Необходимость, направления и механизмы валютного регулирования
Валютное регулирование можно определить как деятельность уполномоченных государственных органов (органов валютного регулирования) по установлению порядка проведения валютных операций, правил владения, пользования и распоряжения валютными ценностями в целях обеспечения защиты и устойчивости национальной валюты и платежного баланса страны, формирования и развития внутреннего валютного рынка.
В СССР валютное регулирование сводилось к распределению валютных ресурсов на основе валютного плана и единой валютной кассы, а также установлению порядка ввоза, вывоза и пересылки наличных денежных знаков. Для советской валюты в принципе все это было запрещено, если не считать некоторых исключений, которое трудно воспринимать серьезно. Так, разрешалось временно вывозить советскую валюту до 30 рублей на одно лицо, но без права расходования за границей с обязательным ввозом обратно, советские монеты можно было ввозить и вывозить не более одной штуки каждого достоинства. Затем с рядом стран были заключены соглашения о расширении этих прав. Ввоз наличной валюты практически свободен, вывоз — при наличии подтверждения о ее ввозе или законности приобретения (таможенной декларации, разрешения на вывоз, выдаваемого Внешэкономбанком или Минфином). Экономика была фактически изолирована от мирового рынка, хотя, как показала практика, это не помогло защититься от неблагоприятных внешних влияний. Напротив, результатом стали ценовые диспропорции, иррациональность валютных курсов и процентных ставок, уязвимость перед лицом внешних факторов, таких как изменение цен на нефть и курс доллара США.
Традиционными ориентирами действий государственных органов по управлению валютным рынком выступают:
─ уровень и динамика курса национальной денежной единицы
─ структура и сальдо внешнеторгового баланса
─ состояние основных сегментов финансового рынка, прежде всего движение капиталов
─ борьба с отмыванием денег, неуплатой налогов и т.д.
Каждый из вышеупомянутых ориентиров, как правило, не используется как самоцель.
Обменный курс валюты является тем ключевым фактором, который связывает экономику страны с остальным миром. Различают два вида обменных курсов: номинальный и реальный. Номинальный обменный курс — это цена национальной валюты, выраженная в единицах иностранной валюты. Реальный курс — относительная цена товаров, произведенных в двух странах. Реальный курс валюты определяется по ценам товаров, выраженным в национальных валютах.
В практике используемых странами рыночной экономики систем валютного регулирования можно найти самые разнообразные сочетания различных инструментов и целей воздействия на рынок. Схемы действий государственных органов находятся в диапазоне между двумя крайними режимами: система фиксированных валютного курсов и режим свободного флоатинга.
Режим фиксированных валютных курсов. Основная идея такого регулирования заключается в проведении политики курсообразования, не допускающей отклонения от заранее выбранных приоритетов, которая обеспечивается ограничениями по операциям физических и юридических лиц, т.е. государство жестко фиксирует обменные курсы валют. В данном случае Центральный банк должен располагать адекватными резервами иностранной валюты — для смягчения колебаний на валютном рынке.
Режим свободного флоатинга. Здесь государство может полностью оставаться вне пределов валютного рынка, полагается на эффективность рыночных механизмов перераспределения финансовых ресурсов, снимая прямые ограничения. Центральный банк управляет в основном конъюктурными колебаниями спроса и предложения, полагая, что свобода рыночных отношений выводит курс на оптимальный уровень.
Применение конкретной схемы регулирования связано с состоянием внутриэкономического развития. Основными причинами использования режима фиксированного обмена является кризис экономики или отсталость национального хозяйства от мировых критериев ценообразования и качества производимых товаров и услуг. Свобода рыночных сил на валютных рынках, связанная с использованием режима свободного флоатинга, оказывает благотворное воздействие на национальное хозяйство, как правило, на фоне сильных позиций страны на внешних рынках, выраженных в высокой доле в мировом экспорте.
Следует заметить, что на практике эти крайности редко встречаются в чистом виде. В большинстве случаев для стран с рыночной экономикой имеет место система управляемого флоатинга, т.е. гибкие курсы с частичным вмешательством государства.
В условиях гибких валютных курсов, как и при системе фиксированных курсов, государство в лице Центрального банка проводит интервенции на валютных рынках. Центральный банк продает или покупает валюту, чтобы влиять на ее курс, или покрывает разницу между спросом и предложением, чтобы оставить его на прежнем уровне. Это методы прямого воздействия. Однако, когда отток капитала становится очень большим, валютные резервы Центрального банка, в случае его стремления поддержать стабильный курс национальной валюты, быстро истощаются. Тогда ЦБ может применить косвенные меры воздействия на валютный курс, основными из которых являются изменение резервной нормы и учетной ставки.
1. Резервная норма — это часть банковских депозитов, которые коммерческие банки не имеют права использовать для осуществления своих операций. Регулируя ее, государство увеличивает или уменьшает совокупную денежную массу в стране, что, в свою очередь, уменьшает или повышает валютный курс.
Предположим, что Центральный банк принял решение об увеличении резервной нормы. Выполняя решение Центробанка, коммерческий банк вынужден уменьшить кредитную эмиссию. Кроме этого, увеличение резервной нормы заставит коммерческий банк сократить текущие счета и направить часть средств для увеличения резервов. Это вызовет рост процентов по кредитам и, как следствие, уменьшение денежной массы в стране и увеличение курса национальной валюты. Соответственно, когда ЦБ снижает резервную норму, это увеличивает денежную массу и понижает курс национальной валюты. Аналогично действует механизм учетной ставки.
2. Учетная ставка — это процент по ссудам, которые предоставляет Центральный банк коммерческим банкам. Ее рост снижает желание коммерческих банков получить кредиты и тем уменьшает денежное предложение в стране, а понижение — увеличивает и то, и, другое.
На показатели валютного рынка в той или иной степени оказывают влияние практически все макроэкономические параметры. Поэтому политика государственных органов на валютном рынке во многом обусловлена текущим состоянием экономики и перспективными интересами ее развития.
2.2. Курсовая политика: анализ "силы" рубля в период с 1992 по 2001 гг.
"Силу" рубля, как и "силу" любой другой валюты, можно представить как его (ее) способность противостоять валютным кризисам, иными словами, его (ее) способность избегать девальвации, то есть резкого изменения его (ее) фактической цены, измеренной в единицах другой валюты. Одним из важнейших показателей, характеризующих "силу" валюты, является обеспеченность денежной базы валютными резервами, или валютная обеспеченность.
В практических расчетах часто пользуются показателем реального валютного курса, представляющим собой изменение уровня цен в одной стране по сравнению с уровнем цен в другой, измеренное через номинальный валютный курс. Поскольку индекс реального валютного курса является функцией трех факторов — изменения уровней цен в двух странах и изменения курса их валют друг к другу, его величина меняется в зависимости от изменений как любого из них, так и их совокупности. Например, при повышении уровня цен в России на один процент и неизменных уровнях цен в США и номинального курса доллара к рублю реальный курс рубля к доллару также повысится на один процент. При одинаковом повышении уровня цен в обеих странах и неизменном номинальном курсе реальный курс рубля к доллару останется на прежнем уровне. При неизменных уровнях цен в обеих странах и снижении (повышении) номинального курса рубля к доллару реальный курс рубля к доллару также снизится (повысится).
Поскольку внешнеэкономические отношения страны не ограничиваются одной страной-партнером, расчеты реального курса к доллару дополняются расчетами реальных курсов к евро, иене, фунту стерлингов, гривне, тенге и другим валютам. Взвешивание индивидуальных реальных курсов по доле соответствующих стран во внешнеторговом обороте приводит к величине реального эффективного валютного курса, показывающего изменение уровня внутренних цен в данной стране относительно средневзвешенного уровня цен в странах-торговых партнерах.
Будет полезно сопоставить эти два показателя для уяснения их роли в валютной политике страны. Далее рассматриваются положения, сформулированные советником Президента РФ по экономическим вопросам Андрея Илларионова в статье [6].
Превышение показателем валютной обеспеченности уровня 100% (в июле 2000 г. – декабре 2001 г.) означает, что в условиях гипотетической "атаки на рубль" все рублевые обязательства денежных властей могут получить валютное покрытие без изменения номинального валютного курса. В этом случае номинальный курс валюты оказывается весьма устойчивым, а сама она может именоваться "сильной".
Снижение же показателя валютной обеспеченности, например, до 50% и ниже (в январе 1992 г. – феврале 1993 г., ноябре 1993 г. – марте 1995 г., апреле – августе 1998 г., июле – декабре 1999 г.) означает, что в условиях гипотетической "атаки на рубль" все рублевые обязательства денежных властей в случае их предъявления к обмену на иностранную валюту могут быть покрыты лишь при условии двукратной девальвации национальной валюты. Такой номинальный курс валюты является неустойчивым, а сама она может именоваться "слабой".
В отличие от "силы" валюты реальный валютный курс имеет отношение не к цене валюты или ее устойчивости, а к внутренним ценам страны, измеряемым с помощью валютного курса, или, что еще точнее, к изменениям этих внутренних цен. Различная природа отражаемых этими показателями явлений отчетливо видна на рис. 3. Высокие значения реального валютного курса в период действия так называемого "валютного коридора" в июле 1995 – августе 1998 ни в коей мере не свидетельствовали о "силе" рубля. Наоборот, обеспеченность обязательств денежных властей валютными резервами была как раз весьма низкой, что на самом деле свидетельствовало о серьезной "слабости" российской национальной валюты.
Различная природа этих явлений становится особенно ясной в периоды разнонаправленной динамики указанных показателей — в январе – мае 1992 г., сентябре 1993 г. – декабре 1994 г., январе – апреле 1995 г., ноябре 1997 г. – июле 1998 г., августе – октябре 1998 г., апреле – июле 1999 г. Так, например, накануне августовского кризиса — в ноябре 1997 г. – июле 1998 г. — происходил рост реального эффективного курса рубля (то есть повышение внутрироссийского уровня цен по сравнению с ценами в странах-торговых партнерах). Однако как раз именно тогда валютная обеспеченность рубля катастрофически снижалась, то есть рубль "слабел" с каждым месяцем, что и стало совершенно очевидным в результате девальвации. И наоборот, сразу же после ее начала — в конце августа – октябре 1998 г. произошло существенное снижение реального валютного курса. При этом за два с небольшим месяца обеспеченность рубля валютными резервами заметно выросла, амплитуда колебаний номинального курса значительно сократилась, сам рубль стал более устойчивой, более обеспеченной и, следовательно, более сильной валютой.
Начиная с июля 2000 г. впервые как минимум за последнее десятилетие рубль оказался обеспеченными валютными резервами на сто и более процентов (при сохранении его конвертируемости по текущим операциям). Таким образом, за последние полтора года российский рубль приобрел значительную порцию "иммунитета" от возможных валютных катаклизмов и тем самым серьезно продвинулся по пути превращения в поистине "сильную" валюту.
Этот анализ является одним из положений, которые А. Илларионов выдвигает для доказательства тезиса о том, что в настоящее время реальный курс рубля не нуждается в повышении [6]. Рассмотрим более подробно его выводы.