бог наш». Православные христиане славят и благодарят Господа, ибо нас озарил свет Христовой веры, без которой мы были бесплодны к добрым делам, подобно тому, как бесплодна была святая Анна.

Вот песнь святой Анны в русском Синодальном переводе Библии (также с избранными фрагментами церковнославянского текста). Обратите внимание на ее сходство с песнью Пресвятой Богородицы, лежащей в основе 9-й песни канона.

«И молилась Анна и говорила: возрадовалось сердце мое в Господе; вознесся рог мой в Боге моем; широко разверзлись уста мои на врагов моих, ибо я радуюсь о спасении Твоем. [Утвердися сердце мое в Господе, вознесеся рог мой в Бозе моем, разширишася уста моя на враги моя, возвеселихся о спасении Твоем.] Нет столь святаго, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш. [Яко несть свят яко Господь, и несть праведен яко Бог наш, и несть свят паче Тебе.] Не умножайте речей надменных; дерзкие слова да не исходят из уст ваших; ибо Господь есть Бог ведения, и дела у Него взвешены. Лук сильных преломляется, а немощные препоясываются силою; сытые работают из хлеба, а голодные отдыхают; даже бесплодная рождает семь раз, а многочадная изнемогает. Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит; Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает. Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего, посаждая с вельможами, и престол славы дает им в наследие; [даяй молитву молящемуся и благослови лета праведнаго.]ибо у Господа основания земли, и Он утвердил на них вселенную. Стопы святых Своих Он блюдет, а беззаконные во тьме исчезают; ибо не силою крепок человек. Господь сотрет препирающихся с Ним; с небес возгремит на них. Господь свят. [Яко не в крепости силен муж; Господь немощна сотвори супостата его, Господь свят.] Да не хвалится мудрый мудростью своею, и да не хвалится сильный силою своею, и да не хвалится богатый богатством своим, но желающий хвалиться да хвалится тем, что разумеет и знает Господа. [Но о сем да хвалится хваляйся, еже разумети и знати Господа, и творити суд и правду посреде земли; Господь взыде на небеса и возгреме; Той судит концем земли, праведен сый.] Господь будет судить концы земли, и даст крепость царю Своему и вознесет рог помазанника Своего [и даст крепость царем нашим и вознесет рог христа Своего]». (1 Цар. 2:1-10)

4-я песнь канона восходит к пророческой песни-молитве пророка Аввакума, жившего задолго до Рождества Христова. Духовно созерцая грядущего Господа Иисуса Христа, пророк говорил: «Господи, услышах слух Твой и убояхся… .Бог от юга приидет, и Святый из горы приосененныя чащи; покры небеса добродетель Его, и хваления Его исполнь земля».

Приводим песнь пророка Аввакума в русском Синодальном переводе Библии.

Молитва Аввакума пророка, для пения.

Господи! услышал я слух Твой и убоялся. [Господи, услышах слух Твой и убояхся; Господи, разумех дела Твоя и ужасохся.] Господи! соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости. [Внегда приближитися летом, познаешися; внегда приити времени, явишися; внегда смутитися души моей во гневе, милость (Твою) помянеши.]

Бог от Фемана грядет и Святый — от горы Фаран. [Бог от юга прийдет, и Святый из горы приосененныя чащи.] Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля. [Покры небеса добродетель Его, и хваления Его исполнь земля.] Блеск ее — как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы! Пред лицем Его идет язва, а по стопам Его — жгучий ветер. [Пред лицом Его предыдет слово, и изыдет на поле при ногу Его.] Он стал и поколебал землю; воззрел, и в трепет привел народы; вековые горы распались, первобытные холмы опали; пути Его вечные. Грустными видел я шатры Ефиопские; сотряслись палатки земли Мадиамской. Разве на реки воспылал, Господи, гнев Твой? разве на реки — негодование Твое, или на море — ярость Твоя, что Ты восшел на коней Твоих, на колесницы Твои спасительные? Ты обнажил лук Твой по клятвенному обетованию, данному коленам. Ты потоками рассек землю. Увидев Тебя, вострепетали горы, ринулись воды; бездна дала голос свой, высоко подняла руки свои; солнце и луна остановились на месте своем [воздвижеся солнце, и луна ста в чине своем] пред светом летающих стрел Твоих, пред сиянием сверкающих копьев Твоих. Во гневе шествуешь Ты по земле и в негодовании попираешь народы. Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего. [Изшел еси во спасение людей Твоих, спасти помазанныя Твоя.] Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая его от основания до верха. Ты пронзаешь копьями его главу вождей его, когда они как вихрь ринулись разбить меня, в радости, как бы думая поглотить бедного скрытно. Ты с конями Твоими проложил путь по морю, через пучину великих вод. Я услышал, и вострепетала внутренность моя; при вести о сем задрожали губы мои, боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною; а я должен быть спокоен в день бедствия, когда придет на народ мой грабитель его. Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, — но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Господь Бог — сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня! (Авв. 3:1-19)

5-я песнь канона составлена под влиянием молитвы пророка Исаии, провидевшего пришествие Спасителя: «От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже, зане свет повеления Твоя на земли…»; молитва завершается торжественным предвестием всеобщего воскресения.

Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде. [От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже, зане свет повеления Твоя на земли: правде научитеся, живущии на земли.] Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, — будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа. Господи! рука Твоя была высоко поднята [Господи, высока Твоя мышца], но они не видали ее; увидят и устыдятся ненавидящие народ Твой; огонь пожрет врагов Твоих.

Господи! Ты даруешь нам мир; ибо и все дела наши Ты устрояешь для нас. Господи Боже наш! другие владыки кроме Тебя господствовали над нами; но чрез Тебя только мы славим имя Твое [Господи, разве Тебе иного не вемы; имя Твое именуем]. Мертвые не оживут; рефаимы не встанут [Мертвии же живота не имут видети, ниже врачеве воскресят], потому что Ты посетил и истребил их, и уничтожил всякую память о них. Ты умножил народ, Господи, умножил народ, — прославил Себя, распространил все пределы земли. [Приложи им зла, Господи, приложи зла славным земли.] Господи! в бедствии он искал Тебя [в скорби помянухом Тя]; изливал тихие моления, когда наказание Твое постигало его. Как беременная женщина, при наступлении родов, мучится, вопит от болей своих, так были мы пред Тобою, Господи. Были беременны, мучились, — и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле, и прочие жители вселенной не пали. Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! [Воскреснут мертвии и востанут иже во гробех…] Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе [и возрадуются иже на земли]: ибо роса Твоя — роса растений, и земля извергнет мертвецов. (Ис. 26,9-19)

6-я песнь канона составлена по образцу молитвы пророка Ионы из чрева кита. В 6-й песни канона мы выражаем благодарность Господу за то, что Он не презрел нас, погрязших во грехах, но пришел, спас и сподобил славословить Его величие.

«И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита и сказал:

К Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой. [Возопих в скорби моей ко Господу Богу моему, и услыша мя; из чрева адова вопль мой, услышал еси глас мой.] Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня, все воды Твои и волны Твои проходили надо мною […вся высоты Твоя и волны Твоя на мне пре-идоша]. И я сказал: отринут я от очей Твоих, однако я опять увижу святый храм Твой. Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня […возлияся на мя вода до души моея, бездна обыде мя последняя]; морскою травою обвита была голова моя. До основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня; но Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою из ада […да взыдет из истления живот мой к Тебе, Господи Боже мой]. Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святаго Твоего. Чтущие суетных и ложных (богов) оставили Милосердаго своего, а я гласом хвалы принесу Тебе жертву […хранящии суетная и ложная милость свою оставиша; аз же со гласом хваления и исповедания пожру Тебе]; что обещал, исполню: у Господа спасение!» (Иона 2, 2-10)

7-я и 8-я песни канона построены на основе благо-дарственной песни трех отроков, вверженных в раскаленную печь за отказ поклониться идолу и чудесно спасенных (3-я глава Книги пророка Даниила; следует отметить, что во всех протестантских изданиях Библии, в которых указано «Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета канонические », с пометой « перепечатано с Синодального издания», песни трех отроков вы не найдете, так как она переведена с греческого текста Библии и отсутствует в еврейском, которым руководствуются протестанты). Вспоминая чудесное спасение отроков, Церковь славит Всемогущего и Всесильного Бога и призывает все творение Его к хвале Ему.

Образец 7-й песни — Дан. 3,19,26-56 (выделено жирным шрифтом):

«Тогда Навуходоносор исполнился ярости, и вид лица его изменился на Седраха, Мисаха и Авденаго, и он повелел разжечь печь в семь раз сильнее, нежели как обыкновенно разжигали ее, и самым сильным мужам из войска своего приказал связать Седраха, Мисаха и Авденаго и бросить их в печь, раскаленную огнем. Тогда мужи сии связаны были в исподнем и верхнем платье своем, в головных повязках и в прочих одеждах своих, и брошены в печь, раскаленную огнем. И как повеление царя было строго, и печь раскалена была чрезвычайно, то пламя огня убило тех людей, которые бросали Седраха, Мисаха и Авденаго. А сии три мужа, Седрах, Мисах и Авденаго, упали в раскаленную огнем печь связанные.

И ходили посреди пламени, воспевая Бога и благословляя Господа. И став Азария молился и, открыв уста свои среди огня, возгласил:

Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, хвально и прославлено имя Твое вовеки. [Благословен еси, Господи, Боже отец наших, хвально и прославлено имя Твое во веки.]Ибо праведен Ты во всем, что соделал с нами, и все дела Твои истинны и пути Твои правы, и все суды Твои истинны. Ты совершил истинные суды во всем, что навел на нас и на святый град отцов наших Иерусалим, потому что по истине и по суду навел Ты все это на нас за грехи наши.

Ибо согрешили мы, и поступили беззаконно, отступив от Тебя, и во всем согрешили. Заповедей Твоих не слушали и не соблюдали их, и не поступали, как Ты повелел нам, чтобы благо нам было. [Яко согрешихом и беззакднновахом отступйвше от Тебё, и прегрешйхом во всех, и заповедий Твойх не послушахом, нижё соблюддхом, ниже сотворйхом, якоже заповёдал есй нам, да благо нам будет.] И все, что Ты навел на нас, и все, что Ты соделал с нами, соделал по истинному суду. И предал нас в руки врагов беззаконных, ненавистнейших отступников, и царю неправосудному и злейшему на всей земле. И ныне мы не можем открыть уст наших; мы сделались стыдом и поношением для рабов Твоих и чтупщх Тебя.

Но не предай нас навсегда ради имени Твоего [не предаждъ убо нас до конца ймене Твоегдради], и не разруши завета Твоего. Не отними от нас милости Твоей ради Авраама, возлюбленного Тобою, ради Исаака, раба Твоего, и Израиля, святаго Твоего, которым Ты говорил, что умножишь семя их, как звезды небесные и как песок на берегу моря.

Мы умалены, Господи, паче всех народов, и унижены ныне на всей земле за грехи наши, и нет у нас в настоящее время ни князя, ни пророка, ни вождя, ни всесожжения, ни жертвы, ни приношения, ни фимиама, ни места, чтобы нам принести жертву Тебе и обрести милость Твою. Но с сокрушенным сердцем и смиренным духом да будем приняты. Как при всесожжении овнов и тельцов и как при тысячах тучных агнцев, так да будет жертва наша пред Тобою ныне благоугодною Тебе; ибо нет стыда уповающим на Тебя.

И ныне мы следуем за Тобою всем сердцем и боимся Тебя и ищем лица Твоего. Не посрами нас, но сотвори с нами по снисхождению Твоему и по множеству милости Твоей и избави нас силою чудес Твоих, и дай славу имени Твоему, Господи, и да постыдятся все, делающие рабам Твоим зло, и да постыдятся со всем могуществом, и сила их да сокрушится, и да познают, что Ты Господь Бог един и славен по всей вселенной.

А между тем слуги царя, ввергшие их, не переставали разжигать печь нефтью, смолою, паклею и хворостом, и поднимался пламень над печью на сорок девять локтей и вырывался, и сожигал тех из Халдеев, которых достигал околопечи.

Но Ангел Господень сошел в печь вместе с Азариею и бывшими с ним и выбросил пламень огня из печи, и сделал, что в средине печи был как бы шумящий влажный ветер, и огонь нисколько не прикоснулся к ним, и не повредил им, и не смутил их.

Тогда сии трое, как бы одними устами, воспели в печи, и благословили и прославили Бога:

Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, и хвальный и превозносимый вовеки, и благословенно имя славы Твоей, святое и прехвальное и превозносимое во веки. [Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и препетый и превозносймый во веки, и благословено имя славы Твоея святое, и препетое и превозносймое во веки.]

Благословен Ты в храме святой славы Твоей, и прехвальный и преславный во веки.

Благословен Ты, видящий бездны, восседающий на Херувимах, и прехвальный и превозносимый во веки.

Благословен Ты на престоле славы Царства Твоего, и прехвальный и превозносимый во веки.

Благословен Ты на тверди небесной, и прехвальный и превозносимый во веки.

Образец 8-й песни — Дан. 3:57-90:

Благословите, все дела Господни, Господа, пойте и превозносите Его во веки. [Благословйте, вся дела Господня, Господа, пойте и превозносйте Его во веки.]
Благословите, Ангелы Господни, Господа, пойте и превозносите Бго во веки.
Благословите, небеса, Господа, пойте и превозносите Бго во веки.
Благословите Господа, все воды, которые превыше небес, пойте и превозносите Его во веки.
Благословите, все Силы Господни, Господа, пойте и превозносите Его во веки.
Благословите, солнце и луна, Господа, пойте и превозносите Его во веки.
Благословите, звезды небесные, Господа, пойте и превозносите Его во веки.
Благословите, всякий дождь и роса, Господа, пойте и превозносите Его во веки.
Благословите, все ветры, Господа, пойте и превозносите Его во веки.
Благословите, огонь и жар, Господа, пойте и превозносите Его во веки.
Благословите, холод и зной, Господа, пойте и превозносите Его во веки.
Благословите, росы и инеи, Господа, пойте и превозносите Его во веки.
Благословите, ночи и дни, Господа, пойте и превозносите Его во веки.
Благословите, свет и тьма, Господа, пойте и превозносите Его во веки.
Благословите, лед и мороз, Господа, пойте и превозносите Его во веки.
Благословите, иней и снег, Господа, пойте и превозносите Его во веки.
Благословите, молнии и облака, Господа, пойте и превозносите Его во веки.
Да благословит земля Господа, да поет и превозносит Его во веки.
Благословите, горы и холмы, Господа, пойте и превозносите Его во веки.
Благословите Господа, все произрастания на земле, пойте и превозносите Его во веки.
Благословите, источники, Господа, пойте и превозносите Его во веки.
Благословите, моря и реки, Господа, пойте и превозносите Его во веки.
Благословите Господа, киты и все, движущееся в водах, пойте и превозносите Его во веки.
Благословите, все птицы небесные, Господа, пойте и превозносите Его во веки.
Благословите Господа, звери и весь скот, пойте и превозносите Его во веки.
Благословите, сыны человеческие, Господа, пойте и превозносите Его во веки.
Благослови, Израиль, Господа, пой и превозноси Его во веки.
Благословите, священники Господни, Господа, пойте и превозносите Его во веки.
Благословите, рабы Господни, Господа, пойте и превозносите Его во веки.
Благословите, духи и души праведных, Господа, пойте и превозносите Его во веки.
Благословите, праведные и смиренные сердцем, Господа, пойте и превозносите Его во веки.
Благословите, Анания, Азария и Мисаил, Господа, пойте и превозносите Его во веки; ибо Он извлек нас из ада и спас нас от руки смерти, и избавил нас из среды печи горящего пламени, и из среды огня избавил нас.
Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.
Благословите, все чтущие Господа, Бога богов, пойте и славьте, ибо вовек милость Его.

9-я песнь канона величает Святую Деву Марию. Песнь Богоматери при встрече со святой Елисаветою: «Величит душа моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем…» (эта песнь воспевается обычно перед 9-й песнью канона на богослужении утрени) и молитва Захарии, пораженного немотой за неверие в то, что родится у него сын, Иоанн Предтеча, и вновь обретшего дар речи: «Благословен Господь Бог Израилев…» — легли в основу этой песни.

Песнь Пресвятой Богородицы:

И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Бго; и милость Его в роды родов к боящимся Его; явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века.

[Величит дуща Моя Гдспода, и возрадовася дух Мой о Бдзе Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси рдди; яко сотвори Мне величие Силъный, и свято имя Его; и милостъ Его в роды родов боящимся Его. Сотворй державу мышцею Своею; расточи гордыя мыслию сердца их; низложй сйлъныя со престдл и вознесе смиренныя; алчущия испдлни благ и богатящияся отпустй тщи. Восприят Израиля дтрока Своегд, помянути милости, якоже глагдла ко отцем нашим, Аврааму и семени его до века.](Лк. 1:46-55)

«И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря:

Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил ус-тами бывших от века святых пророков Своих, что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас; сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам, небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей.

И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира». (Лк. 1,67-79)

^Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу (Глас 6-й)

^Песнь 1

Ирмос: Яко по суху пешешествовав Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поим, вопияше.

Яко по суху– как по суше. Пешешествовав – пройдя пешком. «Богу победную песнь поим, вопияше– (Израильский народ) воскликнул: Воспоем Богу победную песнь!» (именно так, с кавычками, следовало бы писать при передаче современным письмом это место, тем более что несколько необычный для нас порядок слов затрудняет понимание).

Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Примечание: В канонах припев как молитвенное воззвание произносится перед первым и вторым (и третьим, если он есть) тропарем каждой песни, но не читается перед тропарями, начинающимися со Слава отцу, и Сыну, и Святому духу иИ ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Наши рекомендации