Приобщение к изобразительному искусству

Приобщение к изобразительному искусству

ОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»

О чем узнают дети

МЛАДШАЯ ГРУППА

Дошкольники рассматривают и обыгрывают народные игрушки и предметы промыслов: глиняные игрушки (дымковская, каргопольская, филимоновская, тверская), игрушки из дерева (матрешки, грибки, бочонки, животные, свистульки), из соломы; предметы быта (вышитая и украшенная бисе­ром, аппликацией одежда; расписная посуда; мебель).

Рассматривают некоторые простые элементы росписи (кольца, дуги, квадраты, линии), цветы, листья, изображения животных, а также образы животных (лошадки, медведя, собаки, птицы и т.п.) и человека (барышни, няньки). С помощью педагога обращают внимание на яркость, нарядность, праздничность предметов народных промыслов.

Рассматривают и обсуждают скульптуры малых форм: образы животных, их выразительность, используемые материалы (дерево, глина).

Рассматривают детские книги (книги-игрушки, книги-забавы). Знакомятся с образами животных, изображениями детей, сказочных и фольклорных персонажей в иллюстрации; с образами близких детскому опыту предметов и явлений в живописи, с красотой, выразительностью изображения.

Формируется образ мастера как создателя народных игрушек, иллюстраций в книгах, картин.

Дети знакомятся со свойствами и качествами предметов и явлений: основные формы, фигуры, цвета и оттенки, размерные и пространственные отношения, эстетические проявления (красивый, некрасивый, яркий, нарядный, пестрый, многоцветный и т. п.). С помощью педагога учатся отмечать проявления красоты в природе: многоцветие и многообразие форм (листва, цветы, овощи и фрукты), сезонные изменения в природе (окраска листвы, доминирующие цвета), радуга, формы и цвета окружающих объектов (обла­ка, лужи и т. п.).

СРЕДНЯЯ ГРУППА Декоративно-прикладное искусство

Представление о предметах декоративно-прикладного искусства. Народные промыслы: предметы народной культуры (назначение предметов, их выразительность и образность, материалы для изготовления предметов — дерево, глина, тесто, лоскут и т. п.).

Особенность декоративных образов: выразительность, яркость, нарядность, узорчатость. Связь узоров и орнаментов с окружающим миром (природой). Своеобразие некоторых узоров и орнаментов (кольца, дуги, точки; бутоны, листья; цветовые сочетания).

Графика

Иллюстрированная книга. Особенности книжной графики: сопровожде­ние иллюстрацией текста; украшение книги; рисунок позволяет раскрыть (дополнить) характер героев, события.

Некоторые средства выразительности графики (линия, точка, штрих, цвет), особенности передачи формы, строения, позы, жеста.

Художники-иллюстраторы — на конкретных примерах, близких детскому опыту: Е. и Н.Чарушины, Н.Кочергин, Т.Юфа, Т.Маврина, М.Митурич и др.

Живопись

Отличие живописных произведений от графических (на конкретных примерах: особенности создания изображения, используемые материалы, особенности образов).

Некоторые жанры живописи — натюрморт, пейзаж, портрет (на конкретных примерах).

Средства выразительности живописи (цвет, рисунок, композиция); многообразие цветов и оттенков, форм, фактуры, величины в предметах и явлениях окружающего мира.

Скульптура

Отличие скульптуры от живописи (на конкретных примерах). Некоторые способы создания скульптуры — пластика, высекание (на конкретных примерах, с помощью демонстрации техники в ситуациях детского экспериментирования с изобразительными материалами: пластилином, снегом и т. п.).

Архитектура

Представления о том, что окружающие детей дома — это архитектурные сооружения. Сходство и различие домов по используемым материалам, внешним конструктивным решениям (количеству этажей, количеству, форме, размеру окон и дверей).

Посещение музея

Первое посещение музея. Произведения искусства в музее. Музей игрушек. Правила поведения в музее.

Графика

Графика как вид изобразительного искусства. Разные виды графики (книжная, прикладная), их различия. Назначение графики (на ознакомительном уровне).

Особенности книжной графики: выразительность линий, штрихов, пятен, передающих особенности формы, движения, жестов, поз, мимики; цвет как способ передачи настроения героев и отношения к ним автора; композиция листа, макета книги. Назначение иллюстрации (сопровождение тек­ста). Специфика труда художника-иллюстратора, технологии (способы) создания иллюстрации (на ознакомительном уровне). Художники-анималисты, иллюстраторы-сказочники.

Живопись

Средства выразительности: рисунок как передача образа, движения или статики, позы, жеста, мимики; цвет как средство передачи настроения, состояния или отношения художника к изображаемому; композиция как вы­деление главного, построение изображения, его планов, материал и способы его использования для передачи выразительности образа.

Жанры живописи

Натюрморт. Изображение предметов одного порядка, смешанный, сю­жетный, натюрморт как часть изображения.

Пейзаж. Ландшафт. Природа в разные сезоны и части суток; не только в ярких проявлениях, но и в переходных. Морской и водный, сельский, лес­ной, городской пейзажи.

Портрет. Виды портретов: автопортрет, детский портрет, парадный, семей­ный и др. Изображения людей разных возрастов, в разных эмоциональных состояниях. Своеобразие построения композиции и использование деталей в портретах. Передача внутреннего состояния, настроения человека, его соци­альной роли посредством особенностей передачи позы, жестов, мимики; цве­товая тональность изображения, передающая настроение, состояние человека.

Жанровая живопись. Восприятие жанровых изображений разных видов: сказки, былины и мифы, батальные сцены, картины о труде людей, о жи­вотных (анималистический жанр), изображения на бытовые сюжеты. Сред­ства выразительности.

Скульптура

Специфика скульптуры как искусства создавать объемные образы (отли­чие от живописи). Назначение скульптуры. Виды скульптуры: монументаль­ная и станковая, объемная и рельефная (на ознакомительном уровне, на кон­кретных примерах).

Особенности средств выразительности: материал, техника его обработки, фактура, композиция (динамика и статика), силуэт, устойчивость конструк­ции, постамент. Специфика труда скульптора: используемые инструменты, этапы создания скульптуры (на ознакомительном уровне).

Многообразие форм природных и предметных объектов: формы бутонов цветов, крон деревьев, силуэтов предметов.

Скульптуры из разнообразных материалов по близкой детям тематике (жи­вотные, сказочные персонажи).

Архитектура

Архитектура как искусство создавать сооружения, их комплексы, необхо­димые для жизнедеятельности людей. Особенности архитектуры (соотноше­ние пользы — красоты — прочности). Материалы, используемые в строи­тельстве: дерево, камень, глина, стекло, войлок и др. Особенности конструк­ции, устойчивость, надежность, удобство (на ознакомительном уровне, на конкретных примерах).

Виды архитектуры по назначению: общественные, жилые здания; соору­жения мостов.

Особенности архитектурных сооружений, зданий: цветовая гамма, ритм и симметрия колонн, балконов, окон, этажность и силуэт здания, величина и протяженность, расположение по вертикали или горизонтали. Декоратив­ные элементы: скульптура, рельефы, настенная живопись, решетки, мозаика (на доступном уровне и конкретных примерах). Гармония объекта с окружа­ющим пространством: проспекты, площади, улицы. Эстетический образ го­рода, своеобразие облика города.

Посещение музея

Музей (выставка, галерея) как сокровищница ценностей и произведений искусства. Правила поведения в музее. Ценность музейного предмета. Экс­понаты и коллекция.

Живопись

Средства выразительности: рисунок как передача характера образа, дви­жения или статики, позы, жеста, мимики; цвет как средство передачи на­строения, состояния или отношения художника к изображаемому; компози­ция как выделение главного, построение изображения, его планов, материал и способы его использования для передачи выразительности образа.

Жанры живописи

Натюрморт. Изображение предметов одного порядка, смешанный, сю­жетный, натюрморт как часть изображения.

Пейзаж. Ландшафт. Природа в разные сезоны и части суток, в переход­ных природных состояниях. Виды пейзажа: лесной и городской, архитек­турный, морской и водный, индустриальный. Опыт восприятия пейзажей разных видов по содержанию, по средствам выразительности (написанных в теплой и холодной контрастных гаммах, передающих определенное на­строение, состояние); по характеру (лирический, эпический, декоративный, торжественный); по способам изображения.

Портрет. Виды портретов: автопортрет, парадный, семейный, историче­ский и др. Изображения людей разных возрастов, национальностей, в раз­ных эмоциональных состояниях. Своеобразие построения композиции и ис­пользование деталей в портретах, предметов-символов. Передача внутрен­него состояния, настроения человека, его социальной роли посредством осо­бенностей передачи позы, жестов, мимики; цветовая тональность изображе­ния, передающая настроение, состояние человека.

Жанровая живопись. Виды жанровых изображений: сказки, былины, ба­тальные сцены, картины о труде людей, о животных (анималистический жанр), о спорте, изображения на бытовые сюжеты. Средства выразительности.

Авторская манера некоторых художников-живописцев (на ознакомитель­ном уровне, на примерах, в процессе восприятия произведений).

Скульптура

Специфика вида искусства как искусства создавать объемные образы (от­личие от живописи). Назначение скульптуры. Виды скульптуры: монумен­тальная, декоративная, станковая; объемная и рельефная (на ознакомитель­ном уровне).

Особенности средств выразительности скульптуры: материал, техника его обработки, фактура, композиция (динамика и статика), силуэт, устойчивость конструкции, постамент.

Специфика труда скульптора: используемые инструменты, этапы создания скульптуры (на ознакомительном уровне).

Многообразие форм природных и предметных объектов: формы бутонов цветов, крон деревьев, силуэтов предметов.

Памятники и монументы: особенности средств выразительности. Извест­ные памятники и скульптура (на примере региональных объектов).

Архитектура

Архитектура как искусство создавать сооружения и их комплексы, необ­ходимые для жизнедеятельности людей. Особенности архитектуры (соотно­шение пользы — красоты — прочности). Материалы, используемые в строи­тельстве. Особенности конструкции, устойчивость, надежность, удобство (на ознакомительном уровне, на конкретных примерах).

Виды архитектуры по назначению: промышленные, общественные, жи­лые здания; сооружение мостов. Оформление площадей, набережных, памят­ников. Архитектура крупных и малых форм.

Понимание типичного, обобщенного образа сооружения, характерного и индивидуального.

Особенности архитектурных сооружений, зданий: цветовая гамма, ритм и симметрия колонн, балконов, окон, этажность и силуэт здания, величина и протяженность объектов, расположение их по вертикали или горизонтали. Декоративные элементы: скульптура, рельефы, фрески, настенная живопись, портики, арки, решетки, монументальная живопись, мозаика; форма окон, пропорции конструкций (лестниц, балконов, крыш); витражное искусство (на доступном уровне и конкретных примерах). Гармония объекта с окружающим пространством: проспекты, площади, улицы; садово-парковое искусство. Эстетический образ города (место проживания), своеобразие его облика. Из­вестные архитектурные сооружения России. Труд скульптора и архитектора.

Посещение музея

Профессии: художник, скульптор, архитектор. Мастер, его инструменты и материалы. Произведения искусства в музее. Музей (выставка, галерея) как сокровищница ценностей и произведений искусства. Виды музеев (крае­ведческие, художественные, исторические и т. п.). Правила поведения в му­зее. Разнообразие музейных экспонатов. Ценность музейного предмета.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТА ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Что осваивают дети

МЛАДШАЯ ГРУППА

Игровыми приемами, образными сравнениями воспитатель активизирует у детей проявление интереса к прекрасному в окружающем мире (красивым игрушкам, ярким и нарядным предметам быта, одежде, интересным природным явлениям и объектам) в ситуации общения со взрослым. В играх, по­вседневных ситуациях побуждает детей обращать внимание на эстетическую выразительность и разнообразие сенсорных признаков предметов, явлений (многообразие и яркость цветов, форм, фактуры).

В образовательных ситуациях педагог активизирует интерес детей к на­родному искусству: глиняным игрушкам (дымковская, каргопольская, фили-моновская, тверская), игрушкам из дерева (матрешки, грибки, бочонки, жи­вотные), соломы; предметам быта (вышитая и украшенная бисером, аппли­кацией одежда, расписная посуда; мебель).

Воспитатель развивает у детей умение узнавать в изображениях (карти­нах, скульптуре, предметах народных промыслов) знакомые предметы, объ­екты, явления, называть их; эмоционально откликаться на некоторые сред­ства выразительности (ритм цветовых пятен и линий, предметность, яркость и нарядность цвета), выражать их с помощью сезонных состояний приро­ды, чувствовать выразительность форм, размера, фактуры, пространственно­го построения (на всем листе, в центре, на «линии земли»).

Педагог с помощью красочного описания, вопросов развивает у детей уме­ние внимательно рассматривать иллюстрации, живописные картины (натюр­морты — цветы, плоды), анималистическую живопись и скульптуру, пони­мать выразительность образов, передавать собственное отношение к обра­зам в мимике, жестах.

В течение года воспитатель знакомит дошкольников с иллюстрациями художников (Ю. Васнецова, В. Сутеева, Е. Чарушина) к детским книгам, с народными игрушками. Поддерживает и стимулирует высказывания детей о своих предпочтениях в выборе книг, игрушек. Создает ситуации совмест­ного со взрослым обыгрывания народных игрушек, ярких нарядных пред­метов.

СРЕДНЯЯ ГРУППАДекоративно-прикладное искусство, графика, живопись, скульптура, архитектура

В специальных образовательных ситуациях и повседневной жизни педа­гог активизирует и поддерживает проявление интереса у детей к предме­там народных промыслов, иллюстрациям в детских книгах, скульптуре ма­лых форм, необычным архитектурным постройкам; побуждает стремление их рассматривать, обыгрывать.

Воспитатель развивает у детей умения внимательно и последовательно рассматривать предметы народных промыслов, иллюстрации, скульптур­ное и живописное изображения, узнавать изображенные предметы, выделять их сенсорные признаки, зрительно и тактильно обследовать игрушки, при­влекательные предметы, мелкую скульптуру.

С помощью вопросов, интересных описаний, образных сравнений вос­питатель подводит детей к пониманию образа (что изображено); обращает внимание детей на средства выразительности, с помощью которых худож­ник (скульптор, народный умелец) создает выразительный образ: на некото­рые особенности цвета (как средства передачи эмоционального состояния, настроения, отношения автора к изображенному), рисунка (выразительность линий, форм, штриха, передающих движение, позу образа, жесты, мимику героя), выделение главного на плоскости листа цветом, положением в про­странстве, передачу объема, статику и движение в скульптуре, значимость материала, из которого выполнен скульптурный образ. Обращает внимание детей на выразительность узоров и символов в предметах народных про­мыслов; развивает умения выделять некоторые элементы декора (цветовое и композиционное решение).

Воспитатель формирует у детей умение различать 2—3 вида народных игрушек, называть игрушки, промысел; различать и группировать предметы народных промыслов по используемым материалам и назначению (игрушки, посуда); выделять некоторые особенности (яркость, нарядность, празднич­ность, красота).

Развивает умения различать скульптурные, живописные и графические изображения, изобразительные материалы для создания живописных и гра­фических изображений (краски, мелки, карандаши). Обращает внимание де­тей на общие и характерные особенности построек (домов, сказочных доми­ков): по высоте, длине, используемым конструктивным элементам (окна, две­ри), цвету, элементам декора.

В процессе рассматривания произведений педагог знакомит детей с жан­рами живописи (на конкретных примерах).

Развивает умения откликаться на интересные декоративно-оформи­тельские решения (украшение группы, елки, одежду взрослых, атрибуты игр), замечать новые красивые предметы в пространстве группы.

Педагог инициирует стремление задавать вопросы о предметах народ­ных промыслов, скульптуре и живописных изображениях, по содержанию текста и иллюстрации; использовать образные слова, сравнения, рассказы­вать о собственных ассоциациях, предпочтениях. Поддерживает проявле­ния детских предпочтений: выбор детьми любимых книг и иллюстраций, понравившихся скульптурных и живописных образов, предметов народных промыслов. Создает ситуации, способствующие проявлению детьми береж­ного отношения к книгам, игрушкам, предметам народных промыслов, ис­пользуемым в игре.

Активизирует и развивает интерес детей к посещению музея (совмест­ные с родителями прогулки и экскурсии), положительное эмоциональное от­ношение, ожидание предстоящих посещений музея.

МЛАДШАЯ ГРУППА

Изобразительные материалы: бумага разного цвета и фактуры, пластич­ные материалы (глина, пластилин и т. п.), гуашь основных цветов, цвет­ные мелки, фломастеры, клей. Свойства материалов: бумага легкая, тонкая, красивая, цветная, легко рвется, мнется, отрывается, намокает, приклеивает­ся, на ней можно рисовать разными материалами и т. п.; глина разминается, пластичная, ее можно раскатывать, отрывать маленькие кусочки; клей можно наносить на кисть, приклеивать детали.

Инструменты и действия с ними, правила использования: цветные каран­даши основных цветов, фломастеры, крупные кисти для рисования, кисти для наклеивания, салфетки для примакивания, стеки и т. д.

Элементы строительных конструкторов: название деталей (кубики, кир­пичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы), некоторые свойства де­талей (устойчивость, прочность постройки, заменяемость деталей), способы крепления: вертикально (по кругу, в ряд), плотно друг к другу, на определен­ном расстоянии (накладывание, приставление, прикладывание).

Свойства и качества предметов и явлений мира (в процессе деятельно­сти): форма и фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб), элементы (линии прямые, волнистые, зигзаги), основные цвета, оттенки (ро­зовый, голубой), фактура (гладкий, шероховатый, пушистый), размер (боль­шой, маленький).

Способы создания изображения: на основе дуги, основных форм (круга) и фигур (линий).

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Изобразительные материалы: бумага разного цвета, формата, фактуры, картон, пластические материалы (глина, пластилин и т. п.), гуашь, цветные мелки, фломастеры, клей. Свойства материалов: бумага рвется, легкая, тон­кая, красивая, цветная, приклеивается, на ней можно рисовать разными мате­риалами и т. п.; глина разминается, пластичная, ее можно раскатывать, отры­вать маленькие кусочки и т. п.

Инструменты: цветные карандаши основных цветов, фломастеры, кисти для рисования, кисти для наклеивания, салфетки для примакивания, стеки и т. д. Правила использования инструментов: работа щетинной кистью, соче­тания некоторых материалов (гуашь и восковые мелки).

Способы создания изображения: на основе основных форм (круга, овала, прямоугольника). Способы получения оттенков и нового цвета: составление нового цветового тона на палитре (зеленый цвет — смешением синего и жел­того), накладыванием одной краски на другую, штриховкой цветными каран­дашами, фломастерами, мелками.

Способы и приемы вырезания: по прямой линии коротких и длинных по­лос (перекладины для лесенки, забора, закладки для книг), перерезать квад­раты по диагонали (крыша, парус), срезать угол у прямоугольника (лодочка, крыша домика), делать косой срез (елочка, ракета), вырезать округлые формы из квадрата (яблоко, помидор, колеса, бусины, тарелки).

Способы лепки: конструктивный и комбинированный. Приемы лепки: от­тягивание из целого куска, прощипывание (уши, клюв), соединение частей сглаживанием пальцами поверхности, прижиманием и примазыванием (при­соединение головы к туловищу), вдавливание шара, цилиндра для получения полой формы (чашка, ваза).

Способы создания знакомых сооружений (простые постройки: мосты, ма­шины, здания, гаражи — 4—5 вариантов) из готовых геометрических форм (брусков, кирпичиков, призмы, цилиндров) и тематического конструктора (деталей разного размера). Способы замещения форм, придания им устойчи­вости, прочности, использования перекрытий.

Способы складывания различных поделок из бумаги: складывание квад­рата по диагонали и пополам с совмещением сторон, углов, отглаживанием сгиба (платочки, фартучки, шапочки, почтовые открытки, конверты, вагон­чики), приклеивание деталей к основной форме (колес к вагончику, трубы к дому).

СТАРШАЯ ГРУППА

Разнообразные изобразительные материалы и инструменты: пастель, мел­ки, акварель, тушь, витражные краски, уголь, перо, палитра, кисти разных раз­меров, гелиевые ручки, фломастеры, бумага разного цвета, формата, фактуры, картон и полукартон, фольга, папирус и т. п., пластические материалы: гли­на, пластилин, воск, мокрый песок, снег и т. п. Их свойства, правила исполь­зования инструментов. Применение неизобразительных материалов в деко­рировании, способы их крепления (с помощью пластилина, скотча и т. п.).

Разнообразные изобразительные живописные и графические техники: освоение способов работы с акварелью и гуашью (по сырому), различного наложения цветового пятна, техники пера, штриховки, оттиска, монотипии, «рельефного» рисунка. Способы рисования кистью: всем ворсом, концом ки­сти, примакиванием и т. п.

Свойства и качества предметов и явлений мира: характерные и некото­рые индивидуальные признаки предметов и явлений природы, человека; раз­нообразие форм, размеров, пропорций, фактуры; цветовые тона.

Цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изобра­жаемому или выделения главного в картине. Свойства цвета: теплая или хо­лодная гамма, насыщенные или приглушенные тона. Изменчивость цвета в природе, в определенных условиях освещения, при изменении погоды. Смешивание цвета с целью получения оттенков. Способы получения новых цветовых тонов и оттенков путем составления, разбавления водой или разбе-ливания, добавления черного тона в другой тон.

Способы построения композиции: изображение предметов на близком, среднем и дальнем планах, линия горизонта.

Использование основы для создания лепных работ. Конструктивный и комбинированный способы лепки.

Техники симметричного, ажурного вырезания; способы прикрепления де­талей на фон, получения объемной аппликации; техника обрывной апплика­ции.

Некоторые правила создания прочных высоких сооружений из конструк­торов (вертикальность — горизонтальность расположения, легкость перекры­тий, сбалансированность по массе и расположению и т. п.), декорирование по­стройки архитектурными украшениями (колонны, портики, шпили, решетки).

Способы и приемы конструирования из бумаги: сгибание, резание, про­калывание, склеивание, вклеивание, нанизывание, плетение, надрезание по сгибам, закручивание полосок, круга и полукруга в конус, прямоугольника в цилиндр. Способы крепления деталей: пластичными материалами (пласти­лином, клеевыми массами), проволокой, скотчем, нитками и т. п.

Приемы работы с тканью, плетение: разрезание, наклеивание, заворачи­вание, нанесение рисунка, декорирование (бисером, образными элементами в технике аппликации).

В старшем дошкольном возрасте важным является расширение и разно­образие тематики изобразительной деятельности детей, которая должна быть близка детскому опыту, субкультуре, освоенным умениям и представ­лениям об окружающем мире.

Предметное изображение: люди, сказочные персонажи, герои мультфиль­мов и детских фильмов, реалистичные и сказочные здания и архитектур­ные сооружения, транспорт, растения и животные, предметы быта (мебель, посуда, техника), игрушки; интересные явления (фейерверк, туман, капель, снежинка, радуга, снегопад и т. п.).

Сюжетное изображение: эпизоды сказок и историй, значимых для горо­да и страны социальных и исторических событий (день города, карнавал, празднование Нового года), событий детского мира (жизнь детского сада, се­мейные праздники и будни, эпизоды детской деятельности), фантазийные сюжеты.

Декоративное изображение: украшение разнообразных предметных (ме­бель, посуда, одежда, предметы быта и аксессуары — фоторамки, альбомы, пуговицы ит. п.) и геометрических (плоских и объемных) основ, использо­вание образов, элементов росписи по мотивам народных промыслов и само­стоятельно придуманных.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Разнообразные изобразительные материалы и инструменты: сангина, па­стель, мелки, акварель, тушь, витражные краски, уголь, перо, палитра, кисти разных размеров, гелиевые ручки, фломастеры, бумага разного цвета, формата, фактуры, картон и полукартон, фольга, папирус и т. п.; пластические ма­териалы (глина, пластилин, воск, мокрый песок, снег и т. п.). Их свойства, со­четание, правила использования инструментов. Применение неизобразитель­ных материалов в декорировании, способы их крепления и использования (с помощью пластилина, скотча и т. п.).

Разнообразные изобразительные живописные и графические техники: способы различного наложения цветового пятна, тонирование фона (влива­нием цвета), техника пера, тушевка, штриховка, граттография, оттиск, моно­типия, диатипия, «рельефный» рисунок.

Свойства и качества предметов и явлений мира: характерные и некото­рые индивидуальные признаки предметов и явлений природы, человека; раз­нообразие форм, размеров, пропорций, фактуры; цветовые тона.

Свойства цвета: теплая, холодная, контрастная или сближенная гаммы, насыщенные или приглушенные тона, прозрачность и плотность цветово­го тона. Изменчивость цвета в природе, в определенных условиях освеще­ния, при изменении погоды. Способы получения новых цветовых тонов и от­тенков путем составления, разбавления водой или разбеливания, добавления черного тона в другой тон.

Способы построения композиции: изображение предметов на нескольких планах, передача удаленных предметов, перспективы.

Создание декоративных изображений с помощью разных способов по­строения композиции (по периметру, от центра, симметричные и асимме­тричные). Способы стилизации образов реальных предметов (деревьев, птиц, солнца): подчеркивая основное, характерное, опуская детали, используя сти­левые особенности цвета, присущие русским народным росписям, а также росписям других народов.

Техники симметричного, силуэтного, многослойного, ажурного выре­зания; способы прикрепления деталей на фон, получения объемной ап­пликации.

Некоторые инструменты (лекала, трафареты), материалы (упаковка, плен­ка, галантерея и т. п.) в конструировании из природных материалов, бума­ги, ткани. Способы и приемы конструирования из бумаги: вклеивание, на­низывание, плетение, надрезание по сгибам. Способы крепления деталей: пластичными материалами (пластилином, клеевыми массами), проволокой, скотчем, нитками и т. п.

Приемы работы с тканью, плетение: наклеивание, заворачивание, нанесе­ние рисунка, различные способы декорирования.

В подготовительной группе важным является расширение и разнообразие тематики изобразительной деятельности детей.

Предметное изображение: люди (близкие взрослые, люди разных профес­сий и возраста, дети), сказочные персонажи и мифологические существа, ге­рои мультфильмов и детских фильмов, известные и выполненные по самостоятельному замыслу здания и архитектурные сооружения, транспорт, рас­тения и животные, предметы быта (мебель, посуда, техника), игрушки, инте­ресные явления (северное сияние, фейерверк, капель, снежинка, радуга, сне­гопад и т. п.).

Сюжетное изображение: эпизоды сказок и историй, значимых для мира, страны, города социальных и исторических событий, событий детского мира (жизнь детского сада, семейные праздники и будни, эпизоды детской жизне­деятельности), фантазийных сюжетов.

Декоративное изображение: украшение разнообразных предметных (ме­бель, посуда, одежда, интерьер, предметы и аксессуары — фоторамки, аль­бомы, пуговицы и т. п.) и геометрических (плоских и объемных) основ, ис­пользование образов, элементов росписи по мотивам народных промыслов и самостоятельно придуманных.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТА ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Что осваивают дети

МЛАДШАЯ ГРУППА

Педагог активизирует у детей стремление создавать в разных видах дея­тельности образы, которые вызвали интерес.

Помогает понять и принять предложенную тему, включаться в деятель­ность, создавать простые изображения (по близкой к личному опыту темати­ке). Вопросами, образными сравнениями, обыгрыванием предметов и игру­шек активизирует стремление детей передавать красоту предметов окружа­ющего мира, особенности строения (общие части, свойства).

Активизирует желание детей принимать участие в создании как индиви­дуальных, так и коллективных (совместных со взрослым и детьми) компози­ций в рисунках, лепке, аппликации.

Создает ситуации, способствующие постепенному переходу детей от под­ражания и повторения за взрослым к самостоятельному созданию изобра­жения.

В рисованиипедагог развивает умения ритмично наносить линии, штри­хи, пятна («Разноцветный листопад», «Дождик», «Снежинки кружатся», «За­жигаются огоньки на елке», «Разноцветные цветы на полянке», «Ягодки на ветке»).

Знакомит детей со способами изображения простых предметов, проведе­ния разных линий (короткие, длинные, волнистые, прямые), в разных на­правлениях, пересекая («травинки», «ленточки», «дорожки», «веточки», «рельсы», «заборчик»); со способами создания предметов разной формы (округлой, прямоугольной: томаты, клубочки, яблоки, сливы, арбуз, вагон­чик, домик, флажок, звездочки), комбинациями разных форм и линий (снего­вик, цыпленок, тележка, цветочек, бусы, гирлянды, воздушные шары, салют).

Развивает умения создавать некоторые обобщенные образы (дерево — ствол, ветви; дом — стены (квадрат) и крыша (треугольник); цветок — сере­динка (круг) и лепестки), изображения игрушек на основе округлых и вытя­нутых форм (снеговик, неваляшка, зайчик, цыпленок).

В ситуации игры-экспериментирования с материалами педагог формиру­ет у детей умение подбирать цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), соответствующие изображаемому предмету. Знакомит с некоторы­ми оттенками (розовый, голубой, серый). Учит создавать изображение с ис­пользованием одного, двух и нескольких цветов.

Предметное изображение. В процессе создания рисунка, лепки педагог учит детей передавать общие признаки и некоторые характерные детали предметов, относительное сходство по форме, цвету, размеру, фактуре; выде­лять главное цветом, расположением, размером.

Сюжетное изображение. Развивает умение создавать изображение на всем листе, стремиться отображать линию горизонта («линия земли» — край листа, горизонталь), строить простейшую композицию (расположение ге­роев, предметов относительно друг друга, повторение элементов рисунка: «Жучки-паучки в траве», «Цветочная полянка», «Елочный лесок»).

Декоративное изображение. Развивает умения видеть предметную и гео­метрическую формы, строить на ней нарядный узор при помощи ритма и че­редования форм, цветных пятен («украсим варежки, шапочки, платочки, шар­фики, тарелку»); передавать элементами декоративного узора прямые пере­секающие линии, точки, круги, мазки, ритм и чередование элементов, цве­товых пятен; украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных взрослыми (юбка барышни, конь, птичка, козлик).

В процессе игр и упражнений с изобразительными инструментами и ма­териалами педагог формирует у детей умение правильно держать карандаш, кисть, регулировать силу нажима, аккуратно набирать краску на кисть, сни­мать лишнюю краску, промывать кисть и использовать салфетку (для обсу­шивания); поддерживает свободное движение кисти во время рисования.

Создает условия для принятия детьми правильной непринужденной позы в процессе деятельности: не наклоняться, сидеть свободно, правильно удер­живать инструменты, не напрягать руку.

В аппликации воспитатель активизирует проявление интереса к материа­лам, инструментам, возможности создания интересного образа; знакомит со свойствами бумаги: легкая, тонкая, красивая, цветная, легко рвется, мнется, сминается, отрывается, намокает, приклеивается и т. п.

Образными описаниями, сравнениями в процессе рассматривания иллю­страций и предметов побуждает дошкольников к созданию образов знакомых предметов (елочка, вагончик, цыпленок, цветок), декоративных компо­зиций (украшение платочка, шапочки, рукавички и т. п.), используя готовые формы. Учит создавать изображения на бумаге разной формы (квадрат, круг), предметной основе (одноразовая картонная тарелка).

Педагог показывает детям последовательность аппликационной работы: разложить формы, посмотреть, красиво ли получилось, последовательно вы­бирать форму, переворачивать тыльной стороной, намазывать клеем на кле­енке, аккуратно класть на прежнее место, прижимать салфеткой. Побуждает детей использовать инструменты аккуратно.

Воспитатель знакомит детей с возможностями использования неизобрази­тельных материалов: толченой скорлупы, опилок, соли, ваты, кусочков рва­ной и смятой бумаги и т. п.

В лепке педагог активизирует проявление интереса к материалам для леп­ки. Знакомит детей со свойствами глины, пластилина, соленого теста, влаж­ного песка, снега (пластичность, возможность обработки).

В игровых ситуациях и упражнениях активизирует создание детьми про­стейших форм (шар, круг, цилиндр, «колбаска»), их видоизменения. Знакомит со способами создания изображения в пластичных материалах: раскатыва­ние глины под углом ладоней рук (морковка, ракета), раскатывание и соеди­нение различных частей (бублик, пирамидка), скатывание, вдавливание паль­цем (чашка, бокал), соединение нескольких частей в один образ (снеговик, снежная баба, пирамидка).

Развивает умения детей украшать работу, используя стеки, палочку, печати-штампы. Поддерживает стремление с созданию выразительных интересных образов («Тарелка аппетитных яблочек», «Шарики мороженого», «Божьи ко­ровки — в пятнышках обновки»).

Инициирует обыгрывание работы в ситуации общения со взрослым, ис­пользование ее в игре, по приглашению взрослого — объединение работы с работами других детей, педагога в единую композицию.

В конструировании воспитатель развивает умения дошкольников разли­чать, называть и использовать в постройке строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы), обращать внимание на некоторые свойства деталей (устойчивость, прочность постройки, заменя­емость деталей).

Знакомит детей со способами расположения к

Наши рекомендации