Изучение перспективы на уроках изобразительного искусства.

В большинстве программ по изобразительному искусству в школе есть занятия, посвященные линейной перспективе. Передача пространства посредствам линейной перспективы является базовым знанием, которым обладает каждый школьник, окончивший начальную школу. Линейная перспектива основана на видимом изменении размера различно удаленных предметов в пространстве. По ее правилам ближние к нам предметы изображаются большими, а дальние — малыми. Линейная перспектива выполняется посредством линий контура, очертаний. Она имеет определенные геометрические способы изображения, изучаемые в начертательной геометрии, в которой способы перспективы рассматриваются как графический метод центральных проекций.

Первый способ изображения пространства – за счет линейной перспективы.Прежде всего, надо определится, что же подразумевается под словом «горизонт». Применительно к перспективе истинный горизонт - это горизонтальная линия, находящаяся на уровне глаз. Надо заметить, что в композиционном решении важным фактором является выбор уровня линии горизонта. Один объект требует изображения при низком горизонте, чтобы подчеркнуть величественность изображаемого объекта. В другом случае изображаемый сюжет целесообразно показывать с высокой точки, в этом случае композиция приобретает определенную панорамность, что хорошо применительно в написании пейзажа. Далее следует познакомится с точкой схода - это точка на линии горизонта, в которой соединяются все параллельные прямые. Понятие линейной перспективы основывается на том явлении, что удаленные предметы, кажутся меньшими по размеру, чем есть на самом деле. Это легко проверить.

Вторым важнейшим способом изображения является воздушная перспектива, законы которой заключаются в том, что по мере удаления предмета и погружения его в воздушную среду изменяются его внешние черты и цвет. Для передачи пространственной глубины художник должен знать явление воздушной перспективы. Воздушная перспектива заключается в том, что по мере удаления предмета и погружения его в воздушную среду изменяются его внешние черты.Когда мы зрительно сравниваем предметы на близком и далеком расстояниях, то замечаем, что по мере удаления контрастность светлых и темных тонов постепенно смягчается, а на горизонте окраска их сливается в однотонную дымку. Очертания предметов под влиянием воздушной среды теряют четкость, ясность, становятся более холодными, чем на переднем плане. Чем плотнее воздушное пространство и выше насыщенности ее парами, пылью или дымом, тем быстрее помутнение воздуха и более заметное изменение очертаний и цвета предметов. В пыльном или задымленном воздухе исчезают ясные границы фигур.

Сложность для учащихся составляет изображение теплых и контрастных объектов на дальнем плане. Как правило, эти объекты в детских работах начинают «выпадать» из пространства из-за неточно взятого тона и цвета. Педагогу необходимо постоянно следить за тем, чтобы, ученики не писали части интерьера по отдельности, всегда сравнивали дальний план с ближним.

Третьим способом можно назвать - световую перспективу, которая характеризует расстояние предметов от источника света.Она возникает в условиях неравномерного освещения. Предметы, близкие к источнику освещения, при искусственном освещении, как известно, значительно ярче, чем удаленные от него. Когда при искусственном освещении изображается интерьер и нужно передать расстановку предметов в пространстве, наиболее важным средством для передачи пространства служит яркость бликов. «Степень яркости предмета определяет его координаты по отношению к источнику света и тем самым характеризует положение в пространстве. Если свет идет на нас, то фон делается светлым и светлое удаляется, а темное выходит на передний план, как мы это наблюдали утром, глядя на восток или из темной комнаты в светлую. Если свет идет от нас, то фон становится темным и все светлое будет выступать, а темное отходить на дальний план, как это бывает утром при взгляде на запад или ночью у фонаря».

В программах общеобразовательной школы есть блоки, посвященные знакомству с правилами линейной перспективы, рисование с натуры архитектурных объектов, рисование по памяти и представлению.

Передача перспективы представляет собой одну из существенных задач изображения натуры. Изучение законов перспективы дает объективное основание для способов изображения на картинной плоскости трехмерных предметов, размещенных в пространстве. Перспектива, как наука, включает в себя три основных раздела: линейная, воздушная и световая перспектива. Изучение основ перспективы даёт обучающимся возможность познавать окружающую действительность, развивает у них наблюдательность, воспитывает разносторонне образованного члена общества. Приучает внимательно наблюдать и анализировать предметы, развивает пространственное мышление, учит точности расчета, способствует познанию красоты природы. Занятия основами перспективы являются интереснейшим и нужным разделом учебной программы. Именно этот вид деятельности дает самый богатый материал для познания мира и для приобретения умения видеть и изображать увиденное.

1)Что же такое воздушная перспектива. Воздушная перспектива характеризуется исчезновением четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя. При этом дальний план характеризуется уменьшением насыщенности цвета (цвет теряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются), таким образом — глубина кажется более светлой, чем передний план. Воздушная перспектива связана с изменением тонов, потому она может называться также и тональной перспективой. Первые исследования закономерностей воздушной перспективы встречаются еще у Леонардо да Винчи. «Вещи на расстоянии, — писал он, — кажутся тебе двусмысленными и сомнительными; делай и ты их с такой же расплывчатостью, иначе они в твоей картине покажутся на одинаковом расстоянии… Великий художник отметил, что отдаление предмета от глаза наблюдателя связано с изменением цвета предмета. Поэтому для передачи глубины пространства в картине ближайшие предметы должны быть изображены художником в их собственных цветах, удаленные приобретают синеватый оттенок, «…а самые последние предметы, в нем видимые, как, например, горы вследствие большого количества воздуха, находящегося между твоим глазом и горою, кажутся синими, почти цвета воздуха…». Большое значение в передаче пространства в изображении, как в прочем, и объёма изображаемых предметов, имеет правильное перспективное построение рисунка. Если предметы и объекты в пространственных планах построены без соблюдения закономерностей линейной перспективы, даже верное нахождение тональных и цветовых отношений и учет воздушной перспективы мало что даст для передачи пространства. Предметы, объекты, расположенные вблизи или вдали, должны быть нарисованы в строгом соответствии с их конструкцией и законами линейной перспективы. Итак

основные правила передачи световоздушной перспективы:

* Размеры предметов уменьшаются.

* Контур дальних предметов становится менее четким.

* Чем дальше предмет, тем он становится более светлым и приобретает синий оттенок.

* На дальних предметах нет темных теней и ярких светлых бликов.

* Яркие цвета и мелкие детали мы видим только на первом плане.

2)Изучение световоздушной перспективы в художественной школе, начинается в старших классах параллельно на рисунке, живописи и композиции. К обучению передачи плановости приступают с выполнения упражнений по предметам.

В рисунке это может быть простая растяжка в тоне с линейной перспективой предмета, такие как прямоугольник, квадрат, круг. Затем овощи или фрукты. Как закрепление данной темы выполнение простого натюрморта из 4-х предметов, расположенных на разных планах.

В живописи первое задание это цвето-воздушный коридор, где изучается изменение цвета в перспективе. Берутся три основных и три составных цвета

Выполнение овощей или фруктов. Затем на закрепление, натюрморт из 4-х предметов.

На уроке композиции учащимся демонстрируются фотографии, где четко видна передача далеких перспективных планов.Делается анализ репродукций художников. Например таких как «Заводские девчата» Б.Семенов (рис. 8); «Хлеб пекут» Е. Гордийца

В начале темы выполняется серия упражнений на светлой бумаге, на свободную тему, с передачей шесть-восемь планов. Это может быть аллея, пещера, тоннель с дверями, узкий проход со ступеньками. Важно понять, как строить пространственные планы или кулисы, ослабляя контраст в глубину. Следующим заданием идет сюжетная композиция «Театр», «На выставке», «На дискотеке» и т.д.

Заключение

Рассмотрев особенности программного содержания, мы пришли к выводу, что организации проведения уроков по изучению перспективы в художественных школах уделяется большое внимание. И что в процессе обучения школьник должен усвоить знания в единой, последовательной системе. Для подобного рода занятий очень важен зрительный ряд. На уроке обязательно должно быть:

* Цветовой круг. * Цветовоздушный коридор. * Тоновой коридор. * Репродукции художников. * Работы из фондов школы.

Таким образом, без изучения свойств перспективы и воздушной перспективы невозможно правильное изображение натуры. Эта тема является важным звеном в обучении учащихся передаче действительности.

ЕЩЁ ЕЩЁ ЕЩЁ

перспектива-это изображение пространственных объектов на какой-либо поверхности в соответсвии с сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений. Таким образом, мы передаём глубину пространства. Давайте разберём линейную и воздушную перспективы.

Линейная перспектива – это восприятие человеком предметов с учетом кажущихся сокращений.

Линия горизонта – самая дальняя точка, куда удаляются объекты окружающего мира. С небоскрёба или на уровне глаз – будет меняться только вид: либо здания будут возвышаться над горизонтом, либо они будут находиться на разном уровне (подобное изменение называется ракурс, угол зрения)

Точка схода линейной перспективы – центральная точка схода может располагаться по середине линии горизонта, а может быть смещена влево или вправо. Тогда одна сторона улицы будет раскрыта больше, а другая меньше (более динамично).

· Фронтальная – линии, уходящие в глубину, сходятся в одной точке схода;

· Угловая – предметы и пространство, по отношению к зрителю расположены под уголом, и линии сходятся в двух точках схода.

1)Иначе говоря – чем предмет дальше от зрителя, тем он становится меньше, и чем ближе, тем крупнее (показать на примере с деревьями).

2)Все паралелльные линии пересекаются в одной точке (показать пример с рельсами, уходящими в точку линии горизонта).

3)Вертикальные линии всегда остаются вертикальными (пример со стволами деревьев и фонарями).

Воздушная перспектива – изображение предмета с учётом кажущихся световых изменений в прострнстве. ВП легче увидеть в живописи в пейзажах, чем в рисунке. Однако в рисунке она также обязательна.

Иначе говоря – всё, что мы видим дальше от нас, менее ярко, чётко, меньше в размерах, меньше видимых деталей. Это происходит потому, чо воздух тоже имеет плотность, цвет (присутсвуют примеси: пыль, туман, дым, дождь). Дальний план мы видим как бы в «дымке» через слой воздуха. Дальний план всегда более блёклый

Наши рекомендации