Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы студенты

Производственная практика

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА

По направлению 050400 Психолого-педагогическое образование

Квалификация (степень) выпускника БАКАЛАВР

Утверждено на заседании кафедры психологии развития и образования Протокол № 10 от 20.03.2012 г. Зав. кафедрой _________________________ В. В. Семикин      

Санкт-Петербург

2012 г.

Производственная практика

1. Цель и ожидаемые результаты производственной практики:

Формирование компетенций (указывается код и формулировка компетенции по видам деятельности в соответствии с ФГОС)

-готовность использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);

- готовность использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4);

- способностью организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);

- способностью понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8).

Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы студенты

Знали:

  • закономерности, индивидуальные особенности психологического и психофизического развития детей дошкольного, младшего школьного, подросткового и юношеского возраста;
  • специфику деятельности практического психолога в общеобразовательных школьных, дошкольных учреждений, ППМС центров; центров подготовки к школе, интернатов, детских домах и т.д.

Умели:

  • планировать свою практическую деятельность на практике исходя из миссии, целей и ценностей учреждения-базы практики, личностных и профессиональных потребностей;
  • работать в команде со своими коллегами, в том числе совместно с психологом учреждения.

Владели:

  • навыками проведения диагностического обследования и его обработки;
  • навыками проведения психолого-педагогических занятий групповых и индивидуальных (игровых, коррекционных, консультативных, профориентационных, арт-терапевтических и др. (в зависимости от характера проблем и возраста) с детьми или подростками по результатам диагностики или по запросу учреждения.

2.1. Содержание инвариантных заданий на производственную практику в соотношении с формами отчетности по заданиям и формируемыми компетенциями:

№ п/п Формулировка задания Форма отчетности Формируемые компетенции
1. Познакомиться с базой практики, проанализировать основные направления работы и виды деятельности учреждения. Ментальная карта (mind map) работы учреждения. ОПК-8
2. Планирование своей работы на практике исходя из миссии, целей и ценностей учреждения-базы практики, личностных и профессиональных потребностей. Краткосрочный (на каждый день) и долгосрочный (на срок практики) четко прописанный план работ. Анализ его реализации на основе дневника практики. ОПК –8
3. Проведение диагностического обследования и его обработка (сбор данных от 5 до 30 испытуемых) в соответствии с текущими задачами учреждения. Протоколы обследования, сводные таблицы результатов, интерпретация результатов, заключение по результатам и рекомендации. ОПК-3
4. Проведение психолого-педагогических занятий групповых и индивидуальных (игровых, коррекционных, консультативных, профориентационных, арт-терапевтических и др. (в зависимости от характера проблем и возраста) с детьми или подростками по результатам диагностики или по запросу учреждения. План занятий с целями и задачами. Протокол занятий. Анализ занятий по схеме: что удалось, что было трудно, что могло быть лучше. Обратная связь от участников занятий (что понравилось, что было трудно, что могло быть лучше).   ОПК-4, ОПК-6, ОПК-8
6. Совместная работа с психологом учреждения (ассистирование на занятиях, стажировка, посещение мастер-классов, прохождение супервизии и т.п.). Протоколы работы (встреч, занятий, мастер-классов и т.п.). Структурированный анализ видов совместной деятельности и рефлексивный самоотчет по личностному росту и развитию.   ОПК-6, ОПК-8
7. Подготовка итогового отчета и презентации по результатам практики. Итоговый отчет в форме портфолио. Презентация. ОПК-8

2.2. Содержание вариативных* (по выбору студента) заданий, выполняемых в ходе производственной практики:

№ п/п Формулировка задания Форма отчетности Формируемые компетенции  
1. Разработка программы работы по одному из направлений образовательного учреждения. Текст программы. ОПК-3, ОПК –4
2. Подготовка собственного профессионального резюме для презентации себя как специалиста. Резюме – самопрезентация. ОПК-8
3. Подготовка просветительского видеоролика для детей, подростков, родителей или педагогов на любую из актуальных тем по психологии. Видео-ролик. Обратная связь по результатам просмотра видеоролика. ОПК-3, ОПК-4, ОПК –6, ОПК-8
4. Подготовка статьи по НИР Текст НИР. Статья по теме НИР. ОПК-3, ОПК-4, ОПК –6, ОПК-8

* в вариативном блоке обязательным является выполнение одного задания из четырех возможных

3. Особенности организация практики:

Базами проведения производственной практики могут быть в образовательные организации различного типа, а также организации социальной сферы, сферы культуры, с которыми заключен договор о сотрудничестве по организации практики.

Особенности прохождения практики для инвалидов и лиц с ограниченными возможностямирассматриваются в каждом конкретном случая индивидуально, с учетом возможностей базы практики и студента.

Функциональные обязанности руководителя практики по кафедре:

Руководитель практики по кафедре определяет количество баз размещения студентов, распределяет студентов по базам в соответствии с потребностями принимающих учреждений и учетом специфики НИР студента, организует установочную и итоговую конференцию, согласует с администрацией базовых учреждений график прохождения практики студентами, отвечает за своевременное начало практики, организует работу руководителей практики.

Руководитель практики по кафедре по окончании производственной практики принимает отчетную документацию и докладывает на заседании кафедры итоги по производственной практике, вносит предложения по ее улучшению.

Обязанности преподавателей-руководителей практики:

Руководители практики назначаются из числа преподавателей кафедры. Они доводят до студентов цели и задачи практики, перечень отчетной документации и правила их заполнения, помогают студентам составить индивидуальный план на весь период практики, конкретизировать в соответствии с программой практики содержание психодиагностического исследования, применяемых методов, утверждает индивидуальные планы работы студентов-практикантов. Руководители организуют приезд студентов на базы, своевременно принимают зачеты у студентов, заносят оценки (удовлетворительно, хорошо, отлично) в отчетный документ.

О чрезвычайных происшествиях руководители докладывают руководителю практики кафедры и принимают меры по их устранению.

Также в обязанности преподавателя-руководителя практики входит:

- участие на установочной и итоговой конференции по практике;

- установление контакта и регулярное взаимодействие с руководителем практики базового учреждения;

- регулярное взаимодействие со студентами, проходящими практику для осуществления текущего контроля прохождения практики;

- информирование группового руководителя практики о возникающих сложностях;

- аттестация студентов по результатам прохождения практики на основании единого оценочного листа.

Обязанности студентов:

- участие во всех этапах практики, включая установочную конференцию по практике;

- соблюдение этических норм деятельности педагога-психолога, практического психолога;

- соблюдение правил работы базового учреждения;

- регулярное взаимодействие с руководителем практики;

- подготовка и презентация отчета по практике на итоговой конференции, и его своевременное представление руководителю.

4. Содержание итоговой аттестации по результатам производственной практики:

Форма проведения итоговой аттестации – портфолио-конференция с презентацией.

Наши рекомендации