Рисование с натуры как основной вид занятий на уроках изобразительного искусства

Из приведенных выше цифр видно, что наибольшее количество часов отводится на рисование с натуры. Это предусмотрено программой не случайно. Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдения, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает школьника к дальнейшей учебной работе.

При обучении рисованию учитель должен иметь в виду, что целью изучения формы предмета является не только знакомство с его внешней формой, но и знакомство с понятиями, выраженными этой фор-мой, что крайне необходимо для усвоения других учебных предметов: математики, физики и т. д.

Процесс познания объективной реальности во многом зависит от степени развития зрительного аппарата, от способности человека анализировать и синтезировать получаемые зрительные впечатления. Рисование с натуры располагает большими возможностями для развития этой способности.

Как бы ни была мала задача, поставленная учителем перед ребенком на уроке рисования, решение ее невозможно без значительной активизации его умственной деятельности. В учебном рисунке процесс познания натуры является не простым созерцанием, а переходом от единичных и неполных понятий о предмете к полному и обобщенному представлению о нем. Рисуя с натуры, ученик внимательно рассматривает натуру, старается отметить ее характерные особенности, понять структуру предмета. При рисовании с натуры понятия, суждения и умозаключения о предмете становятся все более конкретными и ясными, ибо находящаяся перед глазами натура доступна зрению, осязанию, измерению и сравнению.

Например, ученик, рисуя гипсовый орнамент, видит на выпуклой форме предмета темное пятно, — ему кажется, что там впадина. Однако, подойдя к предмету и потрогав форму пальцем, он убеждается, что там не впадина, а выпуклость. Поэтому в начальных классах це-лесообразно занятия изобразительным искусством строить по двум направлениям — изучение формы путем зрения (рисование с натуры) и путем осязания (лепка). Такой метод изучения формы дает прекрасные результаты, и мы знаем, что многие художники им часто пользовались. Так, И. Е. Репин в своих воспоминаниях о Крамском писал, что, работая над образом Христа, Крамской, желая яснее представить себе выразительность пластики формы головы, был вынужден вылепить ее из глины: "Он снял на станке мокрые покрыва-ла, и я увидел ту же удрученную голову Христа, вылепленную из серой глины... Я не видел еще никогда только что вылепленной скульптуры и не воображал, чтобы из серой глины можно было вылепить так чудесно. Чтобы добиться легче рельефа и светотени".

Другой пример: при рисовании в перспективе геометрического тела ученику кажется, что высота и ширина предмета одинаковы. Однако, измерив их, он убеждается, что величина сторон разная. Или такой пример. Дети в первом классе, рисуя с натуры лист тополя, часто плохо улавливают характер формы; когда им для сравнения показывают лист березы, сирени, липы, они начинают быстро подмечать характерные особенности формы листа тополя.

Ни один учебный предмет не обеспечивает такого активного вни-мания учащихся к предмету, к анализу его строения, как рисование с натуры. Не случайно великий итальянский художник Микеланджело Буонарроти говорил: "Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок — источник и корень всякой науки".

Приняв за основу, что обучение рисованию с натуры в школе ведет к развитию умственных способностей, необходимо на занятиях при-учать детей к правильному суждению о форме предметов на основе научных данных о явлениях перспективы, теории теней, цветоведе-ния, анатомии. Научить детей внимательно рассматривать и анали-зировать форму предметов легко. Дети часто поражают нас своим внимательным отношением к мелким деталям натуры. Они с особой любовью и аккуратностью прорисовывают мельчайшие детали и по-дробности предмета. Это дает нам возможность без особого труда пе-ревести внимание ребенка на самые характерные особенности стро-ения формы предмета, научить его правильно видеть, понимать и изображать форму предмета.

Еще великие итальянские художники указывали, что рисование с натуры является лучшим методом обучения. Во всех трактатах по изобразительному искусству рисунок с натуры выдвигается на первое место. Это положение верно не только для профессионального обучения, но и для элементарного обучения рисованию в общеобра-зовательной школе. Жан-Жак Руссо писал: "Детям крайне полезно заниматься рисованием не для самого искусства, но для приобретения верного глаза и гибкой руки. Но рисовать дети должны не с моделей, а прямо с оригиналов, с природы. Здесь важно не столько приобретение умения рисовать согласно законам и требованиям этого искусства, как приобретение более точного глазомера, верной руки, настоящих отношений к величине и виду разнообразных предметов, более быстрого понимания действий перспективы".

Большое значение рисование с натуры, и особенно перспективное рисование, имеет для развития пространственного мышления и во-ображения. Уже при знакомстве с элементарными правилами пер-спективы происходит сложнейший процесс пространственного мы-шления. Сложность передачи трехмерности объемного предмета при изображении на плоскости листа бумаги заставляет ученика развивать пространственное мышление и воображение. Всякое графическое выражение мысли основывается на умении зрительно представлять изображаемые предметы. Рисовальщику необходимо ясно представить конструкцию предмета, взаимосвязь его частей, характер формы, положение предмета в пространстве.

Развивая у учащихся способность к ясным образным представле-ниям, рисование с натуры влияет и на развитие памяти. В жизни че-ловека роль образной памяти огромна. Но влияние рисования с натуры не ограничивается только образной памятью, оно сказывается и на других видах памяти: двигательной, эмоциональной и словесно-логической.

На основе ясных представлений о предметах, образной памяти у ученика развивается и способность воображения.

Во время рисования с натуры развивается и абстрактное мышление. Дать конструктивный анализ формы предмета, не прибегая к аб-страктному мышлению, невозможно, а в рисунке постоянно прихо-дится иметь дело с конструктивным анализом. Причем надо отметить, что рисование с натуры, как никакой другой вид изучения формы предмета, дает возможность развивать все моменты процесса аб-страктного мышления.

Таким образом, мы видим, что обучение рисованию способствует общему развитию человека.

Рисование с натуры в общеобразовательной школе предусматривает не только изображение предметов средствами светотеневого рисунка (рисунок карандашом), но и обучение элементам живописи.

В задачу обучения живописи входит изображение с натуры отдель-ных предметов, несложных натюрмортов, интерьеров и пейзажей. Знакомясь с элементами живописи, учащиеся овладевают техничес-кими приемами работы цветными карандашами, акварельными и гу-ашевыми красками. В первых классах учащиеся рисуют акварелью предметы природы (листья, насекомых и т. д.), еще не пользуясь сме-шением красок. С третьего класса они учатся подбирать сходный с натурой цвет путем смешения красок, а также знакомятся с исполь-зованием цветных прокладок цвета. В четвертом классе школьники рисуют акварелью предметы объемной формы (фрукты, посуду) — сначала, как и в предшествующих классах, на белом фоне, а в конце года — на светлом цветном. В пятом-шестом классах в рисовании с натуры акварелью основной упор делается на правильную передачу соотношений цвета в группе предметов и на передачу объемности. В этих классах учащиеся используют приемы работы по-сырому, овла-девают умением работать акварелью на основе использования при-емов повторных прокладок цвета, слияния цветов.

При обучении живописи учителю надо иметь в виду, что дети с ра-достным чувством воспринимают все окружающее. Однако детские впечатления, как бы непосредственны они ни были, постепенно пре-вращаются в мысли. Задача педагога — не убивая в ребенке этого вдохновенного порыва, методически умело подвести к правильным представлениям о мире. Поэтому учащихся надо знакомить с основными положениями цветоведения, научить правильно пользоваться цветом и тоном для передачи своих зрительных впечатлений от нату-ры (теплый, холодный тон), передавать игру света и цвета на предме-тах, не отходя от зрительной достоверности изображаемого.

Рисование с натуры является прекрасным средством эстетическо

го воспитания детей. Рисуя с натуры пейзаж, дерево, цветок, изучая

характер формы этих предметов, ребенок проявляет интерес к красо

там природы, к богатству и разнообразию ее форм и красок. Он видит

пропорциональное соотношение частей и целого, улавливает ритм и

гармонию форм природы, цветовых оттенков. Развивая у детей на

блюдательность, чутье, мы тем самым решаем и задачи эстетическое

го воспитания.

19.Роль упражнений на уроках изобразительного искусства в школе.

(По Ростовцеву)

Необходимость использования упражнений в процессе обучения детей искусству была отмечена многими античными философами, грамматиками и риторами. В трудах Платона и Аристотеля рассматривается дидактическое значение упражнений. Аристотель в работе «Метафизика» отмечает характерные особенности упражнения и его важность для развития способностей детей: «Все способности делятся на врождённые (например, чувства), обретаемые навыком (например, способность игры на флейте) и приобретаемые через обучение (например, способность к искусствам). И чтобы иметь одни из этих способностей — те, которые приобретаются навыком и разумением, необходимы предварительные упражнения…»

Говоря о рисовании с натуры Н. Н. Ростовцев отмечает: «сразу овладеть методом обобщения и упрощения живой формы природы дети не смогут, их надо к этому подвести через систему специальных упражнений»

В XXI главе "Великой дидактики" — "Метод искусств" — Комен​ский указывает, что для обучения искусству необходимо соблюдать три требования: 1) правильного употребления; 2) разумного направ​ления; 3) частого упражнения.

Почти одновременно с Коменским общеобразовательную цен​ность рисования стал отстаивать английский педагог и философ Джон Локк. В книге "Мысли о воспитании" он писал, что если маль​чик приобрел красивый и быстрый почерк, то должен не только под​держивать его тщательным упражнением в письме, но и усовершен​ствовать свое искусство посредством рисования. Однако, не будучи специалистом, Дж. Локк не мог дать методических указаний в препо​давании рисования. Он ограничился общими рассуждениями о поль​зе обучения рисованию.

Песталоцци. Для усвоения искусства осмысленного созерцания необходимы специальные упражнения, которые приучают глаз смотреть на все, сравнивая, анализируя и группируя. А для этого, говорит Песталоц​ци, необходимо из большого количества окружающих нас разнооб​разных форм выбрать несколько наиболее простых и строго опреде​ленных, при помощи которых глаз будет иметь возможность разла​гать все остальные на составные части и определять взаимоотноше​ния последних. Такими основными нормальными фигурами Песта​лоцци считал простейшие геометрические формы.

В сочинении Иосифа Шмидта "Элементы рисования по идеям Пе​сталоцци" высказывается мысль о том, что все упражнения в рисова​нии "не есть непосредственные средства к изучению рисования", а представляют собой скорее "средства для психологического и обще​го развития художественной силы нашей природы". При обучении рисованию И. Шмидт считал необходимым разра​ботать специальные упражнения: 1) для развития руки и подготовки ее к рисованию; 2) для создания и нахождения красивых форм; 3) для развития воображения; 4) в геометрическом рисовании предметов; 5) в перспективе.

Новые программы должны быть составлены в полном соответст​вии с жизненными запросами; должны быть лишены мертвых уста​релых форм и составлять лишь в общих чертах, предоставляя воз​можный простор каждому отдельному преподавателю.

В круг рисования в общеобразовательной школе должно входить не только рисование с натуры всеми способами, как основной отдел программы, но и лепка, и черчение, и иллюстрирование, а также выполнение упражне​ний и беседы об искусстве.

В зависимости от учебных целей и задач упражнения можно разделить на следующие группы:

‒ развивающие навыки работы с различными инструментами и материалами;

‒ развивающие моторику руки;

‒ развивающие чувство пропорций, формы, пространства;

‒ развивающие чувство цвета;

‒ развивающие представления о композиции.

С одной стороны, упражнение – это работа по решению определенной проблемы в рисунке.В этом случае упражнение делается на отдельном листе перед началом рисования. Примерами таких упражнений могут быть: смешивание различных оттенков одного цвета, изображение шкалы тона, заполнение плоскости штрихом, заполнение фигуры орнаментом, форэскизы и наброски.

С другой стороны, упражнением можно назвать любой учебный рисунок, ведь в процессе рисования решаются вполне конкретные учебные задачи. В этом случае упражнениями можно назвать: рисование гипсовых тел, рисование натюрморта, гипсовой головы, портрета, фигуры, пейзажа и др.

Наши рекомендации