Методы оценки инвестиционной привлекательности предприятия в Российской Федерации

В настоящее время ни у кого из субъектов инвестиционной деятельности не вызывает сомнений необходимость оценки и анализа инвестиционной привлекательности предприятия – потенциального объекта инвестирования – как обязательной процедуры, предшествующей расчету ожидаемой эффективности любых вложений в этот объект. Причина – в признании того факта, что системный подход к организации инвестиционного процесса предполагает непременным атрибутом предварительную оценку возможностей той экономической системы, которая призвана обеспечить требуемую экономическую и иную эффективность данного процесса.

Единого критерия и единой методики оценки инвестиционной привлекатель­ности предприятия не существует. Наиболее часто оценка инвестиционной привлекательности производится при помощи одного из двух методов оценки: рейтин­говой и интегральной.

Метод рейтинговой оценки проводится в два этапа:

1. Заключается в анализе ограничений, накладываемых инвестором, с целью «просеивания» предприятий и формирования «узкого списка» кандидатов, удовлетворяющих первоначальным требованиям и претендующих на получение средств для финанси­рования своей инвестиционной программы.

2. Предполагает рейтинговую оценку предприятий из «узкого списка» — ранжирование по степени убывания инвести­ционной привлекательности попавших в него предприятий.

Анализ ограничений идет в контексте выбора «соответствует — не соответствует». Если предприятия соответствуют заданным ог­раничениям, они включаются в «узкий список», при несоответ­ствии — исключаются из дальнейшего рассмотрения.

Для анализа инвестиционной привлекательности накладыва­ются следующие основные ограничения:

• По абсолютной окупаемости инвестиций при заданном проценте по привлечению средств;

• По минимальной рентабельности инвестиций.

Рейтинговая оценка основывается на выведении некоего ком­плексного показателя, который рассчитывается как сумма взве­шенных репрезентативных коэффициентов, характеризующих различные аспекты эффективности деятельности и устойчивости финансового состояния предприятия. Существенное влияние на выбор весов коэффициентов оказывают:

• характер кредитования. При кредитном финансировании необ­ходимо существенно увеличить веса показателей финансового состояния (ликвидность, финансовая маневренность, общая платежеспособность) по сравнению с показателями эффектив­ности хозяйственной деятельности (прибыль к собственным средствам, рентабельность и пр.). Напротив, при институциональном финансировании показатели эффективности должны доминировать;

• предельное ограничение по срокам окупаемости. По мере воз­растания срока окупаемости (срока кредитования при бан­ковском финансировании) увеличивается вес показателей долгосрочного финансового состояния (общая платежеспо­собность) по сравнению с показателями текущей платежеспо­собности (ликвидность и финансовая маневренность). На против, при коротком сроке окупаемости коэффициенты ликвидности «в своей весовой категории» должны занимать доминирующую роль.

Таким образом, при составлении рейтинга анализируются две группы финансовых показателей, которые характеризуют инвес­тиционную привлекательность предприятий. В первую из них объ­единены пять показателей, характеризующих эффективность дея­тельности предприятий, а именно возможность получения при­были. Во вторую группу входят пять финансовых показателей, которые характеризуют платежеспособность предприятий или, другими словами, косвенно оценивают вероятность возврата вло­женных инвесторами средств. Используемые при анализе показа­тели рассчитываются на основании данных бухгалтерской отчет­ности по итогам года.

Показатели, характеризующие эффективность деятельности предприятия:

1. Рентабельность продаж.

Рассчитывается как отношение чис­той прибыли к выручке от реализации. Рентабельность продаж показывает, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля реализованной продукции. Величина данного показателя широко варьирует в зависимости от сферы деятельности предприятия. Объясняется это различием в скорости оборота средств, связанным с различиями в размерах используемого капитала, необходимого для осуществления хозяйственных операций в данном объеме, сроках кредитования, величине складских запасов и т.д. Длительный обо­рот капитала делает необходимым получение большей прибыли, чтобы достичь удовлетворительных результатов.

Величина показателя рентабельности продукции находится в непосредственной зависимости от структуры капитала предпри­ятия. Очевидно, что при прочих равных условиях рентабельность продаж будет тем меньше, чем значительнее величина задолжен­ности (и соответственно, плата за заемные средства).

2. Рентабельность активов.

Рассчитывается как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости активов. Рентабель­ность активов показывает, сколько денежных единиц прибыли получено предприятием с единицы стоимости активов независимо от источников привлечения средств.

Целесообразность использования данного показателя при оцен­ке инвестиционной привлекательности обусловлена тем, что он позволяет оценить эффективность использования всего имущества предприятия (прибыльность суммарных активов). С помощью тех же активов предприятие будет получать доходы и в последующие периоды деятельности. Таким образом, рентабельность активов дает возможность оценить эффективность использования активов и их прибыльность, а следовательно, оказывает влияние на инвес­тиционную привлекательность предприятия.

3. Рентабельность оборотных средств.

Определяется как отно­шение чистой прибыли к средней величине оборотных средств.

4. Рентабельность собственного капитала.

Данный показатель определяется как отношение чистой прибыли предприятия к ве­личине собственного капитала. Инвесторы капитала (акционеры) вкладывают в предприятие свои средства с целью получения при­были от инвестиций, поэтому, с точки зрения акционеров, наилуч­шей оценкой результатов хозяйственной деятельности является получение прибыли на вложенный капитал, а именно рентабель­ность собственного капитала.

5. Доля износа основных средств (коэффициент износа).

Данный показатель определяется как отношение суммы износа к среднегодовой стоимости основных фондов. Данный показатель указы­вает на техническое состояние основных средств предприятия.

Показатели, характеризующие платежеспособность предпри­ятия:

1. Коэффициент текущей ликвидности. Показывает, какую часть текущих обязательств предприятие сможет погасить, мобилизовав все оборотные средства. Данный финансовый коэффициент рас­считывается как отношение оборотных средств к краткосрочным обязательствам. Чем больше значение коэффициента, тем больше уверенность в оплате обязательств. Превышение активов над пас­сивами обеспечивает также резервный запас для компенсации убытков, возникающих при ликвидации активов. Таким образом, коэффициент определяет границу безопасности для возможного снижения рыночной стоимости активов.

2. Коэффициент срочной ликвидности. При расчете данного ко­эффициента используются наиболее ликвидные активы. При этом предполагается, что дебиторская задолженность имеет более вы­сокую ликвидность, чем запасы и прочие активы. При расчете ко­эффициента срочной ликвидности с краткосрочной задолженнос­тью сопоставляются денежные средства, краткосрочные финансо­вые вложения и дебиторская задолженность.

3. Коэффициент абсолютной ликвидности. Показывает, какую часть краткосрочных обязательств сможет погасить предприятие в ближайшее время за счет денежных средств на различных счетах и в краткосрочных ценных бумагах. Данный финансовый коэффи­циент рассчитывается как отношение наиболее ликвидных активов к краткосрочным обязательствам. Он характеризует величину де­нежных средств, необходимых для уплаты текущих обязательств. Объем денежных средств является своего рода страховым запасом и предназначается для покрытия краткосрочной несбалансирован­ности денежных потоков. Так как денежные средства не приносят дохода предприятию, то их размер должен поддерживаться на уров­не безопасного минимума.

4. Коэффициент обеспеченности текущих активов собственными оборотными средствами. Показывает, какая часть оборотных средств предприятия была сформирована за счет собственного ка­питала.

5. Коэффициент автономии. Показывает долю собственных средств в общей сумме источников финансирования. Данный фи­нансовый коэффициент позволяет оценить зависимость предпри­ятия от внешних источников финансирования, то есть возможность осуществления деятельности без дополнительного привлечения заемного капитала. С другой стороны, коэффициент автономии показывает, насколько финансовые обязательства предприятия могут быть покрыты за счет собственного капитала. Коэффициент автономии рассчитывается как отношение собственного капитала ко всем активам.

На основе экспертных исследований была разработана балль­ная оценка параметров, входящих в рейтинговую оценку инвести­ционной привлекательности (таблица 4). При этом оценивалась величина первичного параметра (за определенный год), затем по­лученный балл корректировался с учетом динамики.

Таблица 4

Бальная оценка параметров в рейтинговой оценке.

Показатели/ Оценка Хорошо Удовлетворительно В районе предельно допустимого значения Неудовлетворительно Крайне неудовлетворительно
Рентабельность продаж, % >20 5-20 0-5 -10-0 < -20
Рентабельность активов, % >15 5-15 0-5 -10-0 < -10
Рентабельность собственного капитала >45 15-45 0-15 -30-0 < -30
Коэффициент износа основных средств <20 20-30 30-45 45-60 > 60
Рентабельность оборотных средств, % >30 10-30 0-10 -20-0 < -20
Текущая ликвидность >1,3 1,15-1,3 1-1,15 0,9-1 < 0,9
Срочная ликвидность >1 0,8-1 0,7-0,8 0,5-0,7 < 0,5
Абсолютная ликвидность >0,3 0,2-0,3 0,15-0,2 0,1-0,15 < 0,1
Коэффициент обеспеченности собственными средствами, % >22 12-22 0-12 -11-0 < -11
Коэффициент автономии, % >50 20-50 10-20 3-10 < 3

Первичные параметры:

1. Оценки:

— «хорошо» — 2 балла;

— «удовлетворительно» — 1 балл;

— «в районе предельно допустимого значения» — 0;

— «неудовлетворительно» — минус 1 балл;

— «крайне неудовлетворительно» — минус 2 балла.

2. Поправка на динамику:

— «крайне положительная» (более +50%)— плюс 20%;

— «положительная» (от +10% до 50%) — плюс 10%;

— «стабильная» (от-10% до+10%) — 0;

— «отрицательная» (от-50% до -10%) — минус 10%;

— «крайне отрицательная» (менее -50%) — минус 20%.

Далее проводится ранжирование предприятий по количеству баллов, рассчитанных ранее и скорректированных с учетом дина­мики. В итоге составляется рейтинг предприятий по инвестицион­ной привлекательности.

Составление рейтинга является завершением оценки абсолют­ной и относительной инвестиционной привлекательности пред­приятий. В практическом ключе это означает, что инвестор по­лучает количественное обоснование сравнительной выгодности различных альтернатив вложения финансовых ресурсов при на­кладываемых им ограничениях и требованиях к возвратности средств.

1) Метод интегральной оценки

Метод интегральной оценкипозволяет рассчитать показатель, в котором воспроизводятся значения других показателей, скоррек­тированных в соответствии с их весомостью и другими фактора­ми.

Существуют разные подходы в отношении того, какие именно показатели должны входить в интегральную оценку инвестицион­ной привлекательности предприятия. Специалисты считают, что основными, удовлетворяющими требованиям международного меморандума IASC (International Accounting Standarts Commitec) яв­ляются показатели оценки:

· показатели оценки имущественного состояния объекта вло­жения инвестиций;

· показатели оценки финансовой устойчивости (платежеспо­собности) объекта инвестиций;

· показатели оценки ликвидности активов объекта инвестиций;

· показатели оценки прибыльности объекта инвестиций;

· показатели оценки деловой активности объекта инвестиций;

· показатели оценки рыночной активности объекта инвести­ций.

Интегральная оценка позволяет определить в одном показателе много разных по содержанию, единицам изменения, весомости и другим характеристикам факторов. Это упрощает процедуру оцен­ки конкретного инвестиционного предложения, а иногда является единственно возможным вариантом ее проведения и предоставле­ния объективных окончательных заключений.

Кроме комплексной и интегральной методик анализа инвестиционной привлекательности предприятия существуют и другие методики.

Достаточно широкое распространение получила методика комплексного экономического анализа МГУ им. В.М. Ломоносова.

Для проведения анализа с использованием методики КЭА необходимо построение целостной информационной системы, ориентированной на использование широкого спектра информации, доступной на рынке.

Сильной стороной методики комплексного экономического анализа МГУ им. В.М. Ломоносова является то, что она представляет наиболее полные и детальные рекомендации по анализу финансового состояния на основании финансовой отчетности компании, а также наиболее полный набор финансовых показателей, ориентированных на оценку финансового состояния и эффективности бизнеса анализируемой компании.

Рассмотрим методику комплексного экономического анализа МГУ им. М.В. Ломоносова в таблице 5.

Таблица 5

Методика комплексного экономического анализа МГУ им. М.В. Ломоносова (КЭА)

Стороны деятельности предприятия, анализируемые при помощи количественных показателей Стороны деятельности предприятия, анализируемые при помощи качественных показателей Цель проведения анализа
Анализ использования производственных средств; Анализ использования материальных ресурсов; Анализ использования труда и заработной платы; Анализ величины и структуры авансированного капитала; Анализ себестоимости продукции; Анализ оборачиваемости производственных средств; Анализ объема, структуры и качества продукции; Анализ прибыли и рентабельности продукции; Анализ рентабельности хозяйственной деятельности; Анализ финансового состояния и платежеспособности. Анализ организационно-технического уровня, социальных, природных, внешнеэкономических условий производства Оценка эффективности деятельности предприятия

По мнению В.А. Иванова и К.Г. Авакяна наиболее законченными и логичными являются методики Ю.В. Севрюгина[33] , В.М.Кожухара[34] , а также методика Л.С. Валинуровой и О.Б. Казаковой[35] . Для выбора наиболее оптимальной из них для каждого конкретного случая необходимо учитывать следующие возможности и ограничения данных методик.

Методика Ю.В. Севрюгина позволяет методом средневзвешенного оценить три локальных (таблица 6) и один интегральный показатель инвестиционной привлекательности предприятий разных организационно-правовых форм (ОАО, ЗАО, унитарного предприятия и др.). Недостатком методики является качественный характер параметров (критериев), используемых для оценки двух из трех рассчитываемых факторов (локальных показателей).

Таблица 6

Факторы и параметры инвестиционной привлекательности предприятия по методике Ю.В.Северюгина.

Факторы Их параметры
Внутренние
Финансовое состояние Коэффициенты соотношения земных и собственных средств, текущей ликвидности оборачиваемости активов; рентабельности продаж и собственного капитала по чистой прибыли
Корпоративное управление Доля голосов в уставном капитале, неподконтрольных менеджменту; доля государственной собственности в уставном капитале; доля акций в свободном обращении на вторичном рынке; размер вознаграждения членам совета директоров; финансовая прозрачность и раскрытие информации; соблюдение прав мелких акционеров по управлению предприятием; дивидендные выплаты за последний финансовый год
Внешние
Рыночное окружение Инвестиционный климат региона, в котором находится предприятие; инвестиционная привлекательность отрасли, к которой принадлежит предприятие; географический рынок сбыта продукции; стадия жизненного цикла основного вида продукции; степень конкуренции на товарном рынке; экологическая нагрузка на природную среду; развитость транспортной инфраструктуры

Преимуществом методики Л.С. Валинуровой и О.Б. Казаковой (таблица 7), а также методики В.М. Кожухара является использование попарного сравнения всех используемых параметров на предмет выявления их парной корреляции в целях исключения незначимых (зависимых) параметров из последующего расчета показателей инвестиционной привлекательности; методика Л.С. Валинуровой и О.Б. Казаковой является наиболее детальной и трудоемкой из всех анализируемых, поскольку предполагает учет 55 параметров, характеризующих оцениваемое предприятие. Методом средневзвешенного по ним определяются интегральные показатели инвестиционного потенциала и инвестиционного риска данного предприятия, после чего на их основе рассчитывается интегральный показатель его инвестиционной привлекательности. К важнейшим дополнительным возможностям методики относится учет влияния отрасли, к которой относится анализируемое предприятие, и региона, в котором оно функционирует, на инвестиционную привлекательность данного предприятия.

Таблица 7

Внутренние факторы инвестиционной привлекательности предприятия и их параметры по методике Л.С. Валинурова и О.Б. Казакова.

Факторы Их параметры
Инвестиционный Отношение текущего объема инвестиций к предыдущему
Финансовый Доля собственных оборотных средств в активах; коэффициенты общей, быстрой и абсолютной ликвидности; коэффициент финансовой независимости; коэффициенты автономии и маневренности собственных средств; финансовый цикл; рентабельности продаж, активов и чистых активов; рентабельность собственного капитала; финансовый рычаг; экономический рост предприятия; номинальная стоимость и общий объем обыкновенных акций, а также их доля в уставном капитале; акционерный капитал; балансовая стоимость обыкновенной акции; прибыль на акцию
Производственный Фондоотдача; рост запасов, постоянных активов, краткосрочных кредитов, дебиторской и кредиторской задолженности за год; доля просроченной дебиторской и кредиторской задолженности; рост заемных и собственных средств, а также добавочного и накопленного капитала за год; рост активов, выручки, валовой и чистой прибыли за год; доля чистой прибыли в выручке; динамика объема произведенной продукции; выработка на одного работающего; рост затрат за год; вклад в покрытие (валовая маржа), точка безубыточности (необходимый объем продаж); коэффициент вклада на покрытие; запас финансовой прочности; сила операционного рычага по объему реализации и по цене; коэффициенты замены и прироста основных средств; степень износа
Кадровый Среднемесячная зарплата; текучесть кадров; доля работников с высшим образованием; рост зарплаты; количество конфликтных ситуаций в год

Методика В.М. Кожухара базируется на использовании SWOT-анализа, за счет чего позволяет дополнительно к рассчитываемым показателям инвестиционной привлекательности (таблица 8)

Таблица 8

Факторы и критерии инвестиционной привлекательности предприятия по методике В.М. Кожухара

Факторы Их параметры
Внутренние
Конкурентные преимущества предприятия Доля рынка; качество продукции; стадия жизненного цикла продукции; привязанность потребителей к торговой марке; использование предприятийного потенциала (мощности); инновационность предприятия; тщательность контроля поставщиков и субподрядчиков
Стратегический потенциал предприятия Доходность инвестиций; профессионализм персонала; возможность диверсификации продукции; уровень риска; технологичность продукции; новизна и совершенство используемого оборудования
Внешние
Привлекатель- ность отрасли для инвестора Потенциал роста; возможности использования потенциала роста; потенциал доходности; инновационность отрасли; уровни использования ресурсов в отрасли; возможность самостоятельного выхода на рынок
Стабильность окружающей страновой среды Темп инфляции; прочность (статус) валюты; бюрократические формальности, связанные с ведением бизнеса; уровень и стабильность налогового бремени; устойчивость и привлекательность гражданского законодательства

Зарубежные методики оценки инвестиционной привлекательности предприятия

В таблице 9 проведено сравнение некоторых методик, используемых в мировой практике. Как видно из проведенного сравнения, во многих методиках одним из основных факторов оценки и прогнозирования будущего состояния анализируемой организации выступает оценка ее системы управления. Эта тенденции идет в одном русле с теоретическими исследованиями, которые напрямую увязывают состояние организации с эффективностью ее менеджмента и контроля со стороны акционеров за принятием управленческих решений.

Таблица 9

Сравнительный анализ зарубежных методик оценки инвестиционной привлекательности предприятия

Название методики Стороны деятельности предприятия, анализируемые при помощи количественных показателей Стороны деятельности предприятия, анализируемые при помощи качественных показателей Цель проведения анализа
Методика Банка Франции Оценка деятельности; Оценка кредитного дела; Оценка платежеспособности Оценка руководителей Оценка надежности предприятия как кредитополучателя
Методика Бундесбанка Оценка рентабельности окупаемости; Оценка ликвидности нет Оценка надежности предприятия как кредитополучателя
Методика Банка Англии Рыночный риск; Прибыль;Пассивы Рыночный риск; Бизнес; Контроль; Организация; Управление Оценка надежности коммерческого банка
  Методика Федеральной резервной системы США Капитал, активы, доходность, ликвидность Менеджмент Оценка надежности коммерческого банка  
               

Во многих методиках одним из основных факторов оценки и прогнозирования будущего состояния анализируемой организации выступает оценка ее системы управления. Эта тенденции идет в одном русле с теоретическими исследованиями, которые напрямую увязывают состояние организации с эффективностью ее менеджмента и контроля со стороны акционеров за принятием управленческих решений.

Тема 2. Инвестиционные проекты предприятий и оценка их эффективности.

Наши рекомендации