Рейтинговые оценки инвестиционной привлекательности и рейтинговая классификация
Инвестиционный климат есть следствие огромного количества самых разнообразных факторов, на нем сказывается все, и поэтому, он не может являться субъектом односторонних воздействий. Конкретно можно исследовать и проводить оценку лишь отдельных составляющих этого самого климата. Всегда любой опытный инвестор должен опираться при выборе объекта инвестирования на результаты экспертной оценки инвестиционного климата.
Как правило, в международной практике комплекс показателей общего инвестиционного климата страны оценивается в баллах, сумма которых дает представление о его состоянии на определенный момент. В соответствии с данной методикой страна, набирающая максимальную сумму баллов по используемым показателям, имеет наиболее благоприятный инвестиционный климат.
В мировой практике для сравнительного анализа инвестиционного климата в различных странах мира принято использовать рейтинговые оценки ведущих международных рейтинговых агентств. Поскольку рейтинги впервые появились в США, то крупнейшими и наиболее известными рейтинговыми службами и агентствами, специализирующимися на присвоении рейтингов являются Moody"s Investors, Standard & Poor"s, Fitch-IBCA. Эти агентства имеют представительства в десятках стран мира и не только действуют по единым стандартам для всех стран, но имеют примерно одинаковые методики оценки кредитоспособности и шкалы рейтингов. Рейтинги, присвоенные международными службами, имеют ряд существенных недостатков: прежде всего, они ориентированы на международные финансовые рынки, и не всегда учитывают национальную и региональную специфику. В своей деятельности международные агентства защищают интересы, прежде всего американского бизнеса, вследствие чего склонны к занижению суверенного (странового) рейтинга, к которому "привязаны" субнациональные (региональные) и муниципальные рейтинги. Международные агентства и их национальные партнерские организации не занимаются "продвижением" рейтингов регионов и муниципалитетов внутри страны.
В отличие от международных агентств, национальные полностью зависят от доверия национальных эмитентов, инвесторов и других пользователей рейтинга, вероятность конфликта интересов которых значительно меньше. Национальные агентства глубже понимают специфику внутреннего рынка, что позволяет им делать более объективные оценки. Вследствие указанных причин правительства ряда стран с конца 70-х годов стало поддерживать создание и деятельность национальных рейтинговых агентств, считая, что влияние американских агентств слишком велико и необъективно. И уже к 2002 году такие агентства существовали более чем в 100 странах мира.
Достаточно высокий кредитный рейтинг, присвоенный специализированным рейтинговым агентством, повышает возможности региона, города при любой коммерческой или финансовой операции, независимо от того, используется ли рейтинг для привлечения инвестиций, получения кредитов, выпуска ценных бумаг, сбыта продукции, или расширения деятельности, кредитный рейтинг позволяет местному органу власти, демонстрируя свою кредитоспособность, заключать сделки на более выгодных для себя условиях.
Рейтинг является важной составной частью общей программы поддержания отношений с инвесторами, способствуя повышению общей инвестиционной привлекательности. Выход региона на внешний, в том числе, международный рынок в современных условиях невозможен без наличия у него кредитных рейтингов, присвоенных ведущими отечественными и международными рейтинговыми агентствами.
Виды рейтингов кредитоспособности
Прежде всего, существуют сравнительные кредитные рейтинги (рэнкинги), позиционирующие уровень кредитоспособности страны (региона) среди выбранного ряда других. Более конкретными являются классические индивидуальные рейтинги, в которых каждый эмитент относится к определенному рейтинговому классу не только по уровню риска невозврата (дефолта), но и по вероятному типу его поведения в отношении кредитора. Наиболее общими среди классических рейтингов являются кредитные рейтинги эмитентов - оценка общей способности и готовности эмитента выполнять свои финансовые обязательства.
Помимо них существуют кредитные рейтинги отдельных эмиссий. В странах с "проблемной" валютой, к которой пока относится и Россия, обычно различаются рейтинги по заимствованиям в местной и иностранной валютах. Эти рейтинги отражают способность эмитента выполнять финансовые обязательства, выраженные либо в национальной валюте страны эмитента, либо в иностранной валюте. При этом рейтинг эмитента в местной валюте может оказаться выше его рейтинга в иностранной валюте. Кредитные рейтинги различаются также по временному горизонту. По этому признаку они делятся на долгосрочные (>1года) и краткосрочные (<1года). Эти два вида рейтинга связывает дополнительная рейтинговая характеристика - прогноз рейтинга, иногда выделяемая в отдельный прогнозный рейтинг. Он показывает возможное направление изменения рейтинга в ближайшие два-три года.
Все рейтинги построены по принципу рейтинговой шкалы, в которой выделяются типы, категории и классы рейтингов. В качестве примера можно привести категории кредитных рейтингов агентства Standard& Poor"s:
^ Инвестиционные рейтинги:
ААА - возможности эмитента по выплате долга и процентов чрезвычайно велики;
АА - возможности эмитента по выплате долга и процентов достаточно велики;
А - возможности эмитента по выплате долга и процентов достаточно велики, но зависят от внутриэкономической ситуации;
ВВВ - возможности эмитента по выплате долга и процентов зависят от внутриэкономической ситуации на момент погашения.
^ Спекулятивные рейтинги:
ВВ - нестабильность внутриэкономической ситуации может повлиять на платежеспособность эмитента;
В - ограниченная платежеспособность эмитента, соответствующая, тем не менее, текущему объему выпущенных обязательств.
^ Аутсайдерские рейтинги:
ССС - некоторая защита интересов присутствует, однако риски и нестабильность высоки;
СС - платежеспособность эмитента сильно зависит от внутриэкономической ситуации;
С - платежеспособность эмитента полностью зависит от внутриэкономической ситуации;
D - долги просрочены.
30.Классификация рисков.
Деятельность субъектов хозяйственных отношений постоянно связана с риском.
Существуют различные виды риска в зависимости от того объекта или действия, рисковость которого оценивается: политический, производственные, имущественный, финансовый, валютный и т. д. Дадим краткую характеристику наиболее значимых для целей бизнес-планирования рисков:
1) суверенный (страновой) риск.Представляет собой риск, связанный с финансовым положением целого государства, когда большинство его экономических агентов, включая правительство, отказываются от исполнения своих внешних долговых обязательств.
2) политический риск. Иногда рассматривается как синоним странового риска.
3) производственный риск, в большей степени обусловленный отраслевыми особенностями бизнеса, т. е. структурой активов, в которые собственники решили вложить свой капитал.
4) финансовый риск, обусловленный структурой источников средств. В данном случае речь идет не о рисковости выбора вложения капитала в те или иные активы, а о рисковости политики в отношении целесообразности привлечения тех или иных источников финансирования деятельности фирмы
5) риск снижения покупательной способности денежной единицы.
6) процентный риск,представляющий собой риск потерь в результате изменения процентных ставок.
7) систематический, или рыночный, риск. Представляет собой риск, который не может быть элиминирован с помощью диверсификации;
8) специфический, или несистематический, риск. Имеет узкую трактовку и закреплен за операциями с финансовыми активами.
9) проектный риск, напрямую связанный с бизнес-планированием.
10) валютный риск. Любой субъект, владеющий финансовым активом или обязательством, выраженными в иностранной валюте, сталкивается с валютным риском, под которым понимается вероятность потерь в результате изменения валютного (обменного) курса.
11) трансакционный риск, представляющий собой операционный риск, т. е. риск потерь, связанных с конкретной операцией.
12) актуарный риск,покрываемый страховой организацией в обмен на уплату премии.