Пути, средства и методы достижения цели

Пояснительная записка

Данная программа внеурочной деятельности составлена для учащихся 6 классов общеобразовательных школ разработана на основе учебной программы, с учетом ООП ООО «Школа №11» в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе к планируемым результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, на основе концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности. Рассчитана на 34 ч.

Повышение эффективности обучения иностранным языкам в школе является одной из центральных задач, поставленных перед нами современным обществом. Значимость свободной иноязычной коммуникации трудно переоценить.

Обучение свободному мыслеизъявлению на иностранном языке можно осуществить через создание в школе театрально-языкового социума.

Мировая и региональная интеграция привела к формированию принципиально нового, многомерного социокультурного пространства. В этой ситуации перед системой образования встает задача социолингвистической адаптации учащихся, развития их коммуникативного и творческого потенциала.

Иностранный язык, которым ребенок овладевает даже при отсутствии языковой среды, что само по себе представляет серьезную проблему, является не системной знаков, правил или речевых образцов, а инструментом, позволяющим ему удовлетворять свои интеллектуальные и эмоциональные потребности, достигать практического результата.

Эффективнейшей формой работы с учащимися, органически соединяющей учебную и внеурочную деятельность, является создание театрально-языкового социума. Под этим термином мы понимаем особое социоингвистическое пространство, в рамках которого осуществляется активизация изучаемого учебного материала, его интерпретация на новом языковом уровне с выходом на практическую коммуникацию посредством драматизации и театрализации.

Творческая деятельность позволяет реализовать ребенку свои творческие способности, которые не всегда проявляются в учебной деятельности общеобразовательных школ. Следует отметить, что детская потребность в игре совпадет с игровой природой актерского искусства. Работая на сценической площадке, дети приобретают такие качества, как уверенность в своих силах, концентрация, умение свободно держаться на публике, думать и действовать в условиях экстремальной ситуации, взаимодействие с партнером, самостоятельность мышления, творческое воображение, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Развитие этих качеств является актуальным при формировании личности ребенка в современных условиях и способствует самореализации ребенка в будущем.

Цели и задачи программы

Основной целью организации работы кружка «Театр на английском языке» является расширение сферы применения навыков и умений, приобретенных в обязательном курсе английского языка и расширение языковой среды.

Следовательно, организация внеурочной деятельности направлена на достижение следующих целей:

· Формирование умения общаться на иностранном языке на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников;

· Приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство школьников с миром театра, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;

· Развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей школьников, развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;

· Воспитание и разностороннее развитие школьника средствами иностранного языка и театрального искусства.

Деятельностный характер театра соответствует природе школьника 5-6 классов, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в театральную, дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в средней школе.

С учетом сформулированных целей организация работы кружка «Театр на английском языке» направлена на решение следующих задач:

· формирование представлений об иностранном языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими или пишущими на иностранном языке;

· расширение лингвистического кругозора школьников средней школы; освоение лингвистических представлений;

· обеспечение коммуникативно-психологической адаптации детей к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения;

· развитие личностных качеств школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в спектаклях, ролевых играх;

· развитие эмоциональной сферы детей в процессе постановки спектаклей на иностранном языке;

· приобщение школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на иностранном языке различных ролей в игровых ситуациях и пьесах на иностранном языке;

· духовно-нравственное воспитание школьника, понимание и соблюдение им таких нравственных устоев семьи как любовь к близким, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших;

· развитие познавательных способностей, овладение умением координирования работы в разных видах деятельности, умением работать в паре, в группе.

Формы и виды контроля

  • Контроль и оценка обучающихся в кружке осуществляется при помощи текущего контроля в форме викторин и зачетов по этюдным работам на материале пьесы.
  • Возможно проведение мастер-класса в форме открытого занятия кружка для посещения другими учащимися с целью повышения мотивации изучения английского языка.
  • Главным видом контроля является спектакль, который проводится в конце года.

Содержание обучения

 
Тема 1. История театра.Современный театр в России. Виды театра. Знаменитые театры России. Мой театральный этюд. (4 часа).
Тема 2. Зарубежный театр. Театральное искусство в Европе. Знаменитые театры мира. Театральные жанры: драма, комедия. Театральные профессии. Игра актеров. Викторина «Знаете ли вы театр…?» (5 часов).
Тема 3. Работа над спектаклем «Алиса в стране чудес». Выбор пьесы. Чит­ка. Анализ: идея, время, место действия, конфликт, образы в пьесе и их характерные черты. Распределение ролей. Выбор актерского состава. Выбор оформителей декораций, костюмеров. (4 часа).
Тема 4. Культура речи. Виды говорения: диалог и монолог. Мимика и жесты. Сценки без слов. Понятие «общение», говорить и слушать. Речевой этикет в различных ситуациях. Игры на дыхание и правильную артикуляцию. Проговаривание рифмовок, скороговорок, стихов. (5 часов).
Тема 5. Сценические действия и театральные игры. Групповые сюжетно-ролевые игры. Сценическое воображение. Действия в условных ситуациях. Упражнения, игры, этюды как сценические действия. (2 часа).
Тема 6. Изготовление костюмов и декораций. Выбор костюмов, декораций и музыкального сопровождения. Музыкальные занятия. Разучивание песен и танцев. (2 часа).
Тема 7. Мизансценирование. Работа по картинам. Этюды на материале спектакля «Алиса в стране чудес». Работа актера - движения, текст. Музыкальные занятия. Отработка мизансцен. Занятия по технике речи, по оформлению спектакля. Завершение работы по изготовлению костюмов. Изготовление декораций и реквизита. Завершение работы по изготовлению декораций и реквизита. (6 часов). Т е м а 8. Подготовка к выступлению.Отработка отдельных сцен и ролей. Прогонные репетиции сцен. Окончание работ по материальной части спектакля. (3 часа).
Тема 9. Генеральная репетиция. Прогонвсего спектакля. Обсуждение участниками кружка работы над спектаклем. Отработка неудавшихся кусков, картин. Общие замечания об оформлении. Свет. Музыкальное сопровождение (2 часа).
Тема 10. Показ спектакля «Алиса в стране чудес» зрителю.Итоги работы кружка. (1 час).

1. Учебно-тематический план

№ п/п Наименование разделов, блоков, тем Всего, час Количество часов Цель Характеристика деятельности обучающихся, форма УУД Форма контроля
Аудиторные Внеаудиторные
                 
История театра. Дать представление о занятиях в кружке. Инструктаж по технике безопасности и правилах поведения Урок-презентация, виртуальная экскурсия. Знать, что такое театр, чем он отличается от других видов искусства. Знать общие сведения из истории развития театра    
Зарубежный театр.   Познакомить детей друг с другом; формировать умения действовать в коллективе Презентация, зрительный ряд, игры с куклами. Знать общие сведения из истории развития театра России и мира. развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей  
Работа над спектаклем «Алиса в стране чудес».   Актуализировать представления о понятиях: искусство, живопись, музыка, театр, концерт, артист. Расширить общекультурный кругозор учащихся. Чтение по ролям, монолог, полилог. урок-спектакль образно мыслить, концентрировать внимание, расширить общий лингвистическогий кругозора викторина
    Культура речи. Формировать творческую художественно-речевую деятельность; развивать умения осмысливать содержание художественного произведения. Развивать память, внимание, воображение. Через образы народных сказок углубить художественное восприятие. Развивать интонационную выразительность. Творческая мастерская, мастер-классы Приобретать навыки общения с партнером, элементарного актерского мастерства, образного восприятия окружающего мира  
    Сценические действия и театральные игры.   Изготовление костюмов и декораций           Создавать на занятиях положительный эмоционально-психологический настрой. Развивать навыки концентрации внимания и координации движений. Развивать речь учащихся. урок-спектакль Уметь самостоятельно изготовить костюмы, декорации. развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей  
Мизансценирование. Работа по картинам. Этюды на материале спектакля «Алиса в стране чудес».   Расширять общекультурный кругозор уч-ся Этюды с куклами. урок-спектакль Приобретать образного восприятия окружающего мира, повысить мотивации к изучению иностранного языка Зачет по этюдным работам на материале пьесы
Подготовка к выступлению.   Музыкально-ритмическое восприятие. Формировать представления о понятиях: звук, мелодия, темп, ритм. Постановочные работы, репетиции образно мыслить, концентрировать внимание.  
Генеральная репетиция.   Воспитывать сценическую культуру. Приобретать опыт концертной деятельности. Прогон спектакля, репетиции Приобретать навыки общения с партнером, элементарного актерского мастерства, образного восприятия окружающего мира  
Показ спектакля «Алиса в стране чудес» зрителю.   Воспитывать сценическую культуру. Приобретать опыт концертной деятельности. Творческий отчет, анкетирование образно мыслить, концентрировать внимание. спектакль
Итого:        

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

№ п/п Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Кол-во
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1. Программа курса английского языка к УМК Английский с удовольствием/Enjoy English для 2-11 классов общеобраз.учрежд. – Обнинск: Титул, 2010.
2. Английский язык. 5-11 классы: театрально – языковая деятельность: технология, сценарии спектаклей/ сост. Е.Л.Ерхова, С.В.Захаркина, Е.С.Атаманчук. – Волгоград: Учитель, 2009.
3. Дзюина Е.В. Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2010.
4. Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании школьников. М: Просвещение, 2005.
5. Рубина Ю.И. Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельностью. М: Просвещение, 2004.
2. Печатные пособия
6. Карты: Европы, Великобритании и России. 1 компл.
3. Технические средства обучения
7. CD-магнитофон
8. Акустическая система
9. Компьютер
10. Проектор
11. Экран
4. Оборудование класса
12. Стенд для размещения творческих работ учащихся
13. Стол учительский с тумбой
14. Ученические столы 2-местные с комплектом стульев Комплект

«Согласовано»

на заседании ШМО учителей иностранного языка Орлова О. И.

Протокол № от 2016г.

«Согласовано»

Зам. Директора по УВР Кудрявцева Н. Е.

« » 2016г.

Пояснительная записка

Данная программа внеурочной деятельности составлена для учащихся 6 классов общеобразовательных школ разработана на основе учебной программы, с учетом ООП ООО «Школа №11» в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе к планируемым результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, на основе концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности. Рассчитана на 34 ч.

Повышение эффективности обучения иностранным языкам в школе является одной из центральных задач, поставленных перед нами современным обществом. Значимость свободной иноязычной коммуникации трудно переоценить.

Обучение свободному мыслеизъявлению на иностранном языке можно осуществить через создание в школе театрально-языкового социума.

Мировая и региональная интеграция привела к формированию принципиально нового, многомерного социокультурного пространства. В этой ситуации перед системой образования встает задача социолингвистической адаптации учащихся, развития их коммуникативного и творческого потенциала.

Иностранный язык, которым ребенок овладевает даже при отсутствии языковой среды, что само по себе представляет серьезную проблему, является не системной знаков, правил или речевых образцов, а инструментом, позволяющим ему удовлетворять свои интеллектуальные и эмоциональные потребности, достигать практического результата.

Эффективнейшей формой работы с учащимися, органически соединяющей учебную и внеурочную деятельность, является создание театрально-языкового социума. Под этим термином мы понимаем особое социоингвистическое пространство, в рамках которого осуществляется активизация изучаемого учебного материала, его интерпретация на новом языковом уровне с выходом на практическую коммуникацию посредством драматизации и театрализации.

Творческая деятельность позволяет реализовать ребенку свои творческие способности, которые не всегда проявляются в учебной деятельности общеобразовательных школ. Следует отметить, что детская потребность в игре совпадет с игровой природой актерского искусства. Работая на сценической площадке, дети приобретают такие качества, как уверенность в своих силах, концентрация, умение свободно держаться на публике, думать и действовать в условиях экстремальной ситуации, взаимодействие с партнером, самостоятельность мышления, творческое воображение, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Развитие этих качеств является актуальным при формировании личности ребенка в современных условиях и способствует самореализации ребенка в будущем.

Цели и задачи программы

Основной целью организации работы кружка «Театр на английском языке» является расширение сферы применения навыков и умений, приобретенных в обязательном курсе английского языка и расширение языковой среды.

Следовательно, организация внеурочной деятельности направлена на достижение следующих целей:

· Формирование умения общаться на иностранном языке на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников;

· Приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство школьников с миром театра, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;

· Развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей школьников, развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;

· Воспитание и разностороннее развитие школьника средствами иностранного языка и театрального искусства.

Деятельностный характер театра соответствует природе школьника 5-6 классов, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в театральную, дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в средней школе.

С учетом сформулированных целей организация работы кружка «Театр на английском языке» направлена на решение следующих задач:

· формирование представлений об иностранном языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими или пишущими на иностранном языке;

· расширение лингвистического кругозора школьников средней школы; освоение лингвистических представлений;

· обеспечение коммуникативно-психологической адаптации детей к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения;

· развитие личностных качеств школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в спектаклях, ролевых играх;

· развитие эмоциональной сферы детей в процессе постановки спектаклей на иностранном языке;

· приобщение школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на иностранном языке различных ролей в игровых ситуациях и пьесах на иностранном языке;

· духовно-нравственное воспитание школьника, понимание и соблюдение им таких нравственных устоев семьи как любовь к близким, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших;

· развитие познавательных способностей, овладение умением координирования работы в разных видах деятельности, умением работать в паре, в группе.

Пути, средства и методы достижения цели

Достигнуть целей, поставленных в данной Программе, можно использовать следующие пути и методы.

1. В центре процесса организации театра на английском языке находится личность уче­ника, его интересы и потребности. Речь идет о необходимости реализации личностно-ориентированного подхода в обучении иностранному языку. Процесс следует организовать таким образом, чтобы он был направ­лен на формирование и развитие языкового и речевого творчества, познавательной активности каждого учащегося, предоставляя каждому возможность осознать, осмыслить новый языковой материал, получить достаточную практику для формирования необходимых навыков и умений.

2. Необходимо предоставить учащим­ся возможность самостоятельно мыслить, решать интересные и важные для них проблемы, размышлять и рассуждать над возможными путями решения этих проблем. Важно, чтобы в центре внимания учащихся были идея, мысль, само высказывание, чтобы внимание было направлено, прежде всего, на со­держание этого высказывания, а уже во вторую очередь на языковую форму. При такой организации учебного процесса язык выступает в своей первичной функции — как средство формирования и формулирования мыслей.

3. Организация кружка «Театр на английском языке» нацелена на развитие у школьников способ­ностей использовать английский язык как инструмент общения в диалоге куль­тур современного мира, т.е. на развитие межкультурной компетенции учащих­ся.

4. Данный вид работы носит деятельностный характер. Процесс обучения предусматривает участие каждого во внеурочной деятельности, сочетание различных режимов работы: индивидуальной, пар­ной, групповой; использование так называемой проектной методики. Необ­ходимо обеспечить выход иноязычной речевой деятельности в другие виды деятельности: игровую, трудовую, эстетическую.

5. Обучение английскому языку и театральному искусству носит системный и целостный характер, т.е. предполагает обучение всем видам речевой деятельности в тесной взаимо­связи, причем каждый вид речевой деятельности может выступать и как цель, и как средство обучения.

6. Процесс обучения строится поэтапно: от отработки от­дельных речевых действий и выполнения этих действий с опорой на обра­зец к действиям без опор, к так называемому свободному устному общению.

7. Принцип автономности обучения играет в современном образовании осо­бую роль в силу большого потока информации, с которым учащиеся сталки­ваются на каждом шагу. И в этих условиях особенно важно научить школь­ников самостоятельно работать с информацией, критически ее осмысливать, делать выводы и аргументировать их, подкрепляя необходимыми фактами, ре­шать возникающие проблемы, добывая необходимый для этого материал.

8. Организация кружка «Театр на английском языке» направлена на формирование личности уча­щегося, создание у каждого учащегося системы моральных ценностей, оценоч­но-эмоционального отношения к миру, на повышение способности учащихся свободно и творчески мыслить, саморазвиваться и самосовершенствоваться.

Представленная программа организации работы кружка «Театр на английском языке» реализуется в течение одного года: в 6 классах, что соответствует изучению иностранного языка на среднем этапе в общеобразовательной школе.

Наши рекомендации