По.01. художественное творчество
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»,
«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Предметная область
ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
ПРОЕКТ
примерной программы по учебному предмету
ПО.01.УП.03. ЛЕПКА
Москва 2012
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VI. Средства обучения
VII. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы
- Список рекомендуемой методической литературы;
- Список рекомендуемой учебной литературы;
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Лепка» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись», «Декоративно-прикладное творчество».
Учебный предмет «Лепка» дает возможность расширить и дополнить образование детей в области изобразительного искусства, является одним из предметов обязательной части предметной области «Художественное творчество».
Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений, навыков в области художественного творчества, на развитие эстетического вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, представления детей об окружающем мире.
Предметы обязательной части дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись», а именно: «Основы изобразительной грамоты», «Прикладное творчество», «Лепка» - взаимосвязаны, дополняют и обогащают друг друга. При этом знания, умения и навыки, полученные учащимися на начальном этапе обучения, являются базовыми для освоения предмета «Скульптура».
Особенностью данной программы является сочетание традиционных приемов лепки пластилином, глиной, соленым тестом с современными способами работы в разных пластических материалах, таких, как пластика, скульптурная масса, что активизирует индивидуальную творческую деятельность учащихся.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей.
Срок реализации учебного предмета
Учебный предмет «Лепка» реализуется при 8-летнем сроке обучения в 1-3 классах.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Лепка» при 8-летнем сроке обучения составляет 294 часа, из них: 196 часов – аудиторные занятия, 98 – самостоятельная работа.
Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки | Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации | Всего часов | |||||
КЛАССЫ | |||||||
ПОЛУГОДИЯ | |||||||
Аудиторные занятия (в часах) | |||||||
Самостоятельная работа (в часах) | 16,5 | 16,5 | 16,5 | 16,5 | |||
Максимальная учебная нагрузка (в часах) | 49,5 | 49,5 | 49,5 | 49,5 | |||
Вид промежуточной аттестации | зачет | зачет | зачет |
Цели учебного предмета
Целями учебного предмета «Лепка» являются:
1. Создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей.
2. Выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте.
3. Формирование у детей младшего школьного возраста комплекса начальных знаний, умений и навыков в области художественного творчества, позволяющих в дальнейшем осваивать учебные предметы дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись».
Задачи учебного предмета
1. Знакомство с оборудованием и различными пластическими материалами: стеки, ножи, специальные валики, фактурные поверхности, глина, пластилин, соленое тесто, пластика - масса).
2. Знакомство со способами лепки простейших форм и предметов.
3. Формирование понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», композиция».
4. Формирование умения наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму.
5. Формирование умения передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов.
6. Формирование умения работать с натуры и по памяти.
7. Формирование умения применять технические приемы лепки рельефа и росписи.
8. Формирование конструктивного и пластического способов лепки.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
практический;
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться сетевыми ресурсами для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по специфике предмета.
Мастерская для занятий лепкой должна быть оснащена удобной мебелью (столы и стулья), подиумами, натюрмортными столиками, компьютером, интерактивной доской.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета «Лепка» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления.
Содержание программы включает следующие разделы:
- материалы и инструменты;
- пластилиновая живопись;
- пластилиновая аппликация;
- пластические фактуры;
- полуобъемные изображения;
- объемные изображения.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование раздела, темы | Вид учеб-ного заня-тия | Общий объем времени в часах | ||
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | |||
1 год обучения 1 раздел «Материалы и инструменты» | |||||
1.1 | Вводный урок. Инструменты и материалы. Физические и химические свойства материалов. | Урок | |||
1.2 | Выполнение несложной композиции из простых элементов по шаблону: «новогодний носок», «колпак волшебника», «пластилиновая мозаика». | Урок | |||
1.3 | Выполнение композиции из сплющенных шариков: «бабочки», «рыбка». | Урок | |||
1.4 | Выполнение плоской композиции из жгутиков: «барашек», «дерево», «букет цветов». | Урок | |||
1.5 | Применение в композиции нескольких элементов. Композиция «часы», «домик», «машинка». | Урок | |||
2 раздел «Пластилиновая живопись» | |||||
2.1 | Локальный цвет и его оттенки. Получение оттенков цвета посредством смешивания пластилина Работа по шаблону. Осенние листья, бабочка и др. | Урок | |||
2.2 | Закрепление техники «Пластилиновая живопись». «Мое любимое животное», «игрушка». | Урок | |||
2.3 | Выполнение творческой работы в технике «Пластилиновая живопись». «Космос», «Летний луг». | Урок | |||
2.4 | Применение техники «Пластилиновая живопись» в конкретном изделии. «Карандашница», «Декорированная вазочка». | Урок | |||
3 раздел «Пластилиновая аппликация» | |||||
3.1 | Знакомство с приемом «пластилиновая аппликация». Композиция: «Посудная полка», «Аквариум». | Урок | |||
3.2 | «Пластилиновый алфавит». Выполнение силуэтов букв с декорированием приплюснутыми кружочками, жгутами и т.д. | Урок | |||
3.3 | Использование пластилиновой аппликации и процарапывания в творческой работе «Снежинка». | Урок | |||
3.4 | Выполнение многослойной композиции: «Пирожное», «Торт». | Урок | |||
4 раздел «Пластические фактуры» | |||||
4.1 | Знакомство с фактурами. Способы выполнения различных фактур. | Урок | |||
4.2 | Выполнение композиции «Лоскутное одеяло» в рамках тем: «Бабушкин сундучок», «Швейная фантазия», «Канцелярский мир» и др. | Урок | |||
4.3 | Соединение пластилиновых фактур и природных форм (семечки, крупы, макаронные изделия и др.). «Платье для куклы», «Карнавальный костюм», «Театральный (цирковой) занавес». | Урок | |||
4.4 | Интерпретация природных фактур. Применение знаний в творческой композиции «Зоопарк», «Домашние животные». | Урок | |||
5 раздел «Полуобъемные изображения» | |||||
5.1 | Знакомство с выполнением невысокого рельефного изображения. Композиция «Репка», «Свекла», «Морковь» «Яблоко», «Ягоды» и др. | Урок | |||
5.2 | Закрепление умения набирать полуобъемную массу изображения. Композиция «Божья коровка», «Жуки», «Кит». | Урок | |||
5.3 | Выполнение тематической композиции: «Праздник», «Новый год», «Рождество». | Урок | |||
5.4 | Создание сложной формы предмета с последующим декорированием. «Печатный пряник», «Жаворонки» и др. | Урок | |||
6 раздел «Объемные формы» | |||||
6.1 | Лепка геометрических форм. Выполнение задания: «Робот», «Ракета», «Трансформер (бакуган)». | Урок | |||
6.2 | Закрепление навыков работы с объемными формами. Выполнение композиции «Новогодняя елка». | Урок | |||
6.3 | Изготовление игрушек из пластилина и природных материалов: ежик, лесовик, пугало огородное и др. | Урок |
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени в часах | ||||||
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | |||||||
2 год обучения 1 раздел «Соленое тесто» | |||||||||
1.1 | Вводный урок. Знакомство с техникой «Соленое тесто». Физические и химические свойства материалов. Инструменты и материалы. | Урок | |||||||
1.2 | Полуобъемная композиция «цирк» в технике «соленое тесто» с применением гуаши. | Урок | |||||||
1.3 | «Театральная кукла». | Урок-игра | |||||||
2 раздел «Пластилиновая композиция» | |||||||||
2.1 | «Изразец». | Урок | |||||||
2.2 | Коллективная работа «Русская печка», «Очаг», «Камин». | Урок | |||||||
2.3 | Изготовление магнита на тему: «Времена года». | Урок | |||||||
3 раздел «Фактуры в пластилиновой композиции» | |||||||||
3.1 | Изготовление «фактурных валиков» для дальнейшего использования в композициях. | Урок | |||||||
3.2 | Композиция «Замороженное оконце». | Урок | |||||||
3.3 | Дальнейшее знакомство с фактурами, текстурами. Способы выполнения различных фактур, текстур. | Урок | |||||||
3.4 | Творческая работа «Пенек с грибами». | Урок | |||||||
3.5 | «Морские камешки». | Урок | |||||||
4 раздел «Коллаж» | |||||||||
4.1 | Коллаж «Морские сокровища». | Урок | |||||||
4.2 | Декоративное панно «Слово-образ». | Урок | |||||||
4.3 | Декоративное панно «Русская народная сказка» (коллективная творческая работа). | Урок | |||||||
5 раздел «Композиция из пластилина и декоративных материалов» | |||||||||
5.1 | Композиция с использованием ниток, пластиковых трубочек, декоративных булавок, лент, кружев и др. в творческой работе «Паук с паутиной», «Муравейник». | Урок | |||||||
5.2 | Изделие «Волшебное зеркало» с применением пластилиновой живописи, декоративных материалов, фольги. | Урок-игра | |||||||
6 раздел «Объемные формы» | |||||||||
6.1 | Объемная композиция на тему: «Овощная семейка». | Урок | |||||||
6.2 | Объемная лепка на тему: «Домашние животные», «Кошки», «Животные севера и юга». | Урок | |||||||
6.3 | Знакомство с каркасом. Выполнение пластилиновой модели человека. | Урок | |||||||
6.4 | Коллективная творческая работа «Ноев ковчег». | Урок | |||||||
№ | Наименование раздела, темы | Вид учеб-ного заня-тия | Общий объем времени в часах | ||||||
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | |||||||
3 год обучения 1 раздел «Полимерная глина» | |||||||||
1.1 | Вводный урок. Инструменты и материалы. Физические и химические свойства материалов. Знакомство с техникой лепки из полимерной глины. Выполнение простейших форм для бижутерии (бусины, кольца, кубики, плоские формы – колокольчик, бабочка и др.). | Урок | |||||||
1.2 | Изготовление украшений, брелоков, шкатулки фокусника, рамочки для фото. | Урок | |||||||
1.3 | Изготовление магнитов. Тема: продукты питания, инициалы, цветы и др. | Урок | |||||||
2 раздел «Лепка из глины» | |||||||||
2.1 | Вводный урок. Инструменты и материалы. Физические и химические свойства материалов. Знакомство с техникой лепки из глины. Изготовление декоративной тарелки. | Урок | |||||||
2.2 | Изготовление декоративной вазочки, сосуда с росписью. | Урок | |||||||
2.3 | Изготовление традиционной игрушки из глины с росписью: козлики, уточка, петушок. | Урок | |||||||
2.4 | Тематическое панно с подвесками «Кот на крыше», «Ярмарка», «Рождество». | Урок | |||||||
3 раздел «Пластилиновая композиция» | |||||||||
3.1 | Тематический натюрморт из нескольких предметов. | Урок | |||||||
3.2 | Композиция-панорама «Замок. Рыцарский турнир». | Урок | |||||||
4 раздел «Объемные формы» | |||||||||
4.1 | «Геометрическая пирамидка». Изучение и изготовление геометрических тел (конус, цилиндр, куб, шар, пирамида). | Урок | |||||||
4.2 | Шахматное королевство. | Урок | |||||||
4.3 | Лепка с натуры. Использование чучел птиц и животных. | Урок | |||||||
4.4 | Творческая работа «Басни», «Птичий двор». | Урок | |||||||
4.5 | Работа с каркасом. Динозавр, лошадка, ослик, обезьяна, жираф. | Урок | |||||||
4.6 | Человек. Фигура в движении: «спорт», «на катке», «танец» и др. | Урок | |||||||
4.7 | Человек и животное. «Хозяин и его животное», «охота», «цирк». | Урок | |||||||
6.8 | Коллективная работа: «пираты», «каникулы», «путешествие во времени», «виртуальный мир» и др. | Урок | |||||||
Годовые требования
Первый год обучения
Второй год обучения
Раздел «Соленое тесто»
1.1. Тема: Вводный урок. Знакомство с техникой «Соленое тесто». Физические и химические свойства материалов. Инструменты и материалы.Знакомство с технологией изготовления соленого теста, его физическими и химическими свойствами. Знакомство с инструментами и материалами. Использование муки, воды, соли. Самостоятельная работа: выполнение несложных элементов: шарик, «колбаска», жгут, и др.
1.2. Тема: Полуобъемная композиция «Цирк» в технике «соленое тесто» с применением гуаши. Формирование умения сохранять цельность композиции, работая с мелкими деталями. Гармонизация цветового ряда. Самостоятельная работа: просмотр книжных иллюстраций, подбор материала по теме «Цирк».
1.3. Тема: «Театральная кукла».Формирование умения лепить образ куклы-персонажа любой сказки для детского пальчикового театра. Изготовление кукол для пальчикового театра. Использование муки, воды, соли (для головки), тканей, лент, пуговиц (для костюма). Самостоятельная работа: выполнение эскиза будущей куклы.
Раздел «Коллаж»
4.1. Тема: Коллаж «Морские сокровища». Закрепление приобретенных знаний, применение их в творческой работе. Развитие способности передавать выразительность изображаемых фигур, умение сохранять цельность композиции при обработке ее отдельных элементов. Использование картона, цветного пластилина, природного материала. Самостоятельная работа: зарисовка отдельных элементов композиции, работа с иллюстративным материалом.
4.2. Тема: Декоративное панно «Слово-образ». Формирование умения находить цельную форму изображаемой композиции, развитие фантазии, освоение художественных приемов декора. Использование картона, цветного пластилина, природного материала. Самостоятельная работа: работа с книгой. Знакомство со шрифтами, шрифтовыми композициями. Копирование отдельных букв.
4.3 Тема: Декоративное панно «Русская народная сказка» (коллективная творческая работа). Развитие умения передавать характер сказочных персонажей средствами лепки. Развитие навыков работы над коллективным заданием. Использование картона, цветного пластилина, природного материала. Самостоятельная работа: выполнение эскизов к русским сказкам.
Раздел «Объемные формы»
6.1. Тема: Объемная композиция на тему: «Овощная семейка». Развитие наблюдательности, умения найти и подчеркнуть в натуре характерные особенности. Передача характера натуры. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение зарисовок овощей и фруктов с натуры.
6.2. Тема: Объемная лепка на тему: «Домашние животные», «Животные севера и юга», «Кошки». Развитие наблюдательности, умение подмечать характерные и выразительные движения, позы животных. Выполнение пластического решения с учетом кругового объема. Самостоятельная работа: выполнение фотографий домашних животных. Подбор иллюстративного материала.
6.3. Тема: Знакомство с каркасом. Выполнение пластилиновой модели человека. Формирование знаний о пропорциях человеческой фигуры, первоначальные навыки передачи движения. Использование картона, цветного пластилина, проволоки. Самостоятельная работа: фотографирование людей в движении. Сбор подготовительного материала в виде открыток, иллюстраций и фотографий.
6.4. Тема: Коллективная творческая работа «Ноев ковчег». Передача взаимоотношений персонажей пластическими средствами, закрепление знаний, умений, полученных за два года обучения по данной программе. Самостоятельная работа: выполнение эскиза композиции «Ноев ковчег», поиск образов персонажей композиции.
Третий год обучения
Раздел «Полимерная глина»
1.1. Тема: Полимерная глина. Вводный урок. Инструменты и материалы. Физические и химические свойства материалов. Знакомство с техникой лепки из полимерной глины. Выполнение простейших форм для бижутерии (бусины, кольца, кубики, плоские формы – колокольчики, бабочки и др.). Формирование художественного вкуса, умения грамотно подбирать цвета. Самостоятельная работа: выполнение несложного украшения из бусин.
1.2. Тема: Изготовление украшений.Закрепление полученных навыков выполнения сувениров: брелоков, шкатулки, рамочки для фото. Формирование понятия гармонии, гармоничное сочетание цветов. Самостоятельная работа: выполнение эскизов изделий.
1.3. Тема: Изготовление магнитов. Применение полученных знаний в изготовлении сувениров, например, магнитов. Формирование понятия о декоративности, выразительности образа. Самостоятельная работа: выполнение эскизов изделий.
Раздел «Лепка из глины»
2.1. Тема: Вводный урок. Инструменты и материалы. Физические и химические свойства материалов. Знакомство с техникой лепки из глины. Изготовление декоративной тарелки с последующей росписью гуашью. Дальнейшее формирование понятия орнамент, грамотный подбор цветовой гаммы. Самостоятельная работа: работа с литературой, подбор иллюстративного материала.
2.2. Тема: Декоративная вазочка. Изготовление декоративной вазочки, сосуда с росписью. Развитие наблюдательности, фантазии, образного мышления, умение передавать пластику объемных форм средствами лепки. Самостоятельная работа: выполнение зарисовок посуды.
2.3. Тема: Глиняная игрушка.Изготовление традиционной игрушки из глины с росписью: козлики, уточка, петушок. Развитие наблюдательности, умения подмечать характерные и выразительные особенности игрушки. Выполнение пластического решения с учетом кругового объема. Самостоятельная работа: выполнение эскиза глиняной игрушки.
2.4. Тема: Выполнение тематической композиции - панно «Кот на крыше», «Ярмарка», «Рождество». Дальнейшее формирование понятия о декоративности, выразительности образа. Самостоятельная работа: выполнение эскизов к тематической композиции.
Раздел «Объемные формы»
4.1. Тема: «Геометрическая пирамидка». Развитие наблюдательности, фантазии, образного мышления, формирование умения передавать пластику объемных форм средствами лепки. Изучение и изготовление геометрических тел (конус, цилиндр, куб, шар, пирамида). Самостоятельная работа: закрепление знаний, посещение мастерской скульптуры, керамики.
4.2. Тема: Творческая работа «Басни», «Птичий двор». Дальнейшее формирование понятия о декоративности, выразительности образа. Самостоятельная работа: зарисовки птиц и животных.
4.3. Тема: Работа с каркасом. Знакомство с каркасом. Технические особенности изготовления объемной фигуры с каркасом. Выполнение композиции – животные: «Динозавр», «Лошадка», «Ослик», «Обезьяна», «Жираф». Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала.
4.4. Тема: Человек. Дальнейшее формирование знаний о пропорциях человеческой фигуры, передачи движения. Выполнение фигуры в движении: «спорт», «на катке», «танец» и др. Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала.
4.5. Тема: Человек и животное. «Хозяин и его животное», «Охота», «Цирк». Дальнейшее формирование знаний о пропорциях человеческой фигуры, животных, передачи движения. Поиск выразительного пластического решения. Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа учебного предмета «Лепка»:
1. Знание понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», композиция».
2. Знание оборудования и различных пластических материалов.
3. Умение наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму.
4. Умение передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов.
5. Умение работать с натуры и по памяти.
6. Умение применять технические приемы лепки рельефа и росписи.
7. Навыки конструктивного и пластического способов лепки.
Критерии оценок
Оценивание работ осуществляется по следующим критериям:
“5” («отлично») - ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию, учитывая законы композиции, проявил фантазию, творческий подход, технически грамотно подошел к решению задачи;
“4” («хорошо») - в работе есть незначительные недочеты в композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность;
“3” («удовлетворительно») - работа выполнена под руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует, работа выполнена неряшливо, ученик безынициативен.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
-наглядно – плоскостные:наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;
-демонстрационные:муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
-электронные образовательные ресурсы:мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
-аудиовизуальные:слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»,
«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Предметная область
ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
ПРОЕКТ
примерной программы по учебному предмету
ПО.01.УП.03. ЛЕПКА
Москва 2012