Растворы для имитации ценных пород древесины
Для того чтобы обработать поверхность изделия под красное дерево, резчиками часто используется смесь красной и черной туши, пропорции которой подбираются опытным путем. Имитацию под орех можно создать с помощью обработки древесины 2 %-ным раствором йода. Имитировать отделку под красное дерево можно на древесине таких пород, как груша, вишня, ясень, бук, кедр, ольха, вяз и береза. Отделке под черное дерево прекрасно поддаются береза, дуб, яблоня, слива, вишня, клен и граб. Отделка под орех подходит липе, буку, березе и ольхе.
Перед началом обработки поверхность изделия необходимо тщательно отшлифовать и увлажнить – так раствор будет ложиться ровнее. Растворы наносятся на древесину с помощью тампона, сделанного из нескольких слоев марли. Также для этих целей подойдут жесткие кисти, пульверизатор или погружение изделия в раствор. В том случае, если после частичного высыхания цвет изделия не отвечает нужной тональности, рекомендуется провести обработку еще раз. При этом надо стараться не допустить переувлажнения древесины, так как это может привести к растрескиванию и короблению материала.
Вообще, перед тем как приступить к имитации, желательно проверить цвет красителя на бумаге или кусочке древесины той же породы. Также надо учесть цвет и тон красителя после покрытия изделия лаком. При имитации ценных пород дерева на древесине хвойных пород рекомендуется предварительно очистить поверхность материала от смолы, а после этого промыть изделие 10 %-ным раствором поваренной соли, спиртом, скипидаром, 10 %-ным раствором едкого натра или бензином.
Глава 9 Декоративно-защитная отделка древесины
Декоративно-защитная отделка представляет собой окончательную, чистовую работу и подразумевает под собой несколько этапов.
Для придания изделию из древесины яркости цвета и блеска применяется лакирование. Лак и некоторые другие красящие вещества придают изделию дополнительную декоративность, а также защищают от воздействия света, пыли и влаги.
Для декоративно-защитной отделки древесины можно использовать разнообразные лакокрасочные материалы, например эмали холодного и горячего нанесения, лаки на основе эфиров целлюлозы, полиэфирные лаки, кроющие краски, пленки, лаки на основе растительных масел и смол, предназначенные для нанесения тампоном или кистью, эмали и лаки, созданные на основе полимеризационных смол, и т. д.
Довольно часто в настоящее время применяются полиуретановые лакокрасочные материалы.
Для того чтобы качественно и эффективно обработать поверхность изделия из древесины лакокрасочными материалами, рекомендуется применять разравнивающие жидкости, разбавители и растворители.
Также изделия, покрытые лакокрасочными материалами, можно различными способами довести до определенного класса отделки.
Выбор материала
Лакокрасочные материалы рекомендуется выбирать в зависимости от назначения изделия. Также при этом следует учитывать его декоративную отделку и композицию. К самим лакам предъявляется ряд требований: они должны иметь чистый цвет, быть надежными и удобными для нанесения и отделки, должны хорошо полироваться, шлифоваться, принимать твердый слой политуры, пропитывать материал (древесину) прозрачной пленкой и не скрывать при этом ее текстуру, создавать глянцевую или матовую пленку, защищающую изделие от пыли, грязи и влаги.
Виды лаков
Спиртовые лаки
Представляют собой растворы природных (чаще всего растительных) смол в винном или этиловом спирте. К спиртовым лакам относятся шеллак, янтарь, манильский копал, канифоль, даммара (основанные на натуральных смолах и обладающие хорошим прилипанием и блеском), а также бакелит, синтетический шеллак и резинит (на основе искусственных смол).
Масляные лаки
Основаны на высыхающих маслах (конопляном, льняном и маковом), а также на натуральных или искусственных смолах.
Нитролаки
Состоят из смолы, летучих растворителей, пластификаторов, нитроклетчатки (коллоксилина) и других компонентов. Большую часть в их составе занимают растворители и разбавители, которые испаряются после высыхания. Нитролаки могут быть холодного и горячего нанесения. Перед горячим нанесением лак нагревают до 70–75 °C.
Целлулоидные лаки
Известны также под названием цапонлаки и представляют собой смеси ацетилклетчатки, нитроклетчатки или целлулоида и различного вида растворителей (хлоргидрин, эфиры уксусной кислоты, амилацетат, серный эфир, ацетон или алкоголь). Покрывают изделие после обработки и высыхания тонкой глянцевой прозрачной пленкой.
Янтарный и канифольный лаки, а также шеллак относятся к спиртовым лакам.
Янтарный лак считается самым дорогим и качественным. Его можно изготовить из 1 части янтарных опилок и 1,5 частей этилового спирта, смешав компоненты в отдельной посуде и подержав их в течение нескольких часов на водяной бане. После этого следует поставить раствор на 3–4 дня в теплое место, затем слить и очистить от опилок, которые в дальнейшем не используются.
Также янтарный лак можно приготовить, залив 1 часть янтарных опилок 1 частью дихлорэтана. Полученную смесь следует настоять в течение 8–10 дней, а после этого слить в отдельную посуду и хранить при закрытой крышке.
Канифольный лак можно изготовить по той же технологии, что и янтарный. Следует смешать 110 г канифоли, 20 г густого терпентина, 20 г скипидара и 80 г 90 %-ного спирта. Недостатком этого лака являются хрупкость и непрочность покрытия.
Шеллак известен также под названием гуммилак и представляет собой натуральную смолу в виде зерен или палочек, вырабатываемую лаковым червецом. Производится шеллак в виде палочек, лепешек (пуговичный) и пластинок (листовой), плавится при нагревании, не растворим в воде, растворим в спирте и углекислых щелочах, горит светящимся пламенем. Из данного вещества получают самые лучшие политуры и лаки.
Шеллак делится на несколько сортов: белый, бледный, оранжевый, рубиновый и темный. Из каждого сорта вырабатывают политуру такого же оттенка. В домашних условиях это можно сделать следующим образом: в стеклянную посуду поместить 20 частей искусственного или натурального шеллака, добавить 100 частей 90 %-ного этилового спирта, плотно закрыть крышкой и тщательно взболтать. После этого емкость следует поставить на несколько дней в теплое место, время от времени взбалтывая смесь.
Через 4 дня смесь разделится на 3 фракции: шеллачный воск в виде темной нерастворимой массы осядет на дно, в середине емкости соберется менее темная часть, а самая светлая будет находиться на поверхности. Полученные слои аккуратно, не встряхивая и не перемешивая, слить в отдельные емкости, при необходимости процедив.
Шеллачный воск можно использовать в качестве грунтовки, начального слоя покрытия изделия из древесины. Перед применением необходимо нагреть состав до 70 °C.
Для разжижения готовых растворов следует использовать разбавители. Растворители применяются для удаления пленкообразователей.
Шеллаковый лак можно растворить этиловым спиртом, копаловый – скипидаром. Чтобы снять с поверхности изделия старый лак, можно использовать растворитель (уайт-спирит, бутилацетаты, изобутилацетаты, этилацетаты, ацетоны марки А и Б и осветительный керосин).