Тема: «ФАУСТ» ИОГАННА ВОЛЬФГАНГА ГЕТЕ КАК ИТОГ ЛИТЕРАТУРЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Задания

1. Составьте сюжетную схему трагедии: обозначьте ключевые эпизоды поисков Фауста.

2. Напишите сочинение на одну из тем:

· Фауст и Вагнер как антиподы.

· Фауст и Мефистофель: двойники или антиподы?

· В чем «бессмертная сущность» Фауста?

· Идея искусственного человека в «Фаусте»: смысл финала Гомункулоса.

· Почему Бог спасает Маргариту?

Вопросы

1. Замысел, этапы его эволюции и реализации.

2. Проблема жанра.

3. Композиция. Идейно-художественные особенности 1 и 2 частей. Роль прологов.

4. Образ Фауста в трагедии. Основные этапы поисков смысла жизни:

а) Фауст и Вагнер: «Ключ к мудрости не на страницах книг». Обращение к магии. Разочарование;

б) Фауст и Мефистофель: испытание героя вином, любовью женщины, властью; смысл этих испытаний.

5. Система персонажей трагедии, ее идейно-художественная значимость (Маргарита, Гомункул, Елена).

6. Идейный смысл финала трагедии.

Литература

Текст: И. – В. Гете «Фауст» (переводы Б. Пастернака или Н. Холодковского)

Обязательная

1. История зарубежной литературы XVIII века: учеб. для вузов / под ред. Л. В. Сидорченко. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Высшая школа, 2001. – 335 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.infoliolib.info (раздел V, гл. 24)

2. История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – Т. 5. – Москва, 1988. – С. 238-241. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://feb-web.ru

3. Аникст, А. А. «Фауст» Гете. Литературный комментарий / А. А. Аникст. – Москва: Просвещение, 1979. – 240 с.

Дополнительная

4. Аникст, А. А. Гёте и Фауст: от замысла к свершению / А. А. Аникст. – Москва: Книга, 1983. – 271 с.

5. Аникст, А. А. Творческий путь Гете / А. А. Аникст. – Москва: Худ. лит., 1986. – 544 с.

6. Вильмонт, Н. Н. Гете: История его жизни и творчества / Н. Н. Вильмонт. – Москва: Гослитиздат, 1959. – 335 с.

7. Волков, И. Ф. «Фауст» Гете и проблема художественного метода / И. Ф. Волков. – Москва: МГУ, 1970. – 264 с.

8. Джинория, О. Г. Творческий путь Гете / О. Г. Джинория. – Тбилиси: [б.и.], 1984. – 263 с.

9. Жирмунский, В. М. Гете в русской литературе / В. М. Жирмунский. – Ленинград: Наука, 1982. – 560 с.

10. Копелев, Л. З. «Фауст» Гете / Л. З. Копелев. – Москва: Худ. лит., 1962. – 144 с.

11. Свасьян, К. А. Иоганн Вольфганг Гёте / К. А. Свасьян. – Москва: Мысль, 1989. – 193 с.

12. Тураев, С. В. Гете и формирование концепции мировой литературы / С. В. Тураев. – Москва: Наука, 1989. – 270 с.

13. Эккерман, И. П. Разговоры с Гете / И. П. Эккерман. – Москва: Худ. лит., 1981. – 707 с.

14. Эпштейн, М. Н. Фауст и Петр на берегу моря // Эпштейн М. Н. Парадоксы новизны. О литературном развитии XIX—XX веков / М. Н. Эпштейн. – Москва, 1988. – С. 41-64.

15. Березин, Э. Доктор Фауст: Прототипы литературного героя / Э. Березин // Наука и жизнь. – 1993. – № 7. – С. 121-126.

16. Браже, Т. Г. К изучению трагедии Гете «Фауст» / Т. Г. Браже // Литература в школе. – 1987. – № 2. – С. 60-65.

17. Гадамер, Х. – Г. Гете и философия / Х. – Г. Гадамер // Философская и социальная мысль. – 1991. – № 6. – С. 77-93.

18. Коган, Л. Н. Ошибка Мефистофеля: Проблемы вечности в «Фаусте»: Гете и современность / Л. Н. Коган // Философские науки. – 1990. – № 3. – С. 32-42.

19. Лейтес, Н. С. О жанровой природе «Фауста» Гете / Н. С. Лейтес // Изв. АН СССР: Сер. лит. и яз. – 1982. – Т. 41. – № 5. – С. 460-465.

20. Неретина, С. Когда умрет Фауст? / С. Неретина // Литературная учеба. – 1983. – № 5. – С. 167-171.

21. Юрченко, Ю. Анафема: размышления об образе Фауста… / Ю. Юрченко // Литературная учеба. – 1988. – № 5. – С. 161-168.

СПИСОК ТЕКСТОВ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

XVII век

Испания

1. Кальдерон П. Жизнь есть сон.

2.Испанский плутовской роман на выбор (Алеман М. Жизнеописания Гусмана де Альфараче; Ф. де Кеведо История жизни пройдохи по имени Паблос).

Франция

3. Буало Н. Поэтическое искусство.

4. Корнель П. Сид. Гораций.

5. Расин Ж. Андромаха. Федра.

6. Мольер. Тартюф. Скупой. Мизантроп. Дон Жуан. Мещанин во дворянстве.

7.Перро Ш. Сказки матушки Гусыни.

8.Паскаль Б.Мысли.

9.Лафонтен Ж.Басни.

10.Ларошфуко Ф.Максимы.

11.Лабрюйер Ж.Характеры

Англия

12. Мильтон Д. Потерянный рай.

13. Донн Д. Благочестивые сонеты.

Германия

14. Гриммельсгаузен Г. Симплициссимус.

XVIII век

Англия

15. Дефо Д. Робинзон Крузо(полный текст – в переводе М.А. Шишмаревой).

16. Свифт Д. Путешествие Гулливера (4 части).

17. Ричардсон С. – Кларисса или История юной леди (Достопямятная жизнь девицы Клариссы)

18. Филдинг Г. История Тома Джонса, Найденыша.

19. Стерн Л. Сентиментальное путешествие.

20. Голдсмит О. Векфильдский священник.

21. Шеридан Р. Школа злословия.

22. Бёрнс Р. Честная бедность. Джон Ячменное Зерно. В горах мое сердце. Брюс – шотландцам. Дерево свободы. Макферсон перед казнью. Любовь – как роза, роза красная… Финдлей. Моему незаконнорожденному ребенку. Любовь и бедность. Молитва святоши Вилли. Мэгги с мельницы.

23. Радклиф А. Удольфские тайны

Франция

24. Монтескье Ш. – Л. Персидские письма.

25. Прево Ф. – А. История кавалера де Грие и Манон Леско.

26. Вольтер. Кандид. Простодушный. Магомет.

27. Дидро Д. Племянник Рамо. Монахиня.

28. Руссо Ж. – Ж.Исповедь. Новая Элоиза (предисловие, часть первая).

29. Лакло П. Опасные связи.

30. Бомарше П. Севильский цирюльник. Женитьба Фигаро.

Германия

31. Лессинг Г. Лаокоон (предисловие, гл. 1, 2). Эмилия Галотти.

32. Гёте И. – В. Дикая розочка. Лесной царь. Ночная песнь странника 1 и 2. Песнь о Магомете. Рыбак. Страдания юного Вертера. Свидание и разлука. Песнь странника в бурю. Земная жизнь художника. Певец. Посвящение. Коринфская невеста.Западно-восточный диван. Фауст.

33. Шиллер Ф. К радости. Отречение. Непобедимая армада. Боги Греции. Наступление нового века. Кубок. Перчатка. Поликратов перстень. Ивиковы журавли. Порука. Песня о колоколе. Идеал и жизнь. Разбойники. Коварство и любовь.

Жирным шрифтом выделены тексты, без прочтения которых студент не допускается к экзамену. В течение семестра каждый студент должен выполнить контрольную работу (в форме теста) на знание текстов из списка.

Наши рекомендации