Периодизация первобытного искусства. Этапы его развития, духовные начала и основные памятники. Возникновение изобразительного искусства

Основные понятия истории пространственных искусств. Классификация видов искусства. Форма и содержание, стиль.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ИСКУССТВА

Искусство (творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.) существует и развивается как система взаимосвязанных между собой видов, многообразие которых обусловлено многогранностью самого (реального мира, отображаемого в процессе художественного творчества.

Виды искусства - это исторически сложившиеся, формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения (слово в литературе, звук в музыке, пластические и колористические материалы в изобразительном искусстве и т. д.).

В современной искусствоведческой литературе сложились определенная схема и система классификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все они относительны. Наиболее распространенной схемой является его деление на три группы.

В первую - входят пространственные или пластические виды искусств. Для этой группы искусств существенным является пространственное построение в раскрытии художественного образа - Изобразительное искусство, Декоративно-прикладное искусство, Архитектура, Фотография.

Ко второй группе относятся временные или динамические виды искусств. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция - Музыка, Литература.

Третью группу представляют пространственно-временные виды, которые называются также синтетическими или зрелищными искусствами - Хореография, Литература, Театральное искусство, Киноискусство.

Существование различных видов искусств вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать художественную всеобъемлющую картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных ви-дов искусства.

2. Основные особенности архитектуры как вида искусства, «формула» архитектуры; архитектура и строительство. Основные закономерности архитектурного формообразования. Архитектура и дизайн: взаимосвязь и взаимозависимость.

формула архитектур- формула Новикова: (наука+техника)умнож на искусство

Искусство архитектуры теоретически понятное и доступное каждому гражданину или сельскому жителю. Фактически далеко не всегда оказывается доступным и понятным в своих проявлениях именно вида искусства. Скорее полезность различных построек и есть то, что прежде всего становится предметом оценки архитектурного объекта. Эта функциональная» понятность и создает завесу в постижении образов архитектурных сооружений как произведений искусства.

Но вместе с тем «... именно способность изображения и отличает художественную архитектуру как искусство от простого строительства. Обыкновенное строение служит практическим потребностям, оно «есть» жилой дом, вокзал или театр; произведение же художественной архитектуры изображает, чем оно «должно быть», раскрывает, выражает свой смысл, свое практическое и идейное название» . Общепринято, что «Архитектура» - {лат. architectura - строительное искусство} - искусство проектировать и строить здания, сооружения.

«Архитектура искусство возводить постройки, соответствующие определенным целям [жилые дома, общественные, административные, представительские и другие здания], отражающее уровень развития производительных сил и характеризующееся степенью сочетания функционального назначения с эстетической архитектурной формой» [3, с.54]. Еще из трактата Витрувия (1 в. до н.э.) известно, что архитектура триедина: она сочетает прочность пользу красоту. Современные исследователи склоны тоже самое именовать терминами: конструкция, функция, форма. Это триединство и есть главная сложность как в определении архитектуры как вида искусства, так и в его изучении. Как каждый вид искусства архитектура имеет свои цели, выразительные средства, способы, приемы, специфику восприятия, свою историю, наполненную движением от простейших элементарных укрытий до сложнейших построек хай-тека конца ХХ века.

Таким образом, процесс постижения основ знаний об архитектуре, изучения ее истории должен быть адекватен особенностям этого вида искусств. Поэтому задачи изучения архитектуры, совпадая с задачами расширения и углубления общих знаний и представлений об истории, культуре, науке, должны отражать и требование раскрытия роли архитектуры в мировом историко-культурном процессе.

Определение архитектуры как материальной и духовной основы жизнедеятельности человека и общества будет не полным, если не рассмотреть архитектуру как профессиональную деятельность, включающую практическую проектную деятельность, педагогическую деятельность архитектора и научные исследования в архитектуре. Применительно к архитектуре архитектурный образ. Изучение природы, закономерностей и особенностей архитектурного образа представляется основой изучения архитектурного произведения. Реалии мира как строительный материал архитектурного образа, его многозначность и недосказанность, индивидуализированность и обобщение, метафоричность и парадоксальность, ассоциативность, многообразие форм образа и пути их понимания вот те возможные направления вхождения в мир архитектуры, именуемый нередко «второй, искусственной» природой.

Периодизация первобытного искусства. Этапы его развития, духовные начала и основные памятники. Возникновение изобразительного искусства.

Основная масса памятников палеолитического искусства связана с первобытным культом плодородия и охотничьими обрядами.

Первые произведения первобытного изобразительного искусства появились в зрелой стадии ориньякской эпохи (приблизительно 33-18-е тыс. до н. э.) . С этого времени на больших пространствах от Сибири до Западной Европы широко распространились женские статуэтки из камня и кости с гипертрофированными формами тела и схематизированными головами - так называемые Венеры, по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы. Подобные «Венеры» найдены в Лёспюге (Франция) , Савиньяно (Италия) , Виллендорфе (Австрия) , Дольни-Вестонице (Чехия) , с. Костёнки близ Воронежа

Одновременно с ними появляются обобщённо-выразительные изображения животных (статуэтки из камня, кости и глины: гравированные фигуры или головы на кости, камне, роге) , воссоздающие характерные черты мамонта, слона, лошади, оленя и др.

К ориньякской же эпохе относятся первые настенные пещерные изображения (рельефные, гравированные и живописные) , чаще всего воспроизводящие грубо обобщёнными линиями голову или переднюю часть туловища зверя.

Наскальные, в том числе пещерные, изображения эпохи палеолита переживают расцвет в солютрейское и мадленское время (20-11-е тыс. до н. э. ) — главным образом на юге Франции (росписи в пещерах Монтиньяк, Нио, Ласко, «Три брата» и др. ) и Северо-Западе Испании (росписи пещеры Альтамира близ Сантандера и др.) , но встречаются и в Италии (в округе Рима, в районе Отранто и в Палермо) , а также на Урале (так называемая Капова пещера на реке Белая в Башкирии) .

Главными мотивами изображений, часто покрывающих обширные плоскости, являются полные жизни и движения отдельные фигуры крупных животных, являвшихся объектами охоты (зубры, мамонты, лошади, олени, хищные звери) .

Реже встречаются схематичные изображения людей и существ, совмещающие признаки человека и животного, условные знаки, частично расшифровывающиеся как воспроизведения жилищ или охотничьих ловушек.

Техника пещерной живописи со временем совершенствуется. Точные, лёгкие контуры линии начинают играть подчинённую роль, на первый план выступают смело и точно положенные обобщённые цветовые пятна, нанесённые охристой, красной, коричневой, чёрной и жёлтой минеральными красками. Тонкая и мягкая градация тонов, наложение одной краски на другую создают порой впечатление объёма, ощущение фактуры шкуры зверя.

В позднем палеолите получает развитие архитектура.

Палеолитические жилища, по-видимому, были низкими, углублёнными в землю примерно на треть куполообразными постройками (округлыми или прямоугольными в плане) , иногда с длинными тоннелеобразными входами.

В качестве строительного материала иногда использовались кости крупных животных.

Наши рекомендации