Система двух коридоров

В некоторых пунктах пропуска применяется, как для облегчения работы таможни, так и для упрощения процедуры для пересекающих границу, т. н. система двух коридоров («красный» и «зелёный» коридоры) — система таможенного контроля, при которой пересекающее лицо, не имеющее у себя товаров, подлежащих обязательному письменному декларированию, может идти по «зелёному» коридору; если же такие товары имеются, то необходимо заполнить таможенную декларацию и пройти в «красный» коридор.

Если есть сомнение, подлежат ли перевозимые вещи обязательному декларированию, то их также можно указать в таможенной декларации (вообще, можно задекларировать любые товары, независимо от того, обязательно это или нет) и пройти в красный коридор.

В настоящее время в РФ используется в основном письменная форма таможенного декларирования. В области внешнеэкономической деятельности (в случае перемещения товаров хозяйствующими субъектами) применяется установленная форма грузовой таможенной декларации (ГТД)

Порядок применения ГТД при таможенном декларировании товаров установлен приказом ГТК России от 21 августа 2003 г. N 915 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации". В соответствии с данным порядком в одной ГТД могут быть заявлены сведения о товарах, содержащихся в одной товарной партии, которые помещаются под один и тот же таможенный режим. При этом количество товаров (по наименованию), декларируемых с помощью одной ГТД (с использованием добавочных листов), не ограничено.

Образец ГТД

Система двух коридоров - student2.ru

Система двух коридоров - student2.ru

Система двух коридоров - student2.ru

Одновременно с подачей ГТД в таможенный орган представляются необходимые для таможенных целей документы (с прилагаемой описью) и электронная копия ГТД на магнитном носителе. Принятие ГТД оформляется путем присвоения последней регистрационного номера.

Декларирование товаров производится декларантом либо таможенным брокером (представителем) по выбору участника ВЭД.

Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы для целей исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства РФ.

Согласно ст. 124 ТК в таможенной декларации могут быть указаны следующие основные сведения (в т.ч. в кодированном виде):

1) заявляемый таможенный режим;

2) сведения о декларанте, таможенном брокере (представителе), лице, перемещающем товары, об отправителе и о получателе товаров;

3) сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров и (или) их перевозки по таможенной территории РФ под таможенным контролем;

4) сведения о товарах: наименование; описание; классификационный код товаров по ТН ВЭД;

5) наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировки и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) или в других единицах измерения; таможенная стоимость;

6) сведения об исчислении таможенных платежей: ставки ввозных или вывозных пошлин, налогов, таможенных сборов; применение льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; применение тарифных преференций; суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; установленный Центральным банком РФ на день подачи таможенной декларации курс валюты для целей учета и таможенных платежей;

7) сведения о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях;

8) сведения о соблюдении ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании ВЭД;

9) сведения о производителе товаров;

10) сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под заявляемый таможенный режим;

11) сведения о предоставляемых документах, необходимых для декларирования;

12) сведения о лице, составившем таможенную декларацию;

13) место и дата составления таможенной декларации.

Таможенная декларация удостоверяется лицом, ее составившим, и подписывается работником этого лица. Удостоверение декларации производится путем проставления печати, если в соответствии с законодательством РФ лицо, составившее таможенную декларацию, должно иметь печать.

Декларантом может быть только российское лицо, за исключением случаев перемещения товаров через таможенную границу:

- физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

- иностранными лицами, пользующимися таможенными льготами;

- иностранными организациями, имеющими представительства, зарегистрированные (аккредитованные) на территории РФ в установленном порядке, при заявлении таможенных режимов временного ввоза, реэкспорта, транзита, а также таможенного режима выпуска для внутреннего потребления товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств;

- иностранными перевозчиками при заявлении таможенного режима транзита;

- иных случаев, когда иностранное лицо имеет право распоряжаться товарами на таможенной территории РФ не в рамках внешнеэкономической сделки, одной из сторон которой выступает российское лицо (ст. 126 ТК).

Статья 127 ТК определяет права и обязанности декларанта.

Декларант вправе:

- осматривать и измерять подлежащие декларированию им товары, в т.ч. до подачи таможенной декларации;

- с разрешения таможенного органа брать пробы и образцы подлежащих декларированию им товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации. Отдельная таможенная декларация на пробы и образцы товаров не подается при условии, что такие пробы и образцы указываются в таможенной декларации на товары;

- присутствовать при проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра декларируемых им товаров, при взятии должностными лицами таможенных органов проб и образцов товаров;

- знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами проведенных исследований проб и образцов декларируемых им товаров;

- представлять документы и сведения, необходимые для декларирования товаров, в форме электронных документов в соответствии с ТК;

- пользоваться иными полномочиями и правами, предусмотренными ТК.

Декларант обязан:

- подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения;

- по требованию таможенного органа предъявить декларируемые товары;

- уплатить таможенные платежи или обеспечить их уплату.

Таможенная декларация на товары, ввозимые на таможенную территорию РФ, подается не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия, за исключением случаев, предусмотренных ст. 150, 286 и 293 ТК (ст. 129 ТК).

Таможенная декларация может быть подана любому таможенному органу, который может находиться и вне места пересечения таможенной и Государственной границ Российской Федерации (внутренний таможенный орган) (ст. 125 ТК). Единственным исключением из данного правила является предусмотренная ТК РФ возможность для Таможенной службы России устанавливать конкретные таможенные органы, в которых надлежит декларировать отдельные виды товаров:

- при необходимости применения специализированного оборудования и (или) специальных знаний, например, в целях производства таможенного контроля культурных ценностей, вооружения, военной техники и боеприпасов, радиоактивных и делящихся материалов;

- перемещаемых отдельными видами транспорта (трубопроводный транспорт, линии электропередачи);

- относимых к "группе риска" (товары, часто являющиеся предметами таможенных правонарушений, товары, в отношении которых установлены запреты и ограничения);

- по перечню, устанавливаемому Правительством РФ (товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности).

Наряду с общим порядком таможенного декларирования участники ВЭД могут воспользоваться:

- предварительным таможенным декларированием товаров (подача таможенной декларации на иностранные товары за 15 дней до их прибытия на таможенную территорию РФ или до завершения внутреннего таможенного транзита);

- неполным таможенным декларированием (подача неполной таможенной декларации на иностранные (ввоз) или российские (вывоз) товары с последующим представлением таможенному органу недостающих сведений, но при условии указания в неполной декларации сведений, необходимых для выпуска товаров, исчисления и уплаты таможенных платежей, идентификации товаров (по совокупности количественных и качественных характеристик), а также сведений, подтверждающих соблюдение установленных ограничений (лицензий);

- периодическим таможенным декларированием (подача одной таможенной декларации на все товары (российские либо иностранные), перемещаемые через таможенную границу одним и тем же лицом в течение определенного периода времени).

Статья 130 ТК предусматривает возможность предварительного декларирования товаров, когда таможенная декларация может быть подана на иностранные товары до их прибытия на таможенную территорию РФ или до завершения внутреннего таможенного транзита.

Если для таможенных целей должны использоваться транспортные (перевозочные) или коммерческие документы, сопровождающие товары, таможенный орган при предварительном декларировании товаров принимает заверенные декларантом копии этих документов и при необходимости после прибытия товаров на таможенную территорию РФ сопоставляет сведения, которые содержатся в указанных копиях документов, с теми сведениями, которые содержатся в оригиналах документов.

После завершения проверки таможенной декларации и уплаты подлежащих уплате сумм таможенных пошлин, налогов до прибытия товаров на таможенную территорию РФ такая таможенная декларация может использоваться в качестве единого документа, необходимого для применения к товарам таможенных процедур.

Если товары не предъявлены в таможенный орган, принявший таможенную декларацию, в течение 15 дней со дня ее принятия, таможенная декларация считается неподанной.

Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения. Перечень таких документов приведен в ст. 131 ТК:

1) договоры международной купли-продажи или другие виды договоров, заключенных при совершении внешнеэкономической сделки, а в случае совершения односторонних внешнеэкономических сделок - иные документы, выражающие содержание таких сделок;

2) имеющиеся в распоряжении декларанта коммерческие документы;

3) транспортные (перевозочные) документы;

4) разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

5) документы, подтверждающие происхождение товаров;

6) платежные и расчетные документы;

7) документы, подтверждающие сведения о декларанте.

Если отдельные документы не могут быть представлены одновременно с таможенной декларацией, по мотивированному обращению декларанта в письменной форме таможенные органы в письменной форме разрешают представление таких документов в срок, необходимый для их получения, но не позднее чем в течение 45 дней после принятия таможенной декларации, если иной срок для представления отдельных документов и сведений не предусмотрен настоящим Кодексом.

Декларант представляет в письменной форме обязательство о представлении документов в установленный срок.
Факт подачи таможенной декларации и представления необходимых документов фиксируется в день их получения таможенным органом. По запросу лица, подавшего таможенную декларацию, таможенный орган незамедлительно выдает письменное подтверждение (в т.ч. в форме электронного документа) о получении таможенной декларации и представлении необходимых документов.

По мотивированному обращению декларанта в письменной форме сведения, заявленные в принятой таможенной декларации, могут быть изменены или дополнены при соблюдении условий, указанных в п. 2 ст. 133 ТК.
Кроме этого, ТК предусматривает возможность отзыва таможенной декларации как на российские, так и иностранные товары (ст. 134 ТК).

Если декларант не располагает всей необходимой для заполнения таможенной декларации информацией по причинам, не зависящим от него, разрешается подача неполной таможенной декларации при условии, что в ней заявлены сведения, необходимые для выпуска товаров, исчисления и уплаты таможенных платежей, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании ВЭД, а также позволяющие идентифицировать товары по совокупности их количественных и качественных характеристик. При подаче неполной таможенной декларации декларант принимает обязательство в письменной форме представить недостающие сведения в срок, установленный таможенным органом, который для иностранных товаров не может превышать 45 дней со дня принятия неполной таможенной декларации таможенным органом.

Для российских товаров срок, в течение которого декларант обязан представить недостающие сведения, устанавливается исходя из времени, необходимого для транспортировки товаров в место убытия, навигационных, иных условий и не может превышать 8 месяцев со дня принятия неполной таможенной декларации таможенным органом (ст. 135 ТК).

Согласно ст. 136 ТК при регулярном перемещении через таможенную границу товаров одним и тем же лицом таможенный орган может разрешить подачу одной таможенной декларации на все товары, перемещаемые через таможенную границу в течение определенного периода времени.

Применение периодической таможенной декларации не должно приводить к нарушению предельного срока временного хранения товаров или к нарушению срока уплаты таможенных пошлин, налогов.

Согласно ст. 138 ТК при вывозе с таможенной территории РФ российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории РФ декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени. Подача полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации осуществляется в срок, устанавливаемый таможенным органом по заявлению декларанта.

В ТК РФ перечислен исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии таможенным органом таможенной декларации. Таможенный орган не принимает таможенную декларацию в следующих случаях:

1. Таможенная декларация подана в таможенный орган, не правомочный на ее принятие (таможенная декларация пересылается таможенным органом в надлежащий таможенный орган).

2. Таможенная декларация подана ненадлежащим лицом.

3. Таможенная декларация не оформлена соответствующим образом (не указаны необходимые для декларирования сведения, не соблюдена форма декларирования, отсутствуют подписи, печати организации).

4. Отсутствуют необходимые для таможенного декларирования документы (за исключением случаев, когда получено письменное разрешение таможенного органа на отсрочку представления отдельных документов).

5. В отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации (например не завершена таможенная процедура внутреннего таможенного транзита).

Таможенный брокер. Особенность деятельности таможенного брокера (как участника таможенного оформления товаров в целом и таможенного декларирования в частности) заключается в том, что все таможенные операции таможенный брокер осуществляет, как если бы он сам перемещал товар через таможенную границу. То есть таможенный брокер обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.

Правовой статус брокера определен гл. 15 ТК (ст. 133-148).

Таможенным брокером может быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр таможенных брокеров. Таможенный брокер совершает от имени декларанта или других заинтересованных лиц по их поручению таможенные операции в соответствии с ТК.

Таможенный брокер вправе ограничить сферу своей деятельности совершением таможенных операций в отношении определенных видов товаров в соответствии с ТН ВЭД либо в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу определенными видами транспорта, а также совершением отдельных таможенных операций или регионом деятельности в рамках региона деятельности одного (нескольких) таможенного органа (таможенных органов).

Отношения таможенного брокера с декларантами и другими заинтересованными лицами строятся на договорной основе. Отказ таможенного брокера от заключения договора при наличии у него возможности отказать услугу или выполнить работу не допускается (ст. 139 ТК).

Статья 140 ТК определяет следующие условия включения в Реестр таможенных брокеров:

1) наличие в штате заявителя не менее двух специалистов по таможенному оформлению, имеющих квалификационный аттестат;

2) наличие полностью сформированного первоначального уставного (складочного) капитала, уставного фонда либо паевых взносов заявителя;

3) обеспечение уплаты таможенных платежей;

4) наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами. Страховая сумма не может быть менее 20 млн. руб.

Таможенный брокер вправе:

1) выступать поручителем перед таможенными органами за исполнение обязательств по уплате таможенных платежей представляемым им лицом, если в соответствии с ТК требуется представление обеспечения их уплаты;

2) требовать от представляемого лица представления документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, в т.ч. содержащих информацию, составляющую коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, и другой конфиденциальной информации и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение требований ТК;

3) при заключении договора с представляемым лицом:

а) предоставлять скидки в отношении цены и предоставлять другие льготы для отдельных категорий представляемых лиц;

б) устанавливать в качестве условия заключения договора с представляемым лицом требования обеспечения исполнения обязательств этого лица в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Обязанности и ответственность таможенного брокера при таможенном оформлении обусловлены требованиями и условиями, установленными ТК в отношении таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенный режим или иную таможенную процедуру. Факт совершения таких операций не возлагает на таможенного брокера обязанностей, которые в соответствии с ТК возлагаются на лицо, перемещающее товары, перевозчика либо на иное лицо.

Таможенный брокер уплачивает таможенные пошлины, налоги, если содержание таможенного режима, определенного для декларирования товаров, предусматривает их уплату. За уплату таможенных платежей, подлежащих уплате в соответствии с ТК при декларировании товаров, таможенный брокер несет такую же ответственность, как декларант.

Полученная от представляемых лиц информация, составляющая коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, и другая конфиденциальная информация не должны разглашаться или использоваться таможенным брокером и его работниками для собственных целей, передаваться иным лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Таможенный брокер обязан вести учет товаров, в отношении которых им совершаются таможенные операции, и представлять в таможенные органы отчетность о совершенных таможенных операциях.

Обязанности и ответственность таможенного брокера (представителя) перед таможенными органами не могут быть ограничены договором таможенного брокера (представителя) с представляемым лицом (ст. 144 ТК).

Выпуск товаров. Выпуск товаров - действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с заявленным таможенным режимом (п. 23 ст. 11 ТК).

Выпуск товаров осуществляется таможенными органами в сроки, предусмотренные ст. 152 ТК, при соблюдении следующих условий:

1) если при таможенном оформлении и проверке товаров таможенными органами не было выявлено нарушений таможенного законодательства РФ, за исключением случаев, когда выявленные нарушения, не являющиеся поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, устранены, а также за исключением случая, предусмотренного ст. 154 ТК;

2) если в таможенный орган представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании ВЭД или в соответствии с международными договорами РФ, за исключением случаев, когда указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров;

3) если декларантом соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранный таможенный режим или применения соответствующей таможенной процедуры в соответствии с ТК;

4) если в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо представлено обеспечение уплаты таможенных платежей (ст. 148 ТК).

Выпуск для свободного обращения ввезенных на таможенную территорию РФ товаров допускается при условии поступления сумм таможенных пошлин и налогов на счета таможенных органов. В случае не поступления сумм таможенных пошлин, налогов на счета таможенных органов товары считаются условно выпущенными. Таможенные органы не вправе требовать подтверждения поступления денежных средств на счета таможенных органов. По требованию лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, таможенный орган обязан сам представить сведения о поступлении денежных средств на счет этого таможенного органа.

Разрешение на помещение российских товаров, вывозимых с таможенной территории РФ, под таможенный режим выдается таможенным органом применительно к выпуску товаров.

Согласно ст. 150 ТК при ввозе на таможенную территорию РФ товаров, указанных в ст. 67 ТК (необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также товаров, подвергающихся быстрой порче, живых животных, радиоактивных материалов, международных почтовых отправлений и экспресс-грузов, сообщений и иных материалов для средств массовой информации и других подобных товаров), а также при применении специальных упрощенных процедур таможенного оформления выпуск товаров может быть осуществлен до подачи таможенной декларации при следующем условии: декларантом представлены коммерческие или иные документы, содержащие сведения, позволяющие идентифицировать товары, а также представлены документы и сведения, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных законодательством РФ о государственном регулировании ВЭД, за исключением случаев, когда такие документы и сведения могут быть представлены после выпуска товаров, уплачены таможенные платежи или обеспечена их уплата.
Выпуск товаров до подачи таможенной декларации допускается при представлении декларантом обязательства в письменной форме о подаче им таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений в срок, устанавливаемый таможенным органом, который не может превышать 45 дней со дня выпуска товаров, если иной срок для представления отдельных документов и сведений не предусмотрен ТК.

ТК предусматривает возможность условного выпуска товаров (ст. 151). Условному выпуску товары подлежат в случае:

1) если льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации сопряжены с ограничением по пользованию и распоряжению товарами;

2) если товары помещены под таможенные режимы таможенного склада, беспошлинной торговли, переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза, реэкспорта, международного таможенного транзита, уничтожения, а также под специальные таможенные режимы, применимые к товарам, ввозимым на таможенную территорию РФ;

3) если выпускаются товары без представления документов и сведений, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании ВЭД.

Товары, выпуск которых осуществлен таможенными органами без представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, запрещены к передаче третьим лицам, в т.ч. путем их продажи или отчуждения иным способом, а в случаях, если ограничения на ввоз указанных товаров установлены в связи с проверкой качества и безопасности этих товаров, запрещены к их использованию (эксплуатации, потреблению) в любой форме.

Условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров.

Товары, заявленные к выпуску для свободного обращения, считаются условно выпущенными, если предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов либо если на счета таможенных органов не поступили суммы таможенных пошлин, налогов.

Согласно ст. 152 ТК таможенные органы осуществляют выпуск товаров не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления иных необходимых документов и сведений, а также со дня предъявления товаров таможенным органам. При применении предварительного декларирования выпуск товаров производится после их предъявления таможенному органу.

Выпуск товаров не осуществляется в случаях (ст. 153):

- если таможенным органом обнаружено, что при декларировании товаров заявлены недостоверные сведения, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов;

- при обнаружении таможенным органом признаков, указывающих на то, что заявленные при декларировании товаров сведения, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены;

- если таможенным органом обнаружено, что при декларировании товаров заявлены недостоверные сведения, которые влияют на применение к товарам запретов или ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

- при обнаружении таможенным органом признаков, указывающих на то, что заявленные при декларировании товаров сведения, которые влияют на применение к товарам запретов или ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены.

Наши рекомендации