Повести о нашествии татар на Русь. «Повесть о разорении Рязани Батыем». Особенности жанра воинской повести

В сер. 13 века Русская земля подверглась нашествию монголов. В течение трех лет с 1237 по 1240 гг русский народ вел борьбу с неисчилимыми силами врагов. Раздробленность на Руси способствовала успеху завоевателей. Татаро-монгольское иго было тяжелейшим бедствием, длившимся более двух веков. Русский народ спас европейскую культуру от разгрома и истощения. События, связанные с нашествием, получили широкое отражение в литературе той поры.

Первое столкновение произошло в 1223 г на реке Калка, когда русские с половцами были разбиты. В связи с этим поражением в промежуток между 1223 и 1237 гг возникла в пределах Киева повесть, перенесенная потом на север. В летописных сводах она встречается в двух редакциях: краткой и полной. Повесть была написана в дружинной среде, и, по предположению некоторых ученых, автор ее – выходец из Галицко-Волынской Руси, поскольку в повести дана апологетическая характеристика галицкого князя Даниила, принимавшего участие в битве.

Повесть обстоятельно излагает ход событий. Судя по этой повести, вторжение татар было неожиданным и ошеломляющим для Руси. Автор пишет, что только Бог один знает, кто они и откуда пришли. Появление татар рассматривалось как предвестие конца мира.

Вслед за этим рассказывается о том зле, которое татары причинили всей Русской земле и иным землям и о гибели целого ряда князей, которые перечисляются здесь по именам. В битве приняли участие только южнорусские князья, да и между ними не было согласия и единства. Именно эту реальную причину разгрома на Калке и указывает автор. Более того, в повести дается религиозно-моралистическая трактовка событий: бог посылает татарам победу не потому, что им покровительствует, а потому, что нас наставляет этим на путь покаяния.

Любопытны позднейшие варианты повести с упоминанием о гибели в числе князей (шести Мстиславичей) Александра Поповича, его слуги Торопца, Добрыни Рязанича-Золотого пояса. Это упоминание о Поповиче стоит в тесной связи с былиной о гибели русских богатырей.

В 1237 году Батый подошел к границам Северо-Восточной Руси. Первый удар был по Рязани. В связи с этим была создана, возможно вскоре после этого события, «Повесть о разорении Рязани Батыем».

Эта повесть дошла до нас только в составе летописных сводов 16 века. Поэтому восстановить ее первоначальный текст невозможно.

Повесть прославляет мужество и героизм защитников Рязани: Юрия Ингваревича, Давида, Глеба, Евпатия Коловрата.Причина поражения – в феодальной обособленности и эгоистической политике князей (Юрий Всеволодович владимирский отказался помочь, хотел самостоятельно бороться).

Повесть состоит из 4 частей.

1. Появление Батыя, посольство рязанцев к Батыю, гибель Федора и его жены Евпраксии. Завершщается плачем Юрия и всех рязанцев.

2. Героическая защита Рязани Юрием, гибель защитников и разорение Рязани.

3. Подвиг Евпатия Коловрата.

4. Обновление Рязани Ингварем Ингваревичем.

Это – незаурядная воинская повесть, представляющая собой отклик на события татарского нашествия. В основе лежат эпические сказания, устные поэтические произведения, связанные с самим событием. Эпизод смерти Федора, его жены Евпраксии нашел отражение в былине о Даниле Ловчанине. Рассказ о Евпатии Коловрате тоже восходит к народным историческим песням. С поэтикой устного народного творчества связана и фразеология повести, когда изображается доблесть рязанцев: дружина ласковая, резвецы, удальцы, господство резанское, воеводы крепкие.

Не всегда точно переданы исторические факты. Например, Всеволод Пронский умер задолго до нашествия Батыя,а Олег Красный умер много лет спустя разорения. Родственные связи тоже не всегда соответствуют действительности, и некоторые имена не подтверждены летописными данными. Взаимоотношения рязанских князей тоже идеализированы и показаны как неизменно братские. Все это следует объяснить тем, что в основу повести легло устное эпическое произведение, часто жертвующее фантастичностью в пользу большей идейной и эмоциональной выразительности.

Повесть обладает особыми художественными качествами:

1. Напряженный, но сдержанный драматизм и лиризм. Причем достигается он не риторической фразеологией, а преднамеренно предельно сжатой передачей трагических событий (рассказ о гибели Федора и его жены, или подвиги и гибель Коловрата). Скорбь окружающих тоже передана с экономной сжатостию и сдержанностью, словесной безыскусностью. (князь Игорь узнает о гибели сына, «и нача плакатися с великою княгинею».

2. Только один раз вторгается риторика, но это трафаретная формула плача является позднейшим придатком повести, возникшим не ранее конца 14 – нач 15 в (плач Ингваря Ингваревича). Позднейшим наслоением является также церковно-религиозная окраска, проявляющаяся в благочестивых речах князей, эпитетах вроде «благоверный» и «благочестивый».

Первоначальная же основа повести обладает всеми чертами воинской повести:

1. тема повести – война, сражения, битва.

2. повесть насквозь проникнута пафосом воинской доблести, князья и дружина изображены в ореоле беззаветного мужества, побуждающего их беззаветно идти навстречу смерти. Во второй части центральным эпизодом здесь становится гиперболическое описание битвы рязанцев с татарами. Сила воинов гиперболизирована: «один рязанец бился с тысячей, а два — с десятью тысячами». Так же описываются воины Коловрата: «И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мертвые восстали».

3. Традиционные формулы воинской повести: «и стали биться с ним крепко и мужественно, и была сеча зла и ужасна», «Ни один из них не повернул назад, но все вместе полегли мертвые». При этом подробного описания битв нет.

4. Обращения князя к дружине: «Лучше нам смертью славу вечную добыть, нежели во власти поганых быть». Во все тоне повести дают о себе знать идеальные представления о рыцарственных отношениях князя и дружины. Князья пекутся о дружине, а воины, воодушевляемые преданностью своим князьям бьются крепко и нещадно, а когда не в силах одолеть врага, все до одного умирают, испив единую смертную чашу. Рядом с благоверными и благочестивыми князьями упоминается дружина ласковая, господство резанское.

5. Образ «смертной чаши» лейтмотивом проходит через всю повесть.

В целом в повести утвреждается оптимистическое настроение. Она закнчивается рассказом о возрождении о обновлении русскими людьми испепеленной врагом Рязани, вследствие чего «бысть радость християнином». Это свидетельствует о неколебимой вере русского народа в избавление от татарского ига. Повесть призывает к активной борьбе, а не пассивному подчинению.

Наши рекомендации