Методы воспитания раскрываются как пути или способы достижения поставленной цели
Содержанием воспитательного процесса на уроках ИЗО должны стать:
• духовный диалог культур и личностей, а не «чистое» искусствоведческое, теоретическое знание, оторванное от его носителя;
• художественно-творческая деятельность ребенка как жизнь в искусстве;
• творение себя как личности, взгляд в себя;
• в центре — не столько само произведение искусства, сколько переживание, отношение к нему, духовное постижение художественного образа.
Нравственные и духовные состояния и изменения, которые возникают в детях, — это главное поле и главный результат творческой деятельности учителя на уроке ИЗО
Искусство всегда идет впереди науки и философии в поисках единых форм познания жизни, в поисках смысла жизни и самого человека.
Художественная деятельность является преобладающим первоначальным способом освоения мира ребенком, и здесь альтернативы искусству нет.
Обучить мировоззрению, духовности, нравственности, творчеству невозможно. Искусство нельзя «вложить» в сознание, им нельзя «вооружить» его можно только переживать.
Научить переживать и сопереживать — это центр всей воспитательной работы с помощью искусства. Это означает переход от содержания, как суммы, к содержанию как живому во всем многообразии и богатстве, как смыслу.
Не задание, пример, упражнение, — а духовная работа через творчество и диалог.
Не подача материала в готовом виде — но поиски смысла.
«Вход» в искусство — его художественный образ.
ПРОБЛЕМЫ
Сейчас нет другой области педагогики, в которой наблюдался бы такой разрыв между возможностями и результатами, как в художественно-эстетическом воспитании детей в процессе преподавания художественных дисциплин.
Бессистемность, отсутствие творческой деятельности детей и единых принциповпреподавания. На изобразительное искусство и музыку в начальной школе отводится 7% учебного времени, в последующих классах — 3%. В старших классах (в период нравственных исканий, активного формирования мировоззрения и самосознания, обострения потребности в идеалах) — этих предметов вообще нет.
Главный порок школьного художественно-эстетического цикла, основная причина его бесплодности заключается в том, что искусство преподавалось и преподается не как искусство.
Содержание и методы преподавания заимствуются из области естественных наук. Из-за чего занятия искусством оказываются лишенными личностного смысла, а духовный опыт, который хранит искусство, оказывается недоступным ребенку. Поэтому даже примитивные умения и навыки, которым, казалось бы, учебные программы уделяют преобладающее внимание, практически не осваиваются.
Таким образом, предметы, способные развивать чувственное восприятие и эмоциональный мир ребенка, учить его не отрывать восприятие явлений жизни от их эмоционально-нравственной оценки, видеть мир целостно и не отделять самого себя от окружающей действительности практически оказались выключенными из процесса формирования личности детей.
С этим же связан опасный перекос в психическом развитии: явления «эмоциональной тупости», утилитарное отношение к жизни, столь характерные ныне для многих людей. В результате выпускники школы (кроме немногих, кто специальными занятиями восполнил брак общего образования) остаются нравственно и эстетически неразвитыми. Среди выпускников школ, обнаруживающих более или менее развитые художественно-эстетические потребности, не более 5%!
Программы для общеобразовательной школы, утвержденные грифом УМО, разработанные под руководством В.С. Кузина, Б.М Неменского, Т.Я. Шпикаловой. Сравнительный анализ концепции и задач, принципов, заложенных в основу программ, основных видов деятельности и учебно-методического обеспечения
Изобразительное искусство и художественный труд (1-9 классы). Рук. и редакц. Б. М. Неменского. | «Изобразительное искусство», авт. В. С. Кузин и др. | «Изобразительное искусство», авт. Т. Я. Шпикалова и др. | |
Цели | Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, созданной многими поколениями. | Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетических чувств и понимания прекрасного. | Развитие личности на основе высших гуманистических ценностей средствами отечественного и мирового искусства. |
Содержание и средства | Представляет целостную систему введения в художественную культуру, включающую изучение всех основных видов пластических искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), конструктивных (архитектура, дизайн), декоративно-прикладных (традиционное народное искусство, народные художественные промыслы, современное декоративное искусство и синтетических (кино, театр и т.д.). На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программе вводятся коллективные задания. | Содержание курса данной программы составляет рисование с натуры, по памяти и по воображению различных предметов и явлений окружающего мира, создание графических композиций на темы окружающей жизни, беседы об изобразительном искусстве. Ведущее место принадлежит рисованию с натуры. В курсе предполагаются беседы и в 7 – 9 классах лекции, практические работы. | Содержание построено на основенепреходящих ценностных понятий: человек, семья, дом, народ, история, культура, искусство. Представляет собой комплексный подход в освоении художественной информации с опорой на знания учащихся в области гуманитарных и естественно-научных дисциплин. Структурированы в блоки, разделы и тематическое планирование содержания курсов, призванные обеспечить освоение учащимися 5 – 9 кл. основ художественного изображения (художественный образ и изобразительное творчество учащихся), а также основ народного и декоративно-прикладного искусства и художественной проектной деятельности. |
Особенности | Искусство не просто изучается, а проживается детьми на уроках. Содержание каждого вида искусства личностно присваивается каждым ребенком как собственный чувственный опыт. Программа предполагает высокий уровень теоретической подготовки учителя. | Реализация программы доступна специалистам различного уровня профессиональной подготовки. | Во все разделы программы включен примерный перечень художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. Учителю для реализации данной программы желательно иметь специализацию декоративно-прикладного направления. |
Все выше приведенные программы существенно отличаются соотношением практического обучения художественно-творческой деятельности и знакомства детей с различными теоретическими аспектами изобразительного искусства (направлений, видов, стилей и т.д.). Однако более подробный анализ методических рекомендаций многих образовательных программ данной области показывает, что для школьного учителя в них недостаточно хорошо разработана образовательная технология на уровне управления способами и стратегиями познавательной деятельности, недостаточно полно учтены психологические аспекты развития личности.
Как известно, изобразительная деятельность человека в качестве индивидуальной потребности детского самовыражения начинается довольно рано: практически каждый ребенок уже в два года при поддержке взрослых начинает рисовать и сохраняет потребность и интерес к этой деятельности до 10 – 12 лет (у некоторых он продолжается всю жизнь).
Для первоклассников изобразительная и творческая деятельность не является чем-то абсолютно новым. Однако к концу начальной школы многие дети утрачивают свой интерес к рисованию. Наши исследования показывают, что 50% учеников 4-х классов уже не испытывают удовольствия от этой деятельности.
Данные убедительно показывают, что умение рисовать, возможность реализовать себя и достигать позитивного результата являются главными источниками мотивации к изобразительной деятельности, а их отсутствие — причинами отказа от изобразительного творчества.
В свою очередь, проведенный анализ причин неумения учащихся рисовать показывает, что еще более важной проблемой является слабая профессиональная подготовка учителя, особенно в области психолого-педагогических компетенций.
Независимо от выбранной программы обучения изобразительному искусству, все еще встречаются случаи, когда учитель дает задание детям, например, предлагая нарисовать натюрморт, без каких-либо объяснений того, как именно следует это делать. В этом случае целенаправленный педагогический процесс отсутствует, дети заняты самообразованием, и лишь немногие из них способны успешно выполнить поставленную задачу. Отчасти это объясняется тем, что многие педагоги изобразительного искусства не являются специалистами данной области. Но, к сожалению, подобная ситуация встречается и с учителями, которые имеют художественно-графическое образование. Это указывает на то, что часть педагогов не владеет в должной мере способами управления учебной деятельностью. Особо отметим, что совершенно недопустимо преподавание предмета «Изобразительное искусство» наоснове учебно-тематического плана, составленного из фрагментов различных программ ИЛИ заданий, показавшихся учителю достаточно новыми и интересными, чтобы включить их в содержание. Такое «лоскутное одеяло» не может иметь целостной концепции преподавания, а значит, не может быть обеспечена системность освоения содержания образования по предмету.