МОДУЛЬ 3. Будущее человечества в контексте глобальных экологических проблем. Поиск путей выживания человечества

1.Чем отличаются глобальные экологические проблемы человечества от других проблем даже планетарного характера?

Глобальные масштабы проявления, которые выходят за рамки одного государства или группы стран, острота проявления;

комплексный характер, все проблемы тесно переплетены;

общечеловеческая сущность, которая делает их понятными и актуальными для всех стран и народов;

возможность определять в тех или других аспектах ход последующей истории человечества;

возможность их решения лишь усилиями всего мирового содружества .

2. Загрязнение окружающей среды это:

наличие в окружающей среде вредных веществ, которые нарушают функционирование экологических систем или их отдельных элементов и понижают качество среды с точки зрения обитания человека или ведения ею хозяйственной деятельности;

возможность биосферы хранить свое состояние, противостоять внутренним возмущением, включая любые антропогенные влияния, путем выработки в ней саморегулирующих механизмов;

термодинамически открытые, функционально целостные системы, которые существуют за счет поступления из окружающей среды энергии и частично вещества и которые сам развиваются и саморегулируются;

процесс эксплуатации природных ресурсов с целью удовлетворения потребностей общества;

элементы природы, которые влияют на жизнь и деятельность людей, но не берут участия в материальном производстве.

3.Главные источники загрязнения гидросферы это:

нефть и нефтепродукты;

бытовые и промышленные стоковые воды;

синтетические вещества;

тяжелые металлы (свинец, хром, медь, ртуть);

ядохимикаты.

4.Главные источники загрязнения литосферы это:

эрозия почвы;

тяжелые металлы (свинец, хром, медь, ртуть);

радиоактивные элементы;

ядохимикаты;

сельское хозяйство.

5.Главные источники загрязнения атмосферы это:

тяжелые металлы (свинец, хром, медь, ртуть);

выветривание, вулканы, лесные пожары, процессы разложения растений и животных;

транспорт, разнообразные машиностроительные предприятия;

предприятия топливно-энергетического комплекса;

промышленные газы.

6.Какие загрязнения имеют название “антропогенные”?

Загрязнение выбросами от промышленных предприятий;

загрязнение выбросами от извержения вулканов;

загрязнение выбросами от автотранспорта;

загрязнение стоками коммунальных хозяйств;

загрязнение радиоактивными элементами.

7.Чем объясняется возникновение парникового эффекта?

Увеличением содержания в атмосфере двуокиси серы;

увеличением содержания в атмосфере двуокиси углерода;

природным явлением;

увеличением содержания в атмосфере двуокиси азота;

увеличением содержания в атмосфере аэрозолей.

8.Образование кислотных дождей вызвано наличием в атмосфере:

окислов серы;

хлора;

окислов азота;

цианидов;

углерода.

9.К глобальным экологическим проблемам принадлежат?

кислотные дожди;

истощение озонового слоя;

парниковый эффект;

массовое уничтожение лесов;

всё вышеуказанное.

10.Что такое кислотные дожди?

Это мелкие капельки серной и азотной кислот, которые переносятся ветрами в виде кислотного тумана, или выпадают с осадками;

это исчезновение озонового слоя за счет загрязнения атмосферы фреонами;

это повышение температуры в первую очередь с увеличением содержания углекислого газа (СО2) и аэрозолей в атмосфере;

это влияние природы на человеческую деятельность;

это деградация биосферы.

11. Кислотные дожди влияют на внешнюю среду и людей таким образом:

урожайность многих сельскохозяйственных культур снижается на 3-8% в результате повреждения листьев кислотами;

кислотные осадки вызывают вымывание из почвы кальция, калия и магния, который вызывает деградацию фауны и флоры;

деградируют и погибают леса (особенно восприимчивым к действию кислотных дождей является кедр, бук);

отравляется вода озер и прудов, в которых погибает рыба (в первую очередь, ценные виды - лосось, форель) и много видов насекомых;

в дыхание людьми воздуха, загрязненного кислотным туманом, приводит к заболеваниям дыхательных путей, раздражению глаз.

12. Что такое озоновые дыры?

Это исчезновение озонового слоя за счет загрязнения атмосферы фреонами;

это мелких капелек серной и азотной кислот, которые переносятся ветрами в виде кислотного тумана, или выпадают с осадками;

это повышение температуры атмосферы с увеличением содержания углекислого газа (СО2) и аэрозолей;

это повышение содержания озона в атмосфере;

это деградация биосферы.

13.Основные подразделы и задачи ЮНЕП такие:

глобальная система мониторинга окружающей среды (ГЕМС);

международный регистр потенциально токсичных химических веществ (ИРПТК);

всемирная сеть данных ИНФОТЕРРА;

организует международные симпозиумы по отдельным вопросам охраны окружающей среды;

способствует принятию мер по охране окружающей среды.

14.Какую пользу приносят леса?

Леса поглощают атмосферное загрязнение антропогенного происхождения;

леса защищают почву от эрозии, регулируют нормальный сток поверхностных вод;

леса способствуют лучшему планированию дорог;

леса препятствуют снижению уровня грунтовых вод и заилению вод, каналов и водоемов;

уничтожение лесов влечет за собой гибель их богатейшей флоры и фауны.

15.Радиация влияет на здоровье человека таким образом:

возникают генетические изменения;

возникают раковые заболевания;

возникают заболевания на диабет;

ни к каким заболеваниям не приводят;

возникает лучевое заболевание.

16.Основныенаправления деятельности ООН такие:

организует контроль за распространением атомного оружия;

организует контроль за загрязнением окружающей среды;

организует международные конференции по отдельным вопросам охраны окружающей среды;

организует работу по прогнозированию последствий загрязнения окружающей среды;

организует международные симпозиумы по отдельным вопросам охраны окружающей среды.

17.Что такое парниковый эффект?

Это исчезновение озонового слоя за счет загрязнения атмосферы фреонами;

это повышение температуры атмосферы с увеличением содержания углекислого газа (СО2) и аэрозолей в ней;

это возникновение мелких капелек серной и азотной кислот, которые переносятся ветрами в виде кислотного тумана, или выпадают с осадками;

это влияние природы на человеческую деятельность;

это деградация биосферы.

18.Основные цели ЮНЕСКО таковы:

способствовать миру и безопасности, развитию сотрудничества стран в отрасли науки, образования и культуры, для поощрения общего развития справедливости, правопорядка, способствовать соблюдению прав человека и основных свобод, предусмотренных уставом ООН, для всех народов мира без разницы расы, пола, языка и религии;

организация международных конференций по отдельным вопросам охраны окружающей среды;

организация работы по прогнозированию последствий загрязнения окружающей среды;

организация международных симпозиумов по отдельным вопросам охраны окружающей среды;

финансирование исследований.

19.Какие основные задачи программы «Человек и биосфера»?

Определение и оценка изменений в биосфере под воздействием антропогенной деятельности;

изучение структуры, законов функционирования природных, и контролируемых человеком экосистем;

исследование связи между социальными и экономическими процессами;

разработка путей и средств сохранения и последующего стабильного развития жизни на Земле;

координация исследований биосферы.

20.Основные направления работы ЮНЕСКО таковы:

охрана окружающей среды и памятников культуры;

сотрудничество в отрасли глобальных научных проблем в области океанографии;

сотрудничество в отрасли глобальных научных проблем в области геологии;

сотрудничество в отрасли и развитии атомной энергетики;

сотрудничество в отрасли глобальных научных проблем в области гидрологии.

21.Какие основные направления деятельности “Зеленых”?

Организация работы по прогнозированию последствий загрязнения окружающей среды;

борьба против загрязнения окружающей среды, вредных последствий развития атомной энергетики, и все такое;

организация международных конференций по отдельным вопросам охраны окружающей среды;

финансирование исследований;

организация общественных движений за охрану окружающей среды.

22. Основные направления деятельности “Римского клуба" таковы:

разработка моделей будущего развития человечества;

борьба против загрязнения окружающей среды, вредных последствий развития атомной энергетики, и все такое;

организует работу по прогнозированию последствий загрязнения окружающей среды;

организует международные симпозиумы по отдельным вопросам охраны окружающей среды;

финансирование исследований.

23.Основные цели “Римского клуба" таковы:

рост производства;

влияние на природу человеческой деятельности;

исследование ближайших и последующих последствий крупномасштабных решений, связанных с избранными человечеством путями научно-технического и экономического развития;

финансирование исследований;

развитие атомной энергетики.

24.Причины повышения радиационного загрязнения в Украине такие:

аварии на АЭС;

космическая радиация;

авария на ЧАЭС;

аварии на ГЕС;

химическое загрязнение.

25.Что было взято за основу при разработке моделей Форрестера

«мир-1», «мир-2»?

Темпы роста населения;

темпы роста капитала;

темпы уменьшения природных ресурсов;

загрязнение окружающей среды;

производство продовольствия.

26.Какие области Украины являются наибольшими загрязнителями атмосферного воздуха вредными веществами?

Львовская, Ивано-Франковская, Волынская;

Донецка, Днепропетровска, Луганска;

Одесская, Николаевская, Запорожская;

Харьковская, Черниговская, Киевская;

Полтавская, Херсонская, Сумская.

27.Политико-правовые аспекты устойчивого развития таковы:

развитие современной демократии;

система законодательства и налогообложения;

обеспечение свободы и равенства всех людей перед законом;

социальная справедливость (достойная плата за труд, суровое обеспечение прав человека);

экологическое воспитание и образование.

28.Будущее человечества при сохранении современных тенденций развития общества такое:

возможен переход на рельсы устойчивого развития;

население планеты и загрязнение окружающей среды по инерции будут увеличиваться после пика индустриализации, наступит быстрое сокращение численности населения;

увеличение пика индустриализации, а затем быстрое сокращение ресурсов;

ничего не изменится;

увеличение производства промышленной продукции на душу населения.

29.Какое будущее человечества при развитии общества, которое допускает нулевой прирост населения?

возможен переход на рельсы устойчивого развития;

население планеты и загрязнение окружающей среды по инерции будут еще некоторое время увеличиваться после пика индустриализации, а затем наступит быстрое сокращение численности населения;

после пика индустриализации, быстрое сокращение ресурсов;

ничего не изменится;

увеличение производства промышленной продукции на душу населения.

30.Экологизация общества - это:

воспитание экологического сознания;

воспитание экологического мышления;

воспитание экологического поведения;

воспитание экологической культуры общества;

воспитание технических навыков.

31.В чем заключается концепция устойчивого развития?

переход современного индустриально-потребительского общества к ноосферной цивилизации;

переход современного индустриально-потребительского общества к аграрной цивилизации;

переход современного индустриально-потребительского общества к развитой демократии;

система умного законодательства и налоговой политики;

обеспечение свободы и равенства всех людей перед законом.

32.В чем заключается экономический аспект устойчивого развития?

разумное соотношение государственной, общественной и частной собственности в народном хозяйстве, цивилизованная товарно-рыночная экономика;

демонополизация и свободная конкуренция производителей и продавцов;

производство сельскохозяйственной и промышленной продукции, культурных благ, в достаточном количестве для удовлетворения основных жизненных потребностей всех обитателей планеты;

эффективные и гуманные средства стимулирования полезной деятельности людей;

обеспечение экологической безопасности, ноосферного развития.

33.В чем заключается экологический аспект устойчивого развития?

обеспечение экологической безопасности;

усовершенствование административных, экономических и правовых методов защиты природы;

сохранение реальных возможностей удовлетворить основные жизненные потребности не только нынешнего, но и будущих поколений;

систематическая эколого-воспитательная работа среди населения, особенно молодежи, которая должна привести до формирования бережливого отношения граждан к природе;

применение малоотходного, и безотходного производства.

Наши рекомендации