История изобразительного искусства

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Физико-технический факультет

Кафедра оптических информационных технологий

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан ФТФ

_____________А.К. Дмитриев

«___»____________2006г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

ООП по специальности 071105 - КИНООПЕРАТОРСТВО

КВАЛИФИКАЦИЯ ТЕЛЕОПЕРАТОР

ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИЙ (ФТФ)

Курс 2 семестр 3,4

Лекции - 68 часов

Самостоятельная работа - 30 часов

Контрольные работы - 3 семестр

Зачет - 3 семестр

Экзамен - 4 семестр

Всего - 98 часов

Новосибирск, 2006

Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта (051700) высшего профессионального образования по специальности 071105 - КИНООПЕРАТОРСТВО

Регистрационный № 544 мск/сп, дата утверждения ГОС – 17.12.2002г.

Шифр дисциплины в ГОС – ОПД.Ф.05

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «оптические информационные технологии» - протокол № 6 от 14 июня 2006г.

Программу разработал:

кандидат искусствоведения Мурашова Н.С.

Заведующий кафедрой

д.т.н., профессор Дубнищев Ю.Н.

Ответственный за основную

Образовательную программу

Ученый секретарь Нечаев В.Г.

ИСТОРИЯ ИСКУССТВ

Курс истории искусств относится к общепрофессиональным дисциплинам учебного цикла студентов «НГТУ». Он находится во взаимосвязи с философией, эстетикой, историей, культурологией, литературой, историей религии. Опираясь на методологию и фактологию всех этих учебных дисциплин, курс истории искусств ставит целью осветить общую эволюцию стилей, художественных направлений и течений архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, музыки. Интегрированное рассмотрение всех видов искусства поможет студентам получить целостное представление о художественной картине мира, выявить общее и особенное отдельных периодов и стилей. При этом искусство рассматривается как аккумулятор духовных ценностей своего времени.

Структура курса основана на сочетании лекционных и практических занятий. Последние, в свою очередь, представлены семинарами и творческими заданиями, связанными с подготовкой рефератов и сообщений по теоретическим проблемам, анализом и характеристикой произведений искусства, отзывами и рецензиями на художественную выставку, спектакль, концерт классической музыки. Курс строится на объединении параметрических (описательных) и морфологических (анализирующих) методов, на синтезе стилевого, жанрового, национально-географического принципов в подходе к различным явлениям искусства. Уделяется внимание проблемам языка, образа, концепции (или идеи) произведения, его связи с культурным контекстом эпохи. В качестве иллюстративного материала широко используются репродукции, видео и аудиоматериалы.

Таким образом, данная учебная дисциплина способствует формированию и развитию у студентов высокого эстетического вкуса, оснащает их сведениями и фактами по различным периодам и стилевым направлениям искусства, расширяя общий кругозор, знакомит с творчеством выдающихся деятелей мировой художественной культуры, учит анализировать произведения с точки зрения их образного решения и средств художественной выразительности.

Тематический план

1.ВВЕДЕНИЕ 1 ч

2.ВИДОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ИСКУССТВ 2 ч

3.ПЕРИОДИЗАЦИЯ. ЭВОЛЮЦИЯ СТИЛЕЙ В ИСКУССТВЕ 2 ч

4.ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО 2 ч

5.ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ВОСТОКА: 4 ч

а)Древний Египет

б)Передняя Азия

6.АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО: 6 ч

а)Эгейская культура

б)Древняя Греция

в)Этруски

г)Древний Рим

7.ИСКУССТВО СРЕДНИХ ВЕКОВ 8 ч

а)Западно-европейское средневековье (искусство Каролингов и Меровингов, романский стиль, готика)

б)Византия

в)Древняя Русь

г)Ближний и Средний Восток, Индия, Китай, Япония, Вьетнам

8.ИСКУССТВО ВОЗРОЖДЕНИЯ 4 ч

9.ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОГО ИСКУССТВА XVII-XVIII ВВ.: 4 ч

а)барокко

б)рококо

в)классицизм

10.ОСОБЕННОСТИ ПРЕХОДНОГО ЭТАПА В РОССИИ 2 ч

11.ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОЕ И РУССКОЕ ИСКУССТВО XIX В.: 4 ч

а)романтизм

б)реализм

12.ИСКУССТВО РУБЕЖА XIX-XX ВВ.: 6 ч

а)импрессионизм, неоимпрессионизм, постимпрессионизм

б)символизм

в)модерн и модернизм (фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, сюрреализм, абстракционизм)

г)примитивизм

13.ИСКУССТВО XX В. 2 ч

14.ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1 ч

В с е г о : 48 лекционных часов

Содержание курса

1.ВВЕДЕНИЕ

Предмет, цели и задачи, методологические основы, структура курса.

Искусство как эстетическая и культурологическая категория. Сущность и основные функции искусства.

Важнейшие искусствоведческие дефиниции: жанр, стиль, художественный образ, форма, средства художественной выразительности

2.ВИДОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ИСКУССТВ

Искусства пространственные и временные. Синтетические искусства. Внутривидовая дифференциация архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, музыки. Монументальные и станковые формы изобразительного искусства.

3.ПЕРИОДИЗАЦИЯ. ЭВОЛЮЦИЯ СТИЛЕЙ В ИСКУССТВЕ

Хронология первобытного искусства. Палеолит, мезолит, неолит, эпоха бронзы и железа. Временные границы искусства Древнего мира. Восточная (Египет, Передняя Азия) и античная (Греция, Рим) разновидности культуры и искусства рабовладельческих государств. Искусство стран юго-восточной Азии: Древние Китай, Индия, Япония. Периодизация западно-европейского средневекового искусства: культура франков, романский стиль, готика. Расцвет культуры Халифата (VII-X вв.), Северной Африки и Мавританской Испании (VIII-XV вв.). Византия и Древняя Русь. Эпоха Возрождения. Ситуация Предвозрождения на Руси. Художественные направления искусства XVII-XVIII вв.: барокко, рококо, классицизм. Романтизм и реализм как важнейшие художественные методы искусства XIX в. Пестрота стилистических течений в искусстве рубежа XIX-XX вв. (импрессионизм, символизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, фовизм, сюрреализм, абстракционизм и др.). Художественная картина мира в искусстве новейшего времени.

4.ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО

Мифология как основа первобытного искусства. Пещерные росписи как главный жанр изобразительного искусства первобытных людей. Скульптурные формы первобытного искусства: петроглифы, монументальная антропоморфная скульптура («палеолитические венеры», «каменные бабы» и др.). Мегалитические сооружения (менгиры, дольмены, кромлехи) как архитектурные памятники первобытного периода. Возникновение крепостей и курганных погребений в эпоху железа. Формирование декоративного искусства в связи с развитием мелкой пластики, художественных ремесел и орнамента. Появление музыкального искусства. Его роль в бытовых и религиозных обрядах. Первые музыкальные инструменты. Пути и методы исследования первобытного искусства.

5.ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Идейные основы искусства древних деспотий: увековечивание общественной иерархии, прославление богов, царей, легендарных героев. Связь искусства с мифологией и верованиями. Формирование художественных канонов.

Древний Египет и его значение в мировой художественной культуре. Культурно-исторические этапы Древнего Египта: додинастический период (4 тысячелетие до н.э.), древнее царство (30-23 вв. до н.э.), среднее царство (21-18 вв. до н.э.), новое царство (16-11вв. до н.э.), позднее время (11-4 вв. до н.э.). Архитектура как главный вид искусства Древнего Египта. Выдающиеся архитектурные памятники: пирамиды (включая мастабы и ступенчатые пирамиды) и храмы. Ансамбль пирамид в Гизе. Храмы Луксора и Карнака. Египетские зодчие: Имхотеп, Инеми, Аменхотеп Младший. Скульптура как неотъемлемая часть архитектуры. Культовое назначение статуй. Канонические скульптурные типы. Тутмес – великий скульптор Древнего Египта. Рельефы и росписи гробниц и храмов: сюжеты, композиция, техника. Широкое развитие мелкой пластики и художественных ремесел (ювелирные изделия, украшенная деревянная мебель, фаянсовые сосуды и фигурки). Особенности бытования музыкального искусства Древнего Египта. Роль музыки в религиозных обрядах и придворных церемониях. Жреческие гимны как один из музыкальных жанров египтян. Музыкальные инструменты.

Древний Египет и Передняя Азия: общее и особенное. Иерархия искусств Передней Азии: архитектура и тесно связанные с ней круглая скульптура, рельеф и настенные росписи, а также мелкая пластика и ювелирное искусство. Своеобразие архитектуры Двуречья: использование сырцового кирпича, выведение арок и сводов, тяготение к кубическим объемам, строительство башни-зиккурата. Отсутствие монументальной пластики крупных форм в связи с неразвитостью заупокойного культа. Распространение глиптики. Высокохудожественное значение азиатской чеканки, филиграни, изделий из драгоценных металлов.

6.АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО

Эгейская культура как связующее звено между Востоком и Древней Грецией. География и хронология эгейской культуры. Акрополь и его дворцовые комплексы (дворец в Кноссе). Декоративный характер дворцовых фресок, скульптуры и прикладного искусства. Их излюбленные сюжетные мотивы, материал и колорит. Кризис эгейской культуры в связи с завоеванием Балкан племенами дорийцев.

Древнегреческое искусство как высочайший этап развития мировой художественной культуры. Философско-эстетическая платформа греческого искусства: космологичность, рационализм, антропоцентризм. Праздничный, состязательный и зрелищный характер греческой культуры. Связь искусства с древнегреческой мифологией и религией. Основные этапы греческого искусства: гомеровский (11-8 вв. до н.э.), архаика (7-6 вв. до н.э.), классика (5-4 вв. до н.э.), эллинизм (конец 4-1 вв. до н.э.).

Храмовая архитектура. Дорический, ионический и коринфский архитектурные стили. Иктин и Калликрат – выдающиеся зодчие Древней Греции. Знаменитые архитектурные памятники: храм Посейдона близ Неаполя, храм Зевса в Олимпии, храм Аполлона в Дельфах, Афинский акрополь. Вазопись как оригинальный вид изобразительного искусства древних греков. Чернофигурные и краснофигурные вазы: технология их изготовления и круг образов. Эволюция греческой скульптуры. Расцвет скульптуры в творчестве Мирона, Фидия, Поликлета, Праксителя, Леохара, Скопаса. Ника Самофракийская, Венера Милосская, Лаокоон, камея Гонзага – шедевры эпохи эллинизма. Музыкальное искусство, его связь с поэзией, танцем, театром. Греческие рапсоды и аэды. Пифийские игры – музыкальные состязания в честь Аполлона. Популярные музыкальные инструменты (лира, кифара, авлос). Изобретение невменной буквенной нотации. Музыкальная эстетика древних греков.

Искусство этрусков – племен, населявших Северную Италию. Этрусские «города мертвых» и особенности стенных росписей гробниц. Высокоразвитое владение техникой бронзового литья, ее применение в художественных промыслах. Капитолийская волчица – знаменитый памятник этрусской культуры.

Древняя Греция и Древний Рим: общее и особенное. Расцвет древнеримской античности с 1 в. до н.э. до 5 в. н.э. Воспроизведение и копирование римлянами древнегреческих образцов. Обогащение пластики рельефами на бытовые и исторические темы. Индивидуализация образов в скульптурном портрете. Появление групповых портретных композиций. Живописные портреты из Эль-Фаюма. Римские стенные росписи из Помпеи. Достижения римской архитектуры: выведение арок и сводов из камня, использование известкового раствора для скрепления камней, возведение куполов для перекрытия круглых зданий. Новые архитектурные сооружения: базилики, триумфальные арки, термы, инженерные постройки, многоэтажные «доходные дома». Знаменитые памятники древнеримского зодчества: Колизей, термы Каракаллы, Пантеон в Риме. Падение римлян под ударами варваров.

Значение античного наследия для будущих времен.

7.ИСКУССТВО СРЕДНИХ ВЕКОВ

Типологические признаки средневекового искусства: тесная связь с религией, символические формы выражения. Географическое и сословное распространение культурных завоеваний. Формирование основ национальных культур. Воплощение темы любви в рыцарской культуре. Разработка в искусстве проявлений безобразного начала.

Периодизация западно-европейского средневековья: 5 - 9 вв. – искусство франков (Меровингов и Каролингов); 10 - 12 вв. – романский стиль; 12 – 16 вв. – готическое искусство (как стиль позднего средневековья и Возрождения). Хронология Византийского искусства в контексте средневековой культуры: 5 - первая половина 15 вв. Временные границы русского средневековья (древнерусское искусство): 10 - 17 вв. Средневековый этап в странах Ближнего и Среднего Востока (Индия, Китай, Япония, Корея, Вьетнам): 6 – 19 вв.

Художественная культура варварских королевств, значение династий Меровингов и Каролингов в ее развитии. Особенности изделий художественного ремесла, выполненных в тератологической манере. Оформление рукописных книг (инициалы, миниатюры, инкрустация переплетов). Строительство каменных церквей, рельефные изображения святых. Ахенская «Академия» Карла Великого как центр искусства и науки раннего европейского средневековья.

Значение романского стиля в западно-европейском искусстве. Замок-крепость и храм-крепость – главные архитектурные сооружения романского стиля. Основные черты романской архитектуры: базиликальное основание, крестовые своды, полуциркульные арки, карликовые галереи. Скульптура как неотъемлемая часть храма. Каменные «библии»: рельефы с изображениями событий священных преданий. Росписи и витражи храмов. Знаменитые памятники романского искусства: монастырь Клюни во Франции, Собор в Вормсе в Германии, Пизанская башня в Италии.

Готика – второй великий стиль средневековья, происхождение его названия. Готика в христианском зодчестве. Основные черты готической архитектуры: базиликальное основание в виде латинского креста, стрельчатые арки, стройные башни, фиалы, устремленные вверх формы, легкие каркасные конструкции, огромные окна, нервюры, контрфорсы, аркбутаны, пышность западных фасадов, декорирование стен украшениями из резного камня (мотивы розетки, трех и четырехлистника, языков пламени и др.) и скульптурными группами. Знаменитые памятники готической архитектуры: соборы Нотр-Дам в Париже, в Шартре, в Реймсе, в Амьене, монастырь Мон-Сен-Мишель в Нормандии, соборы в английских городах Сосбери и Йорке, некоторые здания Оксфордского и Кембриджского университетов, Кельнский и Страсбургский соборы в Германии, Миланский собор в Италии. Светское строительство: феодальные замки, городские жилые дома, ратуши, дворцы правосудия, здания ремесленных цехов. Изготовление алтарей-складней, раскрашенных деревянными скульптурами или живописными картинами. Зарождение станковой живописи. Новые веяния в миниатюрной живописи. Готические проявления в предметах быта и одежде.

Романский и готический стили: общее и особенное. Их значение в последующем развитии европейского искусства.

Западно-европейская средневековая музыка. Связь музыки с католическим богослужением. Григорианский хорал как жанр церковной музыки. Возникновение многоголосия в позднее средневековье. Развитие полифонии в творчестве композиторов «Парижской школы Нотр-Дам» (Леонин, Перотин). Изобретение Гвидо д’Ареццо нотолинейной системы записи музыки. Развитие светской вокальной и инструментальной музыки в творчестве странствующих музыкантов (трубадуров, трувэров, мейстерзингеров, шпильманов, менестрелей).

Исторические предпосылки формирования художественной культуры Византии. Связь византийского искусства с православием. Формирование канонов православного искусства в византийском зодчестве, иконописи, музыке. Основные черты храмовой архитектуры: центрические (крестово-купольные) постройки, применение парусов для соединения купола с прямоугольным пространством. Храм святой Софии в Константинополе как величайший памятник византийской культуры. Характер стенных росписей и мозаик на священные сюжеты. Иконописные традиции. Живопись на страницах рукописных книг. Неразвитость скульптуры. Падение Византийской империи в 1453 г. Развитие традиций византийского искусства в странах православного мира.

Византия и Древняя Русь: общее и особенное. Исторические предпосылки формирования художественной культуры Древней Руси. Высокий уровень развития художественных ремесел (литья, чеканки, керамики, вышивки, ювелирного дела, резьбы) и деревянного строительства дохристианской Руси. Периодизация древнерусского искусства: 10-12 вв. – период трансплантации византийских традиций на русскую почву и их адаптации к новым национальным условиям (Киевская, домонгольская Русь); 13-14 вв. – период культурной стагнации во времена татаро-монгольского ига; 15–первая половина 16 вв. – расцвет древнерусского искусства, связанный с освобождением от ига и объединением русских княжеств вокруг Москвы; вторая половина 16–первая половина 17 вв. - кризис древнерусского искусства.

Особенности древнерусское зодчества: крестово-купольный тип, многоглавность, луковичная форма куполов, влияние славянского деревянного строительства. Локальные архитектурные стили Владимирского, Ростовско-Суздальского, Новгородского, Псковского и др. княжеств. Выдающиеся памятники русского средневекового зодчества: храм Софии Киевской, Софийский собор в Новгороде, церковь в Кижах, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Псковский кремль, храмы Московского Кремля, собор Василия Блаженного в Москве, Соловецкий монастырь.

Виды древнерусского изобразительного искусства: мозаика, фреска, икона. Техника иконописи. Жанровое многообразие икон: лики святых, изображения праздников, жития с клеймами, иконы-притчи. Основные канонические типы икон (Спас, Богоматерь Владимирская, Богоматерь Великая Панагия, Богоматерь Умиление, Богоматерь Одигитрия, «О тебе радуется», Троица, Страшный Суд, Сошествие во ад и др.). Композиция иконостаса. Эволюция древнерусского изобразительного искусства в творчестве Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия, Симона Ушакова.

Основные черты древнерусского профессионального певческого искусства: связь с христианством, приуроченность к богослужению, пение a capella, узкий диапазон, отсутствие скачков, одноголосие (унисон), попевочное строение, зависимость мелодики от текста. Тропарь, величание, причастен, псалом, светилен, кондак, ирмос, икос, стихира, канон как основные жанры богослужебного пения. Стилистическая эволюция древнерусского певческого искусства: кондакарное, знаменное, путевое, демественное пение. Появление многоголосия в 16 в. Невменная (знаменная) система записи музыки. Певческие книги (Обиход, Октоих, Ирмологий, Праздники и Трезвоны, Триодь постная, Триодь цветная, теоретические руководства). Древнерусские распевщики (Маркелл Безбородый, Федор Христианин, братья Роговы, Исайя Лукошко, Иван Нос, Иван Грозный).

Азиатские страны как очаги древних художественных цивилизаций, преемники и хранители достижений античной культуры. Великие памятники средневекового азиатского искусства: ансамбль Регистан и мавзолей Гур-Эмир в Самарканде, Большая ступа в Санчи, храм Лингараджа в Бхубанесваре (Индия), Великая Китайская стена, храм Неба в Пекине, храм Одного столба в Ханое, статуи Будды, японская монохромная живопись тушью «суйбоку», ксилография – японская гравюра на дереве, китайская живопись на свитках, китайские изделия из фарфора.

8.ИСКУССТВО ВОЗРОЖДЕНИЯ (РЕНЕССАНСА)

Культурологические основы искусства Возрождения: гуманизм, обращение к античному наследию, распространение секуляризационных процессов. Происхождение термина (книга Дж. Вазари). Географические и хронологические рамки Возрождения. 13-14 вв. – Предвозрождение, 15 в. – раннее Возрождение, первая половина 16 в. – высокое Возрождение, вторая половина 16 в. – позднее Возрождение. Италия – страна классического Возрождения.

Высочайший расцвет живописи. Утверждение реалистического метода в связи с развитием естественных наук. Жанровое обогащение живописи портретом, пейзажем, историческими композициями, гравюрой. Развитие станкового изобразительного искусства. Джотто – выдающийся мастер Предвозрождения. Флорентийские живописцы раннего Возрождения: Мазаччо, Фра Анжелико, Учелло, делла Франческа, Кастаньо, Венециано, Липпи, Гирландайо, Ботичелли. Живописцы раннего Возрождения Северной Италии: Мантенья, Беллини. Леонардо да Винчи – основоположник стиля высокого Возрождения. Творческие портреты Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне. Тициан, Веронезе и Тинторетто как представители позднего Возрождения.

Новые направления в архитектуре. Переработка античных традиций и ордерной системы. Разработка центрально-купольной храмовой постройки, городского дворца, палаццо. Орнаментальное оформление зданий колоннами, пилястрами, львиными головами, «путти», гипсовыми венками, полукруглыми арками. Брунеллески – родоначальник ренессансной архитектуры, его работы: купол собора Санта-Мария дель Фьоре, Воспитательный дом во Флоренции. Творчество Альберти и Майано как следующий этап в развитии флорентийского зодчества. Зарождение принципов архитектуры высокого Возрождения в Риме. Монументальный стиль Браманте: работы в Ватикане, проект собора святого Петра в Риме. Вклад Микеланджело в развитие ренессансного зодчества. Палладио – архитектор позднего Возрождения.

Скульптура Возрождения, обретение ею самостоятельного значения. Развитие жанров портрета, конной статуи, декоративного рельефа. Использование новых материалов (полихромной керамики). Выдающиеся скульпторы Возрождения: Гиберти, Донателло, Вероккьо, Микеланджело.

Нидерландское Возрождение как своеобразный очаг изобразительного искусства 15-16 вв. Его демократичный характер, национальное своеобразие. Черты фольклора, фантастики, гротеска, отображение социальных контрастов, народных форм культуры, быта и нравов. Внимание к деталям, умелое воспроизведение фактуры материалов, оптических эффектов. Усовершенствование техники масляной живописи. Творческие портреты ван Эйка, ван дер Вейдена, ван дер Гуса, Босха, Брейгеля.

Ренессансная живопись Германии начала 16 в. как период самого высокого расцвета немецкого изобразительного искусства. Обращение к духовному миру человека (развитие портрета), особое значение пейзажа и интерьера в решении эмоционального строя образов. Представители немецкого Возрождения: Грюневальд, Дюрер, Кранах, Гольбейн.

Мастера французского Возрождения: художники Ж. и Ф. Клуэ, скульпторы Гужон и Пилон. Строительство замков на берегу Луары и начало возведения Луврского дворца.

Музыкальное искусство Возрождения. Эстетика Ars nova: влияние народного творчества, опора на светские жанры, широкое использование музыкальных инструментов, связь с бытовой песенностью. Расцвет нового искусства в городах. Культивирование жанров мадригала, мотета, баллады, каччи, виреле, фроттолы, виланеллы, вильянсико, шансон. Самостоятельное значение инструментальной музыки для лютни, органа, клавира, скрипки. Зарождение таких инструментальных жанров, как фантазия, вариации, ричеркар, канцона, прелюдия, токката. Жанры церковной музыки – месса и духовный мотет. Композиторы Возрождения: де Витри, де Машо, Жанекен (Франция), Ландини, Палестрина, Габриели (Италия), Исаак, Зенфль, Хаслер (Германия), Кабесон, де Моралес (Испания), Берд, Данстейбл, Таллис (Англия), Гомулка (Польша), Дюфаи, Окегем, Обрехт, Лассо (Нидерланды).

Маньеризм как направление в художественной культуре Италии 16 в., отразившее кризис ренессансных гуманистических идеалов. Основные черты маньеризма: культивирование представлений о неустойчивости мира, драматическая острота образов, аллегоричность и иррациональность сюжетов, преувеличенная экспрессия поз и движений, тяготение к динамичной композиции, удлиненность пропорций фигур, колористические и световые диссонансы, эклектизм выразительных средств. Живописцы маньеризма: Понтормо, Пармиджанино, Романо, Вазари, Бронзино. Скульпторы: Челлини, Джамболонья. Архитекторы: Вазари, Романо. Влияние маньеризма на формирование искусства и эстетики барокко

9.ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОГО ИСКУССТВА XVII-XVIII ВВ.

Художественно-эстетические принципы стиля барокко: связь с дворянской культурой, отображение внутреннего мира человека, драматическая патетика, склонность к заостренным контрастам, динамичность, преувеличенная экспрессия. Хронологические рамки барокко: конец 16 – середина 18 вв. Рим – родина барочной архитектуры. Ее основные признаки: закругленные пространства, овальные окна, треугольные фронтоны, двухъярусные фасады, украшенные волютами, полуколоннами, статуями. Оформление интерьеров дорогими породами мрамора, лепниной, росписями. Утверждение барокко в церковном зодчестве, дворцовых комплексах, садово-парковых ансамблях. Выдающиеся архитекторы барокко: Борромини, Бернини, Мансар, Ленотр. Знаменитые памятники: церковь Санта-Сусанна в Риме, дворцы Бельведер в Вене, Цвингер в Дрездене, Версаль в Париже, собор святого Павла в Лондоне. Скульптура как неотъемлемая часть архитектуры. Ее основные черты: порывистость поз, вычурность жестов, пышная драпировка одежд, обилие деталей, извилистость и неопределенность очертаний. Бернини – великий скульптор 17 в.

Жанровый состав живописи барокко: церковная, связанная с творчеством испанских мастеров (Эль Греко, Сурбаран, Мурильо), придворная, связанная с творчеством фламандцев (Рубенс, ван Дейк), буржуазная, связанная с творчеством голландских художников (де Хох, Терборх, Стен, Остаде, Халс). Творческие портреты итальянского живописца Караваджо, испанского – Веласкеса, голландского – Рембрандта.

Новаторство в музыкальном искусстве барокко. Стремление к синтезу искусств, зарождение жанров оперы, балета, оратории и кантаты. Интенсивное развитие жанров инструментальной музыки: concerto grosso, сюиты, сольной и ансамблевой сонаты. Представители музыкального барокко: Фрескобальди, Монтеверди, Вивальди, Корелли (Италия), Перселл (Англия), Букстехуде. Шютц, Гендель (Германия). И.С.Бах – величайший композитор первой половины 18 в.

Барокко и рококо: общее и особенное. Художественно-эстетические принципы рококо: отражение атмосферы праздной беззаботности, уход в мир иллюзорной игры, пристрастие к идиллически-пасторальной и чувственно-эротической сюжетике. Хронологические границы: 20-е гг. – конец 18 в. Происхождение названия: «рокайль» - декоративный мотив раковины.

Архитектура рококо: изящные, утонченно-усложненные формы. Проектирование парков. Два типа парков: французский и английский. Зодчие рококо: Кнобельсдорф, Нейман, Пеппельман. Дворец Сан-Суси в Потсдаме – вершина рококо. Декоративный характер живописи и скульптуры рококо. Их типичные образы: пасторали, сцены из античной мифологии, путти, купальщицы, амурчики. Представители рококо в живописи: Ватто, Буше, Фрагонар. Скульпторы рококо: Фальконе, Кендлер. Рококо в декоративно-прикладном искусстве: заимствование экзотических декоративных мотивов китайского искусства, прихотливое изящество отделки. Производство фарфора в Мейсене (Германия).

Эстетика галантного стиля (рококо) в музыке: отражение гедонистических настроений, доступность музыкального языка в сочетании с изысканной манерой высказывания, легковесные сюжеты, развлекательность и внешняя эффектность. Жанры: инструментальная и вокальная миниатюра, изобилующая мелизмами. Представители галантного стиля: Куперен, Рамо (Франция), Телеман (Германия), Д.Скарлатти (Италия).

Барокко и классицизм: острополемическое взаимодействие. Идейно-эстетические принципы классицизма: художественное воплощение рационалистической философии эпохи Просвещения, отношение к произведению искусства как к плоду разума, регламентация художественных правил, обращение к формам античного искусства как к эталону. Формирование классицизма во французском театре (Корнель, Расин, Мольер) и поэзии (Буало).

Основные черты классицистической архитектуры: логичность планировки, ясность объемной формы, симметричность. Возрастание роли гражданской архитектуры. Новые типы парадного общественного здания, открытой городской площади, изысканного особняка. Архитекторы классицизма: Мансар, Перро, Лево, Блондель, Ленотр, Габриель, Суфло (Франция), Джонс, Рен, Вуд, Кент, Джиббс (Англия), Тессин Младший (Швеция).

Признаки классицистической живописи: линия и светотень как основные элементы моделировки формы, второстепенное значение цвета, обращение к сценам из античных времен, наполнение их современным звучанием. Мифологические, исторические композиции и портрет – главные жанры живописи классицизма. Крупнейшие мастера: Пуссен, Давид, Энгр. Связь классицистической скульптуры с античными образцами. Канова, Гудон и Торвальдсен – крупнейшие скульпторы классицизма.

Ампир как стиль архитектуры и декоративного искусства, завершающий эволюцию классицизма. Основные черты ампира: массивные, монументальные формы, военная эмблематика, обращение к наследию архаической Греции, императорского Рима и Древнего Египта для воплощения идей государственного величия и воинской мощи. Архитекторы ампира: Персье, Фонтен. Жакоб – мастер мебели в стиле ампир.

Классицизм в музыке. Оперный жанр лирической трагедии (обращение к мифологическим сюжетам, монументальное строение, помпезность сценических постановок, большое значение хора). Опера-сериа в Италии (мифологические и героико-исторические сюжеты, складывание разнообразных видов арий, развитие вокального стиля бельканто). Представители оперного классицизма: Люлли, Рамо, Глюк, А.Скарлатти. Классицизм в инструментальной музыке: формирование сонатно-симфонического цикла и сонатной формы. Творческие портреты композиторов венской классической школы Гайдна, Моцарта и Бетховена.

10.ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДНОГО ЭТАПА В РОССИИ

18 в. – важнейшая веха в русской истории и культуре. Европоцентристская ориентация России. Переход от средневековья к новому времени, от церковного типа культуры к светскому. Внутренняя периодизация переходного этапа: первая половина 18 в. – утверждение нового места искусства в жизни общества, Петербург как культурный центр России, развитие стиля барокко; 1750-60-е гг. – национальный подъем русской культуры (открытие Московского университета и Петербургской академии художеств), общая стабилизация культурного развития в формах монументального барокко, синтез архитектуры, живописи, скульптуры и прикладного искусства, краткость рококо, формирование классицизма; вторая половина 18 в. – 30-е гг. 19 в. – утверждение и расцвет классицизма в России, подготовившего классический этап русского искусства 19 в.

Основание Петербурга (столицы, крепости , порта) и формирование русской барочной архитектуры. Петропавловская крепость и собор Трезини, Адмиралтейство Коробова, Кунсткамера Маттарнови, Гербеля, Кьявери и Земцова, Летний сад – выдающиеся памятники первой трети 18 в. Еропкин, Коробов и Мичурин – петербургские зодчие середины 18 в. Ф.Б.Растрелли – глава русской барочной архитектуры, его дворцово-парковые резиденции (Большой Петергофский, Екатерининский, Зимний дворцы, резиденции Воронцовых и Строгановых в Петербурге), культовые постройки (Смольный монастырь). Московская архитектурная школа: Иванов, Конрад, Чоглоков, Зарудный, Мичурин, Ухтомский, Баженов, Казаков. Арсенал в Кремле, усадьба Головина в Лефортове, Меншикова башня, колокольня Троице-Сергиевой башни – памятники московской архитектуры первой половины 18 в. Особенности русского классицизма, его формирование в творчестве Валлена-Дламота и Кокоринова (Академия художеств в Петербурге). Баженов и Казаков – представители зрелого классицизма в Москве (Дом Пашкова, здание Сената в Кремле, Дом Благородного собрания). Псевдоготика в творчестве Баженова (усадьба Царицыно). Старов (Таврический дворец), Кваренги (Академия наук, Александровский дворец), Камерон (Большой дворец в Павловске, постройки в Царском селе) – представители петербургского классицизма.

Новые тенденции в русской живописи 18 в. Утверждение светских жанров: портрета (парадного, камерного, парного, в обычном и костюмированном вариантах), пейзажа, картин на мифологические и исторические темы, жанровой живописи. Новые средства художественной выразительности: совершенствование техники масляной живописи, использование прямой перспективы, светотени, изображение фигур с анатомической правильностью. Деятельность живописной мастерской Оружейной палаты, их портреты-парсуны (портрет-тезис, апофеоз, в рост и на коне). Никитин, Матвеев, Вишняков, Антропов, Аргунов – живописцы первой половины 18 в., выразители национального варианта барокко. Иностранные мастера Токке, братья Гроот, Ротари, Преннер как выразители рококо. Развитие гравюры в творчестве Шхонебека, Пикарта и Зубова. Выдающиеся живописцы второй половины 18 в.: Рокотов, Левицкий. Боровиковский, Лосенко. Ерменев и Шибанов – основоположники жанровой живописи. Алексеев и Щедрин – первые русские пейзажисты

Особенности русской скульптуры 18 в., ее разновидности (портрет, монументальная статуя, декоративный барельеф, медальоны). Техника бронзового литья, лепнины из алебастра, резьбы по дереву, применение белого камня и мрамора. Б.К.Растрелли – наиболее крупный скульптор первой половины 18 в. (портреты Петра, Анны Иоанновны). Подъем русской скульптуры во второй половине 18 в., творчество Шубина, Гордеева, Прокофьева, Щедрина, Мартоса, Козловского (памятник Минину и Пожарскому), Фальконе (Медный всадник).

Новые тенденции в музыке. Появление и развитие инструментальных жанров в России: танцев, вариаций, сонат, сольных концертов, увертюр, сюит. Развитие светской вокальной музыки: романсы и российские песни. Возникновение драматического и музыкального театра. Партесный стиль в церковной музыке, его формирование в творчестве Титова, Веделя. Жанр хорового концерта. Русские композиторы 18 в.: Трутовский, Теплов, Козловский, Дубянский, Пашкевич, Фомин, Хандошкин. Творческие портреты Березовского и Бортнянского. Первые сборники русских народных песен.

11.ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОЕ И РУССКОЕ ИСКУССТВО XIX В.

Романтизм - художественное направление конца 18 – 19 вв. Романтизм как реакция на рационализм эстетики классицизма. Пафос личной и гражданской независимости, отражающий революционную ломку старого миропонимания. Разлад идеала и действительности – основа романтического мировосприятия. Утверждение самоценности творческого духа, изображение сильных страстей, культ фантазии и чувства. Одухотворение природы. Интерес к национальному прошлому. Сопоставление высокого и низменного, трагического и комического, реального и фантастического. Стремление к синтетическим формам искусства.

Национальное своеобразие романтизма в разных странах, обусловленное местными историческими традициями. Представители:

1)Франция: Жерико, Делакруа, Домье (живопись), Давид д’Анже, Бари, Рюд (скульптура), Шатобриан, Гюго, Жорж Санд (литература), Берлиоз, Гуно, Массне (музыка);

2)Германия: Рунге, Фридрих, Кох (живопись), Тик, Новалис, Гофман (литература), Вебер, Шуман, Брамс, Вагнер (музыка);

3) Австрия: Швиндт, Вальдмюллер (живопись), Шуберт (музыка);

4)Англия: Констебль, Бонингтон, Тернер (живопись), Байрон (литература);

5)Польша: Мицкевич (литература), Шопен, Монюшко (музыка),

6)Венгрия: Петефи (литература), Лист, Эркель (музыка)

7)Норвегия: Ибсен (литература), Григ (музыка)

8)Россия: Кипренский, Айвазовский (живопись), Жуковский, Рылеев, ранний Пушкин, Лермонтов (литература), Верстовский, ранний Глинка, Гурилев, Варламов (музыка).

Биндермайер как стилистическое направление в немецком и австрийском искусстве 1810-40-х гг.: отражение вкусов бюргерской среды, переработка форм ампира в духе интимности и домашнего уюта, любовь к бытовой среде. Прерафаэлиты в английской художественной культуре 19 в. (Россетти, Миллес, Хант, Моррис, Берн-Джонс): возрождение наивной религиозности дорафаэлевского искусства, мистическая окраска образного строя.

Система выразительных средств в изобразительном искусстве: динамизация композиции, объединение формы бурным движением, яркий насыщенный колорит, обобщенная манера письма. Система выразительных средств в музыке: национальное своеобразие мелодий, красочные гармонии, разнообразие фактуры, расцвет жанров инструментальной и вокальной миниатюры, программного симфонизма.

Влияние романтизма на символизм, постимпрессионизм и стиль модерн.

Реализм в искусстве. Многозначность термина реализм. Его использование в конкретно-историческом смысле, начиная с 17 в. (реализм голландской живописи), затем т.н. просветительский реализм 18 в., связанный с идеологией третьего сословия (живопись Шардена, Гудона, карикатуры Хогарта). Реализм как творческий метод в искусстве 19-20 вв., его разновидности: психологический, критический, социалистический. Основные признаки: принцип историзма и правдивости в воспроизведении жизни, отражение типичных характеров в типических обстоятельствах, изображение социальной среды и условий общественного развития, показ современности и связанной с ней повседневной жизни, верная передача реальности. Воспитательное значение искусства, показывающего общественные пороки.

Формирование реалистического метода в пейзажной живописи: творчество Констебля в Англии, Коро и мастеров Барбизонской школы (Руссо, Дюпре, Диаз, Добиньи, Труайон) во Франции. Утверждение эстетической ценности национального ландшафта, передача многообразных состояний природы, разработка методики тональной живописи, точная фиксация непосредственных впечатлений. Реализм в жанровой живописи Курбе, Милле (Франция), фон Менцеля (Германия), в исторических полотнах Месонье (Франция), Матейко (Польша), портретах Лейбля (Германия), графике Домье. Менье – мастер реалистической скульптуры.

Творчество Федотова - начальная веха русского критического реализма в изобразительном искусстве. Расцвет русского реализма в творчестве художников-передвижников. Бытовые картины (Перов, Мясоедов, Маковский, Ярошенко, Савицкий, Архипов, Касаткин), пейзажный (Саврасов, Поленов, Левитан, Шишкин), портретный (Крамской, Ге, Репин), исторический (Суриков) жанры, картины на сказочные сюжеты (Васнецов).

Реалистические тенденции в отечественном музыкальном искусстве. Творческий облик Глинки. Даргомыжский – представитель критического реализма в музыке. Деятельность «Могучей кучки». Творческий облик Чайковского.

12.ИСКУССТВО РУБЕЖА 19-20 ВВ.

Переломный характер эпохи в социальной и духовной сферах жизни. Поиски новых форм искусства, оригинальных средств выразительности, стремление к новаторству, эксперименту, свободе творчества. Нарастание темпов художественной эволюции, пестрота сменяющих друг друга группировок и эстетических платформ. Активность выставочной жизни. Обилие изданий, посвященных искусству. Расширение сферы изобразительного творчества, формирование нового типа универсального художника. Выравнивание уровня развития отдельных видов искусства: живописи, архитектуры, скульптуры, книжной графики, декоративно-прикладного искусства, театральной декорации. Основные художественные течения.

Импрессионизм как направление в искусстве последней трети 19 – начала 20 вв. Основные черты: фиксация мимолетных впечатлений, стремление запечатлеть мир в его подвижности и изменчивости. Импрессионизм в живописи: передача богатства красок природы, разложение сложных цветов на чистые составляющие, отказ от четких контуров и черных теней, импровизационный характер композиции. Мане, Ренуар, Дега – непосредственные предшественники импрессионизма. Моне, Писсарро, Сислей как наиболее последовательные импрессионисты. Использование эстетики импрессионизма в творчестве русских художников Коровина и Грабаря. Импрессионизм в скульптуре: передача мгновенных движений, текучесть и мягкость форм, пластическая эскизность. Скульпторы-импрессионисты Роден, Дега. Импрессионизм в музыке: красочное воспроизведение образов природы, тонкая передача нюансов настроения, изобразительная звукопись, расширение колористических средств музыкальной выразительности в области лада, гармонии и инструментовки. Дебюсси, Равель – ярчайшие представители музыкального импрессионизма. Проявление импрессионизма в творчестве композиторов де Фалья, Респиги, Шимановского, Черепнина.

Неоимпрессионизм как продолжение импрессионизма в живописи. Разработка техники дивизионизма, применение открытий в области оптики. Сера и Синьяк – главные представители неоимпрессионизма. Постимпрессионизм - собирательное название основных течений французской живописи рубежа 19-20 вв. Переход от импрессионистической фиксации отдельных мгновений жизни к воплощению ее длительных состояний, к выражению внутреннего мира художника. Ван Гог, Гоген, Сезанн, Тулуз-Лотрек как представители постимпрессионизма.

Символизм как художественное течение: обращение к мифологии, национальному фольклору, древним эзотерическим учениям. Расцвет символизма в литературе (Малларме, Метерлинк, Элиот, Вячеслав Иванов. Белый, Хлебников, Брюсов), в изобразительных искусствах (Редон, Шаванн, Тороп, Мунк, Рерих, Бенуа, Бакст).

Модерн как стиль в искусстве рубежа 19-20 вв. Его эстетические принципы: преодоление эклектизма художественной культуры 19 в., использование новых технических и конструктивных средств. Модерн в архитектуре: свободная планировка зданий, орнаментальные, криволинейные очертания, индивидуализированный облик построек, текучесть форм фасадов, их близость скульптуре и природным явлениям, применение железобетона, стекла, облицовочной керамики. Эйфелева башня, Всемирная выставка, ангары Орли во Франции – архитектурные памятники конца 19 в. Русский модерн: творчество Шехтеля (доходные дома, особняки, вокзалы, торговые фирмы).

Модернистические течения в живописи как провозглашение независимости искусства. Новая трактовка цвета в фовизме (творчество Матисса, Дерена, Вламинка, Дюфи, Марке, Руо). Выражение душевного состояния разочарованного в своей эпохе художника в экспрессионизме (группировки «Мост», «Синий всадник»; а также творчество композиторов нововенской школы).Создание новой реальности в геометрических формах кубизма (творчество Пикассо, Брака, Гриса, Делоне, Леже; а также творчество скульпторов-кубистов Лорана, Липшица). Культ энергии, скорости, механистичности в футуризме (вортцисты в Англии, группа «Ниланд» в Германии, парксизм и симультатизм во Франции, лучизм в России; футуристические скульптуры Боччони, Габо, Певзнера). Мир сновидений и подсознания в сюрреализме (творчество Кирико, Шагала, Дали, Танги, Миро). Отказ от изображения видимых форм реальности в абстракционизме (творчество Кандинского, Малевича, Мондриана).

Наивизм (примитивизм) – программное «опрощение» художественных средств: обращение к произведениям первобытного, средневекового, народного искусства, детскому творчеству, изображение повседневности (Руссо, Пиросманашвили, группа «Наби»). Неопримитивизм (скифство) в музыке (Барток, ранние Прокофьев, Стравинский).

Становление искусства афиши и плаката в творчестве Тулуза-Лотрека. Журнальная и газетная графика Стейнлена. Гравюры Мазереля. Офорты Бренгвина.

Выдающиеся русские художники рубежа 19-20 вв.: Васнецов, Нестеров, Серов, Врубель, Борисов-Мусатов. Творческие объединения: «Мир искусства», «Союз русских художников», «Голубая роза», «Бубновый валет». Выдающиеся русские скульпторы: Трубецкой, Голубкина, Коненков, Матвеев. Выдающиеся русские композиторы: Рахманинов, Скрябин, Танеев, Глазунов, Лядов.

13.ИСКУССТВО XX В.

Архитектура 20 в.: новые строительные принципы и материалы, изменение принципов проектирования городов, оформления ландшафтов. Функционализм (конструктивизм): красиво то, что целесообразно (художественая школа «Баухауз» в Германии, чикагская школа в США, творческие искания Корбюзье, советские архитекторы братья Веснины). Нефункционалистская архитектура: отношение к постройке как к живому существу, ее связь с окружающими условиями (Музей Гуггенхейма в Нью-Йорке Райта). Экспрессионистическое направление: доминирование выразительности над целесообразностью (обсерватория в Потсдаме). Творчество русских архитекторов Щусева, Иофана

Скульптура 20 в.: тяготение к монументальности, простым, обобщенным формам. Создание движущихся скульптур американцем Колдером. Яркая творческая манера французских скульпторов Майоля, Бурделя, немецкого экспрессиониста Барлаха, англичанина Мура, итальянцев Марини и Манцу. Творчество русских скульпторов Меркурова, Мухиной, Шадра, Андреева, Лебедевой, Домогацкого, Манизера, Ватагина, Ефимова, Вучетича, Орлова, Антропова, Штамма, Аникушина, Церетели.

Изобразительное искусство 20 в. Направления абстракционизма: возникший в 1916 г. дадаизм (творчество Пикабия, Эрнста), супрематизм (творчество Пуни, Поповой, Удальцовой, Розановой), распространившийся с 40-х гг. ташизм (творчество Поллока). Эстетическая основа абстракционизма: несовместимость человека с окружающей действительностью. Поп-арт, основанный на эстетизации всего вещного мира, на композиции бытовых предметов. Оп-арт с его художественно организованными оптическими эффектами и геометризованными комбинациями линии и пятен. Эл-арт, основанный на движущихся с помощью электромоторов предметах и конструкциях. Окр-арт с его композициями, «окружающими зрителя». Творчество Уорхола, Поллока, Гамильтона, Раушенберга, Вазарели, Сулажа, Хартунга, Сигела. Неореализм в европейском послевоенном искусстве: изображение жизни простых людей, отображение героического начала в человеческих характерах, критика негативных тенденций времени (творчество Фужерона, Таслицкого, Эффеля, Гуттузо).

Искусство соцреализма в творчестве Грекова, Дейнеки, Ряжского, Иогансона, Пименова, Пластова, Герасимова, Неменского, Яблонской, Чуйкова, Решетникова, Григорьева, Андронова, Никонова, Коржева, Попкова. Жанр индустриального пейзажа в творчестве Яковлева. Портрет в творчестве Кончаловского Нестерова, Корина, Сарьяна, Глазунова. Монументальная живопись Фаворского, Гончарова, Бруни. Расцвет плакатного искусства. Героический и сатирический плакат (творчества Моора, Дени, Корецкого). Книжная графика Бенуа, Добужинского, Гончарова Фаворского, Альтмана, Чехонина, Кибрика, Герасимова, Кукрыниксы. Творческие союзы: Ассоциация художников революционной России, Новое общество живописцев, «Бытие», Общество станковистов, «4 искусства», Общество московских художников, Российская ассоциация пролетарских художников

Музыка 20 в. Связь с эстетическими нормами и традициями классического искусства в неоклассицизме. Великие музыканты 20 в.: Онеггер, Мийо, Пуленк, Бриттен, Стравинский, Шенберг, Берг, Веберн, Орф, Прокофьев, Шостакович, Свиридов, Шнитке, Денисов Губайдуллина, Пендерецкий. Музыкальный авангард: конкретная музыка, алеаторика, пуантилизм, электронная музыка (творчество Шеффера, Штокхаузена, Булеза, Эймерта, Майер-Эпперу).

15.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Преемственность художественных эпох и стилей. Отрицание как один из путей эволюции искусства. Стремление к многообразному отражению картины мира в разных видах и жанрах искусства. Неисчерпаемые возможности художественного языка. Роль гениальных и великих личностей в развитии искусства. Проблемы и перспективы современного искусства.

Э К З А М Е Н А Ц И О Н Н Ы Е В О П Р О С Ы

1.Искусство как эстетическая категория. Виды искусства.

2.Основные этапы развития искусства. Проблемы периодизации.

3.Первобытное искусство.

4.Искусство Древнего Египта.

5.Искусство Передней Азии.

6.Искусство Древней Греции.

7.Искусство Древнего Рима.

8.Искусство каролингов и меровингов в западно-европейском средневековье.

9.Романский стиль.

10.Готика.

11.Искусство Возрождения.

12.Искусство Византии.

13.Древнерусское искусство.

14.Барокко в западно-европейском и русском искусстве.

15.Рококо в западно-европейском и русском искусстве.

16.Классицизм в западно-европейском и русском искусстве.

17.Особенности переходного этапа в русском искусстве.

18.Романтизм в европейском и русском искусстве 19 в.

19.Реализм в европейском и русском искусстве 19 в.

20.Импрессионизм, неоимпрессионизм и постимпрессионизм.

21.Модерн и модернизм в искусстве конца 19 – 20 вв.

22.Художественные тенденции искусства 20 в.

Т Е М Ы Р Е Ф Е Р А Т О В

1.Древнегреческий театр.

2.Древнерусские иконописцы.

3.Титаны эпохи Возрождения.

4.Мадонны Рафаэля.

5.Портрет в русской живописи 18 в.

6.Французский театр 18 в.

7.Венские классики.

8.Композиторы-романтики.

9.Товарищество передвижных выставок.

10.»Могучая кучка».

11.Мамонтовский кружок.

12.»Мир искусства».

13.»Бубновый валет».

14.»Голубая роза».

15.Союз русских художников.

16.»Шестерка».

17.Жанр портрета в изобразительном искусстве.

18.Жанр пейзажа в изобразительном искусстве.

19.Историческая живопись.

20.Жанровая живопись.

21.Развитие плакатного искусства.

22.Рождение и развитие жанра оперы

23.Рождение и развитие жанра балета.

24.Инструментальные жанры в музыке.

25.Вокальные жанры в музыке.

26.Искусство кино.

Р Е К О М Е Н Д У Е М А Я Л И Т Е Р А Т У Р А

1.Алленов М.М., Евангулова О.С., Лифшиц Л.И. Русское искусство X – начала XX века.- М.,1989.

2.Батракова С. Искусство и утопия: Из истории западной живописи и архитектуры XX в.-М.,1990.

3.Булучевский Ю., Фомин В. Старинная музыка: Словарь-справочник.-Л.,1974.

4.Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси.- М.,1993.

5.Вернон Р. Жизнь великих музыкантов. Эпоха творчества.- Лондон,1996.

6.Гнедич П.П.Всемирная история искусств.-М.,2000.

7.Дмитриева Н.А. Краткая история искусств.-М.,1989.

8.Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего Мира.-М.,1986.

9.Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура.-М.,1998.

10.Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство.-М.,2000.

11.История зарубежного искусства/ Под ред. М.Т.Кузьминой,Н.Л.Мальцевой.-М.,1984.

12.Коллинз С. Классическая музыка от и до.- Лондон,1998.

13.Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре.-Спб.,1994.

14.Музыкальный энциклопедический словарь (любое издание)

15.Орлова М. Лекции по истории русской музыки.-М.,1977.

16.Попова Т.В. Зарубежная музыка XVIII и начала XIX века.-М.,1976.

17.Попова Т.В., Скудина Г.С. Зарубежная музыка XIX века.-М.,1981.

18.Родина Т.Н. История искусств.-М., 1999.

19.Сабарьянов Д.В. История русского искусства (конца XIX – начала XX века).- М.,1993.

20.Тийу Вийранд. Молодежи об искусстве.- Таллинн,1990

21.Хрестоматия по основам искусствоведения.-М.,1996.

22.Янсон Х.В. Основы истории искусств.-Спб.,1996

Наши рекомендации