Специфика методики организации уроков по рисованию с натуры, по памяти, по воображению. Методика организации уроков по декоративному рисованию

1. Рисование с натуры как вид занятий по изобразительному искусству характеризуется тем, что происходит получение научных знаний об объективном мире вокруг (цель абсолютного большинства школьных дисциплин) и развитие эстетических вкусов, творческого восприятия этого объективного мира. В учебном процессе познание натуры является не простым созерцанием, а переходом от единичных и неполных понятий о предмете к полному и обобщенному представлению о нем. Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдение, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает школьника к дальнейшей учебной работе. При рисовании с натуры понятия, суждения и умозаключения о предмете становятся все более конкретными и ясными, ибо находящаяся перед глазами натура доступна зрению, осязанию, измерению и сравнению. На занятиях необходимо приучать детей к правильному суждению о форме предметов на основе научных данных о явлениях перспективы, теории теней, цветоведения, анатомии.

Принцип научности в усвоении системы знаний, которые помогают правильно понять закономерности строения форм реальной действительности. Для активации творческой деятельности необходимо требовать от каждого ребенка рисовать сознательно, не допускать механического копирования натуры; творчески использовать научные знания из области перспективы, теории теней; рационально использовать рисовальный материал и возможности его тонового и фактурного диапазона. При творческом восприятии натуры преподаватель должен помочь ребенку увидеть главное, сориентировать его на чувственное, образное восприятие.На занятиях рисования с натуры ученик не должен лукавить, выдумывать, сочинять. Он должен откликаться своими переживаниями на то, что его волнует.

2. В повседневной работе с детьми художнику-педагогу необходимы развитое творческое мышление, богатый запас пластических наблюдений, прочные навыки уверенного и свободного рисования, умение импровизировать. Эти качества приобретаются в результате систематического рисования по памяти, представлению и воображению. Без них невозможна успешная работа над заданиями по тематическому рисованию, композиции. Начинающему художнику трудно добиться сходства даже при рисовании с натуры, а при рисовании по памяти это сделать еще труднее. Способность наблюдать и запоминать увиденное воспитывается, и при известной тренировке можно достичь хороших результатов. Программа подготовки учащихся к рисованию по памяти включает различные задания, упражнения. Чаще всего практикуется повторение по памяти некоторых заданий. В работе по памяти наибольшую сложность и затруднение вызывает передача цветовых характеристик натуры. Внимательное отношение к деталям натуры, их запоминание необходимо и потому, что они служат отправным моментом в восстановлении в памяти целостного представления о наблюдаемых предметах. Подобно тому как мы по отдельным словам, строчка за строчкой, восстанавливаем в памяти рассказ, стихотворение, так и в рисовании по памяти запоминание интересных и характерных деталей помогает восстановлению целого.

Исключительное значение в развитии умения рисовать по воображению, по представлению имеют занятия графикой, особенно иллюстрирование книг, отдельных отрывков произведений. Работа над иллюстрациями развивает способность к обобщению собранных материалов, учит мыслить образно, как бы перевоплощаться в героев литературных произведений. Здесь художник творит свои образы и типы на основе воображения, представлений и умения рисовать от себя. Сочинение композиционных эскизов — одно из важных средств развития памяти и творческого воображения.

В младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности. Воображение в жизни ребенка играет большую роль, чем в жизни взрослого, проявляясь гораздо чаще, и чаще допускает нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения - важнейший путь познания и освоения ребенком окружающего мира, способ выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к творчеству. В условиях учебной деятельности к воображению ребенка предъявляют специальные требования, которые побуждают его к произвольным действиям воображения. Учитель на уроке предлагает детям представить себе ситуацию, в которой происходят некие преобразования предметов, образов, знаков.

3. На занятиях декоративным рисованием важную роль играет умение компоновать рисунки, делать их выразительными. Поскольку основным содержанием декоративной работы в I - III классах является знакомство с декоративно-прикладным искусством и выполнение узоров в полосе, квадрате и круге, то и композиционные задачи заключаются в том, чтобы научить детей понимать сущность и закономерности, принципы композиции этого вида изобразительного искусства и пользоваться этими принципами в практической работе. Особенности декоративно-прикладного искусства одновременно являются и основными закономерностями композиции декоративных работ. Поэтому при разъяснении этой закономерности учитель должен доходчиво рассказать ученикам, что изобразительные элементы на предметах декоративно-прикладного искусства не могут доминировать, закрывать форму предмета. С изложенными принципами компоновки узора тесно переплетается вопрос о декоративной переработке форм растительного и животного мира. Степень декоративной переработки (трактовки) играет здесь важную роль, так как значительно влияет на выразительность композиции. При объяснении одного из заданий учитель должен раскрыть один из важных законов декоративно-прикладного искусства - сохранение определенной плоскости. Смысл этой закономерности в том, что в декоративных работах не показываются светотеневые эффекты, передающие иллюзию объемности рисуемых предметов.

Содержание программы по декоративному рисованию в IV-VI классах значительно расширяется и усложняется по сравнению с предыдущими. Наряду с совершенствованием умения составлять, компоновать узоры, в том числе для обоев и тканей, ученики занимаются компоновкой эскизов праздничных альбомов, плакатов, изучают художественные шрифты, составляют эскизы декораций к праздничным вечерам, эскизы карнавальных костюмов и т. д., ученики занимаются и выполнением эскизов оформления книг - созданием заставок, концовок, виньеток, заглавных букв.

При объяснении сущности таких понятий, как «ритм», «симметрия», «асимметрия», «центр», в линейных композициях узоров учитель пользуется наглядными пособиями (образцами декоративно-прикладного искусства, их репродукциями, таблицами, плакатами, лучшими рисунками детей).

Сущность и содержание процесса воспитания на уроках ИЗО. Общие закономерности процесса воспитания. Воспитательные проблемы современной педагогики

Наши рекомендации