История Изобразительного искусства

История Изобразительного искусства

Классы ДХШ

«Русское искусство»

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1.Искусство как социальный феномен.

Искусствокак специфическая форма отражения действитель­ности; теории его происхождения и социального назначения.

Место искусства в структуре культуры.

Специфика и характер национального искусства.

Виды и жанры искусства.

Место и роль искусства в духовном формировании личности.

Требования к знаниям: знать содержание термина «Искусство», определять место искусства в структуре культуры.

Требования к умениям:уметь определять характерные черты русского искусства в разнообразии произведений, определять место и роль искусства в обществе.

Домашнее задание:

1.Дать свое определение искусства.

2.Определить черты, характер русского искусства.

3.Перечислить черты характера, которыми должен обладать художник.

Тема 2. Искусство древних славянIX—ХШ веков.

2.1.Древнерусское искусство IX—ХШ веков.Искусство Дохристианской Руси.

Предпосылки возникновения древнерусского искусства.

Дохристи­анский период искусства Древней Руси.

Культовые сооружения.

Предметы быта, ювелирные изделия, украшения.

Древнерусский город.

Нравы, обычаи, традиции и обряды в искусстве языческой Руси.

Славянские боги. Языческая символика.

Возникновение письменности на Руси.

Влияние византийской культуры и восточного (православ­ного) христианства на культуру и искусство русских земель.

Домашнее задание: Знать истоки формирования искусства древних славян.

1.Зарисовать Древнерусский город.

2. Зарисовать Десятинную церковь в Киеве.

2.2. Образование Киевского государства.Архитектура Киевской Руси. Храмы св. Софии в Киеве и Новгороде.

Мозаики и фрески Киевской Софии.

Развитие древнерус­ской литературы и книжной иллюстрации.

Требования к знаниям: знать предпосылки возникновения древнерусского искусства,произведения и тематику древнерусского искусства, связанного с языческим культом.

Требования к умениям: уметь ориентироваться в основных произведениях русского искусства данного периода.

Домашнее задание:

· Искусство древних славян. Киевская Русь XI - XIII вв. Многообразие и богатство художественного наследия. Культурные связи с Византией.

· Деревянное и каменное строительство в Киеве (Киевский Софийский собор). Фрески и мозаики Киевской Софии. Прикладное искусство и книжнаяминиатюра.

Архитектура

· Десятинная церковь. Киев.990г.

· Софийский Собор в Киеве.1037г.

· Софийский Собор в Новгороде. 1045-1050гг.

· Георгиевский собор Юрьева монастырь в Городище. Новгород. 1119г.

· Новгородская София.1042-1052гг.

· Церковь Успения на Торгу.1135г. Новгород.

Книжная миниатюра

· Остромирово Евангелие 1056—1057 гг.

· Новгородская берестяная грамота (1025—1050 гг.)

· Миниатюра Евангелист Лука из Остромирова Евангелия 1056-1057гг.

Монументальная живопись

· Богоматерь Оранта. Мозаика Софийского Собора в Киеве.1037г.

· Апостолы. Из Сцены Евхаристии.

· Фрагмент росписи, сохранившийся в южной галерее св. Софии в Новгороде.

· Мозаика из Собора Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве.1112-1113гг.

· Устюжское Благовещение из Георгиевского собора Юрьева монастыря. Новгород 1119г.

· Елена. Фреска Софийский собор.Новгород.XIв.

· Св. Савва.Фреска. Церковь Спаса на Нередице под Новгородом.1198г.

· Трубящий ангел. Роспись Дмитриевского собора. Владимирр.1197г.

· Голова Царя Давида. Роспись церкви Георгия в старой Ладоге.Фреска. XII в.

· Дмитрий Солунский на троне.Фреска.Конец XII в.

Скульптураи ДПИ

· «Два всадника (Нестор и Дмитрий)». Рельеф с фасада собора Михайловского монастыря в Киеве. XI век, ГТГ.

· Дмитриевский собор,аркатурный пояс.

· Ангел.Миниатюра Евангелия Хитрово. Начало XVв.Москва.

· Амвросий. Панагия-складень.1456г.

· Людогощенский крест.1359г. Новгород. Церковь Флора и Лавра.

· Оклад Владимирской Богоматери. Конец XIVв.

· Резная икона Николы. XIVв.

· Яков Фирсов.Людогощенский крест.1359г.

· Золотое украшение из Владимира. XIVв.

Тема 3. Искусство периода феодальной раздробленности XII- XIIIвв. Искусство Владимиро- Суздальского княжества.

Феодальная раздробленность XII в. Сложение местных художественных школ. Особенности архитектуры Владимиро-Суздальской Руси, Новгорода. Крепостные и дворцовые сооружения:«Золотые ворота», Дворцовый ансамбль в Боголюбове. Монументальная выразительность, высокое совершенство в русской иконописи. Богоматерь Великая Панагия. Иконопись. Роспись Владимира, Основная иконография. Икона «Богоматерь Владимирская».

Требования к знаниям: знать произведения и тематику творчества мастеров живописи.

Требования к умениям: уметь ориентироваться в основных жанровом разнообразии русского искусства данного периода.Домашнее задание:

Владимиро-Суздальская художественная школа. Монументальная выразительность, высокое совершенство в русской иконописи. Человечность, высокое мастерство исполнения икон («Владимирская Богоматерь», её история). Ущерб, нанесённый монгольским нашествием.

Архитектура

· Храм Покрова на Нерли. Владимир.1165г.

· Дворцовые сооружения. Дмитриевский собор во Владимире.90- е годы XIIв.

· Церковь Благовещения на Мячине под Новгородом. 1179г.

· Георгиевский собор Юрьева монастыря в Новгороде.1119г.

· Успенский собор во Владимире. XIIв.

· Юрьев монастырь.Церковь Спаса на Нередице под Новгородом.1198г.

· Свято –Троицкий собор в Пскове.1193г.

· Спасо-Преоброженский собор Мирожского монастыря Псков. XIIв.

· Дми́триевскийсобо́р г. Владимира.1194-1197гг.

· «Золотые ворота». 1164г. Владимир.

· Дворцовый ансамбль Боголюбова.

Монументальная живопись

· Фрески Владимира: Пророк Аарон. Церковь Спаса на Нередице1119г.

· «Ярославская Оранта». Икона Богоматерь Великая Панагия XIIв.

· «Еван, Георгий и Власий».Икона .Новгородская школа.XIIIв.

· «Чудо Георгия о змие». Фрагмент Росписи в диаконнике церкви Св. Георгия в Лтаройладоге. XIIв.

· «Апостол и ангелы». Фреска на северном склоне Большого свода Дмитриевского собора. Владимир. 1197г.

· «Голова царя Давида». Фрагмент росписи церкви Георги в Старой Ладоге.

· «Дмитрий Солунский на троне». Икона XII в.

· «Успение».Икона из десятинного монастыря в Новгороде. XIII в.

· «Петр и Павел». Икона XIII в.

Книжная миниатюра

· Книжная миниатюра. Мстиславово Евангелие. Новгород.

Скульптура

· Распятие XIIIв. Камень. Георгиевский собор в Юрьево-Польском.

· Львинная маска. Рельеф из Успенского собора во Владимире. XIIв.

· Капитель изУспенского собора во Владимире. XIIв.

· Западные врата Рождественского собора в Суздале.1230-1233гг.

· Деисус. Сцена моления. Фреска.Мартирьевская паперть. XIIв.

· Грановитая палата в Новгородском Кремле.Интерьер.1433г.

· Спас нерукотворный – ГТГ. Двусторонняя икона.

· Царь Давид. Резьба центрального прясла церкви Покрова на Нерли.

· Рельефы церквей — Суздальский собор, Георгиевский собор (Юрьев-Польский).

ДПИ

· Образцы черни.X-XIIIвв.

· Украшения древних славян: височные привески, ожерелья, и витые браслеты. XII - XIIIвв.

· Топорик Андрея Боголюбского.XIIвв.

· Золотой колт. XIIвв.

Тема 3. Русское искусство XIII -XVвв.

3.1. Искусство XIII -XVвв.(1290-1450гг.)

Новые тенденции в развитии искусства Руси в XIV—XVII веках. Роль монастырей как центров русской духовной культуры и искусства. Литература, просвещение. Книгопечатание. Иконопись. Самобытные черты архитектуры и живописи Новгорода и Пскова. Развитие живопи­си, архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Развитие небольшого четырёхстолпного храма.

Архитектура

· Церковь Николы на Липне. Новгород.1292г.

· Церковь успения на Волотове.Новгород.1352г.

· Новгородский Кремль. 1302-1400гг, Псковский Кремль 1309г.

· Церковь Спаса на Ковалеве близ Новгорода.

· Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Новгород.1374г.

· Псковская звонница.

· Церковь Федора Стратилата на ручью. Новгород.1360г.

Домашнее задание:

· Зарисовать Схему устройства православного храма.

3.2Русская культура средних веков (XIV—XV вв.)Искусство Новгорода и Пскова.

Средневековая Русь и Великая степь — взаимодействие культур. Последствия татаро-монгольского ига для русского искусства. Монументальная живопись. Фрески. Мозаики.

Творчество Феофана Грека.

Домашнее задание:

· Искусство Новгорода и Пскова XI - XV вв. Своеобразие общественной жизни в Новгородской феодальной республике. Лаконизм, суровая простота сооружений Новгорода. Живопись: фрески, иконопись.

· Росписи Феофана Грека в церкви Спаса Преображения – шедевр средневековой живописи.

· Новгородская школа иконописи: «Святой Георгий»,

· «Битва Суздальцев с новгородцами».

Архитектура

· Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Новгород.1374г.

· Грановитая Палата в Новгороде.1433г.

· Церковь Симеона в Зверине монастыре. Новгород.1468г.

· Андроников монастырь.Москва.XIVв.

· Церковь Иоанна Богослова в Радоковицах.Новгород.1384г.

· Церковь Успения на «Городке». Звенигород. Конец XIVв.

· Троицкий собор. Никоновский придел. Ансамбль Троице-Сергиевой лавры.1422г.

Живопись

· Владимирская Богоматерь. Икона XIIв.

· Новгородская школа иконописи: «Святой Георгий»,

· «Битва Суздальцев с новгородцами». Икона. Середина XVв.

· Преображение.Клеймо Васильевских врат. 1336г.

· Феофан Грек. Сошествие во ад. Фреска в церкви успения Богородицы на Волотовом поле близ Новгорода.1380г.

· Феофан Грек. Христос Вседержитель. Роспись церковь Спаса Преображения на Ильине улице.1378г. Новгород.

· Феофан Грек. Мельхиседек. Роспись церковь Спаса Преображения на Ильине улице.1378г. Новгород.

· Феофан Грек. Даниил Столпник. Роспись церковь Спаса Преображения на Ильине улице.1378г. Новгород.

· Феофан Грек. Успение Богоматери .Конец XIVв.

· Феофан Грек. Богоматерь Донская. Икона Новгородская школа. Конец XIVв.

· Архангел Гавриил.1405г. Благовещенский Собор Московского Кремля.

· Иоанн Предтеча. Фрагмент росписи Михайловской церкви Сковородского монастыря в Новгороде.1360г.

· Положение во гроб. Икона Новгородская школа. Конец XVв.

· «Сошествие во ад». Икона.Псковская школа.XIVв.

· Даниил Черный.«Иаков и Авраам в раю».Икона.

· Фреска на своде южного нефа Успенского собора. Владимир.

· «Борис и Глеб на конях». Икона. Московская школа. Середина XIVв.

Скульптура и ДПИ

· «Георгий Победоносец», скульптор Василий Ермолин. 1464. ГТГ.

· Рельеф Мономахового трона, резьба по камню.

· «Параскева Пятница» и другие скульптуры.

· «Людогощенский крест», резчик Яков Фирсов, 1359г.. Новгород.

Книжная миниатюра

· Поклонение волхвов. Миниатюра из Сийского Евангелия.1340г.

· Феофан Грек. Инициал из Евангелия боярина Федора Андреевича Кошки. Конец XIVв.

· Евангелие боярина Федора Андреевича Кошки. 1392г.

ДПИ

· Оклад Евангелия боярина Федора Андреевича Кошки.1392г.

Требования к знаниям:знать основные памятники архитектуры и искусства, их образно-стилистические особенности, терминологию по теме.

Требования к умениям:уметь ориентироваться в разнообразии произведений древнерусского искусства на разных исторических этапах.

Тема 4. Искусство России XV-XVI вв. Искусство Московской Руси.

Московская архитектура и искусство. Архитектура Московского Кремля. Творчество Андрея Рублева, Дионисия.

Творчество С.Ушакова и мастеров Оружейной палаты XVII в.

Церковь и государство в XIV— XVI ве­ках.Парсуна: характер и стилистические особенности. Завершение древнерусского этапа развития искусства. Разделение искусст­ва на светское и церковное.

Общность нравственных ориенти­ров русского искусства.

Требования к знаниям:знать основные памятники архитектуры и искусства, их образно-стилистические особенности, терминологию по теме.

Требования к умениям:уметь ориентироваться в разнообразии произведений древнерусского искусства на разных исторических этапах.

Домашнее задание: Искусство Московской Руси.

· Искусство Москвы XV-XVIвв.

· Централизованное государство. Перестройка Московского Кремля, укрепление монастырей вокруг Москвы.

· Новый тип Московского Храма.

Архитектура

· Московский Кремль. Башни Московского Кремля.

· Монастыри вокруг Москвы. Новое в строительстве храмов.

· Аристотель Фъораванти. Успенский собор в Московском Кремле. 1475-1479гг.

· Благовещенский собор в Москве. 1484-1489гг.

· Марк Фрязин и Пьетро Антонио Солари.Грановитая палата. 1487-1491гг.

· АлевизФрязин Новый Архангельский собор в Москве. 1505-1509гг.

· Бон Фрязин. Колокольня «Иван Великий». 1505г.

· Троице-Сергиево Лавра. 16 век.

· Барма и ПосникЯковлев.Покровский собор (Василия Блаженного) в Москве. 1555-1560гг.

· Церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой. 1532г.

· Андронников монастырь в Москве.1504-1506гг.

· Церковь Трифона в Напрудном.1492г.

· Застройка Кремля (башни, стены). Воплощения традиций русских школ Владимира, Новгорода, Пскова.

· Спасский собор Андронникова монастыря.

· Кирилло- Белозерский монастырь.XVIв.

· Рождественский монастырь. Москва. Начало XVIв.

· Китайгород Москва. 1535-1538гг.

· Древнерусская живопись. Значение творчества Андрея Рублёва. Одухотворённость и философская глубина его творчества.

Живопись.

· Андрей Рублев. «Спас».Икона .1410-1420гг.

· Андрей Рублев. «Страшный суд». Роспись Успенского собора.Владимир.1408г.

· Андрей Рублев. «Апостол Матфей».Фреска из сцены «Страшный суд» Успенского собора.Владимир.1408г.

· Андрей Рублев. Шествие праведных жен. «Страшный суд». Успенский собор.Владимир.1408г.

· Андрей Рублев. «Архангел Михаил из деисусного чина». Икона .1410-1420гг.

· Андрей Рублев. «Апостол Павел». 1410-1420гг.

· Андрей Рублев. «Святая Троица». Икона.1410г.

· Андрей Рублев.«Иоанн Предтеча». Икона из деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире.1408г.

Книжная миниатюра

· Миниатюра Лицевого летописного свода.XVIв.

Скульптура и ДПИ.

· Ангел. Миниатюра Евангелия Хитрово. Начало 15 века.

· Оклад иконы Владимирской Богоматери. Конец 14 века.

· Золотое украшение из Владимира. 14 век.

· Святой Георгий. Резьба по кости. 15 век.

· Серебряный кубок с изображением Святого Георгия 15-16 века.

· Спас Нерукотворный с предстоящими. 1389г.

· Сергий Радонежский. Покров. 20-е годы 15 века.

· Рельефная фигура с крышки раки. Святой Иоанн, архиепископ Новгородский. 1559. ГРМ

· Памятный крест Саввы Вищерского, нач. XVI века. Новгородский музей

· Рельефная фигура с крышки раки. Святой Антоний Римлянин. Конец XVI – начало XVII века. ГРМ

· Святитель Николай. Конец 17 века. Музей Андрея Рублева

· Богоматерь Одигитрия. Конец 15 - 1-я пол. 16 века. Из Никольского Клобуковского монастыря г. Кашина Тверской области. Музей Андрея Рублева.

· Совершенство композиции и цветового строя.

· Особенности древнерусской живописи.

· Иконостас. Симон Ушаков, школа, значение творчества художника переходного времени.

· Парсуна – отражение светских реалистических тенденций в живописи XVII вв.

· Искусство Москвы XIV - XVII вв. Идея создания централизованного государства.

Скульптура и ДПИ

· Иконостас Благовещенского собора в Москве.1508г.

· Золотое блюдо.1561г.

· Крест. Серебро, драгоценные камни. ХVI в.

· Царская молельня в теремном дворце Московского Кремля. 1551г.

· Женское украшение. Серебро, драгоценные камни. ХVI в. Владимир.

· Мономахова Троица. Молельное место Ивана Грозного. Резьба.1551г.

.

АрхитектураХVI - XVIIв.

· Пафнутьев-Боровской монастырь. Калужская обл.XVI-XVIIвв.

· Успенский собор. Ансамбль Троице- Сергиевой Лавры.1559-1585г.

Живопись.

· Творчество Дионисия.

· Дионисий. Богоматерь из Деисусного чина Ферапонтова монастыря. Икона. 1500- 1502гг.

· Дионисий. Митрополит Алексей с житием. ИконаXVв.

· Дионисий и мастерская.Богоматерь Одигитрия. Митрополит Петр с Житием. 1502-1503гг.

· Дионисий. Св. Николай. Фреска в дьяконнике церкви Рождества Богородицы чина Ферапонтова монастыря. 1502-1503гг.

· Дионисий. Распятие. Икона.1500г.

· Феодосий. Роспись Благовещенского собора Московского кремля.1508г.

· Феодосий. Троица. Фреска. Благовещенский собор Московского Кремля.XVIв.

Скульптура и ДПИ

· Царские врата иконостаса церкви Николы Большой Крест.XVIIв.

· Чаша. Строгановская школа. Конец XVIIв.

· Изразец Майолика. XVIIв.

· Никита Можайский. Деревянная скульптура. XVIIв.

· Чаша царя Алексея Михайловича.Золото, эмаль.1653г.

· Золотое блюдо. Подарок Ивана Грозного Троицкому монастырю.1561г.

· Крест. Серебро, драгоценные камни, позолота.XVIв.

· Женское украшение. Серебро, драгоценные камни, позолота.XVIв.

Тема 5. Русское искусство первой половины ХVII в.

5.1.Период складывания и расцвета феодализма на Руси (конец Х–XVII вв.)

XVII столетие – один из самых сложных и противоречивых периодов в средневековой русской истории.

Формирование искусства на основе достижений художественной культуры.

Противоречия культурного развития, зарождение новых форм реализма. Монументальное строительство после иноземной интервенции.

Архитектура

· Церковь Вознесения в Коломенском.1532г.

· Коломенский дворец. ХVI в.

· Теремной дворец. 1635-1636гг.

· Троицкая церковь в Останкине. Москва.1687-1688гг.

· Церковь Покрова в Филях.1693-1695гг.

· Спасо-Евфимиевский монастырь в Суздале.

· Сухарева башня. Москва. 1692-1701г.

· Ростовский Кремль. XVIIв.

· Троицкая церковь в Останкине. Москва.1687-1688гг.

Живопись

· Строгановская школа.

· Марк Матвеев. Фрески Успенского собора Княгинина монастыря. Владимир. XVIIв.

· Жатва. Сцена из «Деяний пророка Елисея». Роспись храма Ильи Пророка в Ярославле. 1680-1681гг.

· Симон Ушаков. Князь М.В.Скопин Шуйский. Парсуна.

· Симон Ушаков. «Великий Архиерей». Икона. 1658г.

· Симон Ушаков. Тайная Вечеря 1685нг.

· Симон Ушаков.Похвала Владимирской иконе Божией Матери. Древо государства Российского. 1668г.

· Симон Ушаков. Богородица Умиление,1668г.

· Положение во гроб. Конец XVIIв. Шитье.

· «Иоанн Предтеча в пустыне». Икона Строгановская школа. XVIIв.

· Устюжская школа живописи. Иконопись. «Князь Георгий».

· Московская школа. «Сретение иконы». Икона.

· Ярославская икона. «Евангелист Лука». Икона.

· Костромская школа. «Благовещение». Икона.

· Прокопий ИвановичЧирин. «Богоматерь Владимирская».

· Прокопий Чирин. «Богоматерь Владимирская с праздниками». Икона. Начало XVIIв.

· Прокопий Чирин.«Царевич Дмитрий и князь Роман Угличский». Икона.

· Резанец Степан Григорьев. «Спас в Силах». Икона.

· Савин Никифор. «Чудо о змие». Икона.

Скульптура и ДПИ

· Алтарные врата.XVIIв.

· Чаша. Роспись по эмали. Строгановская школа. Москва. Конец XVIIв.

· Николай Можайский. Деревянная скульптура.XVIIв.

· Чаша царя Алексея Михайловича. Золото, эмаль, драгоценные камни. 1653г.

· «Георгий Победоносец», Архангельский музей.

· Резной лев, XVII век. Ярославо-Ростовский музей-заповедник.

· «Никита, побивающий беса», нач. XVII в. Музеи Московского Кремля.

Книжная миниатюра

· Евангелие царя Федора Алексеевича, содержит 1200 миниатюр.1678 г.

Тема 6. Русское искусство первой половины ХVIII в.

Экономический и политический расцвет России. Реформа Петра I. Нарышкинское барокко. Архитектура и строительство Санкт- Петербурга ХVIII в.: стили, мастера и произведения. Творчество И.П.Зарудного, Ж.Б.леблона, А. Шлютера, Н.Микетти.

Архитектурные памятники барокко (Д.Трезини, В.В.Растрелли и др.). Разнообразие стилевых направлений живописи первой половины столетия: мастера и произведения.

Скульптура XVIII века (Фальконе, Ф.Шубин, М.Козловский и др.). Ф.Растрелли. Русское барокко. Дворцы, парковое искусство.

Живопись первой половины XVIII века (И.Никитин, А.Матвеев, И.Вишняков).Портретная живопись: мастера и произведения.

Домашнее задание:Русское искусство первой половины ХVIII в.

Требования к знаниям:знать основные памятники архитектуры и искусства, их образно-стилистические особенности, терминологию по теме.

Требования к умениям:уметь ориентироваться в разнообразии произведений древнерусского искусства на разных исторических этапах.

Архитектура

· Арсенал. Дм. Иванов, Михаил Чоглоков и Кристоф Конрад. 1702-1736гг.

· Зарудный Иван Петрович:

· Церковь архангела Гавриила.(Меньшикова башня)1704-1707гг.

· Портал Меньшикова Дворца.

· Ж.Б.Леблон. Дворец Ф.М. Апраксина в Петербурге.1730г.

· Андреас Шлютер.Летний Дворец Петра I в Петербурге.

· И.Ф.Браунштейн, Ж.Б.Леблон, Н.Микетти, М.Г.Земцов. Большой дворец Петродворец.1714-1724гг.

· Дмитрий Ухтомский:

· Колокольня Троице-Сергиева монастыря.1741-1770гг.

· Красные ворота в Москве.1753-1757гг.

· Андреас Шлютер.Летний Дворец Петра I в Петербурге.

· Д.Трезини. Петропавловский собор. 1712-1733гг. Санкт- Петербург.

· Д.Трезини. Петровские ворота. Петропавловская крепость. 1717-1718гг.

· Д.Трезини. Летний дворец Петра I .1710-1714гг. . Санкт- Петербург.

· Д.Трезини. Александро-Невская Лавра. Санкт- Петербург.1717-1722гг.

· Неизвестный архитектор. Церковь Преображения в Кижах.1714г.

· Г.И.Матарнови.Кунсткамера.1718-1734гг.

· М.И.Земцов.

· Церковь Симеона и Анны в Санкт-Петербурге. 1731-1734 гг
Подзорный дворец Петра I.

· Проект павильона Эрмитаж в Екатерининском парке .Царское Село.

· Кавалерский и мастеровой дворы в Петергофе .1732 г.

· Каскад 'Золотая гора' (Нижний парк Петродворца), совместно с Микетти.

· Перестройка руинного каскада.Нижний парк Петродворца.

· Проект Аничкова Дворца.

Домашнее задание:

· Русское искусство второй половины ХVIII в.

Архитектура

А. Ринальди, И. Е. Старов

· Князь-Владимирский собор.1766-1789гг.

Трезини, Пьетро Антонио, Ж. Б. Валлен-Деламот, Минчиани и А. Ринальди

· Католический храм св. Екатерины.

· Колокольня церкви Вознесения Господня, не сохранилась

· объем Большого театра, фасады по проекту Тишбейна.

Чарльз Камерон.

· Камероновская галерея. Пушкин. 1783-1786гг.

· Павильон «Храм Дружбы». Павловск.1780—1782 гг.

· Большой дворец. Павловск. 1782-1786гг.

· Матвей Казаков:

· Здание Сената в Кремле. Москва.1776-1787гг.

· Церковь Филиппа Митрополита. Москва.1777- 1788гг.

Скульптура

Бартоломео Карло Растрелли.

· Памятник Петру I. Санкт- Петербург.1720-1724гг.

· Императрица Анна Иоановна с арапченком. 1832-1741гг.

Федот.И. Шубин.

· Портрет М.Р.Паниной. Середина 70-х.гг. XVIIIв.

· Портрет Павла I.

М.И. Козловский.

· Скульптура Самсонав центральном фонтанепарка Петергоф

· Памятник Суворову на Суворовской площади в Санкт-Петербурге.1799-1801гг.

· «Амур». 1797, ГТГ

· «Яков Долгорукий, сжигающий царский указ». 1796. ГТГ.

· «Аякс защищает тело Патрокла». Из собрания Русского Музея.

· Поликрат. Из собрания Русского Музея.

Феодо́сий Федорович Щедри́н

· Марсий.1176г. Москва.

· «Аполлон, вынимающий стрелу из колчана». Рим.

· Фигуры «Сирены» (1800-05) и «Реки» для Самсоновской террасы Петергофского сада, фигуры для Биржи,Адмиралтейства (совместно с И. И. Теребенёвым, архитекторы И. К. Коробов и А. Д. Захаров),

· «Кариатиды» 1812—1813гг. для Казанского собора,

· Горельеф: «Христос, ведомый к месту распятия» (1807).

Выполнен ряд бюстов и отдельных скульптур: «Спящий Эндимион», бронза, 1779,«Фавн с Вакханкой», «Диана», «Венера» (1792), «Нарцисс», бюст А. Н. Нартова, мрамор, 1811г.

Медаль «В честь открытия Полтавского монумента». 1811г.

Фальконе, Этьен Морис:

· «Медный всадник» совместно с Мари Анн Колло,1766-1782гг.

· Грозящий Амур, 1755.
Мрамор. Лувр, Париж

· Зима, 1771. Мрамор.Эрмитаж.

Живопись и скульптура 1-ой половины XVIII в.

Развитие русского портрета. А. Матвеев, И. Никитин, А.П.Антропов. Социальная характеристика. Проявление внимания к личности. Русская скульптура: Б. Растрелли, Э. Фальконе. Широта и объективность социальных характеристик образов Ф. Шубина. Творчество А. Лосенко – мастера исторической картины.

Домашнее задание: Становление классицизма в русской живописи. Понятие «академизм». Система обучения в Академии художеств.

Живопись.

А. Матвеев.

· Портрет А.П.Голицыной

· Портрет И.А.Голицына

· Портрет Петра I.

· Аллегория живописи.

· Автопортрет с женой.1729г.

· Русское искусство XVIIIв.

И. Никитин.

· И. Никитин . Малороссиянин. Портрет напольного Гетмана.

· И. Никитин. Портрет Петра I.XVIIIв.

· И. Никитин. Портрет барона С.Г.Строганова. 1726г.

· И. Никитин. Царевна Прасковьи Иоанновны.XVIIIв.

· И. Никитин. Портрет цесаревны Елизаветы Петровны.XVIIIв.

· И. Никитин. Петр I на смертном ложе.1725г.

Скульптура

Иван Зарудный.

· Иконостас Петропавловского собора, 1726г.. Дерево.

· Ангел с Меншиковой башни. Гипс, 1704г.

· «Нептун», 1716. Неизвестный скульптор. Петергоф..

· «Петр I», дерево. Нач. XVIII в. Смоленский музей..

Б.Карло Растрелли.

· «Анна Иоанновна с арапчонком», 1741. ГРМ.

· «Портрет Александра Меншикова», мраморный вариант работы Ивана Витали с бронзового оригинала 1717 года. ГРМ..

· Памятник Петру I .Михайловский замок), 1743г. (установлен в 1800г.).

· «Портрет Петра I», бронза. 1723-9. ГРМ.

· Б.Карло Растрелли и проч. «Триумфальный столп». Бронза, 1721-1730. Реконструкция в Эрмитаже 1938 г.

Требования к знаниям:знать основные памятники архитектуры и искусства.

Требования к умениям:уметь ориентироваться в стилевых направлениях русского искусства данного периода.

Тема 7. Искусство Россиивторой половины XVIII века.

Русская живопись второй половины XVIII века.А.П.Антропов, А.П.Лосенко, И.А.Акимов, П.И.Соколов, Ф.Рокотов, Д.Левицкий, В.Боровиковский и др..

Требования к знаниям:знать основные произведения мастеров живописи.

Требования к умениям: уметь анализировать образную структуру произведений, особенности стилевых направлений русского искусства данного периода.

Домашнее задание:Русская живопись второй половины XVIII века.

Живопись

Антропов, Алексей Петрович

· Портрет А. М. Измайловой (1759, ГТГ)

· Портрет М. А. Румянцевой (1764, ГРМ)

· Портрет Екатерины II (1766, Областная картинная галерея, Тверь.

· Портрет Петра III (1762, ГРМ)

· Портрет атамана Ф. И. Краснощёкова (1761, ГРМ)

· Портрет А. В. Бутурлиной (1763, ГТГ)

· Портрет Ф. Я. Дубянского (1761, Эрмитаж)

· Портрет княгини Татьяны Алексеевны Трубецкой (1761, ГТГ)

· Портрет В. В. Фермора (1765, Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств Санкт-Петербург)

· Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны (1750. Государственный художественный музей им. А. Н. Радищева, Саратов).

А.П.Лосенко.

· Каин. Масло.1768г.

· Авель.Масло.1768г.

· Путешествующие.1765г.

· Владимир перед Рогнедой.Масло.1770г.

И.А.Акимов.

· Возвращение Святослава с Дуная.Масло. 1773г

П.И.СОКОЛОВ.

· Венера и Адонис. 1782. Масло.

· "Меркурий и Аргус". Масло. 1774г.

· Натурщик сидящий. Рисунок.1785г.

Рокотов, Фёдор Степанович

· Портрет молодого человека в гвардейском мундире ок. 1757г..

По предположению И. Г. Романычевой, автопортрет Ф.С.Рокотова.

· Коронационный портрет Екатерины II (1763)

· Серия портретов членов Опекунского совета Московского воспитательного дома.

· «Портрет великого князя Петра Федоровича» (1758)

· «Портрет М.Е. Шуваловой» (1759),

· Галерея женских образов: А.П. Струйской (1772), В.Е. Новосильцевой (1780), Е.В. Санти (1785), В.Н. Суровцевой (1780).

· «Портрет неизвестного в треуголке» и «Портрет А.М. Римского-Корсакова».

· «Портрет Н.П. Голицыной».

Аргунов, Иван Петрович

· Портрет Великой Княгини Екатерины Алексеевны.

· Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме, 1784г.

· Портрет Екатерины II, 1762г.

· Портрет княгиниЕкатерины Александровны Лобановой-Ростовской, 1754г.

o ДПИ

· Кресло стальное. Тула.1743г.

· Предметы из «собственного» сервиза императрицы Елизаветы Петровны .XVIIIв.

· Брошь- букет. Золото, серебро, бриллианты, изумруды. XVIIIв.

· Шелковая шаль. XVIIIв.

· Церковное облачение. XVIIIв.

Д.Левицкий.

· Автопортрет, 1783 г.

· Портрет архитектораА. Ф. Кокоринова.1769 (Русский музей, Санкт-Петербург).

· Ф. С. Ржевская и Н. М. Давыдова.1772? (Русский музей, Санкт-Петербург).

· Е. Н. Хрущова и Е. Н. Хованская.1773 (Русский музей, Санкт-Петербург).

· Портрет П. А. Демидова. 1773г.Москва.

· Портрет Урсулы Мнишек. 1782г.Москва.

· Екатерина II — законодательница в храме Правосудия. 1783г. Москва.

· Портрет дочери Агаши в русском костюме.1785г.

В.Боровиковский

· Портрет княжны Анны Гаврииловны Гагариной и княжны Варвары Гаврииловны Гагариной. 1802. Холст, масло. Москва.

· Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке. 1794. Холст, масло. 94,5x66 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

· Портрет Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена. 1800. Холст, масло. 266x202 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

· Портрет Марии Ивановны Лопухиной. 1797. Холст, масло. 72x53,5 см. Государственная Третьяковская галерея,Москва

· Дети с барашком.

· Лизонька и Дашенька.

· Портрет неизвестной в голубой шали. 1795г.

· Портрет А.В.Поликарпова.

· П.И.Соколов. Меркурий и Аргус.1776г.

Иван Яковлевич Вишняков

· Портрет К.И.Тишининой.

· «Портрете Сарры-Элеоноры Фермор».

· Портрет Елизаветы Петровны.

· Иконы большой церкви Зимнего дворца (1761г.).

Графика

Зубов, Алексей Фёдорович

· «Панорама Санкт-Петербурга», 1716г.

· Торжественное вступление русских войск в Москву после Полтавской победы 21 декабря 1709 г, 1711г.

· Пленные Шведские корабли, введённые вСанкт-Петербургпосле Гангутского сражения, 1715г.

· Летний дворец Петра I и Летний сад вСанкт-Петербурге, 1716г.

· Петровские ворота Петропавловской крепости, 1716г.

· Вид на Екатерингоф, 1716г.

· Битва при Гренгаме, 1721г.

Махаев, Михаил Иванович

· Вид на Фонтанку. 1753г.

· «План столичного города Санкт-Петербурга с изображением знатнейших проспектов». 1745—1753 гг.

· Серия гравюр «Окрестности Петербурга». 1750-е гг.

· Серия видов Москвы для коронационного альбома Екатерины II. 1763 г.

· Альбом видов усадьбы Кусково (издан в Париже). 1760г.

Скульптура

· Двенадцать апостолов. Фрагмент резных дверей, XVIII век. ГИМ.

· Голова Иоанна Крестителя. XVIII в. ГРМ.

· Мужичок, к. XVII-нач. XVIII вв. Переяславль-Залесский музей..

· Херувим, XVIII век, деревня Конецдворье Архангельской губернии

· Голова льва (часть корабельной резьбы), XVII-XVIII века. Переяславль-Залесский. Историко-художественный музей Ярославской области.

· Четыре сидящих евангелиста, XVIII век. Сольвычегодский музей.

ДПИ

· Брошь –букет. Золото, серебро, изумруды.Середина XVIIIв.

· Шелковая шаль.Набойка. XVIIIв.

· Серебрянная посуда. Кубки. XVIIIв.

· Портрет Петра I. Мозаика. Набрана М. В. Ломоносовым. 1754г. Эрмитаж.

· «Полтавская баталия». Мозаика М. В. Ломоносова в здании Академии Наук. Санкт-Петербург. 1762—1764гг.

· Мозаичный портрет П. И. Шувалова. Мастерская М. Ломоносова. 1785г. Эрмитаж.

· Церковное облачение. XVIIIв.

Тема 8. Архитектура второй половины XVIII века.

Архитектура. Высшие достижения русского классицизма.

А.Н. Воронихин, А. Захаров, Т. де Томон, К. Росси, А. Монферран.
Общенародный патриотический подъём. Отечественная война 1812 года. Восстание декабристов.

Архитектура.

Чевакинский, Савва Иванович

· Летний сад. Санкт- Петербург. 1745—1760 гг. архитектор Царского Села,

· Церковь в усадьбе Трубецких Дылицы и церковь Михаила Архангела при императорском путевом дворце в селеХотилово Бологовского района (1764-67).

· Никольский морской собор. Петербург (1753—1762) с Колокольня (1756—1758).

ФранческоБарталамео Растрелли:

· 1.Зимний дворец. 1754-1762гг. Санкт- Петербург.

· 2.Рундальский дворец. Пилсрундале. 1736—1740 гг.

· 3.Большой Петергофский дворец. Петергоф. 1747—1756 гг.

· 4.Церковь Большого Петергофского дворца. 1747—1751 гг.

· 5.Смольный собор. Смольный монастырь,
Санкт-Петербург. 1748—1764 гг.

· 6.Воронцовский дворец. Санкт-Петербург.1749—1757 гг.

· 7.Боль

Наши рекомендации