II. Образ Мартена в повести «Кандид»
1. Чьи и какие философские идеи олицетворяет Мартен?
2. Охарактеризуйте персонажа: статус, внешний облик, характер, поступки.
3. В какой форме Мартен высказывает свои философские идеи (приведите цитаты)?
4. Какими способами данные идеи опровергаются /подтверждаются в повествовании?
5. К каким выводам Мартен приходит в финале повести?
6. Позиция автора по отношению к данному персонажу и его философии.
III. Образ и функции Кандида
1. Охарактеризуйте персонажа: статус, внешний облик, характер, семантика имени.
2. Какова функция Кандида в повести?
3. Как меняется в течение повествования отношение Кандида к идеям Панглоса? Выделите ключевые эпизоды, повлиявшие на позицию Кандида.
4. Почему Кандид покидает Эльдорадо? Что сближает жизненные позиции Кандида и Какамбо?
5. Какое определение «по Панглосу» дал оптимизму Кандид?
6. Как Кандид относится к идеям Мартена?
IV. Концептуальность финала повести «Кандид»
1. Как в финале повести решается вопрос о соотношении добра и зла в мире?
2. “Все во вселенной находится в такой связи, что настоящее всегда скрывает в своих недрах будущее, и всякое данное состояние объяснимо естественным образом только из непосредственно предшествовавшего ему” (Лейбниц). Как данное утверждение Лейбница разворачивается в повести?
3. Как относятся герои повести (Панглос, Мартен, старуха, Какамбо, Кандид) к своему положению в финале? У кого ищут ответа на свои вопросы?
4. Позиция Вольтера в финале повести.
5. Можно ли назвать повесть трагикомедией? Насколько, на ваш взгляд, пессимистичен /оптимистичен финал?
V. Тема «естественного человека» в «Кандиде».
1. Черты «естественного человека» в Кандиде.
2. Как Вольтер показывает «естественного человека» в его первобытном виде?
3. Мнение о природе человека анабаптиста Якоба.
4. Вывод Вольтера о человеческой природе.
VI. Образ Простодушного в одноименной повести
1. Почему повесть стоит особняком в творчестве Вольтера?
2. Какие идеи Ж. – Ж. Руссо легли в основу повести?
3. Простодушный как «естественный человек»: происхождение, характер, этапы жизни. Как меняется герой в течение повести?
4. Как меняется отношение автора к Простодушному?
5. Сформулируйте выводы Вольтера относительно концепции Руссо.
VII. Простодушный и Гордон
1. Охарактеризуйте изначальные взгляды Гордона.
2. Этапы взаимного обучения Гордона и Простодушного (к каким наукам обращались, какие выводы делали).
3. Как меняются взгляды Простодушного и Гордона в итоге обучения? Можно их назвать мудрецами?
4. Сравните образы Гордона и Панглоса («Кандид»).
VIII. Простодушный и мадмуазельль де Сент-Ив.
1. Что сближает образы Простодушного и Сент-Ив?
2. В чем Сент-Ив является естественным человеком? Приведите примеры.
3. Кто противостоит Сент-Ив и Простодушному в повести? Охарактеризуйте кратко этих персонажей.
4. На что в первую очередь направлена критика Вольтера?
Занятие № 8
Тема: «СТРАДАНИЯ ЮНОГО ВЕРТЕРА» И. – В. ГЕТЕ КАК СЕНТИМЕНТАЛЬНЫЙ РОМАН
Задания
1. Найдите в тексте примеры психологического параллелизма Вертера и природы.
2. Составьте сюжетную схему романа, выделите значимые эпизоды и детали.
3. Расскажите историю Вертера глазами других персонажей (Альберта, Лотты, Вильгельма).
Вопросы
1. Место произведения в творчестве Гете. История создания и автобиографическая подоплека романа.
2. Нравственно-психологический конфликт в романе, его социальный и личностный аспекты.
3. Образ Вертера: Вертер как «естественный человек», эволюция образа в ходе сюжетного развития. Вертер и природа.
4. Композиция романа. Субъектная организация. Эпистолярная форма и ее возможности в произведении.
5. «Страдания юного Вертера» как произведение немецкого сентиментализма. Предромантические тенденции в романе.
Литература
Текст: И. – В. Гете «Страдания юного Вертера» (перевод Н. Касаткиной)
Обязательная
1. История зарубежной литературы XVIII века: учеб. для вузов / под ред. Л. В. Сидорченко. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Высшая школа, 2001. – 335 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.infoliolib.info (раздел V, гл. 21)
2. История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – Т. 5. – Москва: Наука, 1988. – С. 222-226. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://feb-web.ru
3. Жирмунский, В. М. Очерки по истории классической немецкой литературы / В. М. Жирмунский. – Ленинград, 1972. – С. 300-335.
Дополнительная
4. Аникст, А. А. Творческий путь Гете / А. А. Аникст. – Москва: Худ. лит., 1986. – 544 с.
5. Черненко, И. А. Интимное и публичное в романе И.В. Гете «Страдания юного Вертера» / И. А. Черненко // XVIII век: искусство жить и жизнь искусства. – Москва: МГУ, 2004. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://natapa.msk.ru
6. Бент, М. «Вертер, мученик, мятежный...». Биография одной книги / М. Бент. – Челябинск, 1997. – 223 с.
7. Вильмонт, Н. Н. Гете: История его жизни и творчества / Н. Н. Вильмонт. – Москва: Гослитиздат, 1959. – 335 с.
8. Джинория, О. Г. Творческий путь Гете / О. Г. Джинория. – Тбилиси: [б.и.], 1984. – 263 с.
9. Жирмунский, В. М. Гете в русской литературе / В. М. Жирмунский. – Ленинград: Наука, 1982. – 560 с.
10. Конради, К. О. Гёте. Жизнь и творчество. В 2-х т.: пер. с нем / К. О. Конради. – Москва: Радуга, 1987. – Т. 1.–594; т.2. –550 с.
11. Свасьян, К. А. Иоганн Вольфганг Гёте / К. А. Свасьян. – Москва: Мысль, 1989. – 193 с.
12. Эккерман, И. П. Разговоры с Гете / И. П. Эккерман. – Москва: Худ. лит., 1981. – 707 с.
Занятие № 8, 9