Рекомендуемые педагогические технологии, стратегии и приемы

Ключевой технологией обучения, предлагаемой настоящей программой, является технология развития критического мышления, которое определяется как разумное, направленное рефлексивное мышление в процессе приобретения собственных знаний, включающее поиск путей рационального решения проблем, анализ и синтез, оценку чужой и собственной информации, выявление полезных аспектов.

Рекомендуется обучать студентов графическому представлению изученного материала. Для выстраивания собственно значимой системы знаний, ее пополнения и обновления эффективной является стратегия ИНСЕРТ («знал, новое, думал иначе, не понял, есть вопросы»), рассматриваемая как самоактивизирующаяся системная разметка для эффективного чтения и размышления. Использование различных приемов графической репрезентации материала стимулирует познавательную деятельность учащихся.

Рефлексивная практика является важной составляющей когнитивно-познавательной деятельности учащегося и ведет к самостоятельному управлению процессом овладения языком. Данная технология актуализирует позицию «я – учитель», поскольку позволяет учащемуся выстраивать собственный образовательный маршрут. Обладая сформированным умением к рефлексивной оценке, учащийся способен осуществлять мониторинг собственной деятельности, оценивать достижения, определять трудности, ставить цели для дальнейшего развития.

Эффективным методом формирования рефлексивного мышления является технология портфолио. Языковой портфолио является учебным средством, в котором его обладатель фиксирует свои достижения и опыт в овладении языком, полученные квалификации, а также отдельные виды выполненных им работ. Использование этой технологии позволяет в обучении иностранному языку, с одной стороны, развивать способность к целеполаганию, умение анализировать и оценивать процесс собственного развития, с другой, является инструментом автономного изучения языка, средством накопления опыта.

Принцип проблемно-ориентированного обучения реализуется с помощью проблемно-поисковой технологии, которая предполагает использование в обучении заданий проблемного творческого характера.

Формирование коммуникативной компетенции предполагает использование технологии интерактивного обучения, которая основана на моделировании ситуаций реального общения и организации взаимодействия учащихся в группе с целью совместного решения коммуникативных задач.

Развитию творческой индивидуальности способствует технология обучения в сотрудничестве. Участие в групповой работе придает личную значимость процессу обучения, повышает активность студентов, создает благоприятные условия для накопления и передачи опыта в процессе взаимодействия. Наряду с раскрытием творческих способностей каждой личности групповая работа учит студентов культуре научного спора, принятию решений на основе компромисса, распределению ролей, способствует взаимному доверию.

Одной из наиболее эффективных форм обучения в сотрудничестве является проектная технология. Выполнение проектных заданий различного характера ставит учащихся в ситуацию реального использования языка. Ценным является тот факт, что проектная работа обеспечивает формирование способности к автономной креативной учебной деятельности и активному взаимодействию с другими субъектами образовательного процесса. Проблемный, поисковый, исследовательский, творческий характер проектной деятельности предполагает консолидацию всех языковых умений и знаний из разных областей для решения проблемы. Создается естественная ситуация для широкого переноса учебных стратегий и интеграции различных видов иноязычного общения.

Профессиональная ориентация в обучении может осуществляться с помощью сценарно-контекстной технологии, которая позволяет моделировать будущую профессиональную деятельность. Она основана на воспроизведении в учебном процессе аутентичных ситуаций профессионального общения (интервью, дискуссии, дебаты и т.п.).

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) расширяют рамки образовательного процесса, повышая его практическую направленность, способствуют интенсификации самостоятельной работы учащихся и повышению познавательной активности.

3.1.4. Методическое обеспечение самостоятельной работы

Использование новых учебных технологий, технических средств обучения, творческих видов работ создает у обучающихся высокую мотивацию. При этом возникает значительный объем интерактивной работы. Ниже приводится соотношение работы преподавателя и студента при выполнении студентом (группой студентов) Проектной работы:

Преподаватель Студент
организация работы студента, постановка задач; разъяснение требований по проектной работе; создание банка ресурсов (электронный банк, обеспечение учебно-методических материалов для всей группы); составление графика консультаций; определение сроков отчетности; мониторинг самостоятельной работы (консультации); проверка письменных документов, создаваемых студентами (Предложение, Отчет об исследовании, Тезисы выступления); проведение презентаций в группе/конференции с участием нескольких групп; написание отзыва, рекомендаций. планирование исследования (выбор/согласование вопроса для исследования; ресурсы; сроки); написание Предложения (Research Proposal)/редактирование; поиск информации, в том числе с использованием Интернета; работа с текстами; проведение опроса (обработка данных, составление графиков/ диаграмм); написание тезисов выступления и редактирование; подготовка к выступлению с сообщением; выступление/презентация (в аудитории); включение материалов проектной работы в Портфолио.  

Таким образом, значительная доля самостоятельной работы интерактивна, что и отражено в соотношении аудиторной и самостоятельной работы в предлагаемых образовательных траекториях.

Наши рекомендации