Величайший гений человечества
Программа для гидов.
Содержание:
1. Введение
2. Выставка
3. Леонардо да Винчи, краткая биография
4. Жизнь и время
5. Кодексы
6. Изобретение экспонатов
7. Основоположник полёта
8. Военная техника
9. Физика и принципы механики
10. Общественная работа
11. Оптика
12. «Витрувианский человек»
Афоризмы Леонардо да Винчи
Введение.
Леонардо да Винчи был одним из величайших гениев человечества. Большинство людей придерживаются мнения, и я в том числе, что личность да Винчи была вне всякой конкуренции. Он был не только выдающимся художником эпохи Возрождения, не имеющим себе равных среди современников, но и одним из крупнейших учёных, изобретателей, скульпторов, музыкантов, математиков, инженеров и архитекторов.
Изыскания да Винчи в области полёта человека при помощи прототипов современных дельтаплана, парашюта и вертолёта являются наглядными примерами того, что мысль да Винчи опережала время более чем на 400 лет.
Только представьте на минуту масштаб дарования личности, создавшей известнейшее в мире произведение искусства - картину «Мона Лиза», восторгаться и любоваться которой приезжает бесчисленное количество людей со всего света, и открывшей миру прототипы современного танка, автомобиля и простую, но такую нужную шарикоподшипниковую систему и привод, которые широко используются и по сей день. Он первым начал заниматься вскрытием трупов и создавать детальные наброски скелета, с тем чтобы лучше изображать человеческое тело. Он изготавливал музыкальные инструменты, создавал костюмы и организовывал экстравагантные зрелища для правящих семей, проектировал новые мосты, подъёмные краны и изобретал концепции для строительства новых городов, помимо этого он также был философом и скульптором. И это ещё не всё. Сложно представить, что все вышеперечисленные проекты были разработаны им в конце XV -начале XVI века. Подобная универсальность ставит да Винчи особняком среди других гениев эпохи.
Леонардо да Винчи родился близ города Винчи в Таскании, недалеко от Флоренции, сердца эпохи Возрождения. Он был незаконнорождённым ребёнком. Рост Леонардо составлял 180 см, он был левшой, считался вегетарианцем и пацифистом. Весьма необычные для того времени качества. Известно, что Леонардо писал зеркальным способом, справа налево. Принято считать, что в своих заметках и чертежах Леонардо намеренно совершал ошибки для защиты своих идей и концепций.
Большая часть его научных идей известна нам благодаря его кодексам. Считается, что в общей сложности он оставил свыше 24 000 страниц рукописей, однако до наших дней дошли только 6000. Его работы были посвящены исследованиям в области геометрии, инженерии, фауны и флоры, математики, физики, философии; он создавал невообразимо точные анатомические рисунки (невзирая на опасность быть осуждённым духовенством за противоречивые выводы своих исследований и еретическое поведение), а также оставил после себя изобретательные проекты сооружений и механических устройств.
Нельзя забывать о том, что многие из работ Леонардо оставались неизвестными на протяжении долгого времени после его смерти. Например, одна из его наиболее важных рукописей была обнаружена лишь в 1966 году в библиотеке Мадрида в Испании. Удивительный талант Леонардо, возможно, не был оценён в полной мере, так как о многих важнейших открытиях стало известно лишь недавно. Многие его изобретения опередили эпоху на сотни лет. Невольно на ум приходит мысль о том, каким мог бы быть современный мир, если бы рукописи да Винчи попали в руки учёных раньше. Прогрессировали бы мы быстрее, и какого было бы качество этого прогресса?
В историю Леонардо вошёл в первую очередь благодаря своему таланту художника эпохи Возрождения. Он полагал, что живопись является самым благородным видом деятельности человека и имеет большее значение, нежели скульптура, литература и музыка. На протяжении 1503 года во Флоренции он работал над созданием своей самой известной картины «Мона Лиза». Историки считают, что для этого загадочного полотна позировала супруга торговца шёлком из Флоренции и мать троих детей Лиза Герардини. В глазах Леонардо картина осталась незаконченным шедевром. Среди других известных работ была фреска «Тайная вечеря», выполненная в Милане. Уникальная интерпретация евангелистского сюжета (момент, когда Иисус произносит слова о том, что один из апостолов предаст его), неподражаемая манера и техника художника на века покорили критиков.
«Витрувианский человек» стал безусловным синонимом Леонардо. Создавая этот рисунок, да Винчи вовсе не преследовал цель изобрести концепцию идеальных пропорций. Рисунок должен был стать иллюстрацией к книге Витрувия. Подавляющее большинство исследований и экспериментов да Винчи, подобно «Витрувианскому человеку», имели целью помочь художнику достигнуть совершенства в искусстве. Если ему не удавалось точно изобразить пропорции, перспективу или же уловить эффект отбрасывания тени при определенном освещении, он тут же проводил научный эксперимент и методично разрабатывал способы решения проблемы, с тем чтобы впоследствии изображение было максимально точным.
Именно эта неуёмная жажда познания привела да Винчи к его инженерным достижениям и созданию боевых машин. На протяжении жизни Леонардо работал на благо миланской армии в качестве военного инженера и стратега. Считается, что он поступал так только из необходимости материально содержать себя, своих учеников и иметь возможность заниматься любимым делом. В этот период он проектировал мосты, для строительства которых не требовалось верёвок и гвоздей, штурмовые установки, создал прототип современного пулемёта, и проект военного танка.
Леонардо не смог воплотить всего задуманного и начатого, и поэтому оставил нам после себя довольно мало. До наших дней сохранились около двенадцати картин, несколько набросков и его невероятные кодексы. Оригинальных работ сохранилось чрезвычайно мало, и тем ценнее они для современников. Работы Леонардо разошлись по всему миру. Большинство из них перевозить нельзя ввиду хрупкости материала. Выставка «Живая механика да Винчи» была создана с целью воссоздать механизмы и исследования Леонардо и собрать их воедино под одной крышей, чтобы посетители смогли в полной мере восхититься творениями величайшего ума.
О выставке.
Главная задача организаторов состояла в создании выставки, способной собрать накопленный да Винчи опыт под одной крышей и сделать это таким образом, чтобы выставка смогла путешествовать по городам России, радуя глаз зрителя.
Из творческого наследия да Винчи, к сожалению, сохранилось не так уж и много. Уцелевшие работы Леонардо украшают крупнейшие музеи в различных городах мира и не покидают их стен. Более того, некоторые оригиналы, как, например, «Витрувианский человек», считаются бесценными и по причине хрупкости материала не могут быть выставлены на показ широкой публике.
Петербургская группа мастеров воссоздала изобретённые Леонардо аппараты и механизмы, которые и послужили экспонатами для этой выставки. Некоторые модели оригинального размера, другие были уменьшены или увеличены, чтобы усилить впечатление посетителя от экспонатов.
Именно работы плотников легли в основу выставки.
Плотники воссоздали около 30 различных устройств и аппаратов да Винчи, использовав при этом, насколько это было возможно, материалы, которые были доступны во времена мастера.
Леонардо да Винчи (1452 - 1519).
Жизнь и время.
Годы
Конец XIV начало XVI века
Эпоха Возрождения. Время культурного и духовного подъёма Европы, который привёл к удивительным достижениям в различных областях культуры. Период ознаменовывает переход от средневековой Европы к ранним формам современного европейского общества. Итальянский Ренессанс берёт свое начало в Таскании, в городах Флоренция и Сиена и достигает своей вершины к концу XV века.
Апреля 1452 года
Леонардо да Винчи родился в селении Анкиано близ городка Винчи, недалеко от Флоренции. Он был внебрачным сыном 25-летнего нотариуса Пьеро ди Антонио и простой крестьянской девушки по имени Катерина.
Год
Турки-оттоманы захватывают Константинополь, тем самым положив конец Византийской империи. Завершается Столетняя война между Англией и Францией.
Год
Леонардо переезжает во Флоренцию, правителем которой в то время становится Лоренцо Великолепный из семейства Медичи. Леонардо поступает учеником в мастерскую Верроккио, где вскоре демонстрирует превосходство ученика над учителем. На свет появляется Макиавелли Никколо ди Бернардо - итальянский дипломат, политический деятель, философ, музыкант, поэт и драматург.
Год
Леонардо становится членом флорентийской Гильдии художников.
Год
В городке Капрезе, около Ареццо в Таскании, рождается Микеланджело. Позже он станет непримиримым соперником да Винчи. Вильям Кекстон издаёт первую, отпечатанную в Англии книгу.
Год
Леонардо в компании трёх других мужчин задержан ночной стражей и обвинён в аморальном поведении.
Годы
Леонардо завершает работу над картиной «Благовещение», которая сейчас хранится в галере Уффици во Флоренции. Вторая версия полотна, авторство которой также приписывается кисти да Винчи, выставлена в Лувре.
Годы
Леонардо работает над картиной «Поклонение волхвов» для церкви Сан Донато Скопето. В письме Людовико Сфорца да Винчи описывает свои выдающие способности в области рисунка и военно-инженерного дела. Переезжает в Милан, так и не завершив картину «Поклонение волхвов». Пишет картины «Дама с горностаем», «Святой Иероним», «Портрет музыканта». Публикует анатомические рисунки человеческого тела.
Год
Да Винчи получат заказ на одну из самых известных своих работ «Мадонна в скалах», которая сейчас хранится в Лувре, Париж.
Год
Генрих VII одерживает победу над войсками Ричарда III, завершив тем самым войны Алой и Белой Роз и установив правление династии Тюдоров в Англии. Леонардо работает над проектами в области архитектуры, военной инженерии и стратегии, изучает принципы механического полёта, занимается музыкой и постановкой представлений.
Год
Колумб открывает Новый Свет. Испания изгоняет мавров и евреев из Европы после 800-летнего господства. Леонардо изготавливает глиняную модель конной скульптуры для Людовико Сфорца и строит планы по отлитию статуи в бронзе. Позже модель будет уничтожена французской армией, использовавшей её в качестве мишени в своих тренировках.
Год
Леонардо начинает трудиться над созданием «Тайной вечери» для церкви Санта-Мария дель Грациа в Милане. Фреска будет завершена в 1498 году.
Год
Король Франции Людовик XII захватывает Милан. Леонардо возвращается во Флоренцию.
Год
Цезарь Борджиа нанимает Леонардо в качестве военного архитектора и инженера. Христофор Колумб уезжает из Кадиза (Испания), с тем чтобы предпринять своё четвёртое и последнее путешествие в Новый Свет.
Годы
Микеланджело создаёт скульптуру «Давид».
Год
Используя технику сфумато, Леонардо приступает к работе над картиной «Мона Лиза», оставшейся незавершённой. Он также начинает создавать наброски для фрески «Битва при Ангиари».
Год
Леонардо получает первое месячное жалование в размере 15 золотых флоринов за «Битву при Ангиари». Рекомендует место для установки статуи «Давид» работы Микеланджело. 9 июля умирает отец Леонардо, оставив после себя десятерых сыновей и двух дочерей.
Год
В период пребывания Леонардо в Милане власти города дают художнику задание завершить картину «Мадонна в скалах» в течение двух лет за денежное вознаграждение в 200 лир. Папа Юлий II закладывает первый камень будущего собора Святого Петра.
Год
Леонардо получает второе и последнее жалование в размере 100 лир за «Мадонну в скалах». Скульптура Микеланджело «Давид» возведена во Флоренции. В этом же году Микеланджело начинает работу над росписью потолка Сикстинской капеллы.
Год
Республика Флоренции свергнута. Властная и могущественная флорентийская семья Медичи вновь приходит к власти. Потолок Сикстинской капеллы впервые демонстрируют публике.
Год
В зале Большого Совета (Зал пятисот) во Флоренции устанавливают ограждение для защиты фрески Леонардо «Битва при Ангиари». В сентябре да Винчи вместе со своим учеником Салаи покидает Милан, чтобы вернуться во Флоренцию.
Год
Леонардо принимает приглашение Короля Франции Франциска I переехать во Францию. На свет появляется будущая королева Англии Мария I.
Год
Перенеся удар в 1517 году, Леонардо умирает 2 мая 1519 года в замке Кло-Люсе во Франции. Согласно легенде, он умирает на руках короля Франциска I, поддерживающего его голову. Да Винчи похоронен в замке Амбуаз, в часовне Сен-Юбер. Фердинанд Магеллан отправляется в первое кругосветное плавание.
Кодексы.
Научные и технические исследования да Винчи были обнаружены в его рукописях, из которых сохранилось свыше 6000 страниц. По всей видимости, Леонардо намеревался опубликовать их в виде большой энциклопедии знаний. Однако, как и большинству других его проектов, этому не суждено было сбыться.
Вполне возможно, что да Винчи использовал накопленный в записных книжках материал с целью совершенствования качества своих картин. Он изучал анатомию, чтобы достоверно изображать человеческое тело, растения и скалы - чтобы пейзажи на его картинах выглядели реалистично. Однако в определённый момент его записи превратились в нечто большее. Они стали живым свидетельством его очарования природой длиною в жизнь и гения его удивительных открытий.
После смерти Леонардо да Винчи все рукописи достались его любимому ученику Франческо Мельци. Мельци бережно хранил их до самой своей смерти в 1579 году. Его потомки, однако, не испытывали столь трепетного отношения к рукописям и продавали отдельные страницы различным коллекционерам или попросту раздавали их своим друзьям.
В 1630 году рукописи попали в руки Помпео Леони, скульптора при дворе короля Испании, который попытался отсортировать их по темам. К сожалению, это привело лишь к тому, что хронология была полностью нарушена. Таким образом, большая часть разработок Леонардо была утеряна. Каждая отсортированная записная книжка получила название кодекс.
В своих записях Леонардо использовал уникальную манеру письма, которую он сам же и изобрёл. Учёные, исследовавшие его рукописи, были этим крайне озадачены. Обычно да Винчи использовал так называемый зеркальный метод, начиная писать с нижнего правого угла страницы справа налево. Традиционным способом он писал только для посторонних людей. До сих пор историки не пришли к единому мнению относительно этого феномена, полагая, что таким образом да Винчи либо пытался зашифровать свои записи, либо считал этот способ письма более быстрым и удобным для себя, ведь он был левшой.
Очевидно, что рукописи Леонардо предназначались исключительно для личного пользования, так как носили весьма хаотичный характер. Буквы были написаны быстро, неаккуратно, отсутствовали правила пунктуации. Использование уникального метода письма делало записи абсолютно нечитаемыми для посторонних. В почерке часто можно заметить отражение сложного мыслительного процесса да Винчи.
Спустя время большая часть манускриптов разошлась по разным музеям, архивам и библиотекам по всему миру. Лишь одна записная книжка находится в руках частного коллекционера. В 1966 году в Национальной библиотеке Мадрида были случайно обнаружены две рукописи. На сегодняшний день известны десять кодексов Леонардо, представляющих собой собрание его заметок, записей, эскизов, рисунков и размышлений.
Кодекс Арунделла
Коллекция хранится в Лондоне, в Британской библиотеке. Она представляет собой рукопись в кожаном переплёте, в ней 238 листов разного формата, которые были вырезаны и удалены из других рукописей. Кодекс содержит исследования в области геометрии и архитектуры. Так, среди более поздних записей есть, например, исследования, связанные с проектом королевской резиденции Франциска I в Ромарантине, Франция.
Большинство страниц датированы 1480 - 1518 годами.
Кодекс Фостера
Кодекс хранится в Лондоне, в библиотеке музея Виктории и Альберта. Рукописи представляют собой три записные книжки: Кодекс Фостера I, Кодекс Фостера II и Кодекс Фостера III. В них представлены исследования в области геометрии, физики и механики (сила тяжести и веса), а также чертежи гидравлических устройств, созданные Леонардо в разные периоды: 1490–1496 годы (Кодекс Фостера III), 1495–1497 годы (Кодекс Фостера II), 1487–1490 и 1505 годы (Кодекс Фостера I).
Кодекс Лестера
Кодекс был приобретён Биллом Гейтсом в 1995 году. Рукопись состоит из 64 листов в кожаном переплёте. В кодексе содержатся заметки в области гидравлики и исследования принципов движения воды. Рукопись датируется периодом с 1504 по 1506 год. На страницах кодекса также можно найти некоторые исследования в области геологии и астрономии.
Кодекс Тривульцио
Кодекс хранится в Милане в библиотеке Тривульцио Кастелло Сфорцеско. Состоит из 55 листов (в оригинале было 62 листа). Помимо исследований в области архитектуры и религии в рукописи содержатся страницы, свидетельствующие о невероятных усилиях Леонардо по литературному самообразованию. Большинство страниц датируются периодом с 1487 по 1490 год.
Виндзорский кодекс
Рукопись хранится в королевской библиотеке Виндзорского замка. Включает в себя 600 рисунков различной тематики и размеров. Рисунки посвящены исследованиям в области анатомии человека, географии и анатомии лошадей. Также кодекс содержит карикатуры и несколько карт. Рисунки были созданы в различные периоды жизни Леонардо, приблизительно между 1478 и 1518 годами.
Трактат о полёте птиц
Трактат хранится в Турине в библиотеке Реале. Рукопись содержит 17 страниц (в оригинале было 18 страниц), посвященных преимущественно анализу принципа полёта птиц, а также вопросам воздушного сопротивления и воздушным потокам. Рукопись датирована приблизительно 1505 годом.
Кодекс Ашбернхема
Хранится в Париже во Французском институте. Кодекс представляет собой рукописи в картонном переплёте. Изначально они были частью кодекса А, откуда были удалены в XIX веке. Затем им были присвоены номера 2037 (ранее кодекс B) и 2030 (ранее кодекс А). Данная коллекция посвящена преимущественно живописи, а также содержит различные рисунки, с большей вероятностью относящиеся к периоду с 1489 по 1492 год.
Французский кодекс
Это собрание хранится в Париже во Французском институте. Данный кодекс содержит двенадцать рукописей разного размера, частично в пергаментном, частично в кожаном переплёте, некоторые записные книжки по-прежнему сохранились в картонном переплёте. Самым маленьким является Кодекс М (10 × 7 см), а самым крупным Кодекс С (31 × 22 см). Эти кодексы были обозначены буквами от А до M и содержали исследования в области военного искусства, оптики, геометрии, гидравлики и полёта птиц. Большинство страниц могут быть датированы предположительно периодом с 1492 по 1516 год.
Мадридский кодекс
Эти рукописи хранятся в Мадриде в Национальной библиотеке, где они и были обнаружены лишь в 1966 году. Кодекс представляет собой рукописи в переплёте из красной марокканской кожи. Материалы состоят из двух томов. Для более лёгкой идентификации они были названы «Мадридский кодекс I» и «Мадридский кодекс II». Большая часть страниц в Мадридском кодексе I содержит исследования Леонардо в области механики и датируется периодом с 1490 по 1496 год, в то время как Мадридский кодекс II посвящён исследованиям в области геометрии и датируется периодом с 1503 по 1505 год.
Изобретение экспонатов.
Танк, пулемёт, автомобильный домкрат, вертолёт, шарикоподшипник - это всего лишь несколько примеров изобретений да Винчи, свидетельствующих о том, насколько он опережал своё время.
Исторические документы свидетельствуют о том, что Леонардо поручал местным плотникам, которым он доверял, сконструировать несколько машин по своим чертежам. К сожалению, до наших дней не сохранилось ни одной такой машины.
Систематическое изучение технических разработок да Винчи - относительно новое явление, ставшее распространённым лишь в последние 50 лет. Каждая выставочная модель была воссоздана строго по чертежам кодексов Леонардо. Действующие модели были выполнены из исторически достоверных материалов, таких как дерево, хлопок, медь, железо, ткань.
Вокруг изобретений Леонардо развернулись настоящие научные споры. Некоторые учёные полагают, что зачастую да Винчи специально допускал ошибки в своих чертежах, с тем чтобы «авторские права» принадлежали именно ему.
Удивительно то, насколько прогрессивными были машины да Винчи, опередившие своё время на 400 - 500 лет. Это область знания, в которой гений да Винчи проявился как нельзя ярко. Оставаясь верным принципам наблюдения и эмпиризма, большую часть своего времени он проводил, экспериментируя со своими конструкциями. Большинство машин Леонардо так и не были сконструированы. Другим же было не суждено появиться при жизни гения, принимая во внимание, насколько прогрессивно он мыслил для своего времени.
Основоположник полета.
Военная техника.
Физика и принципы механики.
«Я убеждён в безотлагательной деятельности. Знать недостаточно - мы должны применять. Хотеть недостаточно - мы должны делать».
Леонардо верил в то, что механика является ключом к тайнам мироздания. Он изучал поведение воды, воздуха, света и сумел определить механизм их движения в различных условиях. Да Винчи создал множество рисунков с изображением вихревого движения воды в водовороте, потока воздуха и природы света с его тенями и отражением. Всё это время главным принципом его работы было стремление понять сокрытые от человеческого глаза физические и механические принципы.
Да Винчи считал человеческое тело сложной и развитой машиной, способной двигаться, используя принцип, схожий с механическим. Он изучал, каким образом анатомия формирует поведение человека и животных. Леонардо было также интересно, как человек выражает свои чувства и какие скрытые механизмы управляют жизнью.
Учёный предположил, что, поскольку принцип движения человеческого тела и силы природы известны, на основании этого можно сделать выводы о принципах движения машин, которые бы подражали природе. Он изучал анатомию, физиогномику и механику, которые легли в основу большинства его научных открытий и изобретений. Сегодня они в значительной степени могут помочь нам понять мысли величайшего учёного, изобретателя и художника.
К наиболее известным изобретениям да Винчи в области механики относятся шарикоподшипниковая система, устройства для трансформации движения.
Общественная работа.
«Существуют три типа людей: которые видят; которые видят то, что им показывают; которые не видят».
Всю свою жизнь Леонардо работал над многочисленными инженерными проектами, изобретая аппараты, способные увеличить производительность труда. Он сконструировал устройства для подъёма тяжелых предметов, кран, механизм для бурения и экскаватор.
Будучи проницательным наблюдателем, Леонардо всегда пытался заглянуть в самую суть изучаемого вопроса, прежде чем взяться за работу. Ещё в подростковые годы, в мастерской у Верроккио, Леонардо создал проект «зеркального отражателя», который бы плавил и сливал металлы путём воздействия на них отражённого теплового потока. Он был очарован свойствами света и его отражением на различных поверхностях. Позже да Винчи посвятит много времени, рисуя и анализируя распространённые в то время машины.
Многие из чертежей и рисунков Леонардо являются настоящими произведениями искусства. Другие же выполнены в форме черновых набросков и в большей степени сконцентрированы на механизме того или иного аппарата. Зачастую такие наброски содержали заметки, написанные зеркальным почерком, и содержали информацию о том, как оптимизировать эффективность устройства и увеличить его скорость. Нередко подобным образом да Винчи удавалось усовершенствовать уже существовавшие на тот момент аппараты.
Интерес Леонардо к механике не угасал на протяжении всей его жизни. Даже будучи в преклонном возрасте, да Винчи продолжал вносить изменения в свои работы в области металлургии, строительных и текстильных машин с целью их дальнейшего совершенствования.
В некоторых набросках да Винчи, посвящённых гражданским сооружениям, можно обнаружить «специальные» ошибки. Часто Леонардо опускал ключевой компонент или рисовал его неверно либо же использовал комментарий, в котором указывал на допущенную им ошибку. Многие исследователи полагают, что таким образом учёный защищал свои «авторские права» и материальные интересы, на случай если работы попадут в неправильные руки.
Оптика.
«Мои предшественники неоднократно описывали строение и функции глаза, которые наглядно демонстрирует опыт. Результаты моих исследований показали нечто абсолютно иное».
Леонардо был крайне заинтересован в оптике, эффекте света, отражении, тени и возможностях увеличения изображения. Для него как художника глаз представлял особую ценность. Он полагал, что глаз - это окно души, а зрение является важнейшим чувством, с помощью которого человек познаёт окружающий мир.
Удивительным в научном подходе да Винчи было его стремление подвергать сомнению не только существовавшие в то время представления, но и собственные идеи. К 1508 году он разработал более сложную теорию о строении глаза, внеся тем самым неоценимый вклад в развитие оптики. Согласно его теории, глаз и зрачок функционируют подобно камере, при попадании в глазное дно изображение переворачивается и преобразуется.
Нехватка основополагающих знаний латыни, возможно, во многом ограничила его исследования в области оптики, и, тем не менее, его неукоснительная вера в важнейшую роль опыта, практики, эксперимента и наблюдения привела к удивительным выводам и открытиям. Он абсолютно верно провёл разграничение между периферическим и центральным зрением и, возможно, стал первым, кто написал о стереоскопическом зрении, в котором пространственный образ возникает при зрительном восприятии объектов двумя глазами.
Леонардо также обратил внимание на действие яркого света на глаз. Почему человек, находясь на улице при ярком дневном свете, видит только темноту внутри дома, а зайдя внутрь, способен различать отдельные детали?
Важнейшее влияние на работы да Винчи оказало его изучение оптического феномена света и тени. В своих картинах он неоднократно прибегает к технике нанесения тёмного тона в контрасте со светлым и наоборот с целью усилить впечатление трёхмерности пространства.
Он проектирует прожектор для театра и приходит к выводу о том, что можно использовать линзы и зеркала, для того чтобы наблюдать планеты и Луну.
Витрувианский человек».
Рисунок Витрувианского человека был сделан да Винчи в качестве иллюстрации к книге римского архитектора Витрувия, написанной в I веке до н. э. Рисунок демонстрирует «золотое сечение», или канонические пропорции человеческого тела.
Пожалуй, самая известная иллюстрация да Винчи «Витрувианский человек» была создана им примерно в 1492 году и помещена в одной из его записных книжек. На рисунке изображена фигура обнажённого мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведёнными в стороны руками и ногами, вписанная в окружность; с разведёнными руками и сведёнными вместе ногами, вписанная в квадрат. Рисунок представляет собой удивительное слияние искусства с наукой и является идеальным примером канонических пропорций.
Рисунок сочетает в себе описание человеческого тела в соответствии с трактатом Витрувия и собственные наблюдения Леонардо в области человеческого тела. Да Винчи стал первым натуралистом, применившим математику для понимания человеческой анатомии.
«Простота - это высшая утончённость».
Заметки о пропорциях содержали следующее:
- ширина четырёх пальцев равна ширине ладони
- ступня равна ширине четырех ладоней
- локоть равен ширине шести ладоней
- высота человека составляет четыре локтя (и соответственно 24 ладони)
- шаг равняется четырём локтям
- размах человеческих рук равен его высоте
- расстояние от линии волос до подбородка составляет 1/10 его высоты
- расстояние от макушки до подбородка составляет 1/8 его высоты
- расстояние от макушки до сосков составляет 1/4 его высоты
- ширина плеч составляет 1/4 его высоты
- расстояние от локтя до кончиков пальцев составляет 1/4 его высоты
- расстояние от локтя до подмышки составляет 1/8 его высоты
- длина ладони составляет 1/10 его высоты
- расстояние от подбородка до носа составляет 1/3 длины его лица
- расстояние от линии волос до бровей - 1/3 длины его лица
- длина ушей - 1/3 длины лица.
АФОРИЗМЫ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
«Подобно тому как хорошо прожитый день приносит счастливый сон, так и хорошо прожитая жизнь влечёт за собой счастливую смерть».
«Нет высшей власти, чем власть над собой».
«Хорошо также часто вставать и немного развлекаться чем-нибудь другим, так как при возвращении к вещи ты лучше о ней судишь, а если ты постоянно находишься рядом с ней, то сильно обманываешься. Хорошо также удалиться от неё на некоторое расстояние, так как произведение твоё покажется меньшим, легче охватывается одним взглядом и лучше распознаются несоответствия и диспропорции в членах тела и в цветах предметов, чем вблизи».
«Опыт никогда не ошибается, ошибаются ваши суждения, ожидая от него такого действия, которое не является следствием ваших экспериментов».
«Я уже давно заметил, что существуют люди действия, которые не сидят и не ждут свершений. А вместо этого делают их сами».
«Женитьба - это попытка засунуть руку в мешок с ядовитыми змеями в надежде вытащить ужа».
«Нога человека - шедевр инженерии и произведение искусства».
«Испытав полёт однажды, ты навечно устремишь глаза в небо, ибо побывав там, на всю жизнь будешь обречён тосковать о нём».
«Я думал, что учусь жить, но учился я умирать».
«Вред приносишь ты, если хвалишь, но ещё больше вреда, если порицаешь то, в чём мало смыслишь».
«Кто хочет разбогатеть в течение дня, будет повешен в течение года».
«Тот, кто в споре ссылается на авторитет, использует свою память, а не свой разум».
«Избегай обучения, результат которого умирает вместе с учеником».
«Увлекающийся практикой без науки - словно кормчий, вступающий на корабль без компаса; он никогда не уверен, куда плывет».
Программа для гидов.
Содержание:
1. Введение
2. Выставка
3. Леонардо да Винчи, краткая биография
4. Жизнь и время
5. Кодексы
6. Изобретение экспонатов
7. Основоположник полёта
8. Военная техника
9. Физика и принципы механики
10. Общественная работа
11. Оптика
12. «Витрувианский человек»
Афоризмы Леонардо да Винчи
Введение.
Леонардо да Винчи был одним из величайших гениев человечества. Большинство людей придерживаются мнения, и я в том числе, что личность да Винчи была вне всякой конкуренции. Он был не только выдающимся художником эпохи Возрождения, не имеющим себе равных среди современников, но и одним из крупнейших учёных, изобретателей, скульпторов, музыкантов, математиков, инженеров и архитекторов.
Изыскания да Винчи в области полёта человека при помощи прототипов современных дельтаплана, парашюта и вертолёта являются наглядными примерами того, что мысль да Винчи опережала время более чем на 400 лет.
Только представьте на минуту масштаб дарования личности, создавшей известнейшее в мире произведение искусства - картину «Мона Лиза», восторгаться и любоваться которой приезжает бесчисленное количество людей со всего света, и открывшей миру прототипы современного танка, автомобиля и простую, но такую нужную шарикоподшипниковую систему и привод, которые широко используются и по сей день. Он первым начал заниматься вскрытием трупов и создавать детальные наброски скелета, с тем чтобы лучше изображать человеческое тело. Он изготавливал музыкальные инструменты, создавал костюмы и организовывал экстравагантные зрелища для правящих семей, проектировал новые мосты, подъёмные краны и изобретал концепции для строительства новых городов, помимо этого он также был философом и скульптором. И это ещё не всё. Сложно представить, что все вышеперечисленные проекты были разработаны им в конце XV -начале XVI века. Подобная универсальность ставит да Винчи особняком среди других гениев эпохи.
Леонардо да Винчи родился близ города Винчи в Таскании, недалеко от Флоренции, сердца эпохи Возрождения. Он был незаконнорождённым ребёнком. Рост Леонардо составлял 180 см, он был левшой, считался вегетарианцем и пацифистом. Весьма необычные для того времени качества. Известно, что Леонардо писал зеркальным способом, справа налево. Принято считать, что в своих заметках и чертежах Леонардо намеренно совершал ошибки для защиты своих идей и концепций.
Большая часть его научных идей известна нам благодаря его кодексам. Считается, что в общей сложности он оставил свыше 24 000 страниц рукописей, однако до наших дней дошли только 6000. Его работы были посвящены исследованиям в области геометрии, инженерии, фауны и флоры, математики, физики, философии; он создавал невообразимо точные анатомические рисунки (невзирая на опасность быть осуждённым духовенством за противоречивые выводы своих исследований и еретическое поведение), а также оставил после себя изобретательные проекты сооружений и механических устройств.
Нельзя забывать о том, что многие из работ Леонардо оставались неизвестными на протяжении долгого времени после его смерти. Например, одна из его наиболее важных рукописей была обнаружена лишь в 1966 году в библиотеке Мадрида в Испании. Удивительный талант Леонардо, возможно, не был оценён в полной мере, так как о многих важнейших открытиях стало известно лишь недавно. Многие его изобретения опередили эпоху на сотни лет. Невольно на ум приходит мысль о том, каким мог бы быть современный мир, если бы рукописи да Винчи попали в руки учёных раньше. Прогрессировали бы мы быстрее, и какого было бы качество этого прогресса?
В историю Леонардо вошёл в первую очередь благодаря своему таланту художника эпохи Возрождения. Он полагал, что живопись является самым благородным видом деятельности человека и имеет большее значение, нежели скульптура, литература и музыка. На протяжении 1503 года во Флоренции он работал над созданием своей самой известной картины «Мона Лиза». Историки считают, что для этого загадочного полотна позировала супруга торговца шёлком из Флоренции и мать троих детей Лиза Герардини. В глазах Леонардо картина осталась незаконченным шедевром. Среди других известных работ была фреска «Тайная вечеря», выполненная в Милане. Уникальная интерпретация евангелистского сюжета (момент, когда Иисус произно