Определение жанров изобразительного искусства

Курс ЗФО, 4семестр

Занятие № 1 (семинар)

ТЕМА: ЖАНРЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Вопросы для обсуждения:

1.Основные жанры изобразительного искусства, их определение.

2.Разновидности жанров изобразительного искусства.

3.Зарубежные, русские и советские художники-живописцы, работавшие по преимуществу в одном из жанров.

Литература:

1.Детская энциклопедия. – М.: Просвещение, 1968. – Т.12. – С.29-31.

2.Виды изобразительного искусства. – Л.: Учпедгиз, 1959.

3.Советский энциклопедический словарь. – М., 1980.

- Бытовая (тематическая, жанровая картина). – С.187.

- Натюрморт. – С.875. - Пейзаж. – С.990. - Портрет. – С.1054.

4.Костерин Н.П. Учебное рисование. – М.: Просвещение, 1984.

- Натюрморт. – С.91. - Пейзаж. – С.139. - Портрет. – С.168.

5.Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Изд-во «Акцидент». – 1996. – С.4-7; 9-13.

6.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч.5-8 кл.: В 4 ч. Ч.4. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1996. – 80 с.

7.Художественная культура. Понятия. Термины /Сост. Т.Н. Доронова. – М., 1978.

8.Цырлин И.И. Жанры изобразительного искусства. – М., 1961.

9.Чумичева Р.И. Дошкольникам о живописи. – М.: Просвещение, 1992. – С.77-90.

Задание:

1.Каждый студент составляет таблицу определений основных жанров изобразительного искусства, используя для этого не менее трех источников.

Таблица 1

Определение жанров изобразительного искусства

жанр искусства источники примечание
натюрморт 1 определение, 2, 3 для работы на семинаре

2.Студенты делятся на подгруппы соответственно выбранному для более глубокого изучения жанру. Этой группе необходимо составить свою часть общей логической структуры «Жанры изобразительного искусства» по предложенной схеме №1. Раскрывая на занятии свою ветвь логической структуры, следует подготовить и продемонстрировать на занятии репродукции картин художников, которые проиллюстрируют каждый вид жанра. Итогом семинара будет являться единая логическая структура по теме «Жанры изобразительного искусства», которая заполняется в течение занятия.

При подготовке к занятию можно пользоваться художественным фондом кабинета, а также можно использовать вырезки из журналов, открытки, слайды. Рекомендуем ориентировочный список репродукций картин:

НАТЮРМОРТ:

Зарубежные – Франс Снейдерс, П. Класс, В. Хеда, Я. Веникс и др.

Русские – Н.Н. Сапунов, И. Машков, Р. Фальк и др.

Советские – П.П. Кончаловский, М.С. Сарьян, К. Петров-Водкин и др.

ПЕЙЗАЖ:

Зарубежные – У. Тернер, Д. Констебль, Т. Руссо, Ж. Дюпре, Ш. Милле, К. Моне, Ван Гог, П. Гоген, П. Сезан.

Русские – И. Айвазовский, И. Шишкин, А. Саврасов, Ф. Васильев, К. Юон, А. Куинджи, С. Рерих, И. Левитан.

Советские – С. Герасимов, А. Рылов, М. Сарьян, Г. Нисский.

ПОРТРЕТ:

Зарубежные – Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан, А. Дюрер, Рубенс.

Русские – Д. Левицкий, В. Боровиковский, Ф. Рокотов, В. Тропинин, И. Репин, И. Крамской, В. Серов.

Советские – П. Кончаловский, М. Нестеров, П.Корин, М.Сарьян, А. Шилов.

ЖАНРОВАЯ КАРТИНА:

Зарубежные – П. Брейгель, Д. Веласкес, А.Ватто, Шарден, П. Сезан, Э.Дега.

Русские – А. Веницианов, К. Брюллов, И. Репин, П. Федотов, В. Перов, В.Васнецов, В. Поленов, В. Суриков и др.

Советские – А. Дейнека, Ю. Пименов, В. Иогансон, А. Герасимов, А. Пластов, Т. Яблонская, Ю. Ракша, Кукрыниксы.

СХЕМА 1

ЖАНРЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

 
  Определение жанров изобразительного искусства - student2.ru

Определение жанров изобразительного искусства - student2.ru Определение жанров изобразительного искусства - student2.ru Определение жанров изобразительного искусства - student2.ru 1

Определение жанров изобразительного искусства - student2.ru Определение жанров изобразительного искусства - student2.ru Определение жанров изобразительного искусства - student2.ru Определение жанров изобразительного искусства - student2.ru Определение жанров изобразительного искусства - student2.ru Определение жанров изобразительного искусства - student2.ru Определение жанров изобразительного искусства - student2.ru Определение жанров изобразительного искусства - student2.ru Определение жанров изобразительного искусства - student2.ru Определение жанров изобразительного искусства - student2.ru Жанры 2 3 4 5

Определение жанров изобразительного искусства - student2.ru Определение жанров изобразительного искусства - student2.ru Определение жанров изобразительного искусства - student2.ru Определение жанров изобразительного искусства - student2.ru Определение жанров изобразительного искусства - student2.ru Определение жанров изобразительного искусства - student2.ru Определение жанров изобразительного искусства - student2.ru Определение жанров изобразительного искусства - student2.ru Определение жанров изобразительного искусства - student2.ru Определение жанров изобразительного искусства - student2.ru Содержание 6 7 8 9 10

 
  Определение жанров изобразительного искусства - student2.ru

Основание

для 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

Определение жанров изобразительного искусства - student2.ru Определение жанров изобразительного искусства - student2.ru Определение жанров изобразительного искусства - student2.ru Определение жанров изобразительного искусства - student2.ru Определение жанров изобразительного искусства - student2.ru Определение жанров изобразительного искусства - student2.ru Определение жанров изобразительного искусства - student2.ru Определение жанров изобразительного искусства - student2.ru Определение жанров изобразительного искусства - student2.ru Определение жанров изобразительного искусства - student2.ru Определение жанров изобразительного искусства - student2.ru Определение жанров изобразительного искусства - student2.ru классификации

Определение жанров изобразительного искусства - student2.ru

Виды жанров 22……………………………………………………… ……60

 
  Определение жанров изобразительного искусства - student2.ru

3. Проанализировать содержание программы «От рождения до школы» и выписать виды изобразительного искусства, жанры, конкретные произведения, с которыми рекомендуется познакомить детей в разных возрастных группах. Составить таблицу «Произведения изобразительного искусства для дошкольников».

Таблица 2

Произведения изобразительного искусства для дошкольников

Возрастная группа Виды искусства Жанры искусства Названия произведений Фамилии художников
Младшая        
Средняя        
Старшая        
Подготовительная        

После заполнения таблицы, ответьте на следующие вопросы:

1. Все ли виды искусства представлены в программе?

2. Какие жанры искусства представлены в программе?

3. Прослеживается ли усложнение в отборе произведений для детей разных возрастных групп?

2. Аналогично заданию №3 этого семинара проанализировать программу «Детство». Провести сравнение представленности разных видов и жанров изобразительного искусства в рассмотренных программах.

Практическое занятие №2

Курс ЗФО, 5 семестр

Занятие № 1 (семинар)

ДОШКОЛЬНИКОВ С ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ

Вопросы для обсуждения:

1. Иллюстрация как вид графики, ее значение для дошкольников.

2. Особенности восприятия дошкольниками иллюстраций

- характер процесса восприятия;

- понимание содержания иллюстраций;

- восприятие средств выразительности.

3. Уровни восприятия детьми художественного образа иллюстраций:

- диагностика определения;

- основные показатели;

- характеристика уровней

4. Цели использования иллюстрации в детском саду.

5. Методика ознакомления дошкольников с иллюстрацией.

Литература:

1. Дошкольникам о художниках детской книги (из опыта работы): Книга для воспитателя детского сада / Сост. Т.Н.Доронова. – М.: Просвещение, 1991.–124 с.

2. Кионова В. Сравнение иллюстраций как один из путей развития эстетического восприятия у детей 5-7 лет //Дошкольное воспитание. – 1973. - № 3. – С.30-32.

3. Котова И. О некоторых особенностях восприятия иллюстраций младшими и старшими дошкольниками. // Дошкольное воспитание. – 1973. - № 2. – С.47-52.

4. Кудрявцева Л.С. Художники детской книги: Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1998. – 208 с.

5. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 190с.

6. Мирошкина Р.А. Формирование выразительности образа в детских рисунках. //Дошкольное воспитание. – 1988. - № 7. – С.27-31.

Задание:

1. Готовясь к 2 и 3 вопросам семинара, не конспектируя литературу, составить сравнительные таблицы 1 и 2.

Таблица 1

Особенности восприятия дошкольниками иллюстраций

Показатель Флерина Е. Езикеева В. Котова И. Кионова В. Мирошкина Р.
1.Характер процесса восприятия          
2. Понимание содержания: а/ сюжета б/ настроения          
3.Восприятие средств выразительности Выводы:          

Таблица 2

Методика ознакомления дошкольников с иллюстрацией

Автор, цель Исследования Цель Обучения Программа Обучения Метод. Приемы Деят-ть Детей Требования к личности воспитателя
Кионова В.          
Мирошкина Р.А.          
Выводы:          

2. Провести в любой возрастной группе (обследовав 3-5 детей) диагностику определения уровня восприятия дошкольниками книжной иллюстрации. Протоколы детских ответов представить на занятии.

2. Составьте логическую структуру по теме «Методика занятий по ознакомлению дошкольников с иллюстрацией».

Направление Педагогическое образование

Профиль Дошкольное образование

2017 – 2018 уч.год

Курс ЗФО, 6 семестр

Занятие № 1 (семинар)

ДОШКОЛЬНИКОВ С ЖИВОПИСЬЮ

Вопросы для обсуждения:

1. Характеристика жанров живописи.

2. Особенности восприятия дошкольниками пейзажа и натюрморта, сюжетно-тематической картины и портрета.

3. Уровни восприятия детьми младшего и старшего дошкольного возраста разных жанров живописи.

4. Методика ознакомления детей дошкольного возраста с жанрами живописи.

Литература:

1. Зубарева Н.М. Особенности эстетического восприятия натюрморта детьми старшего дошкольного возраста // Вопросы психологии.-1965. - №5.-С.50-58.

2. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1969. – С.24-42, 71-93.

3. Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом. – СПб., 1996. – 112 с.

4. Курочкина Н.А. Знакомим с пейзажной живописью. – СПб.: Детство-пресс, 2000. – 96 с.

5. Курочкина Н.А. Знакомим с натюрмортом. – СПб.: Детство-пресс, 2000. – 112 с.

6. Халезова Н., Чумичева Р. Как понимают старшие дошкольники значимость социальных явлений, выраженных в жанровых картинах // Дошкольное воспитание. – 1985. - №3. – С.52.

7. Чернышова А.М. Некоторые особенности эстетической оценки произведений портретной живописи детьми дошкольного возраста // Герценовские чтения. – Л.: ЛГПИ, 1974. – С.86-94.

8. Чернышова А.М. Особенности выбора детьми 4-6 лет живописного портрета. // Герценовские чтения. – Л.: ЛГПИ, 1976. – С.63-68.

9. Чернышева А.М. Задачи и пути обучения детей 5 лет восприятию произведений портретной живописи. //Герценовские чтения. – Л.: ЛГПИ, 1976. – С.41-47.

10. Чумичева Р.М. Восприятие живописи и развитие образной речи // Дошкольное воспитание. – 1987. – С. 44.

11. Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи. – М.: Просвещение, 1992.–126 с.

12. Чумичева Р.М. Особенности ознакомления старших дошкольников с жанровой живописью // Формирование первоначальных основ социальной активности у детей дошкольного возраста: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. Р.Г. Казакова. - М.: МГПИ, 1984. – С.137-145.

Задание:

1. Познакомившись с литературой, заполнить таблицы:

Таблица 1

Особенности восприятия дошкольниками пейзажа и натюрморта

Показатели Пейзаж Натюрморт
Характер процесса восприятия    
Понимание содержания: - сюжета, - настроения    
Понимание средств выразительности: рисунок; цвет; композиция    

Таблица 2

Методика ознакомления дошкольниками с пейзажем и натюрмортом

Автор, цель исследования Цель обучения Программа обучения Методы, Приемы Организация деятельности детей Требования к личности воспитателя
Зубарева Н.М.          
Чумичева Р.М.          

Таблица 3

Особенности восприятия дошкольниками портрета

Характер процесса восприятия Понимание содержания: -сюжета; - настроения. Понимание средств выразительности: - рисунка; цвета; композиции.
     

Таблица 4

Методика ознакомления дошкольников с портретом

Цель исследования Цель обучения Программа обучения Методические приемы Организация деятельности детей Требования к личности воспитателя.
           

Таблица 5

Особенности восприятия дошкольниками сюжетно-тематических картин

Характер процесса восприятия Понимание содержания: -сюжета; - настроения. Понимание средств выразительности: - рисунка; цвета; композиции.
     

Таблица 6

Методика ознакомления дошкольников с сюжетно-тематическими картинами

Цель исследования Цель обучения Программа обучения Методические приемы Организация деятельности детей Требования к личности воспитателя.
           

Направление Педагогическое образование

Профиль Дошкольное образование

2017 – 2018уч.год

Курс ЗФО, 7 семестр

Занятие № 1 (практическое)

С НАТУРЫ И ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ

Цель: Формирование у студентов умений грамотно применять методы обучения дошкольников изобразительной деятельности.

Материал: предметы для последующего сенсорного обследования (игрушки, комнатные растения, листья деревьев, вазы и пр.).

Ход занятия:

Теоретическая часть.

1. Специфика методов обучения на занятиях по изобразительной деятельности в ДОУ.

2. Роль сенсорного обследования в развитии детского изобразительного творчества.

3. Структура сенсорного обследования.

Практическая часть.

1. Дать характеристику принесенных предметов, определить возрастную группу, в которой возможно организовывать занятия по изображению этих видов предметов.

2. Провести сенсорное обследование принесенного предмета.

3. Проанализировать грамотность проведения другими студентами сенсорного обследования предмета как метода обучения изобразительной деятельности дошкольников.

Задание:

1. Повторить тему лекции «Сенсорное обследование предметов как наглядный метод обучения на занятиях по изобразительной деятельности».

2. Подобрать предмет для обследования, обосновать его выбор.

3. Подготовить текстовый материал (письменно) сенсорного обследования.

Литература:

1. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 1997. – 272 с.

2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 1999. – 344 с.

3. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.П. Сакулиной, Н.Н. Поддъякова. – М.: Просвещение, 1969.

Занятие № 2 (практическое)

Занятие № 3 (практическое)

Занятие № 4 (практическое)

ТЕМА: ПОКАЗ СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ КАК ВЕДУЩИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ

ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель: Продолжать формировать у студентов умение применять методы обучения на занятиях по изобразительной деятельности в детском саду.

Материал: весь материал для показа способов действий на занятиях по рисованию (2-3 затонированных листа, кисти для показа, гуашь, скотч, салфетка); весь необходимый материал для показа на другом виде занятия (в лепке – пластилин, стека, салфетка, пластиковая досочка; в аппликации – фон, геометрические формы, ножницы).

Ход занятия:

Теоретическая часть.

1. Характеристика показа способов действий как метода развития детского изобразительного творчества.

2. Виды показа на занятиях по изобразительной деятельности.

3. Методика организации первой и второй части занятий по ИЗО (разные виды деятельности) с использованием показа способов действий.

Практическая часть.

Каждый студент осуществляет показ способов действий на двух видах занятий (по рисованию и на любом другом по выбору).

Задание:

1. Повторить тему лекции «Показ способов действий как метод обучения на занятиях по изобразительной деятельности».

2. Подготовиться к проведению показа способов изображения на занятии по рисованию и любом другом на выбор.

3. Представить письменное описание показа способа изображения конкретного предмета.

Литература:

  1. Вершинина Н.А. Предметное рисование в детском саду. – Северодвинск, 1994.
  2. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 1997. – 272 с.
  3. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 1999. – 344 с.

Курс ЗФО, 4семестр

Занятие № 1 (семинар)

ТЕМА: ЖАНРЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Вопросы для обсуждения:

1.Основные жанры изобразительного искусства, их определение.

2.Разновидности жанров изобразительного искусства.

3.Зарубежные, русские и советские художники-живописцы, работавшие по преимуществу в одном из жанров.

Литература:

1.Детская энциклопедия. – М.: Просвещение, 1968. – Т.12. – С.29-31.

2.Виды изобразительного искусства. – Л.: Учпедгиз, 1959.

3.Советский энциклопедический словарь. – М., 1980.

- Бытовая (тематическая, жанровая картина). – С.187.

- Натюрморт. – С.875. - Пейзаж. – С.990. - Портрет. – С.1054.

4.Костерин Н.П. Учебное рисование. – М.: Просвещение, 1984.

- Натюрморт. – С.91. - Пейзаж. – С.139. - Портрет. – С.168.

5.Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Изд-во «Акцидент». – 1996. – С.4-7; 9-13.

6.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч.5-8 кл.: В 4 ч. Ч.4. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1996. – 80 с.

7.Художественная культура. Понятия. Термины /Сост. Т.Н. Доронова. – М., 1978.

8.Цырлин И.И. Жанры изобразительного искусства. – М., 1961.

9.Чумичева Р.И. Дошкольникам о живописи. – М.: Просвещение, 1992. – С.77-90.

Задание:

1.Каждый студент составляет таблицу определений основных жанров изобразительного искусства, используя для этого не менее трех источников.

Таблица 1

Определение жанров изобразительного искусства

жанр искусства источники примечание
натюрморт 1 определение, 2, 3 для работы на семинаре

2.Студенты делятся на подгруппы соответственно выбранному для более глубокого изучения жанру. Этой группе необходимо составить свою часть общей логической структуры «Жанры изобразительного искусства» по предложенной схеме №1. Раскрывая на занятии свою ветвь логической структуры, следует подготовить и продемонстрировать на занятии репродукции картин художников, которые проиллюстрируют каждый вид жанра. Итогом семинара будет являться единая логическая структура по теме «Жанры изобразительного искусства», которая заполняется в течение занятия.

При подготовке к занятию можно пользоваться художественным фондом кабинета, а также можно использовать вырезки из журналов, открытки, слайды. Рекомендуем ориентировочный список репродукций картин:

НАТЮРМОРТ:

Зарубежные – Франс Снейдерс, П. Класс, В. Хеда, Я. Веникс и др.

Русские – Н.Н. Сапунов, И. Машков, Р. Фальк и др.

Советские – П.П. Кончаловский, М.С. Сарьян, К. Петров-Водкин и др.

ПЕЙЗАЖ:

Зарубежные – У. Тернер, Д. Констебль, Т. Руссо, Ж. Дюпре, Ш. Милле, К. Моне, Ван Гог, П. Гоген, П. Сезан.

Русские – И. Айвазовский, И. Шишкин, А. Саврасов, Ф. Васильев, К. Юон, А. Куинджи, С. Рерих, И. Левитан.

Советские – С. Герасимов, А. Рылов, М. Сарьян, Г. Нисский.

ПОРТРЕТ:

Зарубежные – Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан, А. Дюрер, Рубенс.

Русские – Д. Левицкий, В. Боровиковский, Ф. Рокотов, В. Тропинин, И. Репин, И. Крамской, В. Серов.

Советские – П. Кончаловский, М. Нестеров, П.Корин, М.Сарьян, А. Шилов.

ЖАНРОВАЯ КАРТИНА:

Зарубежные – П. Брейгель, Д. Веласкес, А.Ватто, Шарден, П. Сезан, Э.Дега.

Русские – А. Веницианов, К. Брюллов, И. Репин, П. Федотов, В. Перов, В.Васнецов, В. Поленов, В. Суриков и др.

Советские – А. Дейнека, Ю. Пименов, В. Иогансон, А. Герасимов, А. Пластов, Т. Яблонская, Ю. Ракша, Кукрыниксы.

СХЕМА 1

Наши рекомендации