ТЕМА 1. Философия истории. Цели и задачи: студенты должны получить общее представление об исто­рии как науке, о единстве и многообразии историче­ского процесса

Цели и задачи: студенты должны получить общее представление об исто­рии как науке, о единстве и многообразии историче­ского процесса, о различных научных подходах к изуче­нию истории, о роли истории в становлении личности, познакомиться с основными проблемами философии истории, иметь общее представление о работах, раскрывающих смысл и назначение истории, проводить грань между национализмом и патриотизмом.

Основные понятия: история, философия истории, историософия, историцизм, антиисторицизм, национализм, патриотизм, детерминизм, фор­мация, базис, надстройка, производительные силы, производственные отношения, пассионарность, этноге­нез, синергетика.

План семинара:

1. Предмет исторической науки. Функции исторического знания, особен­ности исторического познания. Патриотизм и национализм.

2. Философия история, основные проблемы. Концепции универсальной истории. Антиисторицизм.

3. Методология истории

· формационный подход и проблема экономического детерминизма;

· цивилизационный подход (Н. Я. Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби, теория «осевого времени» и др.)

· теория этногенеза Л.Н.Гумилева;

· новая наука истории (Школа «Анналов»: М. Блок, Л. Февр, Ф. Бродель)

· синергетический (И.Пригожин, Г.Хакен)

4. Периодизация истории

*5. Работа с источниками

Основная литература:

1. Сергейчик Е.М.Философия истории. С-П. 2002

2. Семенов Ю. Философия истории (http://scepsis.ru/library/id_1065.html)

3. Фукуяма Фр. Конец истории и последний человек. М., 2005 (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/fuku/index.php, http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/fuku/index.php)

Источники по теме:

1. Блок М.. Апология истории.

2. Гегель Ф. Философия истории

3. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества

4. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период.

5. Сербиенко В.В. В. Соловьев: Запад, Восток и Россия. М. 1994

6. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли

7. Тойнби Л.А. Постижение истории

8. Фукуяма Фр. Конец истории и последний человек

9. Шпенглер О. Закат Европы

10. Ясперс К. Смысл и назначение истории

Вопросы и задания:

1. В переводе с греческого «история» означает…

2. Кому принадлежит термин «история философии»?

3. Назовите авторов следующих работ:

§ «Идеи к философии истории человечества» -

§ «Россия и Европа» -

§ «Постижение истории» -

§ «Закат Европы» -

§ Этногенез и биосфера земли

§ Философия истории

4. Напишите не менее 5 цитат о смысле и роли истории

5. Перечислите основные функции исторического знания

6. Профессор Оксфордского университета П. Гардинер предложил установить разграничение вопросов «внутри истории» и вопросов «об истории». «Историки, — утверждал он, — отвечают на первый род вопросов, философы — на второй». К числу вопросов второго рода он относил: «Каким образом мы узнаем исторические факты?» «Является ли история наукой?», «Объективно ли историческое знание?», «Какова природа исторических теорий?», «Существуют ли законы истории?». Исходя из приведенной цитаты, разграничьте предмет изучения истории и историософии.

7. К цивилизационному подходу относятся концепции……

8. К какой исторической школе принадлежат Блок, Февр, Бродель?

9. По какому принципу Данилевский выделил одноосновные, двухосновные и многоосновные культуры.

10. Как Шпенглер разделял понятия «культура» и «цивилизация»?

11. Назовите общее и особенное в культурологических теориях Шпенглера и Тойнби.

12. Раскройте сущность концепции «осевого времени». Назовите автора данной концепции.

13. Раскройте понятие «пассионарности» в концепции Л.Н. Гумилева.

14. Каково соотношение «базиса» и «надстройки» в формационной теории?

Творческая работа по возможным темам:

· История как динамическая система

· Мировая история или локальная: аргументы за и против

· История как прогресс человечества

Наши рекомендации