Критич. анализ устного метода Пальмера и «метода чт.» Уэста
Пальмер- создатель первой сис-мы учебников, представитель т. наз. наглядно-интуитивного направления в методике преподавания ин.яз. Осн. цель - овладение устной речью на интуитивной основе, + ауд. чт. письмо, научить уч-ся свободно владеть анг.яз.
Содержание: üобъектом явл. живой язык и язык лит. прозы, üв основе - тексты, к кот. предъявляются большие требования (интересные, сюжетные, неописательного хар-ра, сод-щие только извест. уч-ся реалии.) Пальмер одним из 1-ых поставил вопрос об отборе словаря. Принципы отбора: 1. частотность, 2. структурная сочетаемость(нов. ед-цы вводятся тогда, когда ученые могут сочетать их с уже известными словами) 3. конкретность(введ-е слов с конкр. знач-ми) 4. пропорц-сть(м/у отд-ми частями речи) 5. целесообр-сть.
Принципы обучения: 1) акт-сти/пасс-сти (гов., письмо - акт; ауд, чт. - пас.) 2) сознат. / подсознат обуч-я ия. Пальмер отдает предпочтение подсознат-у обуч-ю. Основа обуч-я – зауч-е образцов, запоминание, РЯ не искл-ся (перевод - на нач. стадии) 3)Градация трудностей (введение трудностей по нарастающей)
Метод. пр-пы: 1) подражание (имитация), 2) зауч-е наиз., 3) устн. упреждение, 4) предварит. пассив. восприятие (поним-говор-письмо), 5) пост-е введ-е труд-й и их изоляция, 6) беспереводность, 7) наглядность, 8) ситуативность, 9) искл-е всех форм раб. кроме устной.
Ауд. предшествует гов-ю, репрод. речь => продук., ситуат. речь => контекст. р., диал. р. => монол. речь.
Методика об-я: Рецепт. (восприятие чт, ауд), Репродукт. (говорение, письмо)
Ступени обучения:1. первонач. - научить поним. речь на слух, распозн-ть и прав. произн. отд. звуки; 2. промежуточная - обучение пониманию большей части слышимого и читаемого, освоение традиц. письма, гл. обр. - имитат. упр. + овладение актив. словарем. 3. продвинутая (сниж-я роль уч-ля к концу - умение чит. книги, пис. соч-я, вести беседу, более творч. упр.)
Отличия прямого и устного методов:
Прямой: 1. искл. письм. формы раб. только на 1ом этапе обучения, 2. Исп-е матер. для чт., 3. Сознат. усвоение матер. 4. Разв-е спос-сти анализ-ть и синтенз-ть, 5. Зрит. и слух. воспр-е.
Устный: 1. Вообще искл. какие бы то ни было письм. формы раб, 2.Отсутствие матер. для чт. 3. Сознат. и интуит. усвоение матер. 4.Разв. памяти и яз. навыков. Цель - создать у уч-ся с-му яз. рефлексов, 5.Только восприятие на слух.
Типы уст-х курсов Об. Ин. яз.: 1. Ознак-й курс (для уч-ся, не знаком-х с яз., задача преп-ля - учет степени трудности упр-й; соблюдение должных пропорций между усвоением и воспроизв-м яз. мат., борьба с формир-м неправ-х нав-в), 2. Корректив-й к. (для уч-ся, уже знакомых с яз., но имеющих неправ-е нав. и постоянно допускающих груб. ошибки при разговоре, основ. цель - устранение старых и формир-е нов. прав. нав.), 3. Продвинутый к. (для хорошо знающих ин.яз.; условная беседа и пассивное воспр-е, по окончании к. разрешается неограниченное использ-е письм. форм работы, а т. интенсив-е и экстенс-е Ч.
Формы работы: 1. Рецепт-е – объединение воспр-я и воспроизведения под силу уч-а, впервые изуч.яз. Ему приходится преодалевать сильное напряжение, т.к. он нач. уже думать, что отв-ть и как произнести слово. Уч-ки, к-е просто восприн-т, сосредоточены и спокойны (Упр. на пасс. и акт. воспр. уст. речи + трениров.упр.), 2.Репродукт-е-повт-е слов и звуков за препод., 3. Условная беседа - условное участие в беседе, т.е. ответы на ?сы., 4. Естеств. беседа на разл.темы.
+: 1. предложил дифф-ть яз. матер; предл. пр-пы отбора яз. матер. 2. разработал подстанов. упр. (таблицы). 3. этот путь требует наименьшей затраты усилий. 4. учет наклонностей и способ-й уч-ся. 5. впервые начали разл-ть рецепт. и репродукт. овладение речью
–: 1. усвоение языка стихийно, перескакивая через этап восприятия и воспроизв. отд. слов (целыми фразами) 2. исключение письм. форм работы 3. отсутствие материалов для чтения.
Методика изуч-я и.я. путем чт. на и.я. (англ.) имела шир. распростр-е во многих странах в 30-40е гг. Уэст считает рецептив. формы овлад-я я. первичными и более легкими, чем продукт. Чт., по его мн-ю, явл. более легким, чем слуш-е, т.к. при чт. нет необ-сти понимать разл. варианты произнош-я и чит-щий может читать доступ. ему темпом и перечит. ему не понятное. Чт. => устн. речь.
Цели обуч-я и.я. по Уэсту: 1. Практ.: научить чит.на англ.я., 2. Образоват.: ценность изуч-я м.я. – только в приобретенных навыках чт-я, кот. дают уч-мся возм-сть приобщиться к «брит. культуре» через печат. слово.
Осн. метод. принципы: 1. Идентичность процессов овладе-я род.и и.я-м, 2. Бесперевод. поним-е читаемого, 3. Чт. – специф. реч. процесс, связ-й с извлеч-ем инф-ции.
Виды Чт.: 1) знакомство с алфавитом на нач. ур-х устн. речи, 2) чт. после нач.ур-в, 3) чт. с проверкой поним-я прочит-го учениками. Есть чт.: а) как подсказанная устн. речь и б) как чт. книг. Чтобы предотвратить чт. без поним-я, надо придерж-ся правила: нельзя разрешать чит. без того, чтобы не была проверена прав-сть поним-я произн-мых слов. Ср-вом против этого может б. чт. с заданием на ранних этапах и предтекст. ?сы - на более поздних. Надо пробудить у уч-ся интерес к дан. тексту и предотвр-ть чт. с охватом только общего сод-ния. Книги желат-но д/б приключенч-ми рассказами и объем д/б приемлемым для иностранца.
2 цели книги для чт., составл-х на знакомом мат-ле: 1. Они предназн-ся для повт-ния и закрепл-я приобрет-го запаса слов и совершенст-я техники чт., 2. Дать уч-ся возм-сть почувст-ть удовлетв-е от достигнутого.
Виды пособий: 1. Книги для чт. построены по пр-пу нарастания труд-стей и с учетом возраста и интересов уч-ков; 2. Книги для доп. чт. (составлены на лекс.-гр. мат-ле, усвоенном при раб. с книгами для чт.); 3. Книги-словари, кот. вкл. нов. слова к каж. уроку и т.д.; 4. Пособия с упр-ми для закрепления яз. мат-ла.
+: üУэст создал хор. методику обуч-я чт-ю, üмного вр. уделял подбору текстов, üдиф. отбор мат-ла для устн. речи и чт., üввел чт. про себя, üсловари;
–: üотождествл-е правил род. я. с ин., üизуч-е гр. путем аналогии и догадки, üотожд-е зрел. чт. и ознакомит., üсниж. роли уч-ля, üне до конца реализ-л св. идеи.