Роль трансп. транзитных коридоров в развитии экономики россии

Глобализация бизнеса и интеграция транспорта отдельных стран в мировую транспортную систему потребовало интенсивного развития МТК. Через них проходят транзитные грузопотоки.

Транзит грузов – перемещение грузов через территорию страны между двумя таможенными пунктами к её границе под контролем таможенных органов без взимания таможенных пошлин и налогов и без применения мер ограничительной экономической политики государства. По сути, это экспорт транспортных услуг, которые предоставляются транспортными компаниями зарубежным грузовладельцам.

Для ускорения транзита создаются транспортные коридоры, т.к. функционирование логистической системы невозможно без соответствующей транспортной инфраструктуры.

МТК (по Сергееву) – часть национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает знач. грузовой и пассажирской перевозки между отдельными географическими районами, включает:

· Подвижной состав

· Стационарные устройства всех видов транспорта, работающие на этом направлении

· Совокупность технологических, правовых, организационных условий перевозки

МТК – это совокупность магистральных транспортных коммуникаций, с соответствующим обустройством, как правило, различных видов транспорта, обеспечивающих перевозки пассажиров и грузов в международном сообщении в направлении их наибольшей концентрации, связывающих различные страны. (Определение проекта, федеральной целевой программы «Развитие международных транспортных коридоров»)

Цель организации МТК:

· Унификация национальных законодательств

· Гармонизация транспортных систем Востока и Запада

· Создание международной транспортной инфраструктуры, имеющей единые технические параметры и обеспечивающие применение единой технологии перевозок

Предпосылки развития транзита в РФ:

· Географическое положение между Европой и Азией

· Достаточно невысокие цены транзита в РФ

· Увеличение дохода страны

· Недостаточное развитие транспортной системы и инфраструктуры – стимулирование инвестиций и развития.

Проблемы транзита:

· Законодательная база

· Изношенность инфраструктуры

· Недостаточная надежность и сохранность перевозки

· Низкое качество сопутствующего сервиса

Преимущества транспортного коридора в РФ:

· Увеличение дохода страны

· Политическое влияние на другие страны

· Дешевле купим товар, провозим по транзиту

· Увеличение объема сервиса

· Улучшение коммуникаций

Недостатки транспортного коридора в РФ:

· Ухудшение экологии

· Мы зависимы

Направление разработок транс-европейских трпнспортных коридоров были приняты представителями 42 европейских министерств во время Панъевропейской конференции (на о. Крит) в 1994 году.

Для ограничения количества узловых точек были согласованы пункты для остановок транспорта к перевалке груза. Благодаря появлению МТК, создана мультимодальная система перевозок.

Многие страны Европы и Азии хотят разместить МТК на своих территориях, и РФ тоже делает шаги в этом направлении.3 вида транспорта: Железная дорога Авто Водный

Направление разработок трансъевропейских транспортных коридоров и основные принципы будущей панъевропейской политики перевозок были приняты представителями 42 европейских министерств во время 2ой Панъевропейской конференции на о. Крит в 1994 году. Были определены 9 МТК, соединяющих Западную Европу с Восточной. Хельсинки – 1997 – еще одна конференция, коридоров стало 10.

По направлению «север-юг» и «запад-восток» сосредоточены основные транспортные коммуникации страны.

Развитие транспортной инфраструктуры используемой для международных перевозок, должно быть направлено на:

ü Устранение ограничений ВЭД страны

ü Модернизацию условий перевозок и снижение их стоимости

ü Увеличение привлекательности и конкурентоспособности маршрутов транзитных перевозок, проходящих по территории РФ

Совершенствование транспортной инфраструктуры – это не все для формирования МТК.

Нужно рассмотреть комплекс вопросов, связанных с:

ü Модернизацией транспортных средств

ü Унификацией УГЕ

ü Применение прогресса логистических технологий перевозок

ü Развитием системы операторов и экспедиторов

Транзитный коридор Север-Юг.

1) Сев. Европа – РФ – Касп. море – Персид. залив – Индия. Созд прямое ж/д сообщение до Иранских портов (2000г.) ч/з Азербайджан до порта «Махачкала», Астрахань – порт «Оля», Махачкала, Спб. Ж/д магист-ль Приволжская и Северокавк-я. Требуют развития росс. порты на Балтике (35% экспорта нефти). На террит-и Балт моря планируется постр-ть 5 портов, кот позволят перенапр-ть грузы в С-З регион.

2) Граница с Фин-ей – Спб – Москва – Киев – порты Украины на Чер море. и Спб – Псков – Невель – Витебск – Киев – порты Укр на Чер море. Оба коридора явл-ся росс-ми частями м/нар Панъевропейского транспортного коридора №9.

3) Архан-к – Вологда - Яросл-ль – Москва. По направл-ю С-Ю действует также сеть воздушных линий, обслуживающих прежде всего перевозки пасс-в.

Наши рекомендации