Формирование и развитие системы международных транспортных коридоров

Создание международных транспортных коридоров (МТК) в целях обеспечения сотрудничества между европейскими государствами является одной из современных тенденций развития мирового транспорта и важным фактором дальнейшего размещения производительных сил в современной мировой экономике. Организация МТК была инициирована в середине 80-х гг. ХХ в. Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ООН).

Официальное начало формированию МТК как элементов транспортной инфраструктуры было положено на Второй Общеевропейской конференции по транспорту, состоявшейся в1994 г. на острове Крит. Оно было вызвано быстрым ростом межгосударственных экономических и культурных связей и имело целью улучшение и удешевление международного сообщения за счет повышения согласованности в развитии и эксплуатации взаимодействующих звеньев транспортной инфраструктуры различных стран. До этого вопросы развития транспортной инфраструктуры в странах Западной Европы рассматривались на протяжении достаточно продолжительного времени в рамках формирования ЕС. В частности, анализировались транспортные потоки между странами Скандинавии и Южной Европы на основе интермодального подхода для освоения объемов перевозок на этом направлении. Изучались автомобильные и железнодорожные перевозки в тяготеющих к данному транспортному коридору странах ¾ Швеции, Дании, Германии, Польше, Чехии, Словакии, Австрии, Швейцарии и Италии. Были разработаны методы оценки целесообразности использования отдельных видов транспорта и их комбинирования для выбора главных направлений обеспечения перевозок и совершенствования транспортной инфраструктуры.

В первой половине 1990-х гг. решение этих проблем стало особенно актуальным для обеспечения динамично развивающихся связей между странами западной и восточной частей Европы, экономика которых длительное время основывалась на различных исходных предпосылках, что затрудняло развитие интеграционных процессов.

Для повышения эффективности внешнеторговых и транзитных связей международные организации и заинтересованные европейские страны приступили к формированию системы панъевропейских транспортных коридоров (Pan-European Transport Corridors ¾ PETС), которые включают в свой состав совокупность магистральных коммуникаций с соответствующим обустройством, как правило, различных видов транспорта, обеспечивающие перевозки пассажиров и грузов в международном сообщении, на направлениях их наибольшей концентрации.

В формировании и развитии системы панъевропейских транспортных коридоров активное участие принимают Европейская конференция министров транспорта (ЕКМТ), КВТ ЕЭК ООН, Мировой банк, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), а также заинтересованные страны.

Решения по вопросам согласованного развития транспортных направлений, обеспечивающих международные связи в Европе, принимались на трех общеевропейских конференциях по транспорту (г. Прага, 1991 г.; о. Крит, 1994 г.; г. Хельсинки, 1997 г.).

Приоритетные направления транспортных связей между Западом и Востоком Европы, характеризующиеся крупными устойчивыми грузо- и пассажиропотоками, были определены на Второй Общеевропейской конференции по транспорту. Они нашли отражение в создании девяти панъевропейских транспортных коридоров.

Три коридора (№ 1, 2 и 9) проходят по территории Российской Федерации и включают отечественные транспортные коммуникации.

На Третьей Общеевропейской конференции по транспорту было принято решение об открытии десятого коридора; была поддержана концепция совместного инвестирования общеевропейской транспортной инфраструктуры, создаваемой соединением Трансъевропейской транспортной сети (ТЭС) с соседними странами; отмечена важность развития евроазиатских связей, и в этом контексте принято решение о продлении коридора № 2 до Нижнего Новгорода с возможностью выхода на Транссибирскую магистраль (Транссиб).

Принятая система десяти панъевропейских транспортных коридоров, включающая основные маршруты и ответвления от них, представлена в табл. 2.11.

Таблица 2.11

Наши рекомендации