Тема: Повести о детстве. Янка Купала. Глава «Детство» из повести Л. Романовсой «Детские и юношеские годы поэта»

Цели:знакомство с биографией Янки Купалы; раз­витие умения пересказа, образного мышления, речи; воспитание интереса к личности поэта.

Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Вступительное слово учителя

Знакомство с биографией Янки Купалы

Бе­лорусский поэт Иван Доминикович Луцевич выбрал себе поэтический псевдоним — Янка Купала. «Иван» на белорусском языке звучит как «Янка», а вот фами­лию Иван Доминикович взял у праздника Ивана Купа­лы, который совпал с днём рождения поэта. По преданию, в ночь на праздник Ивана Купалы на папоротнике расцветает цветок счастья. Считалось, что тот, кто най­дёт этот цветок, станет счастливым на всю жизнь.

И маленькому Ивану с детства мечталось о счас­тье. Его родители, безземельные крестьяне, вынужде­ны были брать землю в наём — на временное пользо­вание — у богатых людей. Большую часть выращенно­го урожая нужно было отдать владельцу земли.

Мальчик рано стал помогать родителям по хозяй­ству, так как был в семье среди семерых детей стар­шим. Времени и возможности ходить в школу у него почти не было.

Местный учитель научил Янку грамоте. Он стал про­сить у людей книги, которыми зачитывался поздно но­чью, когда все домашние уже спали.

В детстве мальчик очень любил сказки, песни, ле­генды, знал множество пословиц и поговорок, загады­вал своим братьям и сестрам загадки. А ещё Янка лю­бил музыку и даже учился играть на дудочке и скрипке.

Когда мальчик ходил в лес собирать грибы, он на­блюдал за громадными соснами и елями, травами, цве­тами, насекомыми. Так складывались его первые по­этические опыты о родной природе.

Тяга к знаниям, желание читать и как можно больше знать помогали Янке преодолевать сложности жизни. Когда семья потеряла отца, в один год умерли трое детей, мать думала, что Янка станет в доме хозяином и останется работать на земле. Но мальчика так увлек­ла поэзия, что он решил посвятить ей жизнь.

В творчестве Янки Купалы есть поэмы, основанные на устном народном творчестве, — «Курган», «Бондаровна», которые вы будете изучать в старших классах, много стихотворений на разные темы. Младшим де­тям адресованы стихи «Мальчик и лётчик», «Куковала кукушка», «Бай». Они написаны на белорусском языке, но переведены на многие языки, и в том числе на русский.

Янка Купала рассказывал о том, как появилось у него стихотворение «Мальчик и лётчик». Дело было летом. Поэт жил на даче. Однажды он шёл с товари­щем по улице, а навстречу ему выбежал загорелый светловолосый мальчик. Расставив руки в стороны, он гудел, как самолёт. Мальчик был так увлечён игрой, что не заметил идущих навстречу людей. Когда же его остановили и спросили, кем ты хочешь быть, мальчик от­ветил: «Лётчиком». Это история и легла в основу сти­хотворения «Мальчик и лётчик».

Интересно и стихотворение Янки Купалы «Бай», написанное в сказочной форме.

Чтение и анализ стихотворения Янки Купалы «Бай»

Чтение статьи «Янка Ку­пала» (с. 125-126)

4. Чтение учителем главы «Детство» из книги Л. Романовской «Детские и юношеские годы поэта»

Учащиеся «цепочкой» перечиты­вают текст

Ответы на вопросы на воспроизведение текста

• В какой семье жил Ясь?

• Почему он не мог сорвать панское яблоко?

• Что Ясь и его сестры любили в детстве?

• Расскажите, как Ясь собирал грибы, и как учил этому сестёр?

• Чем привлекал Яся лес?

Подведение итогов урока

6. Домашнее задание:прочитать главу «Детство»; определить, какие черты характера формировались у Яся в детстве.

Литературное чтение

Тема: Главы «На колёсах», «Ясь и книжки» из повести Л. Романовской «Детские и юношеские годы поэта»

Цели:развитие умения составлять характеристи­ку героев, умения пересказа от первого лица, свобод­ного высказывания по теме; обучение умению подби­рать пословицы к части произведения; развитие мыш­ления, устной речи; воспитание самостоятельности в работе, трудолюбия.

Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Определение характера героя (Яся) и его подтверждение выборочным чтением из текста.

Так, например, учащиеся утверждают, что Ясь:

1) заботливый, няньчил своих сестёр и читают пер­вый абзац текста: «Нас, детей в семье было семеро. Ясь, так называли Янку Купалу, был старшим. Он нас няньчил, присматривал за нами»;

2) не позволял себе взять чужое, украсть: «Нельзя»;

3) умел утешать (млад­шую сестру): «Не плачь... Когда-нибудь посадим сад, будут и у нас свои яблоки»;

4) верил в лучшую жизнь семьи (подходит предыдущая цитата);

5) любил меч­тать, читать: «Придём, бывало в лес, он пошлёт нас собирать ягоды, а сам ляжет на траву, руки под голову и лежит, или книжку достанет из-за пазухи и начинает читать»;

6) был хорошим грибником и учил собирать грибы сестёр: «Брат учил нас собирать грибы... Мы делали всё, как говорил нам Ясь»;

7) любил природу: лес, деревья, цветы: «Ясь очень любил лес... Умел очень красиво составлять букеты, плести венки».

К последнему абзацу учитель добавляет, что у будущего поэта рано проявился художественный вкус, и об этом говорит его умение «красиво составлять бу­кеты, плести венки».

Наши рекомендации