Формирование и развитие системы международных транспортных коридоров

Создание международных транспортных коридоров (МТК) в целях обеспечения сотрудничества между европейскими государ­ствами является одной из современных тенденций развития мирово­го транспорта и важным фактором дальнейшего размещения произ­водительных сил в современной мировой экономике. Организация МТК была инициирована в середине 80-х гг. XX в. Комитетом по внут­реннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ООН).

Официальное начало формированию МТК как элементов транс­портной инфраструктуры было положено на Второй Общеевропей­ской конференции по транспорту, состоявшейся в 1994 г. на острове Крит. Оно было вызвано быстрым ростом межгосударственных эко­номических и культурных связей и имело целью улучшение и уде­шевление международного сообщения за счет повышения согласован­ности в развитии и эксплуатации взаимодействующих звеньев транспортной инфраструктуры различных стран. До этого вопросы развития транспортной инфраструктуры в странах Западной Евро­пы рассматривались на протяжении достаточно продолжительного времени в рамках формирования ЕС. В частности, анализировались транспортные потоки между странами Скандинавии и Южной Евро­пы на основе интермодального подхода для освоения объемов пере­возок на этом направлении. Изучались автомобильные и железнодо­рожные перевозки в тяготеющих к данному транспортному коридору странах — Швеции, Дании, Германии, Польше, Чехии, Словакии, Ав­стрии, Швейцарии и Италии. Были разработаны методы оценки це­лесообразности использования отдельных видов транспорта и их комбинирования для выбора главных направлений обеспечения пе­ревозок и совершенствования транспортной инфраструктуры.

В первой половине 1990-х гг. решение этих проблем стало осо­бенно актуальным для обеспечения динамично развивающихся свя­зей между странами западной и восточной частей Европы, экономика которых длительное время основывалась на различных исходных предпосылках, что затрудняло развитие интеграционных процессов.

Для повышения эффективности внешнеторговых и транзитных связей международные организации и заинтересованные европейские страны приступили к формированию системы панъевропейских транспортных коридоров (Pan-European Transport Corridors — РЕТС), которые включают в свой состав совокупность магистральных ком­муникаций с соответствующим обустройством, как правило, различ­ных видов транспорта, обеспечивающие перевозки пассажиров и гру­зов в международном сообщении, на направлениях их наибольшей концентрации.

В формировании и развитии системы панъевропейских транс­портных коридоров активное участие принимают Европейская кон­ференция министров транспорта (ЕКМТ), КВТ ЕЭК ООН, Миро­вой банк, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), а также заинтересован­ные страны.

Решения по вопросам согласованного развития транспортных направлений, обеспечивающих международные связи в Европе, при­нимались на трех общеевропейских конференциях по транспорту (г. Прага, 1991 г.; о. Крит, 1994 г.; г. Хельсинки, 1997 г.).

Приоритетные направления транспортных связей между Запа­дом и Востоком Европы, характеризующиеся крупными устойчивы­ми грузо- и пассажиропотоками, были определены на Второй Обще­европейской конференции по транспорту. Они нашли отражение в создании девяти панъевропейских транспортных коридоров.

Три коридора (№ 1, 2 и 9) проходят по территории Российской Федерации и включают отечественные транспортные коммуникации.

На Третьей Общеевропейской конференции по транспорту было принято решение об открытии десятого коридора; была поддержана концепция совместного инвестирования общеевропейской транспор­тной инфраструктуры, создаваемой соединением Трансъевропейской транспортной сети (ТЭС) с соседними странами; отмечена важность развития евроазиатских связей, и в этом контексте принято решение о продлении коридора № 2 до Нижнего Новгорода с возможностью выхода на Транссибирскую магистраль (Транссиб).

Принятая система десяти панъевропейских транспортных кори­доров, включающая основные маршруты и ответвления от них, пред­ставлена в табл. 7.4.

Таблица 7.4

Наши рекомендации